_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
УДК 372.854
Пяткова Ольга Борисовна
старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин ГБУ ДПО ЧИППКРО Г. Челябинск, РФ [email protected]
МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ С ХИМИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ
ТИПОВ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Аннотация
Обучение должно строиться с учетом преобладающего у детей образного мышления. Существуют различные диагностики определения стратегий мыслительной деятельности, то есть выявление левополушарных и правополушарных учащихся.
Ключевые слова
Задачи с химическим содержанием, левополушарный, правополушарный, равнополушарный типы мышления, логическое полушарие, гештальт-полушарие.
Современное общество заинтересовано в выпускниках, свободно мыслящих, с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, которые способны адекватно оценивать себя и свои достижения. «Сегодня на первое место выдвигаются умение самостоятельно учиться, получать субъективно новую информацию, самостоятельно конструировать и преобразовывать материал в знакомой и незнакомой ситуациях в течение жизни» [1].
Мир не стоит на месте, информация обновляется быстро, поэтому ранее приобретенные знания начинают устаревать и, следовательно, чтобы «удержаться на корабле современности», нужно идти в ногу со временем и быть конкурентоспособным. «Умение выстраивать свою жизненную стратегию с учетом способностей и наклонностей позволяет выпускникам стать успешным» [2, c. 238]. А чтобы стать успешным, надо уметь самостоятельно добывать знания, то есть уметь учиться. И «нужно научить школьников решать задачи, которые позволят лучше подготовить их к активной деятельности в сфере производства, в подходе к разрешению сложных комплексных экологических проблем» [3, с. 26]. К школьным предметам, нацеливающим на такие умения, относится химия, требующая особого внимания и усердий.
Одной из слагающих химии является решение задач. Задачи с химическим содержанием отличаются от задач в математике, физике или биологии. Но любая задача имеет структуру: условие, вопрос, решение, ответ. И какие бы задачи мы не решали, они требуют логики, внимания, поиска и анализа. Существуют различные методы решения задач с химическим содержанием: арифметический (через пропорцию), алгебраический (через систему уравнений), геометрический (через схему), графический (через построение графика линейной функции) и даже художественный (через образ). Неважно, какой метод выберет ученик при решении той или иной задачи, для него необходимо правильно решить задачу. Такой подход позволяет мыслить нестандартно, выбирать самостоятельно тот алгоритм решения задач, который «по душе». Ведь не все школьники мыслят одинаково. Для того чтобы хорошо учиться, нужны внимательность, усидчивость, прилежание и настойчивость. Эти качества ученик проявляет тогда, когда в обучении он успешен. «Основная задача современной школы - помочь ребенку реализовать свои возможности» [4, c. 80]. И учителю необходимо учитывать такие особенности при преподавании своего предмета. Взаимодействие учителя и ученика должно быть активным, направленным на достижение поставленных целей и задач, обеспечивающих эффективность педагогического процесса на уроке. О значимости и важности подготовки учителя к этой работе рассмотрено в работах О.Н. Клишиной [5, с. 157]. Одна из целей учителя - добиться эффективности, результативности и качества. Обучение должно строиться с учетом преобладающего у
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
детей образного мышления. Для этого существует множество различных методик решения задач с химическим содержанием. Также существуют различные диагностики определения стратегий мыслительной деятельности, то есть выявление левополушарных и правополушарных учащихся.
В природе существует три типа функциональной организации полушарий мозга: смешанный тип или равнополушарный (отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий), левополушарный (доминирование левого полушария (словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению) и правополушарный (доминирование правого полушария (конкретно-образное мышление, развитое воображение).
Как известно, каждое полушарие мозга развивает и обрабатывает информацию особым специфическим образом. Логическое полушарие (обычно с левой стороны) имеет дело с деталями, частями и линейным анализом. В противоположность этому гештальт-полушарие (обычно справа) обрабатывает информацию целиком или глобально, по сравнению с линейной обработкой. Это полушарие имеет дело с образами, эмоциями и интуицией [6].
Левополушарным учащимся легче усваивать поэлементно, с последующим синтезом, находя различия в сравниваемом материале и соблюдая при этом строгую очередность анализа деталей, то есть они обладают аналитическим типом восприятия материала. Такие учащиеся легко оперируют цифрами, формулами и другими знаковыми системами, они легко воспроизводят последовательность событий.
Правополушарные учащиеся новый материал сначала усваивают в общем контексте, постепенно выделяя отдельные элементы и находя сходство при сравнении, обладают прекрасной пространственной ориентацией - это синтетическое восприятие.
