ПРАВО
СЕЗОННЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОШЛИНЫ КАК ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Барабанская Л.А., Чермянинов Д.В.
Авторы анализируют особенности правового регулирования применения сезонных пошлин и специальных пошлин как инструментов регулирования внешнеторговой деятельности в Таможенном союзе ЕврАзЭС в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию.
SEASONAL AND SPECIAL DUTIES AS INSTRUMENTS OF REGULATION OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY
L.A. Barabanskaya, D.V. Chermyaninov
In this article the authors analyzes characteristics of the legal regulation of application of seasonal duties and safeguard duties as instruments of regulation of foreign trade activity in the EvrAzES Custom union in the terms of Russia's joining the World Trade Organization.
В теории и практике регулирования внешнеэкономической деятельности выделяют два основных метода - таможенно-тарифные методы и нетарифные методы1. Под таможенно-тарифным регулированием внешнеторговой деятельности понимается установление ввозных и вывозных таможенных пошлин2. Если в эпоху до заключения Генерального соглашения по тарифам и торговле государство могло до бесконечности поднимать ставку таможенной пошлины, завязывая «тарифные войны», то в настоящее время эта практика невозможна без серьезного подрыва положения такого государства на международной торговой арене.
Таможенная пошлина, являясь одной из слагаемых совокупного таможенного платежа - суммы, уплачиваемой при перемещении товаров через таможенную границу, в конце концов, оседает в конечной цене товара, которую уплачивают потребители,
выбирая между импортным (более дорогим) и отечественным товаром. Несмотря на это, таможенно-тарифные меры считаются наиболее приемлемыми инструментами государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Французские исследователи Д. Карро и П. Жюйар отмечают, что, с точки зрения ГАТТ/ВТО, таможенные тарифы - это «наименьшее из зол», они не наносят ущерба свободному действию рыночных сил и сами по себе не искажают условия торговли, но конечная цель - устранить таможенные пошлины путем последовательного снижения их ставки3.
Традиционно считается, что таможенные тарифы выполняют две основные функции: фискальную и защитную. При этом в качестве главной функции таможенно-тарифного регулирования видится фискальная - пополнение государственного бюджета за счет взимания таможенных пошлин4. При всем
1 Трошкина Т. Н. Таможенная пошлина в механизме таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности (Правовые аспекты): Дис. ...канд. юрид. наук. М., 2000. С. 21.
2 Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 30.11.2013) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // СЗ РФ. 15.02.2003. № 50. Ст. 4850.
3 Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право. М.: Международные отношения, 2002. С. 178.
4 Сорокина М. Н. Таможенная пошлина: проблемы нормотворчества и правоприменения: Дис. .канд. юрид. наук. Саратов, 2009. С. 32.
различии данных функций, как отмечает М.Н. Сорокина, они тесно взаимосвязаны, уклонение в одну или в другую сторону может привести к негативным последствиям, соответственно, каждое мероприятие, касающееся обложения товаров таможенными платежами, должно сопровождаться экономическими расчетами и прогнозированием целесообразности5.
Несмотря на то, что через таможенные пошлины государства могут оказывать существенное влияние на внешнеторговую деятельность, превратив их в мощный заградительный барьер на торговых путях, в действительности наблюдается тенденция к уменьшению общемировых ставок таможенных пошлин, что в первую очередь связывается с проведением раундов многосторонних переговоров в рамках ГАТТ/ВТО (приводятся данные о среднем уменьшении таможенной пошлины в развитых странах с 60% в 1947 г. до 5-7% в 90-х гг. прошлого столетия за время существования ГАТТ/ВТО6).
