действовать, что использовать при решении, но понятен требуемый результат. Разнообразие путей решения, которые не является «прямолинейными», двигаясь по которым попутно приходиться преодолевать возникающие «препятствия». Вариантов результата решения много, нет понятия «правильное решение»: решение либо применимо к достижению требуемого условия, либо нет.
Психологическая разгрузка. В качестве психологической разгрузки проводится игра-театрализация «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем». К доске выходят группы, учитель показывает группе карточку, на которой написано действие «игра на скрипке», «собирание грибов», «закручивание шурупа отвёрткой» и т.п. Группа изображает действие, а другие группы отгадывают. По окончании игры называют группу, которая выразительно и пластично изобразила действие. Если пантомима какой-то группы не была отгадана, то выясняются причины этого.
Игра «Путаница». Учитель читает отрывок из «Путаницы» Корнея Чуковского. Далее под руководством учителя дети анализируют стихотворение и приходят к выводу, что автор заменил действия животных, чтобы создать «Путаницу»: Свинки замяукали: Мяу, мяу!
Кошечки захрюкали: Хрю, хрю, хрю! Уточки заквакали: Ква, ква, ква! Курочки закрякали: Кря, кря, кря!
Каждая группа получает лист, на котором пишет или существительные или глаголы. Учитель читает наугад одно существительное и один глагол с разных листочков. Группы обсуждают и кратко описывают, как такое могло быть: «Град танцует», «Портфель жуёт» и т.д.
В заключение данной игры выбирают самую оригинальную историю. Подведение итогов урока. Ученики отвечают на вопросы:
- Какая игра понравилась?
- Какая игра показалась сложной? Почему? Что можно изменить в игре?
- С какой игры хотели бы начать следующее занятие?
В качестве домашнего задания учитель предлагает сочинить загадку о любом предмете или явлении, используя слова-действия.
Таким образом, на данном уроке ученики учатся составлять загадки и нелепицы, называя действия предметов и объектов окружающего мира. Анализ деятельности проводится на каждом этапе урока. Ссылки на источники
1. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. - 2012. - № 9 (сентябрь). - ART 12116. - 1,0 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
2. Гин С.И. Автореферат диссертации «Формирование креативности младших школьников в процессе обучения» - http://www.dsNb.net/teoria-vospitania/formirovanie-kreativnosti-mladshih-shkolnikov-v-processe-obuchenija.html
3. Зиновкина М.М. НФТМ-ТРИЗ: Креативное образование ХХ1 века. Теория и практика.-М.:МГИУ, 2008.-306 с
4. Утёмов В. В. Методика развития креативности учащихся основной школы // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - Январь 2012, ART 1202. - Киров, 2012 г. - URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/1202.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2225- 1618..
Povarnicyna Elena,
elementary school teacher MBOW «Secondary school No. 2 with Khalikov of humanitarian profile» Perm elenapovar@mail.ru
Lesson development of creative thinking
Abstract: the article is devoted to the lesson of the course «fantasy world», in which students write puzzles when describing the action items.
Keywords: creative thinking, writing mysteries, group work.
Сабирова Рамиля Рашидовна,
учитель физики БОУ г. Омска «Гимназия № 75» rrsabirova@mail.ru
Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики в гуманитарной гимназии Аннотация. В статье описывается использование приёмов развития системного мышления и творческого воображения из теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) на уроках физики гуманитарной гимназии, приводится блочное описание одного из учебных занятий.
Ключевые слова: творческие задания, развитие творческих способностей, классификация творческих заданий.
Современная среда требует от членов общества проявления высокого уровня креативности: наиболее востребованы, а, следовательно, успешны профессионалы, способные генерировать идеи, видеть разные ракурсы проблемы, обладающие навыками поискового поведения. Наивысший рейтинг в любой профессиональной среде имеют оригинальные приёмы, нестандартные подходы к решению проблем. Эта ситуация отражена в современных фильмах, спектаклях, литературных произведениях. Формируется положительное отношение к креативу, даже эпатаж расценивается как проявление высшей степени творческости.
