Научная статья на тему 'Методы управления инновационным развитием пассажирской железнодорожной компании'

Методы управления инновационным развитием пассажирской железнодорожной компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
322
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОЕКТА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / MANAGEMENT / PROJECT MANAGEMENT / PROJECT LIFE CYCLE / INNOVATION PROCESS / INNOVATION DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколова Я. В.

В статье приведена традиционная классификация методов управления, даны основные характеристики проектного управления, описаны его особенности. Отмечены современные тенденции проектного управления, особенности инновационного развития пассажирской железнодорожной компании. Приведена классификация инноваций, объединяющая целевой подход к разработке и внедрению инноваций и управленческий подход к организации инновационной деятельности, предложенный автором новый признак классификации инноваций позволяет учитывать отраслевые особенности железнодорожного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS MANAGEMENT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT PASSENGER RAILWAY COMPANY

The article describes the traditional classification methods of control, the main characteristics of project management, described its features. Noted modern trends in project management, peculiarities of innovative development of passenger railway company. Classification of innovations, combining a targeted approach to the development and implementation of innovations and managerial approach to the organization of innovative activities, proposed by the author of a new feature of the classification of innovations allows to take into account industry characteristics of railway transport.

Текст научной работы на тему «Методы управления инновационным развитием пассажирской железнодорожной компании»

УДК 656.07

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ПАССАЖИРСКОЙ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ КОМПАНИИ

Соколова Я.В., Научно-образовательный центр инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок ПГУПС

В статье приведена традиционная классификация методов управления, даны основные характеристики проектного управления, описаны его особенности. Отмечены современные тенденции проектного управления, особенности инновационного развития пассажирской железнодорожной компании.Приведена классификация инноваций, объединяющая целевой подход к разработке и внедрению инноваций и управленческий подход к организации инновационной деятельности, предложенный автором новый признак классификации инноваций позволяет учитывать отраслевые особенности железнодорожного транспорта.

Ключевые слова: методы управления, проектное управление, жизненный цикл проекта, инновационный процесс, инновационное развитие.

METHODS MANAGEMENT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT PASSENGER

RAILWAY COMPANY

Sokolova Y., Research-Educational Center of Innovation Development passenger rail PGUPS

The article describes the traditional classification methods of control, the main characteristics ofproject management, described its features. Noted modern trends in project management, peculiarities of innovative development ofpassenger railway company. Classification of innovations, combining a targeted approach to the development and implementation of innovations and managerial approach to the organization of innovative activities, proposed by the author of a new feature of the classification of innovations allows to take into account industry characteristics of railway transport.

Keywords: management, project management, project life cycle, innovation process, innovation development.

Введение

Несмотря на большое количество научных работ, посвященных теоретическим и практическим проблемам инновационного развития, до сих пор недостаточно освещены вопросы инновационного развития компаний, методов управления, оценки результатов инновационной деятельности. Существующие теории в области инновационного развития требуют корректировки и адаптации к конкретным отраслям промышленности с учетом специфики их деятельности.

Основными механизмами развития транспортных компаний, снижения издержек выступают активное внедрение инновационных разработок и построение эффективной системы стратегического управления инновационным развитием.

1. Методы управления

Методыуправления - это способы и приемы воздействия на объект управления, механизм, позволяющий решать производственные задачи.

Методы управления могут быть классифицированы по различным критериям, например, по отраслям и сферам применения (в промышленности, торговле, образовании, сфере услуг, на транспорте и др.), по управленческим функциям (методы планирования, прогнозирования, организации, мотивации, контроля и др.), по масштабам применения (используемые для всей компании, для некоторых структурных подразделений, для реализации конкретных проектов и др.).

Традиционной считается классификация по характеру воздействия на объект управления, при этом методы управления делятся на экономические, административные (организационно-распорядительные) и социально-психологические.

Экономические методы управления представляют собой совокупность стоимостных инструментов, применяемых для достижения заданного уровня экономической эффективности деятельности компании с наименьшими затратами. Они включают:

- планирование экономических результатов деятельности;

- материальное стимулирование в форме оплаты труда, премий, санкций за нарушения;

- нормирование экономических показателей деятельности компании, в том числе для создания основы планирования, материального стимулирования и контроля;

- контроль экономических показателей деятельности, в том числе для сбора аналитической информации.

Административные (организационно-распорядительные)мето-ды управления представляют собой совокупность приемов прямого воздействия на объект управления для выполнения закрепленных за ним функций. Организационно-распорядительные методы управле-

ния могут быть разделены на две группы: методы организационного и распорядительного воздействия.

Организационное воздействие проявляется в формахрегламен тирования,нормирования, инструктирования.

