Даны слова, обозначающие нравственные качества личности. Прочитай их, удали те, которыми настоящий друг обладать не должен. Поясни. Собери модель своего друга.
Нравственные качества личности. Образ друга Таблица 2
1 2 3 4 5
А Доброжелательность Уступчивость Драчливость Жадность Подлость
Б Грубость Отзывчивость Честность Бескорыстность Эгоизм
В Терпимость Равнодушие Скупость Зависть Хвастовство
Г Лживость Забота Вредность Ответственность Вежливость
Например, друг не должен обладать: А-3, А-4, А-5...
Образ моего друга: А-1, Г-4, Г-5...
Вариант: я - настоящий друг: А-1, В-1, Б-3....
8. Резюме.
- Рассмотри ситуацию: Вы со своим другом участвовали в соревнованиях «Весёлые старты». Ваша команда победила, и вам с другом нужно занять ступеньки успеха. Нарисуй себя и друга на лестнице.
Схема 2
Ключ: если ты нарисовал себя выше друга, то ценишь себя больше. Если друг стоит выше, значит, себя недооцениваешь. Лучший вариант - стоите вместе, ведь вы же командой победили! Один закон дружбы гласит: «Радуйся успехам вместе с другом!» - Каждая группа оценивает работу других групп и свою.
Таблица оценивания работы групп
Таблица 3
Группы Группа работала спокойно, быстро, чётко, слаженно. Работу защищали прекрасно. Проявили творческий подход Группа работала хорошо, дружно. Работу защищали хорошо, но порой звучала позиция одного члена группы Группа работала хорошо, но не всегда членам группы удавалось договориться. Работу защищали хорошо.
Первая группа
Вторая группа
Третья группа
Четвёртая группа
- Поставь галочку на шкале самооценки: на сколько вы - настоящий друг.
0123456789 10 II
Рис. 5 Шкала самооценки Ссылки на источники:
2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» - Москва, 2009. - 23 с.
3. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. - Петрозаводск: Скандинавия, 2004. - 208с.
4. Утёмов В. В. Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - 4 квартал 2011, ART 11-4-02. - Киров, 2011 г. -URL:http://www.covenok.ru/koncept/2011/11402.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. - ISSN 22251618.
5. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. -2012. - № 9 (сентябрь). - ART12116. - 1,0 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm.
6. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
7. Мальцева (Маркус). «Картины М.К.Чюрлениса» - http://www.poezia.ru/print.php?sid=19373
8. Чюрленис М.К. «Дружба» - http://bibliotekar.ru/k100-Chyurlenis/18.htm
9. Детский фильм «Выгодная дружба» - http://www.youtube.com/watch?v=1cI0NZlEhB0 Osina Natalya,
elementary school teacher of municipal budgetary educational authority «Kamenskaya middle educational
school», village Stone, Leningrad Region
Occupation on «Base of the religious culture and mundane ethics» with using TRIZ-technology Abstract. In article are considered receiving the development of the creative imagination and fantasies, with use element TRIZ. The author describes one occupation on subject «Friendship» from the course «Bases of the mundane ethics» (4 classes).
Keywords: mundane ethics, development of the creative thinking, creative problems, creativity development
Пантюхина Надежда Георгиевна,
учитель начальных классов муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Лицей № 21» города Кирова [email protected] Лямина Ольга Валентиновна,
учитель начальных классов муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Лицей № 21» города Кирова [email protected]
Развитие творческого мышления на занятиях интегрированного курса «Основы жизненного самоопределения» Аннотация. В статье рассматриваются методы научного творчества, которые позволяют развивать творческое мышление и творческие способности у младших школьников. Приводится блочное описание одного занятия по теме «Будь здоров на сто годов» из интегрированного курса «Основы жизненного самоопределения» (2 класс).
Ключевые слова: интегрированный курс, развитие творческого мышления и креативности, методы научного творчества.
Стратегической целью Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (Стратегия 2020) является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надёжно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан [1].
Достижение этой цели означает формирование качественно нового образа будущей России. Этот образ связан со становлением и развитием высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Это достигается системно и комплексно, то есть интегративно.
Нами разработан интегрированный курс «Основы жизненного самоопределения» в соответствии с концепцией регионального компонента «Базисного плана образовательных учреждений Кировской области» и направлен на организацию социальной компетентности учащихся начальных классов: формирование представлений о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире; приобщение к элементам этики, культуры и права; осознание собственного Я в жизни [2]. Структура и содержание курса позволяют применить любую методическую модель и разнообразные технологии по его реализации. На любом этапе занятий можно использовать методы научного творчества, развивая у детей творческое мышление и воображение, креативность [3, 4].
