НЕТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ Б СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ В РОССИИ
Д.А. ГРОШЕВ,
аспирант, Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», e-mail: denis [email protected]
В статье рассмотрена экономическая эффективность российского внешнеторгового законодательства, которое своими стандартами неуклонно приближается к стандартам ВТО.
Ключевые слова: внешнеторговая деятельность; торговая политика; экономические методы; таможенно-тарифное регулирование; нетарифные меры; экономическая безопасность; количественные ограничения; внешнеторговые квоты; лицензирование; исключительное право на экспорт или импорт; специальные защитные меры; возросший импорт; антидемпинговые меры; демпинговый импорт; компенсационные меры; субсидируемый импорт; таможенные режимы; таможенная политика; всемирная торговая организация
Коды классификатора ОБЬ: П3, П8
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности занимает ключевое место при разработке и реализации внешнеэкономической политики России на современном этапе экономического развития. На протяжении всей истории формирования в России рыночных отношений и интеграции в мировое хозяйство внешнеторговая политика меняла свою направленность в зависимости от факторов, обусловливающих социальноэкономическое развитие страны.
Правовой основой государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) в настоящий момент служит Федеральный закон № 164-ФЗ от 8 декабря 2004 года «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», целью которого является обеспечение благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защита экономических и политических интересов РФ.
Статья 5 закона вводит понятие торговой политики, которая является составной частью экономической политики России, направленной на создание благоприятных условий для российских импортеров, экспортеров, производителей и потребителей товаров и услуг. Реализация такой политики осуществляется с использованием методов, разработанных с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, а также обязательств, вытекающих из международных договоров РФ.
Применительно к внешней торговле товарами эти методы с известной долей условности можно разделить на экономические, к которым относятся таможенно-тарифные, нетарифные и иные экономические меры, и меры административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности. «Подобные меры подлежат применению на основании закона и призваны обеспечить безопасность и целесообразность перемещения грузов через границу государства» [4], — отмечается в статье Матвиенко Г.В.
Экономические методы направлены на защиту экономики страны от негативного воздействия факторов внешнеторговой деятельности, создание условий для прогрессивных изменений в национальном хозяйстве, а также обеспечение эффективной интеграции России в мировую экономику и развитие международного экономического сотрудничества.
Закон по большей части не содержит правовых норм прямого действия, предлагая в качестве предписаний нормы бланкетного характера. К примеру, статья 19 устанавливает институт таможенно-тарифного регулирования. Порядок же формирования и применения таможенного тарифа регламентирует Закон РФ № 5003-1 от 21 мая 1993 года «О таможенном тарифе». Наконец ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ.
© Грошев Д. А., 2009
ТЕRRА E^NOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2
ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2
Тем самым обусловливается взаимосвязь основного закона с множеством других законодательных и подзаконных актов, образуя многоуровневую и многоотраслевую нормативно-правовую систему государственного регулирования внешнеторговой деятельности. «В таком свете Закон превращается в некий правовой стержень, скрепляющий огромное число актов разного уровня» [7], — пишет Шумилов В.М.
Тем не менее перечень экономических методов в федеральном законе об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности (далее — ВТД) прописан максимально четко и является исчерпывающим, а порядок их применения в достаточной степени структурирован и без лишней надобности не взаимодополняется, чего нельзя утверждать об административных мерах.
Закон, помимо упомянутого уже таможенно-тарифного метода, содержит понятие нетарифного регулирования, определяя его как «метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера». Меры нетарифного регулирования применяются в целях обеспечения экономической безопасности государства как необходимого условия успешного функционирования российской экономики. Такие методы определены законом непосредственно и применяются в четко установленных формах:
1. Количественные ограничения, устанавливаемые Правительством РФ в исключительных случаях. Как справедливо утверждает Е. Карсетская, «закон № 164-ФЗ существенно сужает полномочия Правительства РФ по ограничению экспорта и импорта товаров» [2]. Ранее (ФЗ-157 от 13.10.1995 года «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности») Правительству РФ позволялось вводить количественные ограничения экспорта и импорта в отношении любых товаров.
