Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МОЛОДЕЖНЫМ ДЕСТРУКТИВНЫМ СУБКУЛЬТУРАМ'

МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МОЛОДЕЖНЫМ ДЕСТРУКТИВНЫМ СУБКУЛЬТУРАМ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1656
316
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АНОМИЯ / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ИНКУЛЬТУРАЦИЯ / ДЕВИАЦИЯ / ДЕСТРУКТИВНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ / ПРИЧИНЫ ВКЛЮЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В НЕФОРМАЛЬНЫЕ СУБКУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ДЕСТРУКТИВНЫМ МОЛОДЕЖНЫМ СУБКУЛЬТУРАМ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Швецова Марина Алексеевна, Морина Ксения Романовна

В статье рассматриваются теоретические и методологические подходы к анализу причин включения подростков и молодежи в неформальные субкультурные объединения. Особое внимание уделено исследованию специфики и типологии современных субкультур. Акцентируется внимание на отечественном и зарубежном опыте профилактической работы, включающей альтернативные виды продуктивной социально-значимой деятельности, способствующей идентификации, социализации и инкультурации молодёжи. Анализируются способы противодействия влиянию деструктивных субкультур на представителей подрастающего поколения, факторы риска формирования их девиантного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERMEASURES AGAINST YOUTH DESTRUCTIVE SUBCULTURES

The article discusses theoretical and methodological approaches to the analysis of the reasons for the inclusion of adolescents and young people in informal subcultural associations. Methods of counteracting the influence of destructive subcultures on the representatives of the younger generation, risk factors for the formation of their deviant behavior are analyzed. Special attention is paid to the study of the specifics and typology of modern subcultures. Attention is focused on the domestic and foreign experience of preventive work, including alternative types of productive socially significant activities that contribute to the identification, socialization and inculturation of young people.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МОЛОДЕЖНЫМ ДЕСТРУКТИВНЫМ СУБКУЛЬТУРАМ»

УДК 379.8.092.3 DOI 10.21661/r-553148

Швецова М.А., Морина К.Р

Методы противодействия молодежным деструктивным субкультурам

Аннотация

В статье рассматриваются теоретические и методологические подходы к анализу причин включения подростков и молодежи в неформальные субкультурные объединения. Особое внимание уделено исследованию специфики и типологии современных субкультур. Акцентируется внимание на отечественном и зарубежном опыте профилактической работы, включающей альтернативные виды продуктивной социально-значимой деятельности, способствующей идентификации, социализации и инкультурации молодёжи. Анализируются способы противодействия влиянию деструктивных субкультур на представителей подрастающего поколения, факторы риска формирования их девиантного поведения.

I Ключевые слова: девиация, делинквентное поведение, аномия, социализация, инкультурация, социально-культурная среда, деструктивные молодежные субкультуры, причины включения молодежи в неформальные субкультурные объединения, направления и методы противодействия деструктивным молодежным субкультурам.

Shvetsova M.A., Morina K.R.

Countermeasures Against Youth Destructive Subcultures

Abstract

The article discusses theoretical and methodological approaches to the analysis of the reasons for the inclusion of adolescents and young people in informal subcultural associations. Methods of counteracting the influence of destructive subcultures on the representatives of the younger generation, risk factors for the formation of their deviant behavior are analyzed. Special attention is paid to the study of the specifics and typology of modern subcultures. Attention is focused on the domestic and foreign experience of preventive work, including alternative types of productive socially significant activities that contribute to the identification, socialization and inculturation of young people.

I Keywords: deviation, delinquent behavior, anomie, socialization, inculturation, socio-cultural environment, destructive youth subcultures, reasons for including young people in informal subcultural associations, directions and methods of countering destructive youth subcultures.

Социально-культурные, политические и экономические преобразования, происходившие на рубеже веков, способствовали трансформации современного российского общества. Следствием этого стало изменение традиционных установок, норм, ориен-таций, определяющих модели и стандарты поведения молодежи. Модификация ценностной парадигмы привела к нарушению механизмов социализации, идентификации, адаптации, неопределенности выбора жизненного маршрута и образовательной траектории представителями подрастающего поколения. Наблюдаемая в России аномия, проявляющаяся в разобщении и утрате нормативно-ценностных основ, важных для обеспечения социальной идентичности и сохранения внутренней солидарности, сопровождалась социально-культурными проблемами, которые впоследствии могут болезненно отразиться на уровне жизни молодежи и качестве человеческого капитала.

Социальная среда является основным фактором, который влияет на развитие и воспитание подростка. Поэтому специфика современных молодежных субкультур напрямую связана с социальными трансформациями, происходящими в обществе. Согласно прогнозу, опубликованному Международным валютным фондом, в условиях пандемии коронавируса по итогам 2020 года ожидаются сокращение российской экономики на 5,5%, повышение уровня безработицы и доходов граждан [1]. Следствием вышеперечисленного могут стать рост числа преступлений, ограничение доступа к образованию, уменьшение доверия к государственным институтам, разрушение жизненных планов представителей подрастающего поколения [3]. В данных обстоятельствах государство первостепенно уделяет внимание решению вопросов здравоохранения и социального обеспечения граждан. В то время как Interactive science | 2 (57) • 2021 33

инициативы, направленные на молодежные проекты, финансирование сферы образования, отходят на второй план (как было в период экономического кризиса 2008-2009 гг., имевшего существенные долгосрочные последствия). Тем не менее, именно молодые люди, не имеющие опыта переживания подобных потрясений, сегодня особо нуждаются в поддержке, рискуют столкнуться с состоянием фрустрации, направив свою активность в непродуктивное русло, став частью деструктивных субкультурных сообществ.