Эти общественные процессы понятны: привлечь покупателя, клиента, инвестора и т. п. можно только поразив его воображение, запомнившись чем-то отличным от рутины.
Безусловно, в таких реалиях наши дети начинают понимать, что творчество имеет ценность, как в духовном, так и в материальном выражении. Творческое самовыражение является залогом душевного и даже материального благополучия. В стремительно меняющихся условиях жизни общества наиболее успешны люди, творчески организующие свою деятельность.
В гуманитарном БОУ «Гимназия №75» г. Омска, где я работаю учителем физики, развитие творческих способностей учащихся является одной из центральных целей образовательного процесса. Учащиеся гимназии имеют высокий уровень мотивации изучения предметов образовательных областей: Филология, Искусство, Обществознание, Технология. Интерес к предметам о.о. Естествознание и к изучению физики в частности гораздо слабее, что обусловлено гуманитарной направленностью личностей учащихся и самого заведения.
В Международном научном центре непрерывного креативного образования NFTM-TRIZ Centre при Межвузовском научно-образовательном центре инженерного творчества (МНОЦИТ) Московского государственного индустриального университета (МГИУ) М. М. Зиновкиной была разработана педагогическая система Многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ (непрерывное формирование творческого мышления и развития творческих способностей учащихся и студентов) имеющая одним из своих подсистем NFTM-TRIZ в школе [1, 2]. Считаем систему НФТМ-ТРИЗ наиболее оптимальной для использования на уроках в гуманитарной гимназии с целью максимально эффективного развития творческих способностей учащихся.
Рассмотрим примеры использования методов РТВ и Ф на обобщающем уроке для учащихся 8 класса после изучения блока «Электромагнитные явления». Форма проведения учебного занятия -креативный урок, в результате которого происходит формирование и отработка умений и навыков по пройденным темам, формирование физической картины мира, естественнонаучного мировоззрения школьников. Для достижения наибольшей эффективности учебное занятие сформировано в виде блоков как элементов структуры креативного урока.
Блок 1. Этот блок представляет собой систему оригинальных объектов-сюрпризов, способных вызвать удивление учащихся. Это создает условия для усиления мотивации и создает условия для развития любознательности учеников. Этими объектами могут быть и вполне обыденные предметы, «секреты» которых мы обычно не замечаем.
№1. На любом гальваническом элементе есть обозначения полюсов «+» и «-». (учитель демонстрирует обычную батарейку - гальванический элемент). Но ведь известно, что одноименные заряды отталкиваются друг от друга. Каким же образом положительные заряды удерживаются у одного полюса, а отрицательные - у другого? (Выходим на понятие «сторонние силы» - силы не электрического происхождения)
№2. Учитель демонстрирует компас. Вопрос: почему стрелка компаса показывает на север своим северным концом, ведь известно, что к северному полюсу должен притягиваться южный? (Удивление сменяется рассуждениями о том, что, видимо, никакой ошибки нет, а в вопросе «смешиваются» понятия географических и магнитных полюсов)
№3. Игра «Такие простые электроприборы».
- Назовите, какие электроприборы являются нагревательными? (Ответы детей).
В конце игры учитель демонстрирует рисунки с изображением приборов: фен, нагревательный элемент электроплитки, кипятильник, холодильник, кондиционер и т.п. Обращаем внимание, что и холодильник и кондиционер являются электронагревательными приборами.
- Зачем изобретены все эти приборы? Какова цель?
Учитель подводит детей к выводу, что человек в результате творческого поиска и изобретательства способен облегчить, сделать более удобной свою жизнь, а значит, необходимо развивать изобретательские навыки, творческое мышление. В этом нам помогут задачи и упражнения по развитию системного мышления и творческого воображения.
Блок 2. Этот блок содержит программный материал учебного курса и обеспечивает формирование системного мышления и развитие творческих способностей.