1 БЛОК. Мотивация. («Встреча с чудом»)
Приём «удивления» пробуждает интерес к занятию, развивает любознательность.
2 БЛОК. Содержательная часть 1.
Применяется метод мозгового штурма активизации поиска решений, для развития творческого мышления.
Использование приёма в этом блоке позволяет повысить настроение учащихся, создать положительный эмоциональный фон, увеличить познавательный интерес учащихся, активизировать процесс творческого мышления.
3 БЛОК. Психологическая разгрузка.
Представляет собой систему физических упражнений под музыку.
4 БЛОК. Головоломки.
Задание этого блока позволяют повышать интерес учащихся к теме занятия, развивать наблюдательность и любознательность, что способствует пробуждению интереса к исследовательской деятельности.
5 БЛОК. Интеллектуальная разминка.
Используемая система усложняющихся заданий направлена на развитие логического и дивергентного мышления, творческих способностей учеников.
6 БЛОК. Содержательная часть 2.
Блок, в котором информация представлена в виде словесного объяснения, схем, таблиц, изображений, электронных материалов.
7 БЛОК. Компьютерная интеллектуальная поддержка.
Используется метод морфологического анализа. Многовариантность решения одной проблемы позволяет находить нестандартные и оригинальные решения, развивать дивергентное мышление и индивидуальные способности каждого ребёнка.
8 БЛОК. Резюме.
На этом этапе обеспечивается обратная связь с учащимися. Они оценивают работу своей группы, личный вклад каждого. Выявляется эмоциональная оценка занятия.
Таблица 1. Структура сдвоенного урока
№ п\п Блоки урока Сокращение Время Примечание
1 Мотивация («Встреча с чудом») М 10 мин 1 час академический
2 Содержательная часть программного материала. СЧ - 1 20 мин
3 Психологическая разгрузка (физкультурная пауза). ПР 4 мин
4 Головоломка. Г 6 мин
Перерыв 10 мин
5 Интеллектуальная разминка ИР 13 мин 1 час академический
6 Содержательная часть программного материала. СЧ - 2 7 мин
7 Компьютерная интеллектуальная поддержка. КИП 12 мин
8 Резюме. Р 8 мин
Методическая разработка занятия по основам жизненного самоопределения.
Перед занятием учитель делит класс на группы. Будь здоров на сто годов. 1 БЛОК. Мотивация. («Встреча с чудом»)
Фото 1. Виктор Бикинеев и его питомец Фото 2. Мася - морж. Фото 3. Растирания.
Что вас удивило?
- Какое время года на фотографиях?
- Что делают человек и животное?
- Мы можем повторить также? Почему?
- А им опасны ли эти занятия? Почему?
Этого человека зовут Виктор Бикинеев. Он возглавляет кировское общество моржей «Белые медведи»? Обладатель 3 мировых рекордов по зимнему плаванию. Обучил свою кошку моржеванию.
- Кто такие моржи?
- Для чего люди занимаются моржеванием?
2 БЛОК. Содержательная часть 1.
Объяснения учителя.
«Здоровье - правильная, нормальная деятельность организма. Его полное физическое и психическое благополучие.
Быть здоровым - самое заветное желание каждого человека. Для этого надо вести здоровый образ жизни.
Мозговой штурм: - что значит «вести здоровый образ жизни»? Схема 1. _
Правильное питание
Не курить
Туризм
«Здоровый мероприятия по оздоровлению организма.
образ жизни»
Каждая группа вытягивает по 2 карточки с изображением ЗОЖ. Через 5-7 минут по очереди должны показать пантомиму по своей картинке, а другие группы - угадать, что предлагают ребята для укрепления здоровья.
Рис. 4.Зарядка Рис. 5. Прогулка Рис. 6. Водные проце- Рис. 7. Обтирания
дуры
Рис. 8. Плавание Рис. 9. Здоровое питание
- Придумайте свои варианты, как человек может укрепить своё здоровье.
- Что вредит здоровью человека?
3 БЛОК. Психологическая разгрузка.
Под музыку предлагается детям по одному из группы у доски показывать упражнение. Остальные выполняют его.
4 БЛОК. Головоломки.
Каждой группе предлагается за 3 минуты собрать по одной разрезанной картинке, на которых изображены разные упражнения для утренней гимнастики.
