Литература
1. Никандров, Н.Д. Мировые тенденции развития образования. Доклад на заседании Общественной Палаты РФ [Текст] / Н.Д. Никандров. М.: РАО, 2008.- 37 с.
2. Набиуллина, Э.С. Экономическая активность населения России в рамках реализации государственных антирецессионных программ [Текст] // Э.С. Набиуллина. Российский финансовый вестник. 2009.-№1.- с.4-6.
3. Сластенин, В., Исаев, И., Мищенко, А., Шиянов, Е. Технология конструирования педагогического процесса [Текст] / В. Сластенин, И. Исаев, А. Мищенко, Е. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 2001.- 316 с.
4. Печатнова, Н.Б. Педагогическое прогнозирование при управлении качеством образования [Текст] // Н.Б. Печатнова. Новый педагогический вестник.-2008.- №1.- с.79-81.
5. Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе [Текст] / Ю.Г. Фокин. М.: Академия, 2001.- 196 с.
6. Регуш, Л. А. Единство содержательных, операционных и мотивационных компонентов в алгоритме педагогико -экономического прогноза [ Текст] // Л. А. Регуш. Экономические инновации в высшей школе.- 2007.- №9.- с. 62-68.
Игнатьев А. В.
Методы стратегического управления ресурсами туристического
предприятия
Потенциально благоприятные перспективы развития российских компаний туристического бизнеса пока реализуются не в полной мере вследствие недостатков в менеджменте. В этой связи актуальным является исследование возможностей совершенствования управления, прежде всего, в части использования специализированных методов стратегического управления ресурсами туристической компании при внедрении инноваций.
Для решения этой задачи рассмотрим более подробно каждый из блоков механизма управления инновационной деятельностью туристической компании.
Рациональность взаимодействия элементов механизма управления инновационной деятельностью может проявляться в конкретизации и оптимизации направленности действия каждого из них. При этом различные механизмы должны быть организованы таким образом, чтобы их совместное применение было направлено на достижение общей цели обеспечения высокого уровня эффективности управления инновационной деятельностью туристической компании.
Применение в качестве основных взаимодействующих элементов в механизме управления инновационной деятельностью туристической компании экономических, социальных, нормативно-правовых, административно-
распорядительных методов может быть выражено как направленностью на достижение намечаемых ориентиров результативности (экономической, социальной, структурно-организационной), так и соответствующими приемами, действиями, мерами, в конечном итоге реализуемыми в функциях текущего, перспективного и стратегического управления.
Экономические методы управления, в конечном итоге, должны способствовать достижению устойчивого экономического роста туристической компании. Для этого необходимо эффективное решение задач:
• оптимизация ценообразования на предоставляемые потребителям туристические услуги;
• установление и соблюдение стандартов предоставления услуг, в первую очередь медико-экономических стандартов оказания санаторно-курортной (лечебной, оздоровительной) помощи гражданам;
• оптимизация ресурсопотребления;
• ориентация персонала туристической компании на повышение уровня заинтересованности в достижении намечаемых (ожидаемых) экономических результатов (роста объемов оказания услуг, получения прибыли);
• диверсификация услуг и обеспечение их инновационного характера;
• укрепление материально-технической базы туристической компании;
• формирование системы стимулирования персонала за добросовестное выполнение возложенных на него функций, а также штрафных санкций за несоблюдение сотрудниками стандартов и технологий, в первую очередь в части оздоровления и лечения.
Социальные методы управления туристической компанией, в совокупности с экономическими, административными и правовыми методами, должны быть направлены на:
• стимулирование труда и обеспечение роста его оплаты;
• охрану и создание благоприятных социально-психологических условий труда персонала;
• совершенствование профессиональных навыков персонала;
• повышение информированности персонала о целях и задачах развития компании.
В условиях осуществления инновационной стратегии развития туристической компании особое значение имеет применение социальных методов управления, направленных на повышение профессионального уровня персонала, особенно медицинских работников, врачей-специалистов.
Нормативно-правовой метод управления туристической компанией воздействует как в рамках регламентации законов РФ, направленных на эффективное использование природно-климатических ресурсов лечебного свойства, развитие санаторно-курортной сети, повышение уровня медико-оздоровительного обслуживания и оказания необходимой лечебно-профилактической помощи гражданам, так и на выполнение федеральных и региональных программ развития СКС, являющихся основными источниками доходной части бюджетов всех уровней.