В то же время активизируется практика государств по применению нетарифных мер, под которыми чаще всего понимаются все меры, не подпадающие под определение таможенно-тарифного регулирования (Комитет по торговле и развитию ООН оперирует понятием «обычные таможенные тарифы»7). Т. Н. Трошкина дает такое определение нетарифных мер: многочисленные инструменты, подходы и правила регулирования международной торговли, которые могут выступать в зависимости от условий применения как орудие протекционизма (нетарифные барьеры), так и необходимая
административная мера, нацеленная на обеспечение безопасности, защиту жизни и здоровья граждан и т.д.8 .
О.А. Стрижова констатирует факт того, что в российском законодательстве закреплено более узкое по сравнению с международной практикой понятие нетарифных мер, которое охватывает только запреты и ограничения, носящие экономический характер, предусмотренные специально в целях регулирования внешней торговли. Классифицируя закрепленные в законодательстве инструменты регулирования внешнеторговой деятельности на запреты и ограничения экономического характера и запреты и ограничения неэкономического характера, она выводит общее понятие «запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности»9. Под первую категорию подпадают собственно меры, названные нетарифными, которые в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»10 могут осуществляться только в случаях, предусмотренных статьями 21-24, 26 и 27, при соблюдении указанных в них требований. Ко второй категории относятся меры, затрагивающие торговлю товарами и вводимые, исходя из национальных интересов (необходимые для соблюдения общественной морали, охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений и др.).
В 2012 году после восемнадцатилетнего периода переговоров Россия вступила во
5 Там же. С. 43.
6 Горбунова О. А. ВТО: основы функционирования и проблемы присоединения России. М.: Дашков и К, 2011. С. 9.
7 Classification of non-tariff measures [Электронный ресурс]. New York and Geneva, 2013. URL: http://unctad.org/en/ PublicationsLibrary/ditctab20122_en.pdf (дата обращения - 16.12.2013).
8 Трошкина Т. Н. Нетарифные меры в системе государственного регулирования международной торговли (на примере развитых стран) / (Под ред. В.С. Загашвили) [Электронный ресурс] // ЦППИ, 2010. СПС «КонсультантПлюс».
9 Стрижова О. А. Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности: обзор судебной практики [Электронный ресурс] // Реформы и право. 2008. № 4. СПС «КонсультантПлюс».
10 Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 30.11.2013) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // СЗ РФ. 15.02.2003. № 50. Ст. 4850.
Барабанская Л.А.
Всемирную торговую организацию, что не только открывает новые горизонты для экспорта товаров российского производства, но за этим следует обязательство по открытию отечественного рынка для импортных товаров на основе режима наиболее благо-приятствуемой нации и национального режима. Кроме того, любая страна, принимающая членство в ВТО, обязуется «полным пакетом» соглашений ВТО, а также Перечнем уступок, который становится неотъемлемой частью соглашений ВТО и имеет такую же юридическую силу, как другие соглашения.
В соответствии со ст. 2 ГАТТ каждая договаривающая сторона предоставляет торговле других договаривающихся сторон (на данный момент членство в ВТО имеют 159 государств и еще 24 страны имеют статус наблюдателей11) режим не менее благоприятный, чем тот, который предусматривается в соответствующей части соответствующего Перечня. Это означает, что товары при ввозе с территории любой страны-участницы ВТО на территорию другого государства-члена ВТО освобождаются от обычных таможенных пошлин, превышающих ставки таможенных пошлин, установленные в соответствующем Перечне экспортирующего государства, при этом в Перечне могут быть указаны условия или оговорки (ст. II ГАТТ). Эти условия, упомянутые в указанной статье, часто описывают широту уступки. Например, взимание ставки импортной пошлины на сезонные фрукты, которая является более высокой в сезон урожая, чем в остальное время года. Правило таково, что член может включить в свой Перечень любое дополнительное условие, связанное со ставкой таможенной пошлины12.
, Чермянинов Д.В.