Ранее мы придерживались системы традиционного обучения, где ведущим был учитель, а от ученика требовалось слушать, запоминать, воспроизводить чужие мысли, применять многократное повторение, решать по указанному примеру. Не мудрено, что учащиеся с различным типом мышления испытывают дискомфорт и теряют интерес к химии, за исключением учащихся, «влюбленных» в предмет или сдающих его для поступления в вуз. Как научить учеников решать задачи, как повысить эффективность? Для этого существует дифференцированный подход к каждому ребенку. Поэтому выбор учащимися правильного алгоритма решения задачи с химическим содержанием зависит от индивидуальных особенностей развития логического и абстрактного мышления, типа познавательной деятельности.
При рассмотрении расчетных задач по уравнениям химических реакций учитель должен обратить внимание учащихся на правильную запись химической и математической части задачи и показать пути анализа задачи, так как правильное использование физических величин и корректное проведение математических расчетов является обязательным условием успешного обучения учащихся решению задач, например: целесообразно использовать прием подчеркивания формул веществ с известными данными одной чертой, а с неизвестной величиной - двумя чертами и записать под ними количества веществ по уравнению реакции.
Рассмотрим способы решения задачи для правополушарных, левополушарных и равнополушарных учащихся.
Какой объем водорода (н.у.) выделится при растворении в соляной кислоте 330 кг цинка, содержащего 20% примесей?
Дано: Решение для правополушарных: Решение для левополушарных: Решение для равнополушарных:
т^Шех)= 330г ю(прим.)=20% Zn+2Нa=ZnСk+Н2 1моль 1моль Zn+2HCl=ZnCl2+H2 1моль 1моль Zn+2HCl=ZnCl2+H2 1моль 1моль
Найти: V (H2)-? Мг^п) = 65— моль Ум=22,4 — моль ю^п)= 100%-20%=80%=0,80 По определению: У(Щ=п(Н2>Ум Из уравнения реакции следует: п(№)=П7п) п^п)= т(2п) у ' Мг(2п) Mr(Zn)=65 г/моль Vм=22,4л/моль ro(Zn)= 100%-20%=80%=0,80 По определению: т^птех)=т^п): ю (Zn) т^п)=т^птех)- ю (Zn) n(Zn)=m(Znтех)•(Zn):Мr(Zn) Из уравнения реакции: m(Zn)=m(Znтех)• ю (Zn) i»(Zn)=1- ю(прим.) i»(Zn)=1-0,2=0,80 m(Zn)=330r0,8=264T 264г хл Zn+2HCl=ZnCl2+H2 1моль 1моль 264г хл Zn+2HCl=ZnCl2+H2 65г 22,4л
m(Zn)= т^ШехУю^п) ( 2) Мг(2п) 330г • 0,8-22,4— У(№)=-б5моль = 90,97л моль Ответ: У(Щ= 90,97л n(H2)=n(Zn)=m(Znтех) Ю^П):МЦ7П) По определению: П(Н2)=У(№):УМ У(Н2)=П(Н2>УЫ У(Н2)=т^Шех) У(Н2)=330г-0,8-22,4 л/моль:65г/моль=90,97л Ответ: У(Н2)= 90,97л 264:х =65:22,4 Х=264-22,4:65=90,97л Н2 Ответ: V(H2)= 90,97л
Таким образом, мы применили пути решения для правополушарных: У(Ш)— п(Ш) —п^п) —т^^ —^m(Znтех) и для левополушарных: m(Znтех) —m(Zn) —n(Zn) —n(H2) —'У(Ш)
Но не надо забывать, что каждый из учащихся, независимо от мышления, должен в той или иной мере, научиться решать задачи с химическим содержанием. Но и важно учитывать, что ученики с разной межполушарной асимметрией делают разные количественные и качественные ошибки. Наиболее грамотными являются равнополушарные учащиеся. Целесообразнее будет применить образовательные технологии, где обучение рассматривается в групповой форме. Ученики с противоположными типами мышления могут помочь друг другу. Например, правополушарный школьник, работая в паре с левополушарным над задачей, может показать своему партнеру такие стратегии, как синтез, применение схемы, обозначение главного, поиск и выделение информации, сопоставление фактов. Левополушарный ученик может поделиться со своим партнером способом выделения нужных деталей, выявления различия, создание категорий.
Чтобы сформировать установки на правильное и эффективное логическое восприятие, а также упорядочить образное мышление, необходима высокая активность мозговых систем учащегося. При правильном развитии школьники выравниваются и имеют высокий уровень интеллектуального и образного развития, то есть становятся равнополушарными. Учитель обязан учитывать этот важный аспект психофизиологических особенностей учащихся при подготовке, организации и проведении уроков, так как знания об особенностях мышления учащихся составляют профессионально значимый «набор» педагогических компетенций.
Таким образом, способность учителя заключается в определении подходящего стиля обучения учащихся. Ему необходимо выстроить урок с учетом особенностей мышления учащихся для успешного и эффективного освоения содержания предметного материала. Список используемой литературы:
1. Хафизова Н. Ю., К вопросу формирования умения комплексного применения обучающимися знаний в области естественно-математического образования / Н.Ю. Хафизова // Символ науки. - 2016. - № 5-2. - С. 219-221.
2. Шайкина В.Н. Особенности построения жизненных стратегий студентами вуза / В.Н. Шайкина // Сборник: мат-лы 65-ой Науч. конф. -Челябинск: Изд-во ЮУрГУ - 2013. С. 237-240.
3. Елагина В.С., Уткина, Т. В. Биофизические задачи на уроках биологии / В. С. Елагина, Т. В. Уткина, // Биология в школе. - 2009. - № 3. - С. 26-29
4. Бегашева И.С., Елисеева О.В. К вопросу о формировании исследовательской компетенции обучающихся в рамках внеурочной деятельности по физике/ И.С. Бегашева, О.В. Елисеева // Международный научный журнал Символ науки-2016.-№4-2, С.79-82
5. Клишина О.Н. Некоторые рекомендации по формированию у учащихся навыков проектной деятельности // О.Н. Клишина / Символ науки. - 2016 - № 5 (часть 2). - С. 156-159
6. Мусенова Э.А., Ахметов М.А. Диагностика индивидуальных стратегий мышления учащихся. Метод. Пособие / Э.А.Мусенова, М.А. Ахметов// Ульяновск: УИПКПРО, 2008, с.-28.
7. Пономарёва О.Н. Профессиональная компетентность преподавателя: обучение с учетом лево - и правополушарного типа мышления / О.Н. Пономарёва // Современные проблемы науки и образования. -2015. - № 1-1.;
8. Кабардов М.К. Межполушарная ассиметрия и вербальные и невербальные компоненты познавательных способностей/ М.К. Кабардов, М.А. Матова // Вопросы психологии. - 1988.- №6. - С.106 - 115.
© Пяткова О Б., 2016
УДК 373.3
Сайфуллина Римма Рустямовна
студентка 5 курса ПФ ИПИ им. П.П.Ершова (филиал) ФГБОУ ВПО «ТГУ» г.Ишим, РФ E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЛОЛОГИЯ»)
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности, при проведении факультативной работы по русскому языку.
Ключевые слова
Познавательный интерес, внеурочная деятельность, факультативная работа.
Познавательный интерес является одним из важных факторов учения и становления личности. Под влиянием познавательного интереса познание приобретает личностный смысл. Познавательный интерес благотворно воздействует на духовный потенциал школьника, приближает его к ценностям окружающей действительности, делает деятельность более осмысленной и успешной, повышает качество выполняемой работы, влияет на повышение активности и создание ценностных ориентаций у ребёнка.
Проблема формирования познавательного интереса школьников ставилась в науке, и имеются попытки ее разрешения. Существует ряд исследований по изучению вопросов классификации, формирования и развития интересов школьников в процессе обучения. Различные аспекты проблемы формирования познавательного интереса в школе исследованы Ю. К. Бабанским, В. Ф. Башариным,
B. Б. Бондаревским, В. Г. Ивановым, И. Я. Лернером, В. Н. Максимовой, Ф. К. Савиной, Г. И. Щукиной и др.
Взаимосвязь интересов и потребностей, формирование интересов на основе потребностей раскрывается в работах Л. И. Божович, Л. С. Выготского, Ф. Н. Гоноболина, Л. А. Гордона, Б. И. Додонова, О. Н. Зайцевой, В. А. Крутецкого, А. Н. Леонтьева, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова и др.
Исследованию познавательного интереса учащихся как мотива учения, уровней его сформированности посвящены работы В. Г. Иванова, Н. Б. Лаврентьевой, А. К. Марковой,
C. Е. Матушкина, Н. Г. Морозовой, В. Д. Семенова, М. И. Цветкова, Г. И. Щукиной и др.
Познавательный интерес, как отмечает А. Ю. Дейкина, - интегральная характеристика личности, выражающая ее эмоционально-положительное отношение к знаниям, процесс познания к своим интеллектуальным, эмоциональным и коммуникативно-волевым возможностям в познании [4, с.11].
Важной особенностью познавательного интереса является то, что его центром является такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность. Формирование и развитие познавательных интересов - часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности, оно имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.
Основное средство воспитания устойчивого интереса к учебной деятельности - использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от обучающихся активной поисковой деятельности.