Клейберг Юрий Александрович
доктор психологических наук, доктор юридических наук, профессор Московского государственного областного университета, Международной академии ювенологии _(e-mail: [email protected])
Криминальная девиантность подростково-молодежных субкультур
В статье осуществлен теоретико-методологический анализ социально-психологических и криминологических феноменов «субкультура», «подростковая субкультура», «криминальная девиантность»; выявлены предпосылки девиантного и криминального поведения в подростково-молодежной среде; даны типологии и характеристика молодежных субкультур с девиантологиче-ской ориентацией; предложена авторская типология девиантного поведения современной молодежи.
Ключевые слова: субкультура, подростковая и молодежная субкультура, криминальная девиантность, типология подростково-молодежных субкультур.
Yu.A. Kleyberg, Doctor of Law, Pedagogics, Psychology, Professor of the Moscow State Regional University, International Academy of Juvenology; e-mail: [email protected]
Criminal deviance of teenagers and youth subcultures
The article is dedicated to the theoretical-methodological analysis of the socio-psychological and criminological phenomena of «subculture», «adolescent subculture», «criminal deviance»; identified are the prerequisites of deviant and criminal behavior in teenagers and youth; given the typology and characteristics of youth subcultures with deviance's orientation; author's typology of deviant behavior of modern youth.
Key words: subculture, teen and youth subculture, criminal deviance, typology of the teenagers and youth subcultures.
В широком смысле под субкультурой понимается система норм, ценностей, установок, образцов и стилей поведения определенной социальной группы, отличная от господствующей в данном обществе нормативной культуры.
В узком смысле - субкультура - один из компонентов культуры как системы выражения ее социокультурной самоорганизации на разных уровнях. Субкультура - форма жизнедеятельности групп и общностей, являющихся носителями собственных специфических ценностей, норм, интересов, отношений, поведенческих традиций, артефактов (в виде элементов моды, дизайна среды и т.п.).
Подростковая субкультура - это своеобразная попытка построить сообщество сверстников-единомышленников и утвердить свой собственный образ жизни, отличающийся не только от детского, но и взрослого.
Субкультуры многообразны. Они существуют в различных возрастных, этнических, социально-профессиональных, конфессиональных и иных группах. Субкультурам присущи свои специфические языки (профессиональный или молодежный сленг, уголовный жаргон, особая жестикуляция, татуировки), традиции (ритуал приема новых членов, принесение специаль-
ной клятвы, особый ритуал поведения) и нормы (табу).
Предпосылками девиантного и криминального поведения, как правило, являются снижение (или их отсутствие) морально-этических установок и изменение личности, патологические влечения и неблагоприятные средовые воздействия.
Одна из типологий подростково-молодежных объединений с девиантной ориентацией и антиобщественным сознанием выглядит таким образом [1]:
Случайная - группа, например, затевающая драки на дискотеках, стадионах и в других местах, имеющая свои неписаные групповые нормы и ценности. При этом, действия, совершенные индивидом в толпе, кажутся ему анонимными, как бы обезличенