Научная статья на тему 'Методы стимулирования социально-культурной активности'

Методы стимулирования социально-культурной активности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1365
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / самодеятельный туризм / социально-культурная активность / стимулирование социально-культурной активности / старший школьный возраст

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Швецова М. А.

Данная статья посвящена исследованию и обоснованию эффективности методов стимулирования социально-культурной активности старшеклассников в самодеятельном туризме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to research and substantiation of efficiency of stimulation methods of social and cultural activity of senior students in amateur tourism.

Текст научной работы на тему «Методы стимулирования социально-культурной активности»

М А. Швецова

МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ

АКТИВНОСТИ1

Работа представлена кафедрой социально-культурной деятельности СПбГУКИ. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор И. А. Новикова

Данная статья посвящена исследованию и обоснованию эффективности методов стимулирования социально-культурной активности старшеклассников в самодеятельном туризме.

This article is devoted to research and substantiation of efficiency of stimulation methods of social and cultural activity of senior students in amateur tourism.

Процесс стимулирования социально-культурной активности2 у каждого нового поколения, социальной группы или отдельной личности отличается определенными особенностями, которые обусловлены уровнем социально-экономического, политического и культурного развития общества; классовыми различиями; региональными, национальными и семейными традициями; индивидуально-специфическими качествами личности. Немаловажную роль в данном процессе играет выбор социально-педагогических мер воздействия на че-

ловека. В рамках данной статьи была поставлена задача рассмотреть методы стимулирования социокультурной активности учащихся старших классов в условиях туристского похода3 и обосновать их эффективность.

Для решения поставленной задачи были проведены опросы и интервью с 25 педагогами дополнительного образования и 9 школьными учителями, руководящими секциями самодеятельного туризма в общеобразовательных школах, городских и районных ДТЮ (г. Санкт-Петербург, пос. Усть-Нера

(Саха-Якутия), г. Новотроицк (Оренбургская обл.)), 32 родителями, занимающимися самодеятельным туризмом со своими детьми. Также были осуществлены включенные наблюдения за 432 старшеклассниками в условиях походов. Исследование проводилось по трем направлениям: семейные, школьные походы и походы, организуемые в системе дополнительного образования.

Материалы осуществленной теоретической и опытно-экспериментальной работы показали, что многое в выборе методов стимулирования социально-культурной активности старшеклассников зависит от микроклимата и уровня культуры семьи юного туриста. В проводимых беседах большая часть педагогов (49%) сошлась на следующем мнении: если родители способствовали своим воспитанием формирова-нию в ребенке самостоятельности, ответственности, инициативы, то старшеклассник и в походе будет демонстрировать высокий уровень активности. Важно, чтобы гедонистическая ориентация, заключающаяся в стремлении получать удовольствие при минимальном приложении усилий, в требовании к комфорту, не определяла жизненную стратегию семьи старшеклассника. В противном случае шансы на пробуждение его активного интереса к самодеятель -ному туризму резко снижаются, и тем самым усложнится задача взрослого настав -ника по подбору эффективных методов стимулирования активности.

Родители и сами юные туристы определяли в качестве действенных методов стимулирования активности в походе критику (37% опрошенных), самокритику (25%), а иногда и требование (17%). Они объясняли это тем, что включение молодого человека в совместную досуговую деятельность с родителями означает установившиеся позитивные отношения между членами семьи, наличие общих интересов и осознание ценностной значимости для себя такого времяпрепровождения. Полученные в ходе исследования результаты позволяют гово-

рить о том, что в условиях семейных походов сам факт согласия на участие молодого человека в туристской деятельности совместно с родителями свидетельствует об установлении между ними доверительных, дружеских отношений. Поэтому требование выполнения установленных правил походной жизни в семейном туризме приобретает личностную значимость для старшеклассника, а поступающая со стороны родителей критика может болезненно восприниматься молодым человеком. Таким образом, желание сохранить позитивную атмосферу похода становится самоцелью для юного туриста, а проявляемое «недостойное», равнодушное отношение к возникающим у родителей проблемам в путешествии - поводом для последующей самокритики, стимулирующей старшеклассника к проявлению активной позиции в общих туристских делах.

84% опрошенных нами участников семейных походов делали акцент на важности установления в процессе туристской деятельности определенных правил и требований, которые должны обязательно соблюдаться каждым членом команды (ролевое распределение обязанностей, субъект-субъектные отношения, доверительная обстановка, осознание значимости каждого участника похода для всей группы), поскольку в случае исключения родителями ситуации ответственной взаимозависимости в процессе самодеятельного путешествия в старшекласснике развивается избирательное отношение к проявлению активности, находящее выражение в демонстрации преимущественно гедонистической ориентации личности.

