тогда как нравственное развитие связано с благосклонным отношением лишь к бедной категории населения.
Анализ полученных в результате исследования данных позволяет сделать вывод о том, что уровень развития нравственности школьников оказывает значительное влияние на формирование их представлений о степени своей активности в экономической сфере, выраженности «экономического интереса» в трудовой деятельности, а также приоритетов в распределении денежных средств.
Было выделено два основных фактора экономической социализации подростков и юношей: «материальное положение» и «нравственность», отрицательная корреляционная связь между которыми говорит о противоположной направленности данных тенденций.
Работа выполнена в рамках проекта «Социально-психологический анализ процессов социализации и адаптации личности в условиях динамично развивающегося общества» Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы» (2012-1.2.1-12-000-3005-012).
Примечания
1 См.: Могилевская Г. П. Дети и деньги. М., 1981. 88 с.
См.: Фенько А. Б. Дети и деньги : Особенности экономической социализации // Вопр. психологии. 2000. № 2. С. 94-101. 3 См.: Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Экономическое самоопределение. Теория и эмпирические исследования. М., 2007. 480 с.
УДК 373.1
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНТЕНСИФИКАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА
Ю. В. Баурова
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
Научный куководитель:
доктор педагогических наук, профессор Е. А. Александрова
В статье рассматривается интенсификация учебного процесса в начальной школе на основе гендерного подхода благодаря организации занятий с учетом психофизиологических особенностей учащихся. Полученные результаты исследования подтверждают, что гендерный подход позволяет осуществлять учебную деятельность на уровне международных стандартов. Ключевые слова: гендер, гендерный подход, функциональная асимметрия полушарий головного мозга.
Realization of Educational Process Intensification in Primary School on a Basis of Gender Approach
Yu. V. Baurova
The article pays special attention to the realization of educational process intensification in primary school on a gender approach basis by means of classes organization taking into consideration psycho-physiological peculiarities of students. The results of the research allow to consider: gender approach is giving an opportunity to carry out educational activity on an international standards level. Key words: gender, gender approach, functional asymmetry of cerebral hemispheres.
Система школьного образования на сегодняшний день нуждается в поиске условий, способствующих повышению результативности учебно-
го процесса, учету образовательных потребностей учащихся, что может быть достигнуто путем проведения гендерных исследований психолого-педагогической направленности, введения гендерного элемента в образовательные стандарты общего и высшего образования. Таким образом, осуществление интенсификации учебного процесса, в частности, в рамках начального общего образования возможно на основе гендерного подхода, предполагающего гендерно ориентированный выбор методов, средств и форм обучения, типов учебных заданий, что способствует раскрытию личностного потенциала учащихся.
Кратко представим основные положения и организационно-педагогические условия осуществления интенсификации учебного процесса в начальной школе на основе гендерного подхода, в числе которых мы выделяем следующие: предоставленную учащимся возможность обучения в малочисленных группах, осуществление выбора педагогом методов, средств, форм обучения на основании типа полушарного реагирования учащегося, возможности самостоятельного выбора учащимися типов заданий наряду с теми, которые даются педагогом, и изучения предметов в индивидуальном темпе.
© Баурова Ю. В., 2012
Ю. В. Баурова. Осуществление интенсификации учебного процесса в начальной школе
Первоначально необходимо определить типы полушарного реагирования и затем выделить левополушарных, равнополушарных и правопо-лушарных учащихся1. Интенсификация учебного процесса в начальной школе на основе гендерного подхода предполагает обучение представителей различных типов полушарного доминирования, а именно групп, сформированных на основании данного признака, в рамках существующих 3-4-х классов общеобразовательных школ. Определение типа полушарного реагирования осуществляется при помощи ряда широко распространенных методик: моторные пробы (переплетение пальцев кистей; скрещивание рук («поза Наполеона»); «Тест на аплодирование» (А. Р. Лурия)2; дихо-тическое прослушивание (Э. Г. Смирницкая)3; проба П. Я. Розенбаха4; тест «карта с дырой» (Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова)5; опросник Т. И. Мелентьевой6. Проведенные нами исследования позволили установить процентную представленность учащихся 3-х классов, относящихся к различным типам полушарного реагирования: левополушарные учащиеся - 16,15%; равнопо-лушарные учащиеся - 17,43%; правополушарные учащиеся - 66,06%.