Большую роль в понимании соглашений ВТО играет практика органа по разрешению споров. Так, Апелляционный орган в деле EC-Banana13 определил пределы этих условий и оговорок: члены могут инкорпорировать в свои Перечни действия, модифицирующие права и обязанности в соответствии с соглашениями, но не такие действия, которые уменьшают обязанности в соответствии с соглашениями. В деле Canada-Dairy14 Апелляционный орган добавил дальнейшей ясности в понятие «условия и ограничения», заметив, что их не следует рассматривать просто как описание положений других колонок перечня. Апелляционный комитет не нашел другой причины, почему любые условия и ограничения были бы включены, если только им не намеревалось придать правовое значение в существующую уступку в Перечень, уменьшая или ограничивая пределы уступки.
Одновременно со вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию на постсоветском пространстве происходили процессы региональной интеграции, последним витком которых стало объединение таможенных территорий Республики Беларусь и Республики Казахстан и Российской Федерации в единую таможенную территорию Таможенного союза ЕврАзЭС. На единой таможенной территории применяется Единый таможенный тариф (ст. 1 Соглашения от 25 января 2008 г. «О едином таможенно-тарифном регулировании»15), при этом ставки ввозных таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и иных обстоятельств.
11 Members and Observers // World Trade Organization. Geneva, 2013. URL: http://www.wto.org/english/thewto_e/whatis_e/ tif_e/org6_e.htm (дата обращения - 16.12.2013).
12 WTO Secretariat, A Handbook on Reading WTO Goods and Services Schedules. 1st ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. Cambridge Books Online. P. 13.
13 WTO Document WT/DS/27ABR para. 154.
14 WTO Document WT/DS/103ABR para. 7.151.
15 Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О едином таможенно-тарифном регулировании» // СЗ РФ. 14.06.2010. № 24. Ст. 2935.
Во избежание коллизий между нормами ВТО и обязательствами, принятыми на себя Российской Федерацией при вступлении в эту организацию, а также нормами Таможенного союза ЕврАзЭС был подписан Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы16. Согласно данному акту с даты присоединения любого из договаривающихся государств к ВТО положения Соглашения ВТО и положения Протокола о присоединении этой Стороны к ВТО становятся частью правовой системы Таможенного союза. С момента присоединения стороны к ВТО ставки Единого таможенного тарифа Таможенного союза не будут превышать ставки импортного тарифа, предусмотренные Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров, являющимся приложением к Протоколу о присоединении этой Стороны к ВТО, за исключением случаев, предусмотренных Соглашением ВТО. Однако для сторон, не являющихся членами ВТО, существуют некоторые изъятия. Так, ставки ввозных таможенных пошлин для Белоруссии и Казахстана, отличные от ставок ЕТТ ТС, утверждены Решением Совета ЕЭК от 16.07.2012 № 5517, по которому ставки останутся на прежнем уровне по большинству товарных позиций 87 группы, в которую входят разного рода транспортные средства.
В связи со вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО) и принятие обязательств по связыванию ставок таможенных пошлин на уровне, указанном в Перечне уступок Российской Федерации, актуализируется проблема применения сезонных таможенных пошлин и специальных пошлин.
Мнения, высказанные относительно природы данных платежей, можно разделить на следующие: 1) сезонные и специальные пошлины являются инструментами таможенно-тарифного регулирования; 2) сезонная пошлина относится к таможенно-тарифному регулированию, а специальная пошлина - к нетарифному регулированию; 3) оба указанных платежа - нетарифные меры.
Так, О. Ю. Бакаева относит к виду партикулярных таможенных пошлин специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, вводимые с целью защиты экономических интересов страны на определенный период времени18. М.Н. Сорокина определяет к партикулярным пошлинам сезонную пошлину, которая вводится для оперативного регулирования ввоза или вывоза товаров. При этом, по ее мнению, специальные пошлины - это вид платежей, не являющихся таможенными пошлинами19. По мнению Т. Н. Трошкиной, особые (защитные) виды пошлин, в число которых она включила сезонные пошлины, имеют отличную от таможенной пошлины природу. Поскольку размеры и сроки взимания устанавливаются в каждом конкретном случае, это дало ей основание охарактеризовать их как индивидуализированные, казуальные платежи, не имеющие универсального ха-рактера20.