Осуществление основных функций стратегического управления туристической компанией возможно в результате реализации конкретных экономических, социальных, финансовых, инновационных, организационных, инвестиционных и иных мер в процессе планово-расчетных обоснований, прогнозирования, организации, принятия регулирующих воздействий, программирования, контроля, учета и анализа деятельности и развития как в целом СКС, так и его отдельных туристических компаний.
Важно отметить то, что все перечисленные методы управления должны быть тесно взаимосвязаны друг с другом. Так, например, меры, направленные на увеличение размера финансовых поступлений от оказания туристической компанией комплекса услуг гражданам посредством изменения цен на услуги, снижения затрат в процессе потребления трудовых, лечебно-лекарственных, материально-технических, энергетических ресурсов, устранения непроизводительных расходов, непосредственно зависят от:
• организации труда персонала, медико-оздоровительного, лечебно-профилактического и др. процессов;
• запланированных мероприятий по техническому оснащению медицинских, оздоровительных комплексов;
• внедрения улучшающих и кардинально новых инноваций в практику работы санаторно-курортной организации;
• планово-расчетных объемов оказываемых услуг отдыхающим и лечащимся гражданам;
• планируемых к достижению экономических показателей в виде прибыли, затрат на ресурсопотребление;
• предстоящего выполнения экономически и социально значимых проектов медицинской, инновационной и иной направленности.
Управление туристической компанией должно эффективно задействовать имеющиеся у нее ресурсы и доступный потенциал их развития. В этой связи следует разделять инновационные и рекреационные ресурсы компании туристического бизнеса.
Инновационные ресурсы - это совокупность финансовых, интеллектуальных и материальных средств, которыми располагает туристическая компания для осуществления инновационной деятельности.
Инновационные ресурсы включают:
• персонал организации, который характеризуется уровнем профессиональной подготовки и способностью к обучению;
• соответствие организационных структур и систем управления задачам развития инновационного процесса;
• кодифицированное знание, которым располагает санаторно-курортная организация, в части нематериальных активов, представленное патентами, ноу-хау, прототипами, компьютерными программами и т.д.;
• научно-технический задел в виде незавершенных инновационных проектов;
• финансовое обеспечение инновационной деятельности.
Важным инновационным ресурсом туристической компании, осуществляющей собственные разработки в рамках инновационной стратегии, является задел по незаконченным научно-исследовательским и опытно-промышленным работам. Можно отметить несколько характеристик ценности этого ресурса: степень готовности и радикальности, предварительная оценка результата, вероятность положительного результата и т.д.
Общим условием успешности инновационной деятельности является ее достаточное финансирование. Уровень финансирования зависит от финансового состояния туристической компании, выбранной инновационной стратегии развития, предыдущих инновационных результатов.
Приоритетность финансирования инновационной деятельности является элементом стратегии туристической компании, а конкретные размеры - объектом стратегического планирования и стратегического инновационного анализа.
С инновационными ресурсами тесно связано понятие «инновационный потенциал» - предельно возможный уровень вклада нововведенческой деятельности в улучшение финансовых показателей туристической компании при оптимальном использовании имеющихся инновационных ресурсов.
Совокупный инновационный потенциал туристической компании определяется в первую очередь наиболее сильной составляющей ресурсной базы инновационного процесса, полная реализация возможностей которой может быть осуществлена при наименьших финансовых затратах.
Основу рекреационных ресурсов составляют географическое положение, природные условия, материально-техническая база туристической компании, насыщенность историко - культурными достопримечательностями, степень территориальной доступности основных зон и центров туристической компании с точки зрения транспортных коммуникаций, а также их аттрактивность. Степень использования имеющихся рекреационных ресурсов туристической компании определяет рекреационный потенциал и фиксируется рядом факторов, как внутренних (эндогенных), так и внешних (экзогенных), в том числе демографических, этноконфессиональных, социально-экономических, политических и других.
Необходимым условием развития рекреационного потенциала является наличие и высокое качество рекреационных ресурсов. Существенное значение имеют также природные факторы, способствующие или ограничивающие возможности освоения и эксплуатации рекреационных ресурсов как основы рекреационного потенциала. Характер пространственного распределения и взаимного сочетания природных факторов существенно влияет на особенности организации работы туристической компании. Роль отдельных рекреационных факторов в процессе туристической деятельности неоднозначна. Это обусловлено, во-первых, разнообразием целей отдыха (лечебные, оздоровительные, познавательные, спортивные), а также его видов и форм организации; во-вторых, многокомпонентным составом природной среды и множественностью рекреационных свойств каждого из этих компонентов.