Мероприятия, связанные с переводом многих образовательных и досуговых учреждений на удаленный формат работы, ограничение свободы передвижения, сокращение социальных контактов, также не могли пройти бесследно для ментального здоровья подростков и молодежи. Произошло вынужденное сужение информационного пространства, в котором доминирующую роль стали играть Интернет и соцсети. Было подорвано доверие к национальным правительствам из-за непопулярных мер в период пандемии, влияющих на изменение образовательной траектории молодых людей, потерю ими рабочих мест. Всё это привело к понимаю необходимости разработки новой повестки, направленной на поддержку молодежи.

Если обратиться к классическому определению субкультуры, данному А.Я. Флиером, то она представляет собой в широком смысле: «...наиболее крупные сегменты целостных локальных культур (этнических, национальных, социальных), отличающихся определенной местной спецификой тех или иных черт (или комплексом черт)» [6, с. 151]. Субкультура - это проявление внутриличностного конфликта между «Я-и-деальным» и «Я-реальным». Между тем, что я собой представляю (индивидуальным), и тем, как меня видят и воспринимают другие (социальным). В социологической теории можно найти отождествление понятий «молодежная культура» и «субкультура». Она рассматривается как «относительно самостоятельная часть целостного образования культуры, проявляющаяся в самых разнообразных формах: внешности, одежде, поведении, ценностных пристрастиях, языке (в том числе и жаргонной речи) и т. п.».

В контексте обозначенной темы исследования Филина Н.В. и Чебоксаров Д.А. рассматривают понятие «контркультура» как целостное мировосприятие, противостоящее доминирующей культуре и отрицающее ее базовые ценности [7]. Субкультура связана с протестом на уровне поведения и сознания отдельно взятого человека. В то время как контркультура ориентирована на ценностные перемены в социуме и его институтах. Она искажает правосознание; ослабляет доверие к государству. Одновременно с этим она может затруднять процесс социализации представителя подрастающего поколения, негативно влиять на его психику и нравственные установки.

Расцвет молодежных субкультур в России пришелся на 90-е годы XX века. Но до сегодняшнего дня они многообразны и продолжают привлекать представителей подрастающего поколения. Возрастной ценз молодежных субкультур приходится на период от 11 до 25

лет, когда происходит процесс становления жизненных ценностей и выработка стратегий. Однако, следует отметить, что свойственное подросткам и юношеству стремление объединяться в группы реализуется теперь во многом в Интернет-пространстве. На смену территориальным дворовым компаниям пришли многотысячные экстерриториальные группы в социальных сетях.

Включенность представителей молодежи и подростков в субкультуры сегодня носит фрагментарный характер по причине возрастающей гедонистической ориентации личности, открывшихся (благодаря соцсе-тям) возможностей менять «маски», «стили» при первом желании, не тратя на это много времени, денег, сил и энергии. Достаточно выбрать для себя ту или иную привлекательную с точки зрения содержательной концепции субкультуру и сменить аватарку на личной странице в соцсетях или создать фейковую страницу, указав вымышленное имя и заведомо фальшивые данные о себе. При имеющихся в настоящий момент возможностях Интернета кардинальная модификация внешнего вида, модели поведения в реальной жизни сегодня ре-сурсозатратна и уже не столь актуальна. Расширяются социальные границы. Те представители подрастающего поколения, которые в своем реальном окружении никогда бы не столкнулись с носителями модной субкультуры, в Интернет-пространстве легко попадают в ее сети, и соответственно, входят в зону риска [2].

Описанная ситуация может быть опасна тем, что в сочетании со снижением внешнего контроля в связи с переходом на дистанционный формат образовательного процесса, доступностью пропаганды различных идеологий на просторах глобальной сети, легким вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность, минимизируются возможности диагностики степени влияния и глубины проникновения молодого человека в ту или иную субкультуру. Особую опасность представляют деструктивные ее виды. В связи с этим актуальным становится вопрос поиска методов профилактики и противодействия данным негативным социальным явлениям.

Обычно субкультура рассматривается как социально-психологическое явление, которое отражает специфическую жизнедеятельность группы, обособленной в нравственном и психологическом плане от общества. В деструктивную субкультуру молодой человек попадает в силу отсутствия сформированных нравственных установок, слабого знания норм права, по причине стремления противостоять миру взрослых, социальному окружению. В.Л. Назаров считает, что в борьбе за авторитет в молодежном сообществе побеждает не здравый смысл, а фанатичная уверенность и категоричный настрой, не подкрепленные ни жизненным опытом, ни умением разрешать конфликты, ни знанием физиологии организма человека, ни сформированными важными личностными компетенциями [4].

К так называемым факторам риска, способствующим вовлечению подростка в деструктивную субкультуру, относятся:

- эмоционально-личностные проблемы (комплекс неполноценности, неблагоприятное эмоциональное

состояние, неустойчивость внутреннего мира, неуверенность в себе, переживание жизненной психотрав-мирующей ситуации, кризис подросткового и юношеского возраста);

- деструктивный стиль детско-родительского взаимодействия (невыполнение воспитательных функций со стороны родителей или законных представителей, авторитарный стиль воспитания, высокая степень зависимости молодого человека от мнения родителей, привлечение родителями ребенка для выяснения собственных отношений и пр.);

- низкий уровень материального благосостояния, неполная или многодетная семья;

- наличие «преемственности» в уголовной среде (судимость родителей или братьев/сестер, друзей);

- нарушение механизмов процесса социализации

(нарушение взаимоотношений с социальным окружением, буллинг, отчуждение от первичных социально полезных групп, доминирующая реакция группирования со сверстниками в сочетании с конформизмом и пассивностью, девиация, дезадаптация, правовой инфантилизм и др.);

- заполненность досугового пространства неформальной, неорганизованной, стихийно возникающей активностью;

- отсутствие необходимой профилактической работы со стороны образовательных учреждений, неэффективная воспитательная работа первичных агентов социализации.

В контексте данного исследования важными представляются следующие типы молодежных субкультурных объединений.