Кроме того, согласно классификации нетарифных мер, проведенной ЮНКТАД, сезонные пошлины вошли в список нетарифных мер как меры, применяемые для контроля или воздействия над ценами импортных товаров в целях поддержания внутренних цен на определенные продукты. Специальные пошлины также определены как
16 URL: http//www.tsouz.ru (Дата обращения - 23.12.2013).
17 Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 55 «О применении Республикой Беларусь и Республикой Казахстан ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза, в отношении отдельных категорий товаров» // РЖД - партнер документы. 2012. № 16.
18 Бакаева О. Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование. М.: Статут, 2005. С. 104-106.
19 Сорокина М. Н. Таможенная пошлина: проблемы нормотворчества и правоприменения: Дис. ... канд. юрид. наук. 2009. С. 79-83.
20 Трошкина Т. Н. Особые виды пошлин в системе мер по защите экономических интересов Российской Федерации [Электронный ресурс] // «Готика», 2005. Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».
Барабанская Л.А.
нетарифные меры, которые относятся к пропорциональным торговым защитным мерам, применяемым в целях противодействия негативным последствиям импорта на рынок импортирующей страны, требующих соблюдения определенных процессуальных и материальных условий21.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Соглашения «О едином таможенно-тарифном регулировании»22 для оперативного регулирования ввоза товаров при необходимости могут устанавливаться сезонные таможенные пошлины, применяемые вместо ввозных таможенных пошлин. Для оперативного регулирования вывоза товаров Правительством Российской Федерации могут устанавливаться сезонные пошлины. При этом ставки, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются (ст. 6 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе»23).
Как указывалось в комментарии к Закону РФ «О таможенном тарифе»24, целью введения сезонных пошлин являлась эффективная защита интересов отечественных потребителей и товаропроизводителей от неблагоприятных воздействий мирового рынка. Введение сезонных пошлин связано с периодическими, сезонными колебаниями конъюнктуры соответствующих товарных рынков (чем ниже мировая цена на товар, тем выше ставка сезонной таможенной пошлины). Они применяются в отношении сельскохозяйственных продуктов и некоторых других товаров, закупочные розничные цены на которые циклически меняются по временам года (сезонные цены).
, Чермянинов Д.В.
В настоящее время компетенцией по установлению ставок ввозных таможенных пошлин (включая сезонные) наделена Евразийская экономическая комиссия (пп. 2 п. 1 ст. 8 Соглашения «О едином таможенно-тарифном регулировании»).
В соответствии с указанными положениями решением Комиссии Таможенного союза от 25 января 2012 г № 913 «О сезонных таможенных пошлинах на отдельные виды сахара»25 уже применялась сезонная пошлина в отношении отдельных видов сахара. На 6 месяцев ставка ввозной таможенной пошлины привязывалась к среднемесячной цене на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже. Например, при цене не менее 405,66 доллара США, но не более 445,33 доллара США за 1 т взималась специфическая таможенная пошлина в размере 120 долларов США за 1000 кг.
В сущности, сезонная пошлина - это временное (на период до 6 месяцев в году) изменение ставки ввозной таможенной пошлины, но главная цель ее взимания роднит данный вид таможенной пошлины с другими защитными мерами - специальными пошлинами. Не случайно положения, регулирующие сезонные пошлины, в Законе РФ «О таможенном тарифе» были объединены в один раздел со статьями, посвященными регулированию особых пошлин -специальных, антидемпинговых и компенсационных.
В прошлом сезонные пошлины взимались с очень ограниченного круга преимущественно сельскохозяйственных товаров: сахар-сырец и сахар белый, рис и мукомоль-но-крупяная продукция из него, капуста, морковь, свекла. Перечень уступок и обя-
21 Classification of non-tariff measures [Электронный ресурс]. New York and Geneva, 2013. URL: http://unctad.org/en/ PublicationsLibrary/ditctab20122_en.pdf. (Дата обращения - 16.12.2013).