- Возьмите заготовленную головоломку «Утренняя зарядка». Перед вами 8 элементов. Нужно собрать целую картинку.
Перерыв 10 минут.
5 БЛОК. Интеллектуальная разминка.
Схема 2.
• На доске вывешивается 4 схематических изображений человечков, которые выполняют зарядку.
- Чем заняты человечки?
- Кто может продемонстрировать эти же упражнения у доски? (После демонстрации каждого упражнения задаётся один и тот же вопрос: легко ли было выполнять данное упражнение?)
• Изобразите своих человечков, выполняющих зарядку, на карточках. Поместите их на нашу доску.
• По каким признакам можно сгруппировать спортивных человечков?
Гимнастические упражнения можно выполнять в любом порядке?
6 БЛОК. Содержательная часть 2.
Объяснения учителя (По возможности с демонстрацией изображений, фотографий, рисунков, презентаций.)
«Зарядка» - совокупность оздоровительных гимнастических упражнений. Выполнять необходимо регулярно, по утрам, для пробуждения всего организма. Порядок выполнения упражнений в утренней зарядке нужно продумывать так, чтобы вначале были упражнения на разогрев различных групп мышц. В основной части выполняются самые сложные упражнения. В заключительной части необходимо продумывать упражнения на восстановление дыхания, расслабление мышц. После зарядки необходимы водные процедуры, правила составления комплекса утренней гимнастики.
7 БЛОК. Компьютерная интеллектуальная поддержка.
Работа в группах с использованием интерактивной доски.
Используя таблицу составьте комплекс утренней зарядки из 3 упражнений. Учитывайте правила составления комплекса утренней гимнастики.
Таблица 2
Таблица упражнений для утренней гимнастики.
Упражнения 1. Вводная часть 2 Основная часть 3 Заключительная часть
А. Лёгкий бег +
Б. Наклоны туловища вперёд и назад
В. Дыхательная гимнастика +
Г. Марширование на месте
Д. Круговые вращения руками
Е. Приседания +
Пример: 1-А, 2-Е, 3-В.
• Представьте составленный комплекс упражнений у доски. Обоснуйте свой выбор. 8 БЛОК. Резюме. Итог урока. Советы:
1. Соблюдайте режим работы и отдыха. Ночной сон - не менее 9-10 часов.
2. Гуляйте на свежем воздухе. Ведите активный образ жизни.
3. Используйте всевозможные водные процедуры.
4. Принимайте витамины, они поддерживают наш иммунитет.
5. Запасайтесь положительными эмоциями, они повысят общий тонус организма.
6. Встречайтесь с близкими и друзьями - это лучший способ обрести душевное равновесие. Работа с пословицей.
Будь здоров на сто годов.
- Каждая группа оценивает свою работу на занятии по таблице от 1 до 5 баллов. Представьте
результаты самооценки работы вашей группы. Таблица 3.
Таблица самооценки._
Критерии Активность Единство Творчество Культура поведения
Количество баллов
ИТОГ
Ссылки на источники
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (Стратегия 2020) от 17 ноября 2008 года № 1662-р.
2. Дранова Л.Ю., Лямина О.В., Пантюхина Н.Г. «Основы жизненного самоопределения» - Киров, 2008. - 120 стр.
3. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. -2012. - № 9 (сентябрь). - ART 12116. - 1,0 п. л. -URL:http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm. - Гос. рег. Эл №ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
4. Утёмов В. В. Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - 4 квартал 2011, ART 11-4-02. - Киров, 2011 г. -URL: http://www.covenok.ru/koncept/2011/11402.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. - ISSN 22251618.
Pantyukhina Nadezhda,
Elementary school teacher of municipal educational autonomous authority «Lyceum № 21» of the city of Kirov
Lyamina Olga,
Elementary school teacher of municipal educational autonomous authority «Lyceum № 21» of the city of Kirov [email protected]
Development of creative thinking on occupations of the integrated course «Bases of Vital Self -determination».
Abstract. In article methods of scientific creativity which allow to develop creative thinking and creative abilities at younger school students are considered. The block description of one class in the subject "Be Healthy for Hundred Years" from the integrated course "Bases of Vital Self-determination" (the 2nd class) is provided. Keywords: The integrated course, development of creative thinking and creativity, methods of scientific creativity.
Прокопеня Елена Ивановна,
учитель биологии НОУ СОШ № 203, г. Екатеринбург. [email protected]