Таблица 1

Типы молодежных субкультурных объединений. Криминально-делинквентные субкультуры

КРИМИНАЛЬНО-ДЕЛИНКВЕНТНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ Для представителей данных субкультур характерны ярко выраженная агрессия, эпатаж, культ жестокости, формы преклонения перед обладанием физической силой, отсутствие чувства сострадания к людям, в том числе и к «своим», паразитизм, призыв к экстремизму, наличие отрицательных авторитетов, призывающих к жестокости, скрытность от непосвященных, в некоторых случаях - аддикции. Захватив значительную часть молодого населения (особенно трудных подростков), криминальная субкультура блокирует и переформатирует общепринятые нормы, воспитательные действия педагогов и семьи, замещая коллективистские отношения отношениями круговой поруки, коллективизм - клановостью, товарищество - лжетовариществом, поощряет преступное поведение и пропагандирует преступный образ жизни [8]. Для включенного в криминальную субкультуру молодого человека есть опасность полного разрушения морального облика, правовой деформации, отчуждения от социума, формирование агрессивных матриц поведения. Ее представители демонстрируют делинквентное поведение: грабежи, драки, хулиганство, физическое или моральное насилие. Представители данной группы активно пропагандируют враждебное отношение к обществу, выражают свое отношение через протесты. Криминальная субкультура не любит гласности. Жизнедеятельность лиц, входящих в асоциальные и криминальные объединения, в значительной степени скрыта от глаз педагогов и взрослых. Нормы, ценности и требования таких объединений демонстрируются только в случае отсутствия противодействия им. Они могут доминировать в отдельном заведении (микрорайоне, населенном пункте), полностью подчиняя своему влиянию как криминогенный контингент, так и законопослушных людей.

Субкультуры: - АУЕ; - гопники; - колумбайн. Причины вовлечения: - влияние референтных или влиятельных старших, связанных с криминальным миром; - наличие проблем с установлением контакта с учителями, членами семьи, сверстниками; - низкий уровень правовой культуры; - буллинг; - гедонистическая ориентация личности; - депрессивное психологическое состояние; - агрессивные качества личности; - романтизация криминального образа жизни, тунеядства; - размытость моральных норм и ценностей; - стремление к престижности, к утверждению своего мнения; желание познать и продемонстрировать свое Я; - необоснованно раннее взросление; - неудовлетворенность сферой межличностных отношений (сужение сферы социальных контактов и круга общения). Методы предупреждения: - психолого-педагогическая диагностика эмоционально-личностных особенностей, выявление уровня агрессии и причин агрессивного поведения подростка/юноши; - психолого-педагогическая диагностика дет-ско-родительских отношений; - психологическое консультирование (семейное, индивидуальное, групповое); - демонстрация в семье социально приемлемых способов решения конфликтных ситуаций; - воспитание правосознания у представителей подрастающего поколения (производство художественных кинофильмов, книги, интернет-ресурсы по данной проблематике с возможностью получения онлайнконсультации специалиста и пр.); - медико-психологическая помощь членам семьи, страдающими аддитивным поведением; - создание в учебном заведении условий, направленных на профилактику отклоняющегося поведения и расширение безопасного для ребенка пространства.

\

*

Таблица 3

Типы молодежных субкультурных объединений. Романтико-эскапистские субкультуры

РОМАНТИКО-ЭСКАПИСТСКИЕ СУБКУЛЬТУРЫ Данным субкультурам свойственны созерцательное мировоззрение, уход от реальной жизни и построение собственных философских систем. Также характерны ранимость и чувствительность, скрытый трагизм и «укрощение плоти», неприятие своей телесности. Их сущность проявляется в радикальных отличиях от принятых норм культуры. В большинстве случаев данные субкультуры толкают подростков к явным проявлениям десоциализации, аутоагрессии. Их представителям тяжело преодолевать неудачи, нередко возникает ненависть к самому себе. Суицид и самоповреждения могут выступать как достойная норма поведения. В итоге они настолько сильно погружаются в собственный иллюзорный мир, что без помощи специалистов им, порой, не преодолеть деструктивные проявления этого состояния

Субкультуры: - анимешники; - готы; - эмо; - ролевики; - хиппи; - индеанисты; - толкиенисты Причины вовлечения: - неудачи в реальной жизни (низкая учебная успеваемость, нескладывающиеся дружеские отношения); - невостребованность личностного потенциала; - желание уйти от однообразия жизни, реальных проблем в виртуальный мир иллюзий; - отсутствие романтических отношений в реальной жизни; - любовь к экшену, ярким впечатлениям; - чувство одиночества в социуме и/или в семье; Методы предупреждения: - психолого-консультационная работа с психологом, с членами семьи; - вовлечение в творческую деятельность (секции и кружки при учебном заведении, новые хобби), способствующую реализации личностного потенциала; - информационная работа в соцсетях и на площадке Youtube, (создание ютуб-канала по данной проблематике); - массовые формы социальнокультурной деятельности с участием представителей субкультур, которые позволяют обратить внимание на проблемы данной социальной группы (флешмобы, массовые праздники, театрализованные представления); - встречи с лидерами мнений.

Таблица 2

Типы молодежных субкультурных объединений. Анархо-нигилистические или радикально-деструктивные субкультуры

АНАРХО-НИГИЛИСТИЧЕСКИЕ (РАДИКАЛЬНО-ДЕСТРУКТИВНЫЕ) СУБКУЛЬТУРЫ Представители данных субкультур имеют критическое отношение к социуму. Для них характерно нарушение законов, проявление насилия. Чаще всего в сообществах этого типа существует харизматический лидер (он может быть связан с незаконной деятельностью). Отличительными чертами являются групповая сплоченность, наличие особой атрибутики и разработанного собственного стиля одежды.