22 Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 (ред. от 25.09.2013) «О едином таможенно-тарифном регулировании» // СЗ РФ. 14.06.2010. Ст. 2935.
23 Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 (ред. от 02.11.2013) «О таможенном тарифе» // Российская газета. № 107. 05.06.1993.
24 Козырин А.Н., Трошкина Т.Н. Комментарий к Закону РФ «О таможенном тарифе» (постатейный) // СПС "Консуль-тантПлюс", 2004.
25 Решение Комиссии Таможенного союза от 25 января 2012 г. № 913 «О сезонных таможенных пошлинах на отдельные виды сахара» // РЖД - партнер документы. 2012. № 5.
зательств по товарам Российской Федерации включает условия, в соответствии с которыми ставки таможенных пошлин на продукты группы 17 связываются с ценой сахара-сырца на Нью-Йоркской товарной бирже, при этом установлена конечная связанная ставка ввозной таможенной пошлины к году окончания исполнения обязательств, составляющая 250 $ за 1000 кг26.
По нашему мнению, ввиду всего выше сказанного будет нарушением обязательств Российской Федерации принятие решения о взимании сезонных пошлин, ставки которых превышают связанные ставки в Перечне уступок и обязательств по товарам, что делает использование такого инструмента таможенно-тарифного регулирования, как сезонные пошлины, невозможным.
Важное место в условиях взятых обязательств по открытию рынка занимают специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, применение которых возможно в виде специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин. Таможенный кодекс Таможенного союза27 установил, что порядок их взимания одинаков с порядком, предусмотренном для взимания ввозной таможенной пошлины (ч. 2 ст. 70). Эти особые виды пошлин преследуют, главным образом, цель защиты отрасли экономики, соответственно, от серьезного ущерба, вызванного возросшим импортом, или материального ущерба от демпингового или субсидируемого импорта.
Основным источником регулирующим применение специальной защитной меры в Таможенном союзе, является Соглашение о применении специальных защитных, ан-
тидемпинговых и компенсационных мер в отношении третьих стран28, который регулирует отношения, возникающие в связи с импортом товаров, происходящих с таможенных территорий третьих стран и предназначенных для таможенной территории государств-участников Таможенного союза.
Необходимо отметить, что данное Соглашение, а ранее Федеральный закон Российской Федерации «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»29, основывается на положениях Соглашения ВТО по защитным мерам, поэтому большое значение для понимания регулирования данной группы отношений имеет практика его применения.
Поскольку ГАТТ 1947 г. заключалось с условием снижения и связывания тарифных ставок, был предусмотрен механизм применения чрезвычайных мер в отношении импорта отдельных товаров (ст. XIX ГАТТ), ставших известными как специальные защитные меры. Ведь в ином случае государство могло бы свободно поднять ставку таможенной пошлины или ввести количественное ограничение.
Нормами ВТО не предусматривается исчерпывающий перечень специальных защитных мер, однако запрещаются и подлежат устранению добровольные ограничения экспорта, соглашения о регулировании рынков или любые других подобные меры, применяемые к экспорту или импорту (ст. 11 Соглашения по специальным защитным мерам). На практике в качестве специальных защитных мер применялись повышение тарифа, дополнительные пошлины, количественные ограничения и др.30.
2 6 Протокол от 16.12.2011 «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» // СЗ РФ. 10.09.2012. № 37. Ст. 4986.
27 Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 16.04.2010) // СЗ РФ. 13.12.2010. № 50. Ст. 6615.
2 8 Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении третьих стран (заключено в г. Москве 25.01.2008) (ред. от 18.10.2011) // СЗ РФ. 18.10.2010. № 42. Ст. 5299.
29 Федеральный закон от 08.12.2003 № 165-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» // СЗ РФ. 15.12.2003. № 50. Ст. 4851.
