УДК: 332.145
ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТУРИСТИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ КАК КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
© 2015
О.А. Марченко, кандидат географических наук, доцент Мелитопольский государственный педагогический университет имени Богдана Хмельницкого,
Мелитополь (Украина)
Аннотация: В статье раскрыты теоретико-методические основы формирования туристических кластеров, классифицированы их виды; представлено определение дефиниций "инновационный туристический кластер", "инновационная инфраструктура"; обоснована модель инновационных туристических кластеров как системы; аргументировано алгоритм расчета экономической эффективности туристического кластера.
Ключевые слова: инновационный туристический кластер, конкурентные преимущества, региональное развитие, формирование, инновационная инфраструктура, туристическая деятельность.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В условиях высококонкурентного рынка и расширение роли глобальных корпораций большинство предприятий вынуждены искать пути интеграции для реализации целей предпринимательской деятельности. Одной из перспективных форм экономической интеграции является формирование инновационных кластеров, которые представляют собой группы предприятий, фирм, организаций и учреждений, деятельность которых находится в одной (или родственных) сферах бизнеса экономическими интересами и региональному признаку. Преимущество и новизна кластерного подхода заключаются в том, что он предоставляет высокой значимости макроэкономической составляющей, а также территориальному и социальному аспектам экономического развития.
Сегодня кластеризация является той формой внутренней интеграции и кооперирования, способна обеспечить как устойчивость, так и синергетический эффект противодействия давлению глобальной конкуренции со стороны монопольных транснациональных корпораций (ТНК). Важнейшим показателем деятельности кластеров является обеспечение высокой конкурентоспособности их продукции на рынке. Поэтому кластерное развитие туристических дестинаций как отдельных регионов страны является одной из характерных признаков современной инновационной экономики туризма. Кроме того, кластеры представляют собой такую комбинацию конкуренции и кооперации, когда объединение в одних сферах помогает успешно вести конкурентную борьбу в других.
Европейская практика агрегирования и консолидации усилий малых и средних предприятий в секторах экономики, предоставляющих услуги, убеждает об эффективности таких образований. В июле 2006 г. был принят "Манифест кластеризации в странах Европейского Союза", в 2008 г. в рамках Европейской президентской конференции по инновациям и кластерам было принято "Европейский кластерный меморандум", также существуют объединения: European Cluster Alliance, European cluster group police, ежегодно проводится рейтинг Cluster excellence и, наконец, стратегия управления региональными кластерами в программе Europe 2020: European cluster in tourism, убеждают об объекте консолидации, которыми должны стать инновации в туризме [1].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Вопросом развития экономических кластеров были посвящены публикации К. Адамова, Ю. Арутюнова, А. Александровой, Е. Беляковой, Ю. Ковалева, И. Пилипенко, украинских ученых: К. Андрющенко, М. Войнаренка, Л. Гонтаржевской, В. Бондаренко, О. Дейнека, В. Демченко, О. Крайника, Н. Мартишенка, Д. Стеченка, С. Соколенка, А. Требуха. Результатом их исследований стали: сформированные объекты кластерных группировок (природного или культурного наследия, образовательных учреждений,
объектов туристической инфраструктуры, проектных и научных организаций, аргументировано доказаны роль и место кластеров в развитии региональных экономических (в т.ч. туристических) систем; место и значение персонала в организации работы кластеров, органов местного самоуправления и т.п.
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью статьи является обоснование модели инновационного туристического кластера на основе комплиментарных и инвестиционно-инновационных активов де-стинации как управленческой новации с целью устойчивого регионального развития туризма.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Механизмы эффективного функционирования кластера обеспечивают условия, которые способствуют движению информации и координации интересов горизонтально и вертикально связанных предприятий. Обусловлено это географической близостью, а также связи, возникающие в научных сообществах, профессиональных ассоциациях, нормами поведения и верой в длительные и прочные взаимоотношения [2].
Кластерная технология обеспечивает возможность ведения конструктивного и эффективного диалога между родственными организациями, их поставщиками и властью. Направленные на улучшение условий функционирования кластера, государственные инвестиции приносят пользу сразу многим компаниям. Задача власти при этом - выявить основные кластеры, в которых заинтересован регион, через формирование институционального механизма в законодательном плане, объединение имеющегося интеллектуального и научно-образовательного потенциала, материально-технических и других ресурсов, определение стратегических основ развития.