Субкультуры: - панки; - скинхеды; - металлисты; - футбольные фанаты; - сатанисты; - хакеры. Причины вовлечения: - негативный социальный опыт, отрицательное отношение к социальному окружению; - сублимация накопившейся агрессии к самому себе и социальному окружению; - неблагоприятная атмосфера в семье (проблемы с алкоголизмом, агрессия со стороны родителей); - стремление к престижности, к утверждению своего мнения; желание познать и продемонстрировать свое «Я»; - протест по поводу внешнего давления; - нарушения механизма социализации; - неудовлетворенность сферой межличностных отношений (сужение сферы социальных контактов и круга общения). Методы предупреждения: - организация в средних образовательных учреждениях дискуссионных площадок (тематика «Толерантность»); - привлечение внимания к проблематике деструктивного влияния анархо-нигилистических или радикально-деструктивных субкультур на представителей подрастающего поколения с помощью использования средств социально-культурной деятельности (производство художественных кинофильмов, литературные кружки, дискуссионные клубы, квесты); - психолого-педагогическая диагностика эмоционально-личностных особенностей личности, выявление уровня агрессии и причин данного поведения подростка/юноши; - психолого-педагогическая диагностика дет-ско-родительских отношений; - медико-психологическая помощь членам семьи, страдающим аддиктивным поведением; - работа с трудными подростками группы риска на базе Центров социальной помощи и поддержки семьи.

Таблица 4

Типы молодежных субкультурных объединений. Экстремальные субкультуры

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ Представители данных субкультур активно включены в травмоопасную активность. Деструктивный характер экс-трима, как правило, связан с ориентацией на опасность, в связи с чем формируется статистика несчастных случаев среди экстремалов. Здесь можно говорить о попытке ухода от социальной реальности и замещении одного типа социализации личности другим, что приводит к выводу о маргинальности определенной экстремальной субкультуры. Данные сообщества сформировали довольно развитую идеологию на перекрестке актуальных общественных проблем и практику испытания волевых качеств личности в экстремальных условиях. Отличительными чертами являются любовь к экстриму, пропаганда активного образа жизни, спортивный стиль одежды и атрибутика (скейтборды, сноуборды, роликовые коньки, спортивные аксессуары и пр.). Поведение представителей субкультур несет опасность как для их собственного здоровья, так и для здоровья окружающих. Нарушение правил безопасности может привести к тяжелым травмам или к летальному исходу. Подростки зачастую становятся адреналиновыми наркоманами, что толкает их совершать необдуманные поступки. Можно сказать, что риск является содержанием экстрима, но только в том случае, когда он осознанный и возведенный в статус добровольно выбранного.

Субкультуры:

- скейтбордисты;

- роллеры;

- сноубордисты;

- зацеперы;

- паркурщики;

- сталкеры;

- руферы;

- диггеры.

Причины вовлечения:

- адреналиновая зависимость;

- невостребованность личностного потенциала;

- расширение личностных пространственных границ;

- желание выделиться из «толпы», приобретение популярности;

- потребность в противопоставлении собственных сил законам природы, преодолении личностных границ и стереотипов поведения;

- уход от жизненной рутины и поиск новых впечатлений;

- сублимация сильных негативных эмоций и депрессивных пережи

Методы предупреждения:

- психолого-педагогическая диагностика эмоционально-личностных особенностей, выявление уровня агрессии и причин агрессивного поведения подростка/ юноши, адреналиновой зависимости;

- психолого-педагогическая диагностика детско-роди-тельских отношений;

- вовлечение молодых людей в различные социокультурные мероприятия, позволяющие удовлетворить актуализированные потребности и направить их в конструктивное русло;

- вовлечение в творческую деятельность (секции и кружки спортивного и экстремального туризма, скалолазания, парашютного спорта), способствующую реализации личностного потенциала;

- цикл передач (на канале Youtube) с участием лидеров мнений, обсуждающих насущные проблемы данной неформальной общности и рассказывающих о негативном пережитом жизненном опыте, связанном с удовлетворением данных потребностей.

Таблица 5

Типы молодежных субкультурных объединений. Гедонистическо-развлекательные (романтико-эскапистские) субкультуры

ГЕДОНИСТИЧЕСКО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ (РОМАНТИКО-ЭСКАПИСТСКИЕ) СУБКУЛЬТУРЫ Их идеология заключается в таких понятиях, как «свобода», «мир», «экстаз». В основе лежат музыкальные предпочтения, интернет-культура, а также различные виды искусства. Представители данного типа субкультур часто подвержены наркотическим и алкогольным аддикциям. Им присуще стремление получать удовольствие любыми путями, а также жить сегодняшним днем. Характерными чертами являются нежелание достигать высоких результатов в учебе, на работе; стремление расширять границы независимости, при имеющейся ориентации на обеспеченный образ жизни. Многое в их поведенческой модели носит демонстрационно-показной характер. Негативное влияние данных субкультур проявляется в потере времени и в отсутствии перспектив личностного развития. В их идеологии содержится пассивный протест, поэтому в какой-то мере их можно соотнести с определенными оговорками к асоциальному направлению. Человек склонен привыкать к любому состоянию и виду деятельности, приносящим удовольствие, они становятся неотъемлемой частью обыденной жизни. Поэтому у представителей данных субкультур со временем пропадает чувство удовлетворения и возникает апатия.