30 Safeguard Measures [Электронный ресурс] // Project on Dispute Settlement in International Trade, Investment and Intellectual Property. New York and Geneva, 2003. URL: http://unctad.org/es/Docs/edmmisc232add16_en.pdf (Дата обращения -24.11.2013).
Барабанская Л.А.
В Таможенном союзе специальная защитная мера устанавливается посредством импортной квоты или специальной пошлины. В первом случае уровень такой квоты не должен быть ниже среднегодового уровня объема импорта товара, являвшегося объектом расследования. Отличительной чертой специальных пошлин является казуальный способ определения их величины, который зависит от результатов проведенного расследования, выявившего пределы серьезного ущерба.
Обязательным условием, предшествующим введению специальных пошлин, является проведение расследования, в ходе которого доказываются основания введения специальной защитной меры. Проведение расследования отнесено к компетенции Департамента по защите внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии31, который либо по письменному заявлению представителя (объединения представителей) отрасли экономики, либо по собственной инициативе инициирует начало соответствующего расследования. В первом случае заявители должны указать, кроме информации о себе, об объеме собственного производства, также сведения об импортируемом товаре, в отношении которого предлагается ввести специальную меру (его описание с указанием кода Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, наименование экспортирующих иностранных государств, сведения об известных производителях, об изменении объема импорта и др.).
Подчеркивается, что орган, проводящий расследование, может принять решение о начале проведения расследования только в случае, если в его распоряжении имеются доказательства наличия возросшего импорта и обусловленного этим серьезного ущерба (угрозы причинения) отрасли экономики. Если таких доказательств недостаточно, такое расследование не может быть начато.
, Чермянинов Д.В.
В ходе расследования оцениваются объективные факторы, которые могут быть выражены в количественных показателях и оказывают воздействие на экономическое положение отрасли экономики государств. Договор приводит неограниченный перечень таких факторов, включая: темпы и объемы роста товара, являющегося объектом расследования, на единую таможенную территорию государств Сторон; долю импортного товара, являющегося объектом расследования, в общем объеме продажи данного товара и аналогичного или непосредственно конкурирующего товара на рынке государств Сторон и др.
Срок проведения расследования на основании заявления о применении специальной пошлины не должен превышать 9 месяцев, с возможностью продления не более чем на 3 месяца.
В отдельных случаях, в условиях критического положения в отрасли экономики государств, возможно принятие решения о применении предварительной специальной пошлины на срок до 200 дней с одновременным продолжением расследования. При этом до ее введения должно быть установлено, что задержка с применением специальной защитной меры причинила бы серьезный ущерб отрасли экономики государств Сторон, который трудно будет устранить впоследствии. Но компетентный орган в принятии такого решения должен основываться на предварительном заключении о наличии причинно-следственной связи между возросшим импортом на единую таможенную территорию государств Сторон и ущербом отрасли экономики государств Сторон.
Решение о применении специальной меры может быть вынесено только в случае, если по итогам расследования будет установлено:
1) возрастание импорта;
2) причинение серьезного ущерба отрасли экономики;
31 иКЬ: http://www.tsouz.ru. (Дата обращения - 24.12.2013).
3) причинно-следственная связь между возрастанием импорта и причинением серьезного ущерба отрасли экономики.
Необходимо установление наличия всех трех условий для введения специальной защитной меры, отсутствие хотя бы одного ведет к отказу в применении соответствующей меры. Например, в Уведомлении Департамента защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии от 30 августа 2012 г. «О завершении специального защитного расследования в отношении импорта графитированных электродов на единую таможенную территорию Таможенного союза»32 содержатся данные о том, что в ходе проведенного расследования было установлено наличие возросшего импорта и серьезного ущерба отрасли экономики, однако отсутствие причинно-следственной связи между ними не дало оснований для введения специальной защитной меры. Расследование было завершено ввиду отсутствия оснований.
