Научная статья на тему 'Методы регулирования внешней торговли в Российской Федерации'

Методы регулирования внешней торговли в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2586
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА / ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прудаева Юлия Александровна

В статье описываются основные методы регулирования внешней торговли Российской Федерации, а также проанализированы поступления доходов в федеральный бюджет от внешней торговли с 2010 г. по 2013 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы регулирования внешней торговли в Российской Федерации»

Methods of regulation of foreign trade in the Russian Federation Prudaeva Ju. (Russian Federation) Методы регулирования внешней торговли в Российской Федерации Прудаева Ю. А. (Российская Федерация)

Прудаева Юлия Александровна /Prudaeva Julia - магистрант, курс по направлению международный бизнес, Тюменский государственный университет, г. Тюмень

Аннотация: в статье описываются основные методы регулирования внешней торговли Российской Федерации, а также проанализированы поступления доходов в федеральный бюджет от внешней торговли с 2010 г. по 2013 г.

Abstract: in article, the main methods of regulation offoreign trade of the Russian Federation are described, and also receipts of the income in the federal budget from foreign trade from 2010 to 2013 are analyzed.

Ключевые слова: государственное регулирование, доходы федерального бюджета, таможенная пошлина. Keywords: state regulation, income of the federal budget, customs duty.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством:

1) таможенно-тарифного регулирования;

2) нетарифного регулирования;

3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.

Таможенно-тарифное регулирование1.

В целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка нашей страны и стимулирования прогрессивных изменений в экономике, устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины.

Таможенная пошлина - обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза и в иных случаях, определенных в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации2.

Таможенно-тарифное регулирование является основным методом регулирования государством сферы внешней торговли, применяемым с давних пор.

Целями применения мер таможенно-тарифного регулирования могут быть:

- протекционистская функция - защита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции;

- фискальная функция - обеспечение поступления средств в бюджет.

В Российской Федерации применяется Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Единый таможенный тариф (ЕТТ ТС) - свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию Таможенного союза из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС).

Ставка ввозной таможенной пошлины устанавливается в основном в процентах от таможенной стоимости либо в евро, либо в долларах США (адвалорная пошлина).

Действующие ставки вывозных таможенных пошлин утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2012 № 756.

Рассмотрим поступление доходов в федеральный бюджет от внешней торговли с 2010 г. по 2013 г.

Таблица 1.2.1. Доходы федерального бюджета

2010 г.3 2011 г.4 2012 г.5

1 Ст. 19 Федерального закона № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 (ред. 2013 г.).

2 Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 (ред. от 04.03.2014) «О таможенном тарифе». 3Федеральный закон от 07.10.2011 № 272-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2010 год».

4 Федеральный закон от 02.10.2012 № 151-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2011 год».

5 Федеральный закон от 30.09.2013 № 254-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2012 год»

млн. рублей % млн. рублей % млн. рублей %

Доходы бюджета, всего 8305414366,8 100,0 11367652622,6 100,0 12855540621,1 100,0

Доходы от ВЭД, всего 3277703347,0 39,5 4664731177,2 41,0 4962735737,3 38,6

Таможенные пошлины, всего 2853093010,1 88,4* 3712492673,8 79,6* 4099784419,5 82,6*

* Доля таможенных пошлин (всего) в доходах от ВЭД (всего)

Доходы федерального бюджета в 2013 г. составили 13019,9 млрд. руб., из них доходы от внешнеэкономической деятельности - 5011,0 млрд. руб., что составляет - 38,8 % от доходов федерального бюджета6.

Статистические данные, приведенные в таблице, позволяют сделать заключение о том, что доходы от внешнеэкономической деятельности в доходах бюджета составляют значительную часть:

- в 2010 г. - 39,5 %,

- в 2011 г. - 41,0 %,

- в 2012 г. - 38,6 %,

- в 2013 г. - 38,8 %.

