М А. Швецова
МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ
АКТИВНОСТИ1
Работа представлена кафедрой социально-культурной деятельности СПбГУКИ. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор И. А. Новикова
Данная статья посвящена исследованию и обоснованию эффективности методов стимулирования социально-культурной активности старшеклассников в самодеятельном туризме.
This article is devoted to research and substantiation of efficiency of stimulation methods of social and cultural activity of senior students in amateur tourism.
Процесс стимулирования социально-культурной активности2 у каждого нового поколения, социальной группы или отдельной личности отличается определенными особенностями, которые обусловлены уровнем социально-экономического, политического и культурного развития общества; классовыми различиями; региональными, национальными и семейными традициями; индивидуально-специфическими качествами личности. Немаловажную роль в данном процессе играет выбор социально-педагогических мер воздействия на че-
ловека. В рамках данной статьи была поставлена задача рассмотреть методы стимулирования социокультурной активности учащихся старших классов в условиях туристского похода3 и обосновать их эффективность.
Для решения поставленной задачи были проведены опросы и интервью с 25 педагогами дополнительного образования и 9 школьными учителями, руководящими секциями самодеятельного туризма в общеобразовательных школах, городских и районных ДТЮ (г. Санкт-Петербург, пос. Усть-Нера
(Саха-Якутия), г. Новотроицк (Оренбургская обл.)), 32 родителями, занимающимися самодеятельным туризмом со своими детьми. Также были осуществлены включенные наблюдения за 432 старшеклассниками в условиях походов. Исследование проводилось по трем направлениям: семейные, школьные походы и походы, организуемые в системе дополнительного образования.
Материалы осуществленной теоретической и опытно-экспериментальной работы показали, что многое в выборе методов стимулирования социально-культурной активности старшеклассников зависит от микроклимата и уровня культуры семьи юного туриста. В проводимых беседах большая часть педагогов (49%) сошлась на следующем мнении: если родители способствовали своим воспитанием формирова-нию в ребенке самостоятельности, ответственности, инициативы, то старшеклассник и в походе будет демонстрировать высокий уровень активности. Важно, чтобы гедонистическая ориентация, заключающаяся в стремлении получать удовольствие при минимальном приложении усилий, в требовании к комфорту, не определяла жизненную стратегию семьи старшеклассника. В противном случае шансы на пробуждение его активного интереса к самодеятель -ному туризму резко снижаются, и тем самым усложнится задача взрослого настав -ника по подбору эффективных методов стимулирования активности.
Родители и сами юные туристы определяли в качестве действенных методов стимулирования активности в походе критику (37% опрошенных), самокритику (25%), а иногда и требование (17%). Они объясняли это тем, что включение молодого человека в совместную досуговую деятельность с родителями означает установившиеся позитивные отношения между членами семьи, наличие общих интересов и осознание ценностной значимости для себя такого времяпрепровождения. Полученные в ходе исследования результаты позволяют гово-
рить о том, что в условиях семейных походов сам факт согласия на участие молодого человека в туристской деятельности совместно с родителями свидетельствует об установлении между ними доверительных, дружеских отношений. Поэтому требование выполнения установленных правил походной жизни в семейном туризме приобретает личностную значимость для старшеклассника, а поступающая со стороны родителей критика может болезненно восприниматься молодым человеком. Таким образом, желание сохранить позитивную атмосферу похода становится самоцелью для юного туриста, а проявляемое «недостойное», равнодушное отношение к возникающим у родителей проблемам в путешествии - поводом для последующей самокритики, стимулирующей старшеклассника к проявлению активной позиции в общих туристских делах.
84% опрошенных нами участников семейных походов делали акцент на важности установления в процессе туристской деятельности определенных правил и требований, которые должны обязательно соблюдаться каждым членом команды (ролевое распределение обязанностей, субъект-субъектные отношения, доверительная обстановка, осознание значимости каждого участника похода для всей группы), поскольку в случае исключения родителями ситуации ответственной взаимозависимости в процессе самодеятельного путешествия в старшекласснике развивается избирательное отношение к проявлению активности, находящее выражение в демонстрации преимущественно гедонистической ориентации личности.
Включенные наблюдения, осуществленные по второму и третьему направлениям (школьные походы с классным руководителем или другим школьным учителем и походы, организуемые в системе дополнительного образования), позволили в качестве наиболее эффективных выделить методы общественного поощрения и порицания. Это объясняется тем, что в период ранней
Методы стимулирования социально-культурной активности
юности в молодом человеке очень ярко проявляется индивидуальность, отражающая его духовные потребности и области личного интереса. Признание туристским сообществом уникальности, важности, ценности члена своего коллектива является для него сильным стимулом к проявлению социокультурной активности, рождает чувство уверенности в себе, желание двигаться вперед. Но говоря о поощрении как выражении общественной позитивной оценки поведения и деятельности старшеклассника, опрошенные нами педагоги предупреждали об опасности повсеместного использования данного метода стимулирования без анализа мотивов и способов обнаруживаемой активности молодого человека.