В действительности «серьезный ущерб» может быть нанесен различными факторами наряду с возросшим импортом, но в этом случае возросший импорт, по крайней мере, должен быть основной причиной.
Стоит отметить также, что ранее специальные пошлины могли вводиться в двух целях - по причинам экономического характера и по политическим соображениям. Следовательно, она выступала в роли карательной пошлины, применяющейся в качестве ответной меры на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы со стороны других государств33. В настоящий момент, в отличие от других видов особых пошлин, специальные пошлины применяются в условиях справедливой торговли, когда возросший импорт связан с объективными факторами, поэтому данный вид пошлины едва ли можно назвать штрафной санкцией.
Специальная пошлина носит временный характер, то есть срок действия специальной защитной меры ограничен четырьмя годами, который в исключительных случаях может быть продлен еще максимум на четыре года.
Специальная защитная мера применяется к импортируемому товару независимо от страны происхождения этого товара, за некоторыми оговоренными исключениями для развивающихся стран. В практике ВТО в отношении применения специальных защитных мер существует термин «параллелизм», означающий необходимость наличия соответствия между возросшим импортом, который был объектом специального расследования, выявившего причинно-следственную связь между ним и серьезным ущербом, и импортом, являющимся объектом применения специальных защитных мер. На практике это означает, что нельзя выборочно применять специальные защитные меры на импортируемые товары из отдельных стран, избавляя от дополнительных барьеров иные государства.
Относительно сельскохозяйственной продукции. В Соглашении ВТО о сельском хозяйстве закреплены специальные защитные положения. Так, в соответствии со ст. 5 любой член может прибегнуть к положениям п. 4 и 5 ст. 5 в связи с импортом сельскохозяйственного продукта, в отношении которого защитные меры были трансформированы в обычные таможенные пошлины и который помечен в Перечне символом «SSG» как предмет уступки, могут быть введены дополнительные пошлины. Первоначальная редакция ст. 7 Соглашения о применении специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мерах содержала положения о возможности введения специальной пошлины на сельскохозяйственные товары без проведения расследования, но поскольку Россия не заявляла
32 URL: http://www.tsouz.ru. (Дата обращения - 25.12.2013).
33 Комментарий к Закону Российской Федерации «О таможенном тарифе» / Под ред. А. Н. Козырина // СПС "Кон-сультантПлюс", 2006.
Барабанская Л.А. о введении «SSG» в Перечьнь уступок, данные положения были отменены. В настоящее время 39 стран-участниц ВТО заявили о возможности применения специальных защитных положений34.
В соответствии со ст. 3 Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 г. с момента создания единой таможенной территории Стороны не применяют во взаимной торговле таможенные пошлины, количественные ограничения и эквивалентные им меры в отношении товаров, происходящих с территории государств-участников Таможенного союза. Однако во взаимной торговле между ними могут применяться специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. Предполагаем, что в этом случае полномочиями по проведению соответствующего расследования наделены органы исполнительной власти (в России - Министерство промышленности и торговли Российской Федерации), которые руководствуются национальным законодательством.
Письмом ФТС от 10 ноября 2011 «О взимании антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин»35 подтверждается факт отнесения специальных пошлин к числу нетарифных мер. Так, в нем говорится о том, что применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при ввозе товаров относится к запретам и ограничениям при их ввозе и, следовательно, к мерам нетарифного регулирования. В этой связи указанные пошлины не включаются в налоговую базу для расчета налога на добавленную стоимость (в отличие от таможенной пошлины по п. 1 ст. 160 НК РФ36).
, Чермянинов Д.В.