За классическими подходами теории кластеров, направлений агрегации и формирования кластеров два: взаимосвязей между кластер ним партнерством и конкурентоспособностью фирм и отраслей промышленности является региональный аспект. Так, по определению М. Портера, которое стало классическим, кластер - это "географически" сконцентрированная группа взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в смежных отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций, конкурирующих и при этом осуществляют совместную деятельность [3].
По нашему мнению, эффективным для синергии являются инновации (особенно процессные), которые могут стать интегрирующим инструментом в едином цель - логистической цепи и иметь специальную форму инновационного кластера. В действующем законодательстве Украины понятие "кластер" до сих пор еще нашло своего отражения, хотя в подготовленных проектах стратегиях развития регионов и отдельных сфер деятельности в национальном масштабе это понятие уже позиционируется. Важным шагом на пути внедрения кластерной модели развития экономики Украины разработки проектов Концепции создания кластеров в
Украине и Концепции Национальной стратегии формирования и развития трансграничных кластеров.
В проекте Концепции создания кластеров в Украине определено четыре вида кластеров, в частности туристический кластер, а в проекте Концепции национальной стратегии формирования и развития трансграничных кластеров сделан акцент на приоритетности формирования трансграничных туристических кластеров. К сожалению, эти документы пока не получили одобрения Верховной Рады Украины, однако начали процесс формирования институциональной среды для реализации кластерной модели развития экономики Украины.
С точки зрения действующего законодательства Украины, в инновационной сфере "кластер" подпадает под классификацию "инновационная структура". Порядок создания и функционирования инновационных структур регламентируется Постановлением кабинета министров Украины от 22.05.1996 г. № 549 "Об утверждении Положения о порядке создания и функционирования технопарков и инновационных структур других типов". Согласно п. 2 этого документа, "инновационная структура - это юридическое лицо любой организационно-правовой формы, созданное в соответствии с законодательством (вид А) или группа юридических лиц, которая действует на основании договора о совместной деятельности без создания юридического лица и без объединения вкладов ее участников (вид Б), за определенными сферами деятельности и типом функционирования, ориентированными на создание и внедрение конкурентоспособности наукоемкой продукции". В соответствии с п. 4 Порядка определено, что инициатором создания инновационной структуры могут быть центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия, организации независимо от форм собственности.
Мировая практика убеждает, что в становлении и функционировании кластеров важную роль играют научные и образовательные учреждения (чаще всего - учебные заведения), поэтому, учитывая законодательные ограничения, которые существуют в Украине для высших учебных заведений относительно возможности ведения хозяйственной деятельности, кластеры в Украине при участии учебных заведений можно создавать в виде инновационной структуры Б-вида. Формирование конкурентоспособного туристического кластера приводит к созданию и продвижению бренда дестинации как единицы кластера.
Этот подход подробно описала и доказала в своей работе Д.Н. Стеченко: "практика туризма оперирует наборами и комбинациями туристско-рекреационных услуг, формируя комплексный пакет, который обычно подкреплен совокупностью видов туристической (рекреационной) деятельности, которые можно назвать кластерами" [4]. Беря за основу эти соображения, автор предложил функционально-отраслевую структуру туризма, основой которой является взаимосвязь между звеньями, циклами, считать типичными комбинациями циклов естественных потребностей человека и кластерами, сочетанием кластеров подсистем туризма, в которых реализуются эти потребности в локальных, национальных и межгосударственных дестинациях. При этом на схеме выделены наиболее типичные кластеры отрасли туризма: курортно-оздоровительный, культурно-познавательный и деловой; спортивный комплекс; экологический, религиозный, ностальгический и развлекательный.