Субкультуры:

- рейверы;

- растаманы;

- байкеры;

- вейперы;

- тик-токеры;

- инстаграмщики;

- блогеры;

Причины вовлечения:

- стремление казаться взрослым;

- эмоциональная неустойчивость, отсутствие самоконтроля;

- невостребованность личностного потенциала;

- пассивность личности, не способной справляться с реалиями жизни;

Методы предупреждения:

- вовлечение в творческую деятельность (секции и кружки при учебном заведении, хобби-центры), способствующую реализации креативного потенциала;

- разработка Интернетплатформы, нацеленной на реализацию творческого потенциала;

Педагогика_

Окончание таблицы 5

*

рэпперы;

брейк-дансеры;

хип-хоперы;

графиттеры;

мажоры;

гламурщики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- наличие психологического деструктивного/депрессивного состояния;

- конфликтность взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, вызываемое собственным внешним имиджем;

- социофобия, некомпетентность в общении;

- внешний фактор привлекательности субкультуры: музыка, субкультурные ритуалы, модель общения;

- компенсация негативного отношения к себе со стороны окружающих, привлечение внимания преувеличением и мифологизацией своей ина-ковости;

- плохие взаимоотношения в семье (чувство одиночества, конфликтная атмосфера, попытка привлечь внимание родителей).

- содействие в приобретении социального опыта - конструктивного межличностного взаимодействия;

- расширение представлений о способах и вариантах самовыражения (лагерные смены, совместные творческие дела в школьном коллективе, компьютерные курсы, курсы имиджмейкинга);

- индивидуально-личностный подход педагогов по стимулированию творческой активности учащегося.

Таблица 6

Типы молодежных субкультурных объединений.Агрессивные (аутоагрессивные) субкультуры

АГРЕССИВНЫЕ (АУТОАГРЕССИВНЫЕ) СУБКУЛЬТУРЫ Активность приверженцев данной субкультуры направлена осознанно или неосознанно на причинение себе физического и психического вреда. В целом аутоагрессивное поведение характерно в состоянии фрустрации, для лиц с внутриличностным конфликтом, либо пережившим психотравмирующую ситуацию. Для данного типа субкультур характерны поощрение насилия, наличие общего врага и пропаганда агрессивности через социальные сети, книги, телепередачи. Все посылы подаются в будущем времени, отрицается радость жизни в настоящем. Часто в них существует харизматический лидер, мотивирующий проявлять девиантное поведение. Им может оказаться деятель искусства, историческая личность, блогер, модель. В итоге молодые люди демонстрируют поведение, которое условно можно назвать «терроризм в отношении самого себя».

Субкультуры: - «синие киты» как субкультура смерти; - анорексия; - субкультура радикальных экологов Причины вовлечения: - наличие внутриличностного конфликта, кризис ценностей и смысла жизни; - проблемы в семье (неблагополучная семья, конфликтная атмосфера, чувство одиночества); - проблемы в социальном окружении (травля в учебной среде, потеря авторитета среди сверстников, чувство одиночества); - пропаганда идей субкультуры в соцсетях; - самонаказание как реакция на гиперответственность со стороны семьи; - психологические причины (низкая самооценка, желание выделиться); - желание соответствовать и быть похожим на референтную личность; - потеря авторитета, невозможность влиять на других; - неудовлетворенность социальным статусом (чувство личностной несостоятельности, собственной ненужности) Методы предупреждения: - психолого-педагогическая диагностика эмоционально-личностных особенностей, выявление уровня агрессии и причин агрессивного поведения подростка/юноши; - психолого-педагогическая диагностика дет-ско-родительских отношений; - оптимизация внутрисемейных отношений, включение в совместную досуговую деятельность; - информирование об опасностях включения в субкультуры на уроках в рамках общеобразовательной программы и на классных часах для родителей; - включение молодого человека в творческую деятельность (курсы фото и дизайнерского искусства), участие в подготовке выставок по интересующей тематике; - тренинговая групповая работа с молодыми людьми, испытывающими аналогичные психологические проблемы; - психотерапевтическая медицинская помощь (в зависимости от показаний); - встречи с лидерами мнений, рассказывающих о своем пережитом жизненном опыте; - установление доверительного контакта с педагогом, привлечение к научно-исследовательской деятельности по интересующей проблематике

Можно назвать следующие общие причины включения молодежи в субкультуры:

1. Психолого-возрастные особенности личности.

2. Внутрисемейные проблемы.

3. Проблемы социализации (негативный опыт взаимоотношений с внешним социальным окружением: сверстники, одноклассники, однокурсники, педагоги, родственники, и пр.).

4. Психологические внутриличностные проблемы.

5. Негативное влияние СМИ, социальных сетей.

6. Поиск новых ярких впечатлений.

7. Сублимация негативных эмоций и депрессивных переживаний в реальной жизни.

И.Н. Трофимова считает, что принадлежность в деструктивной субкультуре кардинально меняет систему ценностей, мировоззрение, моральные нормы. Ее приверженцы склонны к противоправному поведению, экстремизму, употреблению наркотических веществ и алкоголя [5]. Молодой человек перестает думать стратегически, живет одним днем. Его личностное развитие останавливается или направляется в негативное русло. Со временем индивид отдаляется от семьи и окружающих, у него меняется ближний круг общения, культурные модели.

На сегодняшний день существует несколько направлений работы по противодействию деструктивным субкультурам. Они основаны на поэтапном поступательном движении:

1) общевоспитательная работа и просвещение представителей подрастающего поколения;

2) профилактика и диагностика, в которые включаются уже реальные группы риска;

3) консультирование, поддержка и коррекция поведения молодых людей, включенных в деструктивные неформальные сообщества.

В силу возрастных, социокультурных, психологических особенностей подростков и юношества задача «вытащить» их из субкультуры является труднодостижимой, поэтому большая роль отводится профилактике вовлечения в деструктивные субкультуры. В данном случае речь идет об активизации деятельности молодежных сообществ, которые смогут перенаправить энергию представителя подрастающего поколения в альтернативные виды продуктивной социально-значимой деятельности, способствующей социализации и инкультурации молодого человека, позволяющей перейти от процесса самоопределения в рамках коллектива, как некой модели взрослого общества, к деятельности по выявлению и дальнейшему замещению приоритетных для себя позиций в нем. Это могут быть клубы экстремальных видов спорта и самодеятельного туризма, дискуссионные кружки, кинолектории, игротеки и пр.