С точки зрения влияния на рекреационный потенциал туристической компании вся совокупность природных и антропогенных факторов делится на три группы.
Первая группа - это ресурсы, функционально необходимые для конкретных видов оздоровления и отдыха. Она включает: лечебные минеральные воды и грязи, климатические, ландшафтные условия, водоемы, биологические, объекты материальной культуры познавательного и эстетического значения.
Вторая группа - природные условия, оказывающие влияние на сам процесс отдыха и его эффективность. К ним относятся: медико - географические, санитарно-гигиенические, рельеф местности, проходимость лесов, опасные природные явления.
Третья группа - факторы, влияющие на возможность санаторно-курортного строительства и функционирования инфраструктуры. Это наличие источников водоснабжения, инженерно-геологические и почвенно-растительные условия, озеленение территории.
Принципиальное различие между понятиями «рекреационные ресурсы» и «природные условия» заключается в том, что организация отдыха возможна лишь при наличии соответствующих рекреационных ресурсов. Условия же ограничивают возможности использования рекреационных ресурсов, но не могут компенсировать их отсутствие.
Проблемам природных рекреационных ресурсов в рамках их влияния на рекреационный потенциал туристической компании уделяется значительное внимание в научной литературе. Описаны отдельные виды природных рекреационных ресурсов, определены объемы многих из них, произведено всестороннее исследование климата курортов России и стран СНГ по степени их воздействия на человека. Систематизированы и обобщены данные природных рекреационных ресурсов отдельных регионов с целью их дальнейшей экономической оценки и определения приоритетных направлений дальнейшего освоения.
В качестве основных ресурсных составляющих, требующих специализированных методов стратегического управления, следует выделить:
• создание инновационной инфраструктуры;
• инновационное промышленное развитие комплекса туристических
услуг;
• инновационное развитие топливно-энергетического хозяйства туристических компаний;
• инновационное развитие транспортной инфраструктуры;
• инновации в сфере развития жилого фонда, коммунального хозяйства и благоустройства территории туристических комплексов;
• инновации в области развития информационных технологий при предоставлении сервисных услуг;
• инновационное развитие услуг здравоохранения (формирование индустрии "здорового образа жизни");
• инновационное развитие образования в системе туристического бизнеса;
• инновации в сфере культуры (обеспечение нового уровня культурных услуг, расширение многообразия объектов культуры путем создания инновационных структур);
• инновационное развитие строительства и архитектуры туристических комплексов;
• экологические инновации, охрана окружающей среды;
• инновационное развитие спорта и физической культуры в туризме;
• развитие правовой культуры (формирование системы правового обеспечения рынка результатов инновационной деятельности туристических компаний);
• инновации в администрировании (формирование и развитие культуры коммуникаций, планирования, доклада, мышления (идеологии), внедрения инноваций менеджмента туристического бизнеса).
Литература
1. Александрова, А.Ю. Международный туризм: Учебное пособие для вузов [Текст] / А.Ю. Александрова. М.: Аспект Пресс, 2001.
2. Балабанов, И.Т., Балабанов, А.И. Экономика туризма [ Текст] / И. Т. Балабанов, А.И. Балабанов. М.: Финансы и статистика, 2002.
3. Богданов, Е.И. Планирование на предприятии туризма [Текст] / Е.И. Богданов. СПб.: Бизнес-пресса, 2003.
4. Игнатьев, А.В. Экономика туристского предприятия: Курс лекций. [Текст] / А.В. Игнатьев. М.: Московский гуманитарный университет, 2004.
5. Игнатьев, А.В. К вопросу об усилении функций туризма в постиндустриальном обществе. В сб. «Туризм и региональное развитие» [Текст] / А.В. Игнатьев. Смоленск, Смоленский гуманитарный университет, 2006 - 127 -133 с.
Захарова Т.Н., Кравчук Е.Г., Никитин М.В.
Концепция клиентоориентированности взаимозависимых групп потребителей (экономического котериума ) в рамках рамификации рыночных притязаний
Системный анализ открытых литературных и официальных источников (Кострыкина М.В., 2006; Сакаданов Д.В., 2007) по проблеме клиентоориентированности потребителя на различных сегментах российского рынка, а также статистическое динамическое наблюдение за маркетинговой деятельностью баз исследования - консалтинговых фирм и частных предприятий, занимающихся маркетинговыми услугами (п=281) в 2005-2010 годах, позволили