Нужно отметить, что основную часть в доходах от внешнеэкономической деятельности составляют таможенные пошлины:

- в 2010 - 88,4 %,

- в 2011 г. - 79,6 %,

- в 2012 г. - 82,6 %.

Нетарифное регулирование внешней торговли товарами:

- Количественные ограничения, устанавливаемые Правительством Российской Федерации в исключительных случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, не более

7

чем на шесть месяцев может устанавливать :

1) временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации. Перечень товаров, являющихся существенно важными, определяется Правительством Российской Федерации;

2) ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в Российскую Федерацию в любом виде, если необходимо:

а) сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения;

б) сократить производство или продажу товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара;

в) снять с рынка временный излишек аналогичного товара российского происхождения путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

г) снять с рынка временный излишек товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара, путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

д) ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых зависит от импортируемого в Российскую Федерацию товара, если производство в Российской Федерации аналогичного товара является относительно незначительным.

Продовольственные и сельскохозяйственные товары определяются Правительством Российской Федерации.

- Недискриминационное применение количественных ограничений8:

1. В случае если допускается установление количественных ограничений экспорта и (или) импорта товара, такие ограничения применяются вне зависимости от страны происхождения товара, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

2. В случае если при установлении количественных ограничений импорта товара проводится распределение долей импорта товара между заинтересованными иностранными государствами, принимается во внимание предыдущий импорт товара из таких государств.

3. Положения частей 1 и 2 данной статьи федерального закона могут не применяться в отношении товара, происходящего из иностранного государства (групп государств), с которым у Российской Федерации нет взаимных договорных обязательств о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый другим государствам или группам государств.

6Статистическое обозрение № 1 (88), 2014. Федеральный бюджет. http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_06/Main.htm.

7 Ст. 21 Федерального закона № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003.

8 Ст. 22 Федерального закона № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003.

- Распределение квоты9.

При принятии решения о введении квоты Правительство Российской Федерации определяет метод распределения квоты и в соответствующем случае устанавливает порядок проведения конкурса или аукциона. Распределение квоты основывается на равноправии участников внешнеторговой деятельности в отношении получения квоты и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке.

- Лицензирование в сфере внешней торговли товарами10.

1. Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:

1) введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

2) реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

3) предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

4) выполнение Российской Федерацией международных обязательств.

2. Основанием для экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров в случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, является лицензия, выдаваемая в соответствии с частью 5 статьи 13 данного Федерального закона.

Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами Российской Федерации.

3. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 3 статьи 13 данного Федерального закона, формирует и ведет федеральный банк выданных лицензий. Порядок формирования и ведения федеральным банком выданных лицензий определяется Правительством Российской Федерации.

- Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров11.

1. Право на осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров решением Комиссии Таможенного союза, а в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.

2. Отдельные виды товаров, на экспорт и (или) импорт которых предоставляется исключительное право и порядок определения Правительством Российской Федерации организаций, которым предоставляется исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза. Перечень организаций, которым предоставлено исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, устанавливается Правительством Российской Федерации.

- Специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры12.

В соответствии с международными договорами Российской Федерации, решениями Комиссии Таможенного союза и федеральным законом могут вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров. Например, решением Коллегии ЕЭК13 от 16 августа 2012 г. № 134 утверждены «Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений».

Литература

1. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 30.11.2013) «Об основах государственного

регулирования внешнеторговой деятельности».

2. Федеральный закон от 02.10.2012 № 151-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2011 год».

3. Федеральный закон от 07.10.2011 № 272-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2010 год».

4. Мировая экономика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим

специальностям. / Ред. И. П. Николаева. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юнити-Дана, 2012. - 399 с.

9 Ст. 23 Федерального закона № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003.

10Ст. 24 Федерального закона № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003.

11 Ст. 26 Федерального закона № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003.

12 Ст. 27 Федерального закона № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003.

13 Евразийская экономическая комиссия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.