Целевой установкой данных сообществ является формирование критической позиции молодого человека в отношении деструктивных субкультур для понимания опасностей, которые связаны с включением в них. Здесь психологопедагогическая работа должна быть основана на косвенном воздействии, использовании методов убеждения через аргументацию и ре-

комендации. Ни в коем случае не допустимы назидательный тон, прямые указания, давление. Безусловно, данные мероприятия важно строить на результатах предварительно проведенной диагностики, задачей которой является выявление эмоционально-личностных характеристик молодого человека («Цветовой тест Люшера», «Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла»), особенностей детско-родительских взаимоотношений и анализа воспитательных стратегий родителей («Кинетический рисунок семьи», «Опросник родительского отношения» Варги - Столина, «Анализ Семейных Взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемилле-ра, опросник «Измерение родительских установок и реакций (PARI) Е. Шефер и др.). В случае выявления тревожных показателей нужно быть готовым к индивидуальной работе.

Анализ отечественной и зарубежной практики противодействия деструктивным субкультурам позволил выделить следующие интересные, на наш взгляд, направления. Так, например, сегодня активно в эту работу включены различные благотворительные фонды. В 2008 году в России был создан Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Одна из его задач - внедрение эффективных технологий и методов профилактической работы с несовершеннолетними, включающих пропаганду здорового образа жизни, духовно-нравственное и патриотическое воспитание, ответственное отношение к своей жизни. Активно создаются специальные учреждения: социально-реабилитационные центры, психологические службы, центры по работе с семьями, учреждения педагогической коррекции. Данные организации оказывают психологическую помощь молодым людям и членам их семей, попавшим в трудную жизненную ситуацию, активно поддерживают несовершеннолетних родителей. Так в США проводится активная работа с молодежью по поддержке молодых людей, испытывающих проблемы социализации, чувства отчужденности, одиночества и отверженности. Большую популярность получила организация психологической службы «Гайденс». Ее специалисты анализируют жизненную ситуацию (отношения в семье и в коллективе, материальный достаток семьи), помогают с устройством на работу, оказывают консультационную поддержку нуждающимся в ней подросткам и юношам, у которых развелись родители, имеются неполная семья, проблемы с социальным окружением. Деятельность подразделений службы «Гайденс» охватывает практически все сферы жизни представителей подрастающего поколения. В ней даже существуют отделения по проблемам гомосексуализма. Также хотелось бы отметить интересный опыт М. Борба (США), реализующего программу «Строители самооценки». Она направлена на развитие у подростка адекватной самооценки, умение общаться с окружающими людьми, грамотно решать конфликты и бороться со стрессом.

В Санкт-Петербурге и Москве с 2014 года действует тематическая психологическая группа по преодолению социофобии «Общение без страха». В ее рамках

осуществляется работа по формированию коммуникационной компетентности, обретению личного опыта построения продуктивных отношений с социальным окружением, снятию психологических барьеров, профилактики девиантного поведения. Группа действует в очном и онлайн-форматах, что позволяет охватить молодежь из разных городов России. Такие тематические группы могут реализованы и по другим проблемати-кам, волнующим современную молодежь.

В 2011 году в Калифорнии был реализован проект Sevenly под лозунгом «Люди имеют значение», который представляет из себя интернет-магазин стильных вещей для подростков. От каждой клиентской покупки Sevenly отчисляет 7% в различные благотворительные фонды. Также производители одежды размещают на своей продукции лозунги, направленные на привлечение внимания молодежи к социально-значимым ценностям. Примеры лозунгов: «Together we are stronger» («Вместе мы сильнее»), «Family is more than blood» («Семья больше, чем просто кровь»), «Different not less» («Иной не хуже») и др. Таким образом к 2020 году компания направила больше 50 тысяч долларов в благотворительные фонды.

В России активно реализуются программы по вовлечению детей и подростков в научную деятельность, проводятся конкурсы теоретических и прикладных исследований. Создаются специальные молодежные лагеря: Smart Camp, Открытие, Галилео Кидс, Юниум. В их программу входит проведение викторин, опытов, тренингов по формированию уверенности, интерактивных игр, биологических прогулок и других социально-культурных мероприятий. Государство спонсирует юных исследователей.

Практика показывает, что эффективно заинтересовать молодежь в какойлибо продуктивной деятельности могут ровесники, которые становятся референтными личностями и зарабатывают авторитет за счет профессионализма, целеустремленности, ответственного подхода к собственной жизни и тому, что происходит вокруг. Например, в 13 лет Илья Раевский, школьник-вундеркинд из деревни Ильинское под Ярославлем, получив грант от губернатора Ярославской области, потратил его на создание детского научного центра, где сам преподает. Многие страны обратили внимание на то, что подростки и молодежь гораздо охотнее принимают участие в тех видах деятельности, которые не насаждаются искусственно сверху, и сконцентрировались на поддержке волонтерских движений.

Профилактика включения в деструктивные субкультуры должна быть основана на усилении роли традиционных институтов социализации (семья, школа, вуз) и связана с созданием и развитием молодежных СМИ, через которые транслируется информация о негативной роли данных неформальных объединений. В образовательных учреждениях одним из направлений деятельности должно стать правовое просвещение, в рамках которого необходимо вести работу над осознанием правовых последствий участия в деструктив-

ных субкультурах. Так речь может идти о знакомстве с законодательными актами (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Российской Федерации, законы «О нравственном и патриотическом воспитании и гарантиях прав детей в информационной сфере», «О защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и развитию», «О внесении изменений в федеральные законы в целях упорядочения пребывания детей в общественных местах» и пр.), которые предусматривают ответственность за мелкое хулиганство, организацию деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности, нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, противоправные деяния экстремистской направленности, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (убийство, побои, истязание, угрозы, вандализм) и пр.