Таким образом, рассмотренные инструменты регулирования внешнеторговой деятельности относятся к группе экономических методов, влияющих на конкурентоспособность товаров посредством ценового фак-тора37. Несмотря на это, специальная пошлина относится согласно действующему законодательству к инструментам нетарифного регулирования, будучи платежом, отличным от таможенной пошлины и взимаемым независимо от нее. То есть это дополнительный барьер в торговле, появившийся как исключение из общих правил ГАТТ/ВТО, мотивированный защитой отраслей экономики от серьезного ущерба, вызванного возросшим импортом. Но при этом в силу схожести механизма влияния на объем товаропо-тока все же есть смысл рассматривать специальную пошлину в совокупности с таможенно-тарифным методом, которому также присуща защитная функция, правда, утрачиваемая с ходом развития либерализации международной торговли.
По нашему мнению, связывание ставок таможенных пошлин на уровне, указанном в приложении 1 к Протоколу о присоединении Российской Федерации к Марракеш-скому соглашению38, аннулируют возможность в одностороннем порядке введение сезонной пошлины, превышающей данные ставки. В этих условиях особую значимость в защите отраслей отечественной экономики, находящейся под угрозой причинения серьезного ущерба, вызванной возросшим импортом, который может быть связан в том числе и с колебаниями конъюнктуры на соответствующих товарных рынках, приобретают специальные защитные меры. Однако в отличие от сезонной таможенной пошлины, которая устанавливается в пери-
34 Market access: special agricultural safeguards (SSGs) // World Trade Organization: [сайт]. URL:http://www.wto.org/ english/tratop_e/agric_e/negs_bkgrnd11_ssg_e.htm. (Дата обращения - 24.12.2013).
35 Письмо Федеральной таможенной службы от 10 ноября 2011 г. № 01-11/54409 «О взимании антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин» // Таможенные ведомости. 2011. № 12.
36 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 25.11.2013) // СЗ РФ. 07.08.2000. № 32. Ст. 3340.
37 Чермянинов Д. В. Таможенное право. М.: Издательство "Юрайт", 2013. С. 221.
38 Протокол от 16.12.2011 «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» // СЗ РФ. 10.09.2012. № 37. Ст. 4986.
од ценовых колебаний рынка на период до 6 месяцев решением ЕЭК (ввозная сезонная пошлина) или постановлением Правительства (вывозная сезонная пошлина), введение специальной пошлины требует проведения специального расследования, про-
цедура которого требует наличия доказательственной базы уже до начала его проведения, что должно препятствовать необоснованному применению этого инструмента регулирования внешнеэкономической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование. М.: Статут, 2005. 187 с.
2. Горбунова О.А. ВТО: основы функционирования и проблемы присоединения России: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2011. 151 с.
3. Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право. М.: Международные отношения, 2002. 603 с.
4. Комментарий (постатейный) к Закону Российской Федерации «О таможенном тарифе» / Под ред. А.Н. Козырина // СПС "КонсультантПлюс", 2006.
5. Козырин А.Н., Трошкина Т.Н. Комментарий к Закону РФ «О таможенном тарифе» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс, 2004.
6. Сорокина М.Н. Таможенная пошлина: проблемы нормотворчества и правоприменения: Дис. ...канд. юрид. наук. Саратов, 2009. 211 с.
7. Стрижова О.А. Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности: обзор судебной практики [Электронный ресурс] // Реформы и право. 2008. № 4. СПС «Кон-сультантПлюс».
8. Трошкина Т. Н. Нетарифные меры в системе государственного регулирования международной торговли (на примере развитых стран) / (Под ред. В.С. Загашвили) [Электронный ресурс] // ЦППИ, 2010. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Трошкина Т. Н. Особые виды пошлин в системе мер по защите экономических интересов Российской Федерации [Электронный ресурс] // «Готика», 2005. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Трошкина Т. Н. Таможенная пошлина в механизме таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности (Правовые аспекты): Дис. . канд. юрид. наук. М., 2000. 191 с.
11. Чермянинов Д. В. Таможенное право. М.: Издательство Юрайт, 2013. 411 с.
12. WTO Secretariat, A Handbook on Reading WTO Goods and Services Schedules. 1st ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. Cambridge Books Online. 146 p.