С учетом отраслевой специфики выделяют следующие типы кластеров:
- дискретные кластеры включают предприятия, производящие продукты (и связанные услуги), состоящие из дискретных компонентов, включая предприятия, развивающиеся вокруг сборочных предприятий и строительных организаций;
- процессные кластеры образуются предприятиями, относящимися к так называемым процесс них отраслей,
таких как: сельское хозяйство, пищевая промышленность, др.;
- инновационные и "творческие" кластеры развиваются в так называемых "новых секторах", таких как: информационные технологии, биотехнология, новые материалы, а также в секторах услуг, связанных с осуществлением деловой, творческой и анимационной деятельности (например, крупномасштабные ивент-ме-роприятия). Инновационные кластеры предполагают создание новых компаний, возникающих в процессе коммерциализации технологий и результатов научной деятельности, которая проводится в высших учебных заведениях и исследовательских организациях;
- туристические кластеры формируются на базе туристических активов в регионе и состоят из предприятий различных секторов, связанных с обслуживанием туристов, например, туристических операторов, гостиниц, сектора ресторанного бизнеса, производителей сувенирной продукции, транспортных предприятий и других;
- транспортно-логистические кластеры содержат комплекс инфраструктуры и компаний, специализирующихся на хранении, сопровождении и доставке пассажиров и грузов. Кластер может содержать также организации, обслуживающие объекты портовой инфраструктуры, компании, которые специализируются на морских, речных, наземных, воздушных перевозках, логистические комплексы и др. Транспортно-логистические кластеры развиваются в регионах, имеющих существенный транзитный потенциал.
Каждый из названных видов кластеров может быть дополнен активизацией туристической деятельности, поскольку потенциальный интерес путников могут вызывать как достижение машино-автомобилестроения, так и массовые аттрактивные мероприятия досугового или делового характера [5].
Четвертым критерием можно считать проектную (программную) общность кластеров. В связи с этим интересным является концептуальный подход к формированию структуры туристического кластера, который был разработан MPRA (Munich Personal RePEc Archive).
Также региональный подход к формированию кластеров на основе конкурентных ресурсов региона эффективно действует в сочетании: туризм и сельское хозяйство = сельский или фермерский туризм, туризм и природные заповедники = зеленый или научный туризм; туризм и развитая промышленная и деловая активность = промышленный туризм и другие комбинации (по Д.Стеченко), сгруппированные по отраслевому (группой родственных отраслей, которые успешно дополняют друг друга) или пространственным признакам (группа географически сконцентрированных в определенном регионе компаний из смежных сфер деятельности, производящих схожую или взаимодополняемую продукцию и характеризуется наличием информационного обмена между компаниями, их сотрудниками).
По нашему мнению, удачным примером пространственного кластера является туристический маршрут, который не только выстроен тематически [6]. Он имеет спроектированную программу и уравновешенный по времени предоставления комплекса услуг, наиболее полно удовлетворяет потребности туристов в разнообразных услугах и обеспечивает тесную связь всех участников процесса обслуживания в единой системе металогистической.
Кластеры в области туризма является формой регионального объединения предприятий туризма и смежных отраслей, использование комплексообразующих турист-ско-рекреационных ресурсов на условиях горизонтальной и вертикальной интеграции, размещенных на компактной территории. Они способствуют рациональной трансформации или реструктуризации отрасли туризма, поскольку является источником ресурсосбережения, повышения доходности функционирования своих составляющих, синергетических эффектов от туристической
деятельности. Характерными чертами кластеров в области туризма является, прежде всего, четко выраженная специализация, совместное взаимовыгодное использование ресурсов и рынков, компактность размещения, использования инноваций как условия создания, добровольность образования субъектами хозяйствования.
При этом инновации в кластерах могут иметь место как в обосновании новых конкурентоспособных туристических продуктов и услуг, так и при приобретении конкурентных преимуществ, технологиях и механизмах осуществления туристической деятельности, управлении ею. Особое значение в совершенствовании структуры туристической отрасли кластеры имеют в регионах со значительным туристско-рекреационным потенциалом и наличием значительных резервов в развитии отрасли. Определено, что наиболее распространенными являются кластеры, которые образуются вокруг комплексообразу-ющего ядра или центра с целью совместной эксплуатации его конкурентных преимуществ [7]. Их примерами являются известные курорты или туристические центры (Бердянск, Буковель, Моршин), природные или культурно-исторические аттракции (минеральные воды, грязи, морские и лесные ресурсы, о. Хортица, архитектурные комплексы городов, замков и т.п.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Поиск адекватных, быстроменяющихся способов организации туристического производства и экономического взаимодействия направлен на оптимизацию использования материальных и нематериальных ресурсов, повышения эффективности производства и роста конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках является приоритетной задачей управленческих инноваций. В связи с этим одной из главных составляющих успешного кластера является его инновационная направленность, поскольку без их внедрения кластерные объединения будет прототипом территориально-производственных объединений и сможет просуществовать лишь ограниченный промежуток времени до логического завершения своего производственного потенциала.