В практике социально-педагогической работы, нацеленной на предупреждение девиантного поведения и стимулирование социально-культурной активности представителей подрастающего поколения, большую популярность получили альтернативные школы (в Великобритании, США, Канаде, Германии, Южной Кореи, Индии) и альтернативные методики образовательно-воспитательного процесса, где особое внимание уделяется культурному развитию, интеграции учащихся разного возраста и из различных социальных слоев общества. В центре внимания педагогов находится сам молодой человек, а их усилия направлены на раскрытие его креативных способностей, реализацию творческого потенциала. Здесь может даже отсутствовать жесткая учебная программа и оценки. О содержательной части занятия педагог принимает решение ситуационно, по обстоятельствам. Ярким примером данного подхода является The Alternate School, демонстрирующая комплексный взгляд на работу по профилактике вовлечения в деструктивные молодежные организации. В данном учреждении упор делается на философскую ориентацию образовательно-воспитательного процесса. Ученики включены в волонтерскую деятельность, изучают проблемы общества, сущность молодежных субкультур. Как показывает практика, в альтернативных школах молодых людей с девиантным поведением намного меньше, чем в обычных учебных заведениях. Однако остается открытым вопрос о качестве предметных знаний, получаемых в них воспитанниками.

Одной из важных составляющих процесса противодействия деструктивным субкультурам является работа с семьями, направленная на их просвещение о причинах участия детей в неформальных объединениях, о факторах риска, которые должны быть контролируемы со стороны представителей старшего поколения во избежание негативных последствий включения в деструктивные субкультурные сообщества. Данная

работа может осуществляться в формате телепередач, лекториев, выпуска научно-популярных периодических изданий, консультационной работы классных руководителей в школах и отдельных специалистов (психологов, конфликтологов, социальных работников) в соответствующих центрах.

Подытоживая сказанное выше, можно выделить следующие направления профилактики и предупреждения воздействия деструктивных субкультур:

1. Досуговое. Деятельность связана с усовершенствованием социальнокультурной жизни молодого человека, устранением негативных социальных и культурных факторов, способствующих девиантному поведению, развитием качеств социально ответственной личности. Для получения большего эффекта работа по данному направлению должна начинаться как можно раньше, еще с начальной школы. Это может быть реализовано за счет активного приобщения молодого человека к творческой деятельности (актерское мастерство, журналистика, научно-исследовательская деятельность, туризм и пр.), включения в учебную программу новых предметов (социология, психология) и методик (интерактивные игры, тренинги, диспуты и пр.), организации и модернизации клубов по интересам на базе школ и учреждений дополнительного образования, содержательная деятельность которых будет строиться с учетом интереса молодого человека, индивидуально-личностного подхода к нему и направлена на реализацию актуальных потребностей, творческого потенциала формирующейся личности.

2. Социально-психологическое. Данная форма профилактики подразумевает выявление групп риска и постановку их на профилактический учет, профессиональную консультационную и медицинскую помощь по результатам выявленных нарушений (психозы, неврозы, суицидальный синдром, анорексия). В рамках данного направления выделяют имеющиеся факторы суицидального риска: маргинальные установки, утрату члена семьи или социального статуса, пьянство и употребление психотропных веществ в семье, наличие психотравмирующих факторов и пр. В качестве возможных форм работы могут быть предложены упражнения, тренинги, которые реализуются с целью профилактики негативного социального влияния, коррекции имеющихся эмоциональных нарушений, повышения самооценки, выработки уверенности в себе, ощущения личностной состоятельности. Важно формировать жизненные навыки (умение без страха налаживать коммуникацию со сверстниками, заводить новые знакомства, урегулировать межличностные конфликты и пр.). Если молодой человек столкнулся с объективными жизненными трудностями, то здесь можно говорить о необходимости проведения психолого-педагогической диагностики эмоционально-личностных особенностей и профессиональной консультационной работы с психологом, характер которой будет определяться сложностью проблемы и мотивацией. Говоря о показателях эффективности психолого-педагогической работы по противодействию деструктивным субкуль-

турам, можно выделить рефлексию и критический анализ представителем подрастающего поколения своей жизненной траектории, позитивный настрой по отношению к окружающим, гуманистическая ценностная ориентация личности, нацеленность на саморазвитие. Иными словами, у молодого человека должен быть сформирован иммунитет, личная устойчивость к негативному влиянию субкультуры.

3. Организаторское направление. В рамках данного направления происходит включение в альтернативные виды досуговой деятельности, позволяющие компенсировать и удовлетворить потребности, лежащие в основе девиантного поведения. Этому могут способствовать занятия в секциях экстремальных видов туризма, самодеятельные путешествия с классом, спортивные сборы, встречи с лидерами мнений, участие в волонтерских движениях и др. Специалисты (педагоги, психологи, соцработники, конфликтологи) и члены семей включаются в деятельность, в рамках которой проводят беседы, обсуждения, лекции, рассказывают о негативных последствиях вовлечения в деструктивные субкультуры и пр. В учебных заведениях и учреждениях системы дополнительного образования могут быть организованы специальные сообщества, где проводят обсуждения актуальных социальных и личностных проблем молодого поколения, находящихся в зоне потенциального влияния педагогического коллектива. Возможно использование массовых форм социально-культурной деятельности, создающих позитивную атмосферу, имеющих активный преобразовательный характер и выступающих в качестве необходимой предпосылки общественного творчества масс (флеш-мобы, театрализованные представления, массовые праздники и пр.).

4. Правовое направление. В рамках данного направления стоит задача формирования правового сознания, навыков разрешать споры законными цивилизованными методами; ведется работа над пониманием молодыми людьми правовых последствий за участие в деструктивных формах деятельности, прививаются общепринятые нормы поведения. Государство принимает соответствующие правовые акты, дополняет уголовное законодательство, осуществляет мониторинг социальных сетей в Интернете, выявляя сообщества, распространяющие идеологию деструктивных субкультур.