№4. Командная игра «Найди лишнее!» направленная на развитие системного мышления.
Учащиеся делятся на команды и получают набор карточек (по одной на каждого). Задание: как можно скорее найти лишнее слово.
Наборы слов (примеры):
- ткани человека, сок, воздух, медь, кровь, солевой раствор.
- воздух, грунт, ткань, резина, кожа, эбонит.
(Учащиеся определяют, что в наборе слов есть названия проводников и диэлектриков, исключается лишнее слово. Побеждает команда, которая первой выполняет задание) №5. «Читай между строк».
Учитель предлагает ученикам проанализировать таблицу удельного сопротивления различных материалов и на основе проведенного анализа решить тест. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Группа 1
Название команды_
1. Для чего в таблице удельных сопротивлений указана температура 1=20°С?
A. потому что удельное сопротивление увеличивается с ростом температуры Б. потому что удельное сопротивление уменьшается с ростом температуры
B. потому что удельное сопротивление изменяет температуру Г. это указано просто для информации
2. Исходя из данных таблицы, определите наиболее приемлемые материалы для изготовления компьютерных микросхем
A. ртуть, свинец, нихром Б. серебро, медь, золото
B. фехраль, графит, фарфор
Г. таких веществ ещё не изобрели
3. Каким сопротивлением будет обладать медный провод сечением 1 мм2 и длиной 1м?
A. 0,017 Ом Б. 17 Ом
B. 17мкОм
Г. из таблицы этого не узнать Результат теста:_баллов.
Группа 2
Название команды_
1. Можно ли найти связь между удельным сопротивлением веществ и их номером в таблице Менделеева?
A. удельное сопротивление, скорее всего, увеличивается с ростом номера в таблице Менделеева
Б. удельное сопротивление, скорее всего, уменьшается с ростом номера в таблице Менделеева
B. удельное сопротивление никак не связано с номером в таблице Менделеева Г. эту связь не определить
2. Исходя из данных таблицы, определите наиболее приемлемые материалы для изготовления изоляторов для линий высоковольтных передач?
A. ртуть, свинец, нихром Б. серебро, медь, золото
B. эбонит, графит, фарфор
Г. таких веществ ещё не изобрели
3. Каким сопротивлением будет обладать железный провод сечением 1 мм2 и длиной 10м?
A. 1 Ом Б. 0,1 Ом
B. 1мкОм
Г. из таблицы этого не узнать Результат теста:_баллов.
После проверки, подсчёта баллов и выявления победителей игры учитель выясняет мотивы выбора ответов, принимаются дополнительные пояснения, отмечаются оригинальные высказывания.
Блок 3. Этим блоком обеспечивается психологическая разгрузка для гармонизации развития полушарий головного мозга через игры и театрализацию. №5. «(Электрический театр».
Учитель предлагает ученикам показать сценку «Представьте себе, что каждый из вас - это электрон. Вас заставляет двигаться вперёд энергия электрического поля. Вы друг от друга отталкиваетесь, двигаетесь по проводнику - коридору - кристаллической решётке, в узлах которой тяжёлые шары (ионы), каждый из них притягивает вас к себе. (Некоторые ученики, играющие роль узлов решетки, становятся в определенном порядке, тогда как «электроны» - двигаются между ними), «ионы» пытаются руками схватить-притянуть к себе «олектроны», пробегающие в непосредственной близости от них). Эти шары слегка колеблются у положения равновесия. Проверьте, будет ли вам труднее, если этот
коридор будет длинным? (станет узким?) (Ученики, играющие роль ионов - узлов кристаллической решетки становятся дальше (ближе) друг от друга). Станет ли вам труднее бежать вперёд, если решётка изменит форму, станет гуще? (Ученики, играющие роль ионов - узлов кристаллической решетки становятся в другом порядке, теснее). Если решётка и ее узлы станут раскачиваться сильнее?" Эта инсценировка визуализирует следующие противоречия: а) для ребёнка неожиданно то, что электрические величины могут быть характеристикой потребителя, а не электрической цепи, т. е. можно купить в магазине потребитель с уже известным сопротивлением, которое не зависит от силы тока в цепи и напряжения; б) ребёнок этого возраста ещё, как правило, не имеет привычного опыта ассоциативного мышления, ему сложно отождествлять себя и окружающий мир с неодушевлёнными объектами, особенно объектами микромира; в) дети редко осознают обусловленность формы тела протекающими в нём процессами, т. е. для них неочевидна обусловленность, например, спиралевидной формы нити накала лампы зависимостью сопротивления от длины проводника.