Распорядительное воздействие направляется на контроль и регулирование деятельности посредством приказов, распоряжений, постановлений и указаний.

Социально-психологические методы управления представляют собой совокупность приемов и способов социального и психологического воздействия на коллектив и отдельные личности для повышения их трудовой и творческой активности.

В систему социально-психологических методов входятметоды социального воздействия, управления индивидуальным поведением и коллективной деятельностью работников.

К методам социального воздействия относятся: общие собрания работников, предоставление льгот и гарантий, участие в работе общественных советов и др.

К методам управления индивидуальным поведением работника относятся: стимулирование личной инициативы, личный пример руководителя, уважительное отношение к подчиненному, выдвижение работника в резерв на вышестоящую должность и др.

К методам управления коллективной деятельностью относятся:формирование организационной структуры, обмен передовым опытом работы, проведение конкурсов, семинаров, конференций и др.

Проектное управление сочетает в себе, прежде всего, экономические и административные методы управления, сфера применения социально-психологических методов находится в плоскости основной деятельности компании, однако элементы социально-психологических методов управления используются при реализации любого проекта.

2. Проектное управление, его особенности

Коммерческая компания осуществляет целенаправленную деятельность с целью извлечения прибыли, включающую операционную деятельность и проекты, кроме того зачастую бывает вовлечена в различные проекты или программы, причем эти составляющие деятельности компании часто пересекаются.Под программой здесь понимается деятельность, направленная на достижение какой-либо крупной долгосрочной цели, как правило, программа разбивается на отдельные проекты. В общем виде проект- это деятельность, которая имеет начало, конец, осуществляется с целью достижения запланированных результатов с учетом определенных затрат, установленного календарного плана-графика и уровня качества. Ключевая разница между проектами и операциями состоит в том, что операции имеют непрерывный характер и часто повторяются,

а проекты временны и уникальны.

Управление проектами отличается от управления основной деятельностью компании тем, что фокусируется на конкретном проекте с определенной продолжительностью осуществления, как правило, ограниченного в ресурсах.

По данным Американского института управления проектами, управление проектами - это деятельность попланированию, организации, руководству, координации ресурсов (финансовых, трудовых, материальных, технических) в рамках проектного цикла для достижения целей проекта с использованием современных методов, техники и технологии управления для достижения определенных результатов проекта по стоимости, времени, качеству, составу и объему работ, удовлетворению участников проекта[3].

Каждый проект имеет жизненный цикл, состоящий из нескольких фаз от момента появления проекта (замысла, идеи проекта) до момента его ликвидации (закрытия):разработка концепции проекта, получение решения заказчика на планирование проекта, собственно планирование проекта, осуществление, оценка и завершение проекта.

Согласно рамочному стандарту PMBoK (Project Management Body of Knowledge)управление проектами включает 9 областей применения, методики каждой из них используются на всех этапах жизненного цикла проекта:

- общее управление проектом;

- управление объемами, работами и целями проекта;

- управление временными параметрами проекта;

- управление стоимостью проекта;

- управление качеством проекта;

- управление командой проекта;

- управление коммуникациями проекта;

- управление рисками;

- управление поставками проекта.

Проекты различаются между собой по типу, виду, сложности и Таблица 1. Классификация инноваций по

т.д., традиционно проекты классифицируют по типу (экономические, организационные, социальные, технические, смешанные), по виду (инвестиционные, инновационные, учебно-образовательные, исследовательские, комбинированные), по длительности (кратко-, средне-и долгосрочные), по природе (коммерческие и некоммерческие).

Независимо от варианта проекта каждому из них присущи общие характеристики, среди которых: наличие цели, жизненный цикл, взаимозависимости, уникальность, конфликт и др.

Проектное управление пассажирской железнодорожной компании представляет собой процесс управления, базирующийся на формировании перечня проектов инновационного развития с учетом внешних и внутренних факторов и выбора из него оптимального портфеля проектов по обоснованному критерию. В качестве такого критерия может выступать обобщающий показатель эффективности деятельности компании - индекс роста производительности труда, в качестве ограничивающего показателя часто выступает степень обеспеченности инновационного проекта инвестиционными ресурсами[2].

Система проектного управления инновационным развитием позволяет актуализировать стратегические цели компании путем построения стратегической карты.Цели каждого проекта устанавливаются по четырем элементам управления: финансы, контрагенты, производственные процессы, человеческий капитал и организационное развитие. Далее с учетом отраслевых особенностей разрабатывается система показателей эффективности деятельности компании, формируется совокупность проектов, реализация которых необходима для достижения стратегических целей компании, рассчитывается влияние проекта на показатели эффективности деятельности компании, с учетом инвестиционных возможностей производится выбор оптимального портфеля инновационных проектов [1].

