Вестник магистратуры. 2016. № 5(56). Т. IV.
ISSN 2223-4047
УДК 340
И.В. Лисьих
МЕСТО НОРМАТИВОВ ОТЧИСЛЕНИЙ НАЛОГОВ В СИСТЕМЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Сложное государственное устройство Российской Федерации требует эффективного распределения бюджетных средств между всеми участниками таких отношений. Одним из способов пополнения бюджета страны являются налоги. Межбюджетные отношения позволяют перераспределять доходы бюджета между бюджетами разных уровней в целях выравнивания показателей минимальной бюджетной обеспеченности. Для этого предусмотрены определенные нормативы отчислений налогов.
Ключевые слова: нормативы, отчисления, налоги, доход, межбюджетные отношения, бюджет.
Начальным этапом становления бюджетных отношений в Российской Федерации можно приравнять к принятию Бюджетного Кодекса РФ, а именно 2000 год. С того времени по настоящий момент происходит формирование системы перераспределения доходных и расходных элементов бюджета между тремя уровнями власти: федеральной, региональной и местной.
По своему государственному устройству Российская Федерация имеет очень сложный состав. Возникают проблемы в сфере обеспечения органов публичной власти соответствующими денежными средствами для эффективной работы и должного существования определенных муниципальных образований. В случае, если бы не существовало межбюджетных отношений, то некоторые бы муниципальные образования оказались бы сверхприбыльными, другие же очень бедными. По мнению экспертов, такой разрыв составил бы более 10 раз. Что же является причиной такого разрыва? Основной причиной является то, что территория России очень разнообразна, каждая территория отличается от другой уровнем экономического развития, обеспеченностью ресурсами, климатическими условиями проживания, численности и составу населения и др.
Таким образом, межбюджетные отношения в таком государстве как Российская Федерация играют немало важную роль, своим возникновением они, прежде всего, обязаны местным бюджетам. В связи с тем, что именно большинство муниципальных образований не могут самостоятельно сформировать бюджет за счет собственных средств, без привлечения различных дополнительных денежных средств, с помощью дотаций, субсидий, субвенций. Дотации, как правило, предоставляются для выравнивания бюджета. Субсидии предоставляются на определенные цели (в случае недостижении цели производится возврат денежных средств). Субвенции предоставляются для достижения положительных результатов в определенной сфере (неиспользованные денежные средства можно вернуть, либо, по согласованию, распределить на другую сферу деятельности). Более подробно об указанных видах финансовой поддержки описано в Бюджетном Кодексе РФ.
Межбюджетные отношения позволяют перераспределять доходы бюджета между всеми участниками отношений (между бюджетами разных уровней) в целях выравнивания показателей минимальной бюджетной обеспеченности.
Применяемая в настоящее время схема распределения финансовых потоков удобна и (стабильность и социальная справедливость достигаются посредством усиления централизации налоговых доходов), но, по мнению некоторых ученых, абсолютно не подходит государству федеративного типа устройства. Она же порождает сохраняющийся годами комплекс основных проблем в области межбюджетных отношений. [1]
Например, Е.А. Бочкарева предлагает использовать методику расчета социально необходимых размеров бюджетов территории. Суть указанной методики состоит в том, что минимальный бюджет любого уровня должен покрываться за счет собственных доходных источников в сто процентном размере. Таким образом, это будет являться гарантией государства в обеспечении граждан финансовыми средст-
© Лисьих И.В., 2016.
Научный руководитель: Тепляков Дмитрий Олегович - кандидат юридических наук, доцент, Тюменский государственный университет, Россия.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2016. № 5(56). Т. IV.
вами в полном объеме, это также повысит заинтересованность в текущем и перспективном финансовом управлении налоговыми доходами.
Тем не менее, отказ от межбюджетных отношений в настоящее время, по нашему мнению, не возможен.
Перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами бюджетной системы РФ достигается двумя основными методами: закреплением налоговых и неналоговых доходов за соответствующим бюджетом и предоставлением межбюджетных трансфертов.
Субъект РФ отдельным законом может произвести замену дотаций на выравнивание полностью или в части установлением дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц, акцизов и др.
В связи с этим, выстраивается целая система финансовых взаимоотношений государства, его субъектов и муниципальных образований.
Нельзя не обратить внимания еще на одну тенденцию в развитии подходов к бюджетному выравниванию. Существует правило, сформированное бюджетной реформой 2004 года, о том, что переданные государственные полномочия должны обеспечиваться надлежащими финансовыми и материальными ресурсами. [2]
Доходы бюджета напрямую зависят от возложенных на них полномочий. Логически представляется: чем больше полномочий имеет какое-либо муниципальное образование, тем больше оно должно финансироваться.
Для выравнивания доходов бюджета Бюджетным Кодексом предусмотрены нормативы отчислений налоговых доходов в бюджеты различных уровней: доходы федерального бюджета, доходы бюджетов субъектов РФ, доходы местного бюджета.
Налоговые доходы местных бюджетов в свою очередь делятся на:
- доходы бюджетов городских поселений;
- доходы бюджетов муниципальных образований;
- доходы бюджетов городских округов;
- доходы бюджетов внутригородских районов;
- доходы бюджетов сельских поселений.
Дополнительно нормативы отчислений налогов могут быть изменены в соответствии с принятым на плановый год законом о бюджете.
Анализируя достаточное количество Законов о бюджете различных субъектов РФ, было замечено, что налог на доходы физических лиц, в большинстве случаев, в стопроцентном размере принадлежал собственному бюджету муниципального образования. С помощью такого норматива муниципальное образование более заинтересовано в полноте уплаты налога на доходы физических лиц, а также в легализации заработной платы. В соответствии с определенными регламентами и положениями органы муниципального управления совместно с представителями Пенсионного Фонда Российской Федерации, представителями Налоговых органов и др. проводят межведомственные комиссии по вопросу легализации заработной платы, а также комиссии по вопросам неполной уплаты налога на доходы физических лиц.
Таким образом, с помощью межведомственных комиссий достигается не только пополнение бюджета муниципального образования, но и легализация заработной платы, а также стимулирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к выполнению обязательств, установленных законодательством РФ.
Библиографический список:
1. Бочкарева Е.А. Статья: Разграничение доходных источников и расходных полномочий как одно из условий сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации // "Финансовое право". - 2013. - № 12. - С. 18 - 20.
2. Шевелева Н.А. Статья: Бюджетное выравнивание в России как способ гармонизации межбюджетных отношений (2000 - 2015) // "Сравнительное конституционное обозрение". - 2015. - № 2 - С. 32 - 44.
3. Андреева Е.М. Правовые вопросы финансирования совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации: исторический аспект и современное состояние // "Финансовое право". - 2015. - № 1. - С. 3 - 6.
4. Киселева Е.И. Использование межбюджетных трансфертов для выравнивания бюджетной обеспеченности бюджетов поселений: правовые проблемы // "Государственная власть и местное самоуправление". - 2014. - № 7. - С. 56 - 59.
ЛИСЬИХ ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА - магистрант, Тюменский государственный университет, Россия.