Нами обосновано, что в их состав целесообразно дополнять альтернативными видами туристической деятельности и сопутствующих услуг. Например, традиционный курортно-лечебный отдых в Бердянско-Приморском туристическом кластере целесообразно дополнить функционированием агроусадеб и ферм и на их основе - услугами сельского зеленого туризма, органического земледелия и садоводства. Это способствовало бы созданию разнообразия туристической деятельности, повышению эффективности развития отрасли и результативности отдыха для потребителей, рациональному использованию имеющихся в Запорожской области ту-ристско-рекреационных ресурсов. Такие же предложения касаются Хортицкого туристско-экскурсионного кластера. В его состав можно включить заведения приморского туризма, лечения и оздоровления.
На основе размещения и эксплуатации туристско-рекреационных ресурсов урочища Каменная могила, райцентров области также целесообразно создать ту-ристско-рекреационные кластеры со специализацией на развлекательном, культурно-познавательном, религиозной, сельском зеленом и ностальгическом туризме. При этом важно указать, что в состав кластеров, кроме туристических, входят агроусадьбы, сельскохозяйственные, транспортные предприятия, заведения общественного питания, социально-культурные учреждения, где размещены или которые сами являются туристическими аттракциями. Их количество ограничивается теснотой имеющихся связей, объемам материально-ресурсных и денежных потоков, радиусом размещения. Расчет последнего целесообразно осуществлять на основе на основе соответствующего программного обеспечения.
Инновационный характер туристическим региональным кластерам предоставляют новые туристические бренды, услуги на условиях франшизы, социальные инновации в виде интеграционных объединений усадеб зеленого туризма с целью увеличения совокупности предоставляемых услуг и развлечений (на базе одной усадьбы их количество может превышать 30). Целесообразно развивать государственно-частное партнерство с целью совершенствования региональной структуры и повышения эффективности развития отрасли на основе бюджетной поддержки приоритетных научно-обоснованных бизнес-планов и инновационно-инвестиционных проектов. Инновационные разработки касаются также информационного обеспечения туристической деятельности, распространение рекламы в сети интернет, обучение и повышение квалификации кадров на инновационных принципах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Communication from the commission. Europe 2020: A strategy for smart, sustainable and inclusive growth.
2. Борущак М.А. Стратегия развития туристического региона: теория, методология, практика / М. А. Борущак. -Минск: БГЭУ, 2002. - 166 с.
3. Porter Michael E. Locations, cluster sand company strategy / Michael E. Porter // The Oxford hand book of economic geography. - Oxford, 2002. - P. 253-274.
4. Стеченко Д.М. 1нновацшш форми регюнального розвитку / Д.М. Стеченко. - К.: Вища школа, 2002. - 254 с.
5. Панченко Т.Ф. Туристичне середовище: архгтектура, природа, шфраструктура: [монографiя] / Т.Ф. Панченко. - К.: Логос, 2009. - 176 с.
6. Харiчков С.К. Регюнальна парадигма цшьово1 програми розвитку рекреацп та туризму / С.К. Харiчков // Маркетинг i менеджмент шновацш. - 2011. - №2. - С. 221-230.
7. Туризм, ввдпочинок та санаторно-курортне л^вання в области [стат. зб.] / Головне управлшня статистики у Запорiзькiй обласл. - Запорiжжя, 2010. -78 с.
FORMATION OF INNOVATIVE TOURIST CLUSTERS AS A COMPETITIVE ADVANTAGE FOR REGIONAL TOURISM DEVELOPMENT
© 2015
O.A. Marchenko, candidate of geographical sciences, associate professor
Melitopol State Pedagogical University named after Bogdan Khmelnitsky, Melitopol (Ukraine)
Abstract. The article deals with the theoretical and methodological basis for the formation of tourist clusters classified by their types; the definitions of "innovative tourism cluster" and "innovation infrastructure" are given; model of innovative tourist clusters as systems is grounded; the algorithm of calculation of economic efficiency of the tourism cluster is reasoned.
Keywords: innovative tourism cluster, competitive advantage, regional development, formation, innovation, infrastructure, tourism activities.