Включенные наблюдения, осуществленные по второму и третьему направлениям (школьные походы с классным руководителем или другим школьным учителем и походы, организуемые в системе дополнительного образования), позволили в качестве наиболее эффективных выделить методы общественного поощрения и порицания. Это объясняется тем, что в период ранней

Методы стимулирования социально-культурной активности

юности в молодом человеке очень ярко проявляется индивидуальность, отражающая его духовные потребности и области личного интереса. Признание туристским сообществом уникальности, важности, ценности члена своего коллектива является для него сильным стимулом к проявлению социокультурной активности, рождает чувство уверенности в себе, желание двигаться вперед. Но говоря о поощрении как выражении общественной позитивной оценки поведения и деятельности старшеклассника, опрошенные нами педагоги предупреждали об опасности повсеместного использования данного метода стимулирования без анализа мотивов и способов обнаруживаемой активности молодого человека.

Если же в походе старшеклассник перекладывает свои обязанности на других членов коллектива, пытаясь увильнуть от выполнения возложенной него роли, демонстрирует поведение, противоречащее нор-мам данного досугового сообщества, то достаточно быстро может потерять расположение коллег по путешествию и заработать общественное порицание. Тогда непродолжительное, временное переживание отчужденности от коллектива может возыметь положительный эффект и стать стимулом к проявлению старшеклассником социально-культурной активности для исправления общественного мнения о себе в лучшую сторону. Но следует признать, что этот метод в самодеятельном походе многие практикующие педагоги считают наиболее действенным (78% опрошенных педагогов) и в то же время неоднозначным (56%), поскольку он может вызвать у молодого человека продолжительное состояние подавленности, и в этом случае есть шанс потери с его стороны интереса к туристской деятельности вообще. Обращение к подобному методу стимулирования активности педагоги советуют сопровождать обязатель -ным анализом условий, мотивов, причин недостойного поведения юного туриста.

Исследование показало, что к использованию в походах методов соревнования

и перспективы чаще всех прибегают не родители, а школьные учителя и педагоги дополнительного образования. Последние объясняют это тем, что их турколлективы состоят из старшеклассников, объединенных общим интересом к самодеятельному туризму и активно включенных в серьезную пред- и послепоходную работу. Подобная организация процесса туристской деятельности открывает перед молодым человеком широкие возможности для самореализации и роста в рамках досугового коллектива, актуализации потребности совершенствования в значимой области. С учетом того, что занятия в «туристском клубе» носят чаще коллективную форму, то возникающие у молодых людей схожие стремления к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению стимулируют их активность, инициативу, творчество в конкретной досуговой общности.

Следует отметить, что наиболее дей-ственным и универсальным с точки зрения применения во всех направлениях исследуемой туристской деятельности (семейный, школьный и походы, организуемые в системе дополнительного образования) нами был определен метод «личного примера». В аспекте исследуемой темы метод «личного примера» рассматривается как универсальный способ стимулирования социально-культурной активности старшеклассника, который способствует взаимосвязанной туристской деятельности субъектов процесса и накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации и инкультурации молодого человека. Анализ эффективности использования метода примера в самодеятельном походе позволил сделать вывод, что необходимый положительный результат педагогического воздействия достигается только в том случае, когда старшеклассники наблюдают единство моральных знаний и поведения наставника, когда отсутствует расхождение между словом и делом.

Таким образом, в ходе исследования, основываясь на педагогической, культуро-

логической аксиологии самодеятельного туризма, мы пришли к выводу, что он открывает широкие возможности использования разнообразных методов стимулирова-

ния социально-культурной активности старшеклассников при условии учета особенностей, специфики форм самодеятельных походов и состава участников тургруппы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Исследование природы социокультурной активности личности нашло отражение в работах Л. И. Агеевой (Культурно-просветительная деятельность литературных музеев-заповедников по развитию социокультурной активности трудящихся. Л., 1987), Г. С. Головлевой (Формирование социально-культурной активности пожилых людей в полустационарных учреждениях социальной защиты. Тамбов, 2006), Н. Н. Маликовой (Социальная активность личности в сфере культуры. Свердловск, 1986), Л. П. Романенко (Педагогические условия развития социально-культурной активности трудящихся в клубе. Л., 1984) и др.

2 Процесс стимулирования активности у различных категорий населения стал предметом анализа таких ученых, как К. А. Абульханова-Славская (Стратегия жизни. М., 1991), Е. А. Ануфриев (Социальный статус и активность личности. М., 1984), Т. Н. Мальковская (Формирование социальной активности подрастающих поколений проблемы и пути их решения, М., 1988), Б. А. Мислав-ский (Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М., 1991), С. Г. Хоролец (Культура и социальная активность. Фрунзе, 1980) и др.

3 Данное эмпирическое исследование базировалось на концепциях ученых, занимавшихся раскрытием педагогического, социально-ориентированного и культуросозидающего потенциала самодеятельного туризма: Бушманова Н. В. Социализация и воспитание в условиях туристско-крае-ведческой деятельности. Майкоп, 2004; Константинов Ю. С. Теоретические основы программно-методического обеспечения учреждений дополнительного образования детей туристско-краевед-ческого профиля. М. 1999; Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. М., 2001; Юркина Л. Ю. Социально-психологическая подготовка туристов-школьников. М.,1998; и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.