Если же в походе старшеклассник перекладывает свои обязанности на других членов коллектива, пытаясь увильнуть от выполнения возложенной него роли, демонстрирует поведение, противоречащее нор-мам данного досугового сообщества, то достаточно быстро может потерять расположение коллег по путешествию и заработать общественное порицание. Тогда непродолжительное, временное переживание отчужденности от коллектива может возыметь положительный эффект и стать стимулом к проявлению старшеклассником социально-культурной активности для исправления общественного мнения о себе в лучшую сторону. Но следует признать, что этот метод в самодеятельном походе многие практикующие педагоги считают наиболее действенным (78% опрошенных педагогов) и в то же время неоднозначным (56%), поскольку он может вызвать у молодого человека продолжительное состояние подавленности, и в этом случае есть шанс потери с его стороны интереса к туристской деятельности вообще. Обращение к подобному методу стимулирования активности педагоги советуют сопровождать обязатель -ным анализом условий, мотивов, причин недостойного поведения юного туриста.
Исследование показало, что к использованию в походах методов соревнования
и перспективы чаще всех прибегают не родители, а школьные учителя и педагоги дополнительного образования. Последние объясняют это тем, что их турколлективы состоят из старшеклассников, объединенных общим интересом к самодеятельному туризму и активно включенных в серьезную пред- и послепоходную работу. Подобная организация процесса туристской деятельности открывает перед молодым человеком широкие возможности для самореализации и роста в рамках досугового коллектива, актуализации потребности совершенствования в значимой области. С учетом того, что занятия в «туристском клубе» носят чаще коллективную форму, то возникающие у молодых людей схожие стремления к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению стимулируют их активность, инициативу, творчество в конкретной досуговой общности.
Следует отметить, что наиболее дей-ственным и универсальным с точки зрения применения во всех направлениях исследуемой туристской деятельности (семейный, школьный и походы, организуемые в системе дополнительного образования) нами был определен метод «личного примера». В аспекте исследуемой темы метод «личного примера» рассматривается как универсальный способ стимулирования социально-культурной активности старшеклассника, который способствует взаимосвязанной туристской деятельности субъектов процесса и накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации и инкультурации молодого человека. Анализ эффективности использования метода примера в самодеятельном походе позволил сделать вывод, что необходимый положительный результат педагогического воздействия достигается только в том случае, когда старшеклассники наблюдают единство моральных знаний и поведения наставника, когда отсутствует расхождение между словом и делом.
Таким образом, в ходе исследования, основываясь на педагогической, культуро-
логической аксиологии самодеятельного туризма, мы пришли к выводу, что он открывает широкие возможности использования разнообразных методов стимулирова-
ния социально-культурной активности старшеклассников при условии учета особенностей, специфики форм самодеятельных походов и состава участников тургруппы.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Исследование природы социокультурной активности личности нашло отражение в работах Л. И. Агеевой (Культурно-просветительная деятельность литературных музеев-заповедников по развитию социокультурной активности трудящихся. Л., 1987), Г. С. Головлевой (Формирование социально-культурной активности пожилых людей в полустационарных учреждениях социальной защиты. Тамбов, 2006), Н. Н. Маликовой (Социальная активность личности в сфере культуры. Свердловск, 1986), Л. П. Романенко (Педагогические условия развития социально-культурной активности трудящихся в клубе. Л., 1984) и др.
2 Процесс стимулирования активности у различных категорий населения стал предметом анализа таких ученых, как К. А. Абульханова-Славская (Стратегия жизни. М., 1991), Е. А. Ануфриев (Социальный статус и активность личности. М., 1984), Т. Н. Мальковская (Формирование социальной активности подрастающих поколений проблемы и пути их решения, М., 1988), Б. А. Мислав-ский (Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М., 1991), С. Г. Хоролец (Культура и социальная активность. Фрунзе, 1980) и др.
3 Данное эмпирическое исследование базировалось на концепциях ученых, занимавшихся раскрытием педагогического, социально-ориентированного и культуросозидающего потенциала самодеятельного туризма: Бушманова Н. В. Социализация и воспитание в условиях туристско-крае-ведческой деятельности. Майкоп, 2004; Константинов Ю. С. Теоретические основы программно-методического обеспечения учреждений дополнительного образования детей туристско-краевед-ческого профиля. М. 1999; Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. М., 2001; Юркина Л. Ю. Социально-психологическая подготовка туристов-школьников. М.,1998; и др.