Последующая работа требует применения подобранного нами диагностического инструментария определения эффективности интенсификации учебного процесса в начальной школе на основе гендерного подхода. В основе контроля результативности учебного процесса при интенсификации учебного процесса в начальной школе на основе гендерного подхода лежит система требований к результатам освоения программы начального общего образования согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (06.10.2009 г. № 373), включающая личностные, метапред-метные и предметные требования. Нами также был рассмотрен Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования (17.12.2010 г. № 1897) в целях поддержания преемственности при переходе с начального общего к основному общему образованию.
Таким образом, для определения эффективности интенсификации учебного процесса в начальной школе на основе гендерного подхода были выделены объективный и субъективный критерии, первый из которых позволяет определить результативность учебного процесса, второй - определить уровень снижения субъективного ощущения трудности учения. В соответствии с вышеуказанными ФГОС были выделены метапредметные и предметные показатели результативности учебного процесса, формирующие объективный критерий. Для определения субъективного критерия был выделен показатель снижения субъективного ощущения
трудности учения, определяемый на основании уровня его снижения.
При этом метапредметный показатель объективного критерия включает регулятивный, коммуникативный и познавательный параметры, которые, в свою очередь, предполагают исследование навыков управления своей деятельностью, контроля и коррекции, нициативности и самостоятельности (регулятивный параметр); речевой деятельности, сотрудничества (коммуникативный параметр); работы с информацией, работы с учебными моделями, использования знаково символических средств, общих схем решения, выполнения логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий (познавательный параметр).
Предметный показатель основан на исследовании параметра опыта предметной деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания, а именно - изучении лексических и грамматических навыков, умений чтения и письменной речи.
Рассмотрим последовательно создание организационно-педагогических условий интенсификации учебного процесса на основе гендерного подхода. Для возможности обучения в малочисленных группах учащиеся были разделены на группы количеством до 10 человек на основании проведенной диагностики типа функциональной асимметрии головного мозга; таким образом обеспечивалось первое условие.
Создание второго педагогического условия - осуществление педагогом выбора методов, средств, форм обучения - требовало соблюдения соответствия указанных методических категорий типам функциональной асимметрии головного мозга. При обучении левополушарных учащихся, в частности, иностранному языку нами были использованы словесные методы: рассказы, как на русском, так и на базовом уровне английского языка; беседы, порождаемые педагогом и учащимися при минимальном уровне владения иностранным языком последними, обязательными были иллюстрации и многочисленные учебные упражнения. Предпочтительным и наиболее эффективным явилось применение индуктивных, аналитических и репродуктивных методов обучения. При работе с учащимися данного типа полушарного реагирования нами использовались в большей степени аудиальные и визуальные средства обучения, в меньшей - кинестетические и индивидуальная, парная и фронтальная формы обучения.
Обучение правополушарных учащихся экспериментальной группы предполагало более активное использование иллюстраций, активное применение учебных упражнений и дедуктивных, синтетических и даже - частично-поисковых методов обучения. Более предпочтительным являлось применение визуальных, аудиовизуальных и
Молодые исследователи 113
кинестетических средств обучения, также - индивидуальной, групповой и коллективной форм обучения. Работа с равнополушарными учащимися включала применение методов, средств и форм обучения, свойственных обучению как левополушарных, так и правополушарных учащихся.