Происходит психологическая разгрузка благодаря подвижности участников игры-сценки.
Блок 4. Этот блок представляет собой головоломку, воплощенную в реальный объект, в конструкцию которого заложена оригинальная идея.
№6. «Как это работает?»
Учитель показывает «фокус»: берется лимон, в него втыкаются два проводника и к ним присоединяется амперметр. Амперметр фиксирует наличие тока.
Ученикам предлагается понять «Как это работает?». Ребята строят предположения, внимательно рассматривают головоломку.
После того, как ученики выходят на понимание, что электрический ток возникает как результат химических реакций окисления двух разнородных проводников, учитель предлагает следующее задание: В разрезанную сырую картофелину воткните два электрода. Первый - полоска цинка (если нет цинка, попробуйте использовать любую проволочку), второй - угольная палочка (можно грифель от простого карандаша). Вы получили источник тока. Как он называется? Присоедините его двумя проводниками к гальванометру или амперметру. Исследуйте зависимость силы тока этого источника от расстояния между воткнутыми электродами, подумайте, как еще можно изменить силу тока, какие еще овощи и фрукты можно использовать, проверьте свои гипотезы.
В этом блоке также могут быть использованы задачи отрытого типа [3].
Блок 5. Этот блок представляет собой систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления, творческих способностей учащихся.
Предлагаются такие задания (на выбор): Как определить полюса магнита? Изготовьте электромагнит. Как увидеть силовые линии магнита? Изобразите магнитное поле Земли.
Оцените силу тока, протекающую в корпусе самолета, летящего в магнитном поле Земли. Придумайте способ защиты магнитных записей от размагничивания в процессе хранения, при полете в самолете, вблизи постоянных магнитов.
Блок 6. Этот блок обеспечивает обратную связь на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимися самого урока.
№7. «Придумай сказку»
Предлагается ученикам несколько тем для написания сказок:
«Если бы у Земли не было магнитного поля».
«Путешествие электрона в проводнике».
«Приключения магнитной стрелки в магнитном поле».
«Путешествие внутри диэлектрика».
№8 «Придумай смайлик»
Учитель раздает каждому ребенку лист бумаги, на котором просит нарисовать смайлик, отражающий настроение ребенка в конце урока, степень его удовлетворенности уроком. Могут использоваться как общепринятые смайлики, так и оригинальные, придуманные сами ребенком, главное условие - отразить настроение ученика.
Таким образом, согласно системе НФТМ-ТРИЗ в средней школе изучаются методы РТВ и Ф с учетом возрастных психологических особенностей. Осуществляется преемственность в осуществлении системного, диалектического подхода, обеспечиваются психологические условия принятия задач школьником [1].