5. Семейная профилактика. Данное направление ориентировано на работу по формированию доверительных отношений и крепких внутрисемейных связей. О необходимости установления тесного контакта родителей с ребенком разные специалисты сообщали многократно. Но, к сожалению, ситуация так и не меняется, а даже наоборот. Старшие члены семьи сегодня все больше включены в процесс зарабатывания денег, карьерного роста, выполнения производственных показателей. В то время как дети остаются предоставлены сами себе и вынуждены искать поддержку во внешних источниках (будь то одноклассники, друзья из интернет-сообществ, соседи и пр.). Членам семьи обязательно находить время

для общения и обсуждения пережитых за день событий, эмоций, впечатлений, делиться опытом достижений и неудач. Не только словами, но и собственным личным примером (как самым действенным педагогическим методом в подростково-юношеский период) старший родственник может оказать необходимое воздействие на ребенка и влиять на его модель поведения, способствуя разрешению внутриличностного конфликта. Особенно эффективными в данном случае являются такие формы совместного времяпрепровождения, как туристские самодеятельные путешествия, экскурсионные поездки, участие в квестах, просмотр и обсуждение кинофильмов, хобби-активности.

Несмотря на разнообразие неформальных молодежных объединений, ни одна из субкультур не может

полноценно заменить индивиду общество ввиду своей дифференциации. Учитывая острые социальные проблем и появление новых форм девиации, на сегодняшний день поиск эффективных профилактических технологий должен стать в центре внимания социально-педагогического знания. Важным является устранение причин вовлечения молодых людей и подростков в данные деструктивные субкультурные сообщества. Безусловно, меры противодействия их влиянию должны базироваться на улучшении социального положения молодежи, учете индивидуальных (возрастных, психофизиологических, социокультурных) особенностей ее представителей. Упор в данном направлении важно делать на укреплении и развитии институтов социализации и ценностей традиционной культуры.

Литература

2.

3.

4.

5.

6. 7.

World Economic Outlook, April 2020: The Great Lockdown // International Monetary fund: official site [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.imf.org/en/Publications/WEO/Issues/2020/04/14/weo-april-2020 Кучукян А.В. Роль виртуальных сетевых сообществ в распространении деструктивных молодежных субкультур / А.В. Кучукян // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - №3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://doi.org/10.24158/spp.2017.3.7

Пандемия коронавируса может болезненно отразиться на уровне жизни молодежи - исследование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.expert.ru/2020/09/4/pandemiya-koronavirusa-mozhet-boleznenno-otrazitsyana-urovne-zhizni-molodezhi—issledovanie

Назаров В.Л. Профилактика экстремизма в молодежной среде: учебное пособие / В.Л. Назаров, П.Е. Суслонов; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина, Институт физической культуры, спорта и молодежной политики. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2018. - 200 с.

Трофимова И.Н. Социальная среда как фактор предупреждения экстремизма среди молодежи / И.Н. Трофимова // Конфликтология. - 2016. - Т. 2. - С. 220-227.

Флиер А.Я. Культурология для культурологов / А.Я. Флиер. - М.: Акад. Проект, 2000. - 458 с. Филина Н.В. Современные молодежные культуры или субкультуры / Н.В. Филина, Д.А. Чебоксаров // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ - 2019. - №6. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7sovremennye-molodezhnye-kultury-ili-subkultury

Шишко О.Н. О мерах профилактики распространения криминальной субкультуры среди несовершеннолетних осужденных в ВК / О.Н. Шишко, О.Б. Шредер // Уголовно-исполнительная система: педагогика, психология и право: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Томск, 19-20 апр. 2018 г.): в 2 ч. / под общ. ред. В.А. Уткина. - №6. Томск: ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России. - 2018. - Ч. 2. С. 124-132.

References

1. World Economic Outlook, April 2020: The Great Lockdown. International Monetary fund: official site. Retrieved from www.imf.org/en/Publications/WEO/Issues/2020/04/14/weo-april-2020

2. Kuchukian, A. V (2017). Rol' virtual'nykh setevykh soobshchestv v rasprostranenii destruktivnykh molodezhnykh subkul'tur. Obshchestvo, 3. Retrieved from https://doi.org/10.24158/spp.2017.3.7

3. Pandemiia koronavirusa mozhet boleznenno otrazit'sia na urovne zhizni molodezhi. Retrieved from www.expert. ru/2020/09/4/pandemiya-koronavirusamozhet-boleznenno-otrazitsya-na-urovne-zhizni-molodezhi—issledovanie

4. Nazarov, V. L., & Rossii, B. N. (2018). Profilaktika ekstremizma v molodezhnoi srede: uchebnoe posobie., 200. Suslonov;; Ekaterinburg: Izd-vo Ural'skogo un-ta.

5. Trofimova, I. N. (2016). Sotsial'naia sreda kak faktor preduprezhdeniia ekstremizma sredi molodezhi. Konfliktologiia, T. 2, 220-227.

6. Flier, A. Ia. (2000). Kul'turologiia dlia kul'turologov., 458. Moskva: Akad. Proekt.

7. Filina, N. V, & Cheboksarov, D. A. (2019). Sovremennye molodezhnye kul'tury ili subkul'tury. Elektronnyi nauchno-metodicheskii zhurnal Omskogo GAU, 6. Retrieved from https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-molodezhnye-kulturyili-subkultury

8. Shishko, O. N., & Shreder, O. B. (2018). O merakh profilaktiki rasprostraneniia kriminal'noi subkul'tury sredi nesovershennoletnikh osuzhdennykh v VK. Ugolovnoispolnitel'naia sistema: pedagogika, psikhologiia i pravo: materialy Vseros. nauch.- prakt. konf. (Tomsk, 19-20 apr. 2018 g.), 6. Tomsk: FKU DPO Tomskii IPKR FSIN Rossii, 124-132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.