3. Особенности инновационного развития пассажирской железнодорожной компании основным признакам

Признак

Институциональный

Технико-технологический

Глубина изменений

VI: 11111 п nn ui\ip hl'h i ni

Структурный

Название

Организационно-управленческие

Социальные

Экологические

Правовые

Продуктовые

Процессные

Радикальные

Модификационные

Улучшающие

Новые для мирового рынка

Новые для рынка внутри страны

Новые

для предприятия

В сфере безопасности

Инфраструктурные

R подвижном составе

Содержание

Новые организационные формы существования компаний; новые средства и методы управления (развитие механизмов проектного управления, бережливого производства, управление отношениями с потребителями и партнерами)

Новые социальные подходы в управлении и персоналом и кадровой политике (развитие персонала, систем мотивации)_

Новые подходы к охране окружающей среды и минимизации вредного воздействия транспорта на экологию (внедрение комплексной системы экологического контроля и мониторинга)

Новые организационно-правовые способы ведения коммерческой деятельности

Новые продукты и услуги, создаваемые осваиваемые предприятиями в техническом экономическом аспекте

Новые алгоритмы, средства и способы переработки ресурсов в целях достижения более эффективного процесса производства (организация перевозочного процесса, развитие сети межрегиональных, мультимодальных перевозок)

«Продуктовое новшество», ориентированное на удовлетворение новых потребностей покупателей и создание нового рынка сбыта

Новые технико-технологические решения на базе существующих

Модернизация существующих техники и

ТРУНП mi l i [i

Инновации, обладающие новизной в мировом

мягтптябр

Инновации, обладающие новизной в масштабе государства

Инновации, обладающие новизной для компании, их внедряющей

Новшества, повышающие безопасность движения и безопасность используемых материалов для здоровья пассажиров, экологичность подвижного

гпгтгтя

Новшества, улучшающие технические и эксплуатационные характеристики

инфраструктуры

Новшества, улучшающие технические, эксплуатационные, стоимостные и потребительские характеристики подвижного состава (управление жизненным циклом подвижного состава*)

В настоящее время существуют разные подходы к определению инноваций и к их классификациям. В статье предложена классификация, базирующаяся на синтезе целевого подхода к разработке и внедрению инноваций в деятельность пассажирской железнодорожной компании и управленческого подхода к организации инновационной деятельности. Автором введен новый признак классификации -структурный, позволяющий учитывать отраслевые особенности железнодорожного транспорта (таблица 1).

Введение нового признака классификации инноваций для железнодорожных компаний способствует систематизации данных о новшествах, появляющихся в сфере безопасности, улучшающих характеристики инфраструктуры и подвижного состава, что в свою очередь позволяет придать положительный импульс инновационной активности компании за счет привлечения внимания руководителей всех уровней к решению проблем развития и обновления.

Для выбора эффективных методов управления инновационным развитием необходимо глубокое понимание сути понятия «инновация». Терминологическая основа понятия выявляется путем семантического анализа определений термина «инновация», приведенных разными авторами, показывающего возможность его интерпретации, исходя из трех представлений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно первому представлению термин «инновация» рассматривается в аспекте «процесс - результат». Проведение процесса, основанного на научно-технических изысканиях и одновременных финансовых вложениях, направленного на создание инновации, приводит к результату. Как результат расцениваются инновационные продукты, товары, услуги или инновационные технологии (планирования, производства, контроля, организации обслуживания, организации труда, контроля и др.).

Согласно второму представлению термин «инновация» рассматривается в аспекте «результат - процесс». Результат, выразившийся в создании технологии или материализованного объекта, достигается за счет процесса - определенного комплекса действий.

Согласно третьему представлению термин «инновация» рассматривается в аспекте «внедрения», что означает реализацию мероприятий по вводу и использованию новых технологий и продуктов в организационную деятельность.

Текущее состояние пассажирского комплекса железнодорожного транспорта Российской Федерации характеризуют следующие ключевые моменты:

- средний возраст железнодорожного полотна и верхнего строения пути, устройств сигнализации, связи, электроснабжения и другого оборудования превышает 40 лет; 28% электровозов и 11% тепловозов эксплуатируются более 30 лет; при существующей тенденции старения инвентарного вагонного парка и низких темпах его обновления к 2020 г. наличный парк уменьшится более чем на 35%; по экспертным оценкам потери страны от недостаточного развития транспортной инфраструктуры составляют 3-6% ВВП;

- значительная часть вагонов ранних лет постройки не удовлетворяет требования пассажиров по уровню комфортности перевозки; парк пассажирских вагонов для перевозок в дальнем следовании в 2013 г. составил 23 тыс. единиц, из них только 54,2% имеют систему кондиционирования воздуха; парк пассажирских вагонов для перевозок в дальнем следовании, за исключением поездов «Ласточка», «Сапсан» и «Аллегро», не соответствует международным стандартам;