Считаю, что описание использования творческих заданий на уроках физики и во внеклассной работе по предмету иллюстрирует необходимость проявления учителем личностной позиции. Осознанная позиция учителя играет первостепенную роль: учитель является не транслятором знаний, он трансформирует образовательные и воспитательные цели, развиваясь вместе с учеником. Личность учителя, его духовный мир, умение и желание проявлять творческий подход к решению поставленных целей позволяют ему стать одним из главных субъектов образовательного процесса. Систематическая работа, направленная на развитие творческих способностей учащихся, требует от учителя эмоциональных затрат, готовности к разрешению спон-
танно возникших ситуаций, инициируемых учащимися или возникающих стихийно в силу сложившихся особым образом обстоятельств в научной, культурной, социальной, субъективной сферах. Учитель, проявляя свою активную творческую позицию, применяя в совместной с учащимися деятельности разнообразие навыков поискового поведения, является одним из субъектов создания и разрешения ситуаций творчества. Очевидно, степень участия учителя в разрешении творческих задач убывает с возрастом учащихся, и если так действительно происходит, то это служит показателем сформированности навыков поискового поведения учеников,степени их креативности. Ссылки на источники
1. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. -2012. - № 9 (сентябрь). - ART 12116. - 1,0 п. л. - URL:
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
2. Зиновкина М.М. НФТМ-ТРИЗ: Креативное образование ХХ1 века. Теория и практика.-М.:МГИУ, 2008.-306 с.
3. Утёмов В. В. Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - 4 квартал 2011, ART 11-4-02. - Киров, 2011 г. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2011/11402.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2225-1618.
Sabirova Ramilya Rashidovna, physics teacher Gymnasium № 75 Omsk rrsabirova@mail.ru
Development of creative abilities of students in the classroom physics humanitarian gymnasium. Abstract. This paper describes the use of methods of systems thinking and creative imagination of the Theory of Inventive Problem Solving (TRIZ) the lessons of physics humanitarian school, is a description of one block of training.
Keywords: creative activities, creativity, classification of creative assignments. Старикова Татьяна Владимировна,
учитель английского языка первой квалификационной категории МОУ Курашимская СОШ, Пермский
край, село Курашим.
StarikovaTatiana.ET@yandex.ru
Креативные уроки в обучении английскому языку Аннотация: в статье рассматривается сдвоенный креативный урок в обучении английскому языку. Автором описываются методы научного творчества, рассматривается теория решения изобретательских задач в обучении иностранному языку, приводится блочное описание урока английского языка с младшими школьниками.
Ключевые слова: креативный урок, творческое мышление, творческие способности.
В условиях современного общества резко возросла потребность овладения иностранными языками. В связи с этим, обучение иностранному языку начинается уже в начальной школе, когда у младших школьников активизируется потенциал для обучения говорению, аудирования, а также развития навыков коммуникативной компетенции. Так как, изменения, произошедшие в социальной ситуации современной России, повысили требования к развитию всесторонней личности. Это значит, что общество нуждается в людях, которые умеют не только быстро ориентироваться в пространстве, самостоятельные и инициативные, но и имеющие творческое отношение к действительности. Младший школьный возраст - это наилучший период для активизации творческих резервом для обучения иностранному языку.
Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Это одна из главных задач современного образовательного процесса. Учебная деятельность в школе требует применения конкретных технологий, уроков, обеспечивающих решение данной задачи. Таковыми являются креативные уроки для формирования творческого мышления и развития творческих способностей учащихся начальной школы.
В современной педагогике и психологии немного специалистов-теоретиков исследуют проблему развития креативности. В основном проблемами креативности занимаются зарубежные исследователи Д. Гилфорд, Е. Торранс, С. А. Медник и другие. В отечественной педагогике и психологии: В. Н. Дружинин, В. С. Юркевич, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев и др.
В статье описан пример применения креативного урока для формирования творческого мышления и творческих способностей младших школьников. Структура креативного урока отличается от традиционной структуры и включает в себя блоки, которые не только соответствуют современным требованиям креативного образования, но и помогают реализовать цели и задачи в обучении языку на данном этапе [1, 2].
1. Блок мотивации. (Учитель в костюме художника с пустой палитрой в руках) Спасите, помогите! Украли, украли мои краски! Посмотрите, моя палитра пуста. Чем же я буду рисовать сейчас? Человек, который украл краски, оставил только вот эту запись: для того, чтобы вернуть краски вам нужно назвать все цвета по-английски и описать эту красочную картинку. (Учитель показывает красочную картинку с