В настоящее время высший исполнительный орган России устанавливает ограничения только в отношении продовольственных, сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов. Например, постановлением № 732 от 05.12.2005 года «Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006-2009 годах» Правительство РФ устанавливает квоты на ввоз мяса домашней птицы в 2009 году в размере 952 тыс. тонн, в том числе: Европейский союз — 185.8 тыс. тонн, США — 750 тыс. тонн, Парагвай — 3,8 тыс. тонн, другие государства — 12.4 тыс. тонн.
Такая переориентация торговой политики свидетельствует об укреплении национальной экономики и необходимости регулирования внешней торговли только тех товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка России. А. В. Малько верно замечает: «Экономические ограничения нетарифного характера позволяют оградить внутренний рынок от переизбытка или недостатка сельскохозяйственной и продукции рыбного промысла или применяются в целях предотвращения бесконтрольного вывоза невосполнимых природных ресурсов за пределы государства (например, квотирование)» [3].
При принятии решения о введении квоты Правительство Российской Федерации определяет метод распределения квоты и в соответствующем случае устанавливает порядок проведения конкурса или аукциона. Распределение квоты основывается на равноправии участников внешнеторговой деятельности в отношении получения квоты и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке.
2. Лицензирование в сфере внешней торговли товарами. Правительство РФ определяет порядок лицензирования, понимаемого как административная процедура регулирования внешнеторговых операций, осуществляемая путем выдачи документа, разрешающего экспорт и импорт отдельных видов товаров.
Несмотря на то что понятие лицензирования определено как нетарифная мера, то есть ограничения экономического характера, такая процедура в некоторых случаях вводится в неэкономических целях. Так, наряду с квотированием экспортно-импортных операций, осуществляемым в чисто экономических интересах, лицензии выдаются территориальными органами Минэкономразвития РФ также при экспорте и импорте товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений.
Например, лицензия Минэкономразвития РФ необходима при ввозе государственными унитарными предприятиями наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в соответствии со ст. 28 федерального закона № 3-ФЗ от 08.01.1998 года «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Кроме того, лицензирование может вводиться и при защите политических интересов России, т. е. при выполнении РФ международных обязательств. К примеру, в целях обе-
спечения выполнения обязательств РФ, вытекающих из Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г., Правительство РФ в постановлении № 337 от 04.05.2008 года устанавливает, что вывоз видов дикой фауны и флоры допускается при наличии разрешения Росприроднад-зора РФ и лицензии Минпромторга РФ.
Очевидно, что выдача таких лицензий не преследует экономических целей, представляя собой одну из разновидностей административных барьеров. Таким образом, наблюдаются некоторые противоречия в понятийно-категориальной системе государственного регулирования внешнеторговой деятельности. С сожалением можно отметить, что такие противоречия обнаруживаются на институциональном уровне, а именно в основополагающем акте, определяющем главные положения в сфере регулирования ВТД.
3. Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. Отметим, что предоставление такого права — новая мера нетарифного регулирования ВТД. Исходя из содержания данного метода, федеральными законами определяются отдельные организации, которым предоставляется исключительное право осуществлять сделки по экспорту и (или) импорту определенных видов товаров. Тем самым ограничивается право остальных субъектов ВЭД перемещать такие товары через таможенную границу РФ.
Так, согласно статье 3 федерального закона № 117-ФЗ от 18.06.2006 года «Об экспорте газа», экспортировать газ — прерогатива собственников единой системы газоснабжения или их дочерних обществ, в уставном капитале которых доля участия собственника единой системы газоснабжения составляет сто процентов. Таким образом, владельцам естественных монополий предоставляется монопольное право на осуществление ВЭД.
Следует отметить, что исключительное право реализуется только на основе лицензии, т. е. внешнеторговая деятельность отдельных хозяйствующих субъектов отдельными товарами регулируется в совокупности с другой нетарифной мерой — лицензированием. Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров для свободного обращения и признания таких внешнеэкономических сделок ничтожными.
4. Специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры. Введение таких мер осуществляется при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию РФ. Порядок применения данных нетарифных мер устанавливается другим федеральным законом — № 165-ФЗ от 08.12.2003 года «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».
Введению этих мер предшествует расследование, проводимое Минэкономразвития РФ с целью установления наличия возросшего импорта на таможенную территорию России, демпингового импорта или субсидируемого импорта. По результатам такого расследования оценивается ущерб отрасли российской экономики, угроза причинений такого ущерба или существенного замедления создания отрасли российской экономики.
Итогом проводимого расследования становится вопрос о введении Правительством РФ специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер на основании доклада Минэкономразвития РФ. При этом применение антидемпинговой меры заключается в установлении антидемпинговой пошлины или одобрении ценовых обязательств, принятых экспортером; компенсационной меры — компенсационной пошлины либо одобрении обязательств, принятых экспортером; специальной защитной меры — импортной квоты или специальной пошлины.
При этом в условиях критического положения в отрасли российской экономики, если задержка с применением указанных мер причинила бы ущерб отрасли российской экономики, до завершения расследования на основании предварительного заключения Минэкономразвития РФ вводятся предварительные антидемпинговые, специальные или компенсационные пошлины.
Новейшая история экономического развития России насчитывает немало примеров применения к импортерам упомянутых мер. Так, «в июле 2004 года Минэкономразвития РФ начало антидемпинговое расследование в отношении импорта из Украины обсадных, котельных, насосно-компрессорных, нефтегазопроводных и горячедеформированных, а также подшипниковых труб» [5]. По данным Фонда развития трубной промышленности «за 7 месяцев 2004 года объем реализации российского товара вырос на 8,2%, при этом объем импорта увеличился почти на 46%» [6]. При этом увеличился разрыв средневзвешенных цен на импортный и российский товар — импорт дешевле почти на 40%. По результатам
ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2
ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2
расследования Правительство РФ устанавливает антидемпинговые пошлины на трубы из Украины от 8,9% до 55,3% в зависимости от вида сроком на 5 лет до 2011 года.
Кроме того, Правительством РФ устанавливались антидемпинговые пошлины на подшипники из КНР на 5 лет до 2013 года в размере до 41,5% и швеллеры из Украины на 3 года до 2008 года в размере до 17,4%. Компенсационные пошлины вводились на прутки для армирования из Украины на 2 года до 2007 года в размере 21 %, а также предварительная компенсационная пошлина на 4 месяца. Специальные пошлины устанавливались на дрожжи пекарные сухие на 3 года до 2008 года в размере до 225 евро/т, на сетки из стекловолокна на 3 года до 2010 года в размере до 33,4%, за исключением развивающихся стран.
Необходимо отметить, что указанные пошлины взимаются отдельно, т. е. сверх ввозной таможенной пошлины, так как федеральный закон №164-ФЗ от 08.12.2003 года предполагает дифференцированный подход в применении методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, который предполагает обособленное применение и гибкое сочетание таможенно-тарифных, нетарифных и административных мер.
Следует отметить, что государственное регулирование внешнеторговой деятельности тесно связано с таможенным регулированием, так как само понятие внешнеторговой деятельности предполагает, в том числе, деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами. Внешняя торговля товарами включает импорт, т. е. ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе, и экспорт товаров, т. е. вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе (статья 2 федерального закона № 164-ФЗ от 08.12.2003 года).
Таким образом, осуществление внешней торговли товарами подразумевает совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров, т. е. непосредственно перемещение через таможенную границу (статья 11 Таможенного кодекса РФ). Правила и порядок перемещения через таможенную границу РФ устанавливаются Таможенным кодексом РФ (далее — ТК РФ), т. е. являются также объектом таможенно-правового регулирования (статья 1 ТК РФ). Исходя из этого регулирование таможенных правоотношений основывается на двух правовых отраслях: таможенное законодательство РФ и законодательство РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Поэтому можно сделать вполне закономерный вывод, что федеральный закон № 164-ФЗ от 08.12.2003 года и ТК РФ находятся в глубокой взаимосвязи, так как сфера применения обоих институциональных актов включает перемещение товаров через таможенную границу РФ. Разница состоит лишь в том, что федеральный закон № 164-ФЗ от 08.12. 2003 года определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности посредством таможенно-тарифных, нетарифных и административных мер. Таможенный кодекс же устанавливает основы таможенного дела, которое в свою очередь представляет собой совокупность методов и средств соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (статья 2 ТК РФ).