- в масштабах Российской Федерации протяженность «узких мест» приближается к отметке 10% от общей протяженности железных дорог и имеет тенденцию к росту, по экспертным оценкам к 2020 г. значение этого показателя может достигнуть отметки 20%, а к 2030 г. - 25%;

- низкая инвестиционная привлекательность железнодорожного транспорта; основной источник финансирования инвестиций в железнодорожных пассажирских перевозках дальнего следования - амортизация (кредиты банков составляют не более 10% от всей инвестиционной программы), пригородного сообщения - бюджетные средства (однако реального исполнения инвестиционных программ нет, выделяемые финансовые ресурсы направляются пригородными пассажирскими компаниями, прежде всего, на погашение текущих расходов).

Осуществление инноваций в пассажирском комплексе железнодорожного транспорта затрудняет ряд факторов, которые разделяются на экономические и производственные. К числу экономических факторов относятся:

- недостаток собственных денежных средств пассажирских компаний;

- слабая финансовая поддержка со стороны государства;

- длительные сроки согласований с отраслевыми комитетами, межгосударственными образованиями и другими инстанциями;

- высокая стоимость разработки и внедрения инноваций;

- низкий платежеспособный спрос на новые продукты;

- высокий экономический риск и длительные сроки окупаемости.

К числу производственных факторов относятся:

- слабый уровень развития исследовательской базы;

- низкий уровень инновационной активности компаний и их неготовность к освоению новейших научно-технических достижений;

- недопустимость рисков отказа разрабатываемых технических средств.

Перспективное развитие железнодорожных пассажирских компаний Российской Федерации связано с внедрением инновационных технологий во все сферы деятельности и повышением конкурентоспособности на рынке транспортных услуг при увязке со стратегическими целями государства. Основные направления развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации, в том числе в инновационной сфере, отражены в Транспортной стратегии Российской Федерации и Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г. На основе Транспортной стратегии Российской Федерации разработаны программы:

Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы» (подпрограмма «Железнодорожный транспорт»), в которой предусмотрены инвестиции в инфраструктуру в размере 5,8 трлн. руб.;

Стратегия развития ОАО «РЖД» до 2030 г. с финансированием ее мероприятий в размере 14,4 трлн. руб.,

Генеральная схема развития сети железных дорог до 2020 г., в которой заложены капитальные вложения в инфраструктуру в размере 4,1 трлн. руб.;

Проект долгосрочной национальной программы развития скоростного и высокоскоростного движения с финансированием в размере 6,3 трлн. руб. (расходы на сооружение инфраструктуры без учета расходов на приобретение подвижного состава).

Собственные возможности пассажирских компаний, необходимые для перехода на инновационное функционирование, ограничены, поэтому тенденции будущих пассажиропотоков и объемов финансирования (по направлениям) оцениваются на основе сценариев Министерства экономического развития Российской Федерации. Определено три сценария: пессимистический, консервативный и инновационный. Для пассажирских компаний целесообразно рассмотрение перспектив развития по консервативному и инновационному сценариям. К планируемым показателям относятся объемы перевозок, пассажирооборот, вагоно-километровая работа, доходы и расходы от основной деятельности, амортизация, капитальные вложения, субсидии и инвестиции государства, прибыль компаний до вычета налогов, амортизационных отчислений и процентов по кредитам.

Заключение

Глубокое знание теоретических основ управления является зачастую обязательным условием успешного развития новых методов управления, к каким можно отнестипроектное управление инновационным развитием.

При формировании системы управления инновационным развитием пассажирской железнодорожной компании необходимо использовать комплексный подход, предполагающий взаимоувязанную и скоординированную работу участвующих в этом процессе подразделений и исполнителей. Отсутствие эффективного взаимодействия участников приводит к замедлению сроков реализации, ухудшению качества, дополнительным расходам, а иногда к досрочному закрытию проекта.

Литература:

1. Бубнова Г.В., Выгнанов А.А., Романова А.Т. и др. Критерии оценки и мониторинга инвестиционных проектов на основе выгод объектов транспортной деятельности и пользователей транспорта.М.: МИИТ, 2008. - 8, 5 п.л.

2. Соколова Я. В. Совершенствование управления проектами инновационного развития в транспортной компании. Известия Петерб. ун-та путей сообщения. - СПб.: Петерб. гос. ун-т путей сообщения, 2014. - Вып. 2. - С. 146-152.

3. www.pmi.org - официальный сайт Американского института управления проектами - Project Management Institute (PMI).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.