Для создания третьего педагогического условия - возможности самостоятельного выбора учащимся типов заданий наряду с теми, которые дает педагог, - нами был разработан комплекс заданий различных типов, регулярно применявшихся в процессе интенсификации учебного процесса в начальной школе на основе гендерного подхода. При этом разработанные задания способствовали не только формированию предметных навыков, но и развитию метапредметных навыков через предметные. Так как обучение иноязычной языковой деятельности предполагает обучение произношению, лексике, грамматике, аудированию, говорению, чтению, письменной речи, то подобранный нами перечень заданий включал различные типы упражнений, направленные на формирование вышеуказанных навыков. Кроме того, каждый из изучаемых аспектов языка требовал заданий, предполагающих действия с моделями, знако-во-символическими средствами, включающими операции сравнения, анализа, обобщения, классификации и аналогии.
Необходимо отметить, что равнополушарные учащиеся с одинаковой успешностью справляются с различными типами заданий, разработанными как для левополушарных, так и правополушарных представителей начальных классов.
Созданию четвертого педагогического условия - изучению предметов в индивидуальном темпе - способствовали малочисленность групп и знание педагогическим коллективом особенностей левополушарных, равнополушарных и правополушарных учащихся, так же как и особенностей учащихся разного пола, касающихся темпов изучения нового материала.
Рассматривая различия в темпах прохождения учебного материала при интенсификации учебного процесса в начальной школе на основе гендерного подхода, необходимо подчеркнуть желательность размеренного темпа подачи нового материала, поэтапность данного процесса, обязательную структурированность и логичность предъявляемого материала при работе с левополушарными учащимися, это актуально и при обучении представителей равнополушарно-го типа функциональной асимметрии головного мозга. Работа с правополушарными учащимися
требует высокого темпа подачи материала в его нестандартном предъявлении.
Проведенное исследование позволило получить следующие результаты в сравнении с его начальным этапом при использовании критерия Уилкоксона: регулятивный параметр на начало исследования Ме = 4,3; г = -9,1; р < 0,001; на конец исследования Ме = 6,3; г = -9,1; р < 0,001; коммуникативный параметр на начало исследования Ме = 5,3; г = -9,1; р < 0,001; на конец исследования Ме = 7,3; г = -9,1; р < 0,001; познавательный параметр: на начало исследования Ме = 7,4; г = -9,1; р < 0,001; на конец исследования Ме = 11,3; г = - 9,1; р < 0,001. Приведем результаты расчета параметра опыта предметной деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания экспериментальной группы в сравнении с данными контрольной группы на конец исследования: экспериментальная группа - Ме = 14,5; г = -2,3; р < 0,001, контрольная группа Ме = 7,5; г = -7,6; р < 0,001.
Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что изложенные в работе выводы не претендуют на окончательность. Проведенное исследование не исчерпывает полностью многоаспектную проблему интенсификации учебного процесса, однако его данные демонстрируют эффективность интенсификации учебного процесса в начальной школе на основе гендерного подхода, что может быть осуществлено и на последующих этапах обучения.
Примечания
1 См.: Артюхова Т. Ю. Психологические предпосылки построения образовательного пространства с учетом гендерного подхода // Психология обучения. 2007. № 12. С. 7-19 ; Вольф Н. В. Половые различия функциональной организации процессов полушарной обработки речевой информации : учеб. пособие. Ростов н/Д, 2000. 240 с. ; КуинджиН. Н. О раздельном школьном обучении детей разного пола // Администратор образования. 2010. № 6. С. 93-96 ; Ливер Б. Л. Обучение всего класса. М., 1995. 176 с. ; Тельтевская Н. В., Константинова О. А. Гендерный подход к обучению школьников. Саратов, 2009. 120 с.
2 См.: Руководство по функциональной межполушарной асимметрии / под ред. В. Ф. Фокина. М., 2009. С. 619.
3 Там же. С. 620.
4 Там же.
5 Там же.
6 См.: Мелентьева Т. И. Обучение иностранным языкам в свете функциональной асимметрии полушарий мозга. М., 2010. С. 43-44.
114
Научный отдел