Кроме того, в статье 7 ТК РФ прямо указывается на применение в таможенном деле мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, т. е. мер, установленных другим законом. В связи с этим Таможенный кодекс устанавливает в качестве одного из основополагающих принципов перемещения товаров через таможенную границу РФ соблюдение запретов и ограничений (статья 13 ТК РФ).
Заметим, что перемещение товаров через таможенную границу не всегда связано с применением нетарифных мер. Несмотря на то что экономические методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности устанавливаются непосредственно федеральным законом № 164-ФЗ от 08.12.2003 года, Таможенный кодекс РФ содержит избирательный подход к обеспечению их соблюдения.
Статья 11 ТК РФ вводит понятие таможенного режима, понимаемого как таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих в том числе порядок применения в отношении товаров таможенных пошлин, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Таким образом, нетарифные меры применяются в зависимости от целей перемещения товаров через таможенную границу и использования их на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами.
Таможенный кодекс РФ содержит порядка 20 таможенных режимов. Из них соблюдение ограничений экономического характера предусматривается только в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, экспорта, переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления. Предполагается, что обращение товаров после помещения именно под эти таможенные режимы может нанести наибольший вред состоянию российской экономики.
Так, например, при ввозе подшипников качения из Китая в качестве товаров для переработки при помещении под таможенный режим переработки на таможенной территории придется заплатить антидемпинговую пошлину в размере 41,5% таможенной стоимости, даже несмотря на то, что конечным продуктом переработки будет, например, двигатель внутреннего сгорания, вывезенный по завершении таможенного режима за пределы таможенной территории РФ.
Однако если же поместить эти же подшипники качения под таможенный режим таможенного склада с целью подготовки для последующей перепродажи в третьи страны, то антидемпинговая пошлина взиматься не будет, даже несмотря на то, что резиденты будут получать валютные доходы от продвижения на мировой рынок дешевых китайских товаров, в то время как российские производители аналогичных товаров теряют свою рыночную нишу за рубежом.
Тем не менее, применение нетарифных методов ограничено все же небольшим количеством таможенных режимов, в отличие от административных мер, которые соблюдаются лицами в любое время вне зависимости от заявленного таможенного режима (статья 158 ТК РФ). «Таможенным кодексом предписано только, что ограничения эти должны применяться, а конкретно в каких случаях и в какой форме — это отнесено к действию других законов. Но беда в том, что в этих законах конкретных оговорок о порядке применения ограничений в различных случаях не имеется», [1] — отметила заместитель начальника ГУОТК ФТС России в 2005 году Людмила Карамзина.
В целом такая таможенная политика увязывается с положениями большинства международных принципов. Особое внимание нетарифным мерам уделяется в рамках Всемирной торговой организации, поскольку последняя призвана оказывать глобальное влияние на международную торговлю не только посредством унификации правил тарифного, но и нетарифного регулирования.
Таким образом, можно сделать вывод, что российское внешнеторговое законодательство неуклонно приближается к стандартам ВТО.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гончарова Е. Таможенные режимы: что показал мониторинг//Таможня. — 2005. — № 14.
2. Карсетская Е. Либерализация внешней торговли и валютного контроля//Новая бухгалтерия. — 2004. — № 5.
3. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. — М., 2003. — С. 91.
4. Матвиенко Г.В. Нетарифные меры и режимные льготы в таможенном праве//Финансовое право. — 2008. — № 9.
5. Трубы под подозрением//Таможня. — 2005. — № 16.
6. Ущерб от импортных труб// Таможня. — 2005. — № 3.
7. Шумилов В.М. Комментарий к закону «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»//Внешнеторговое право. — 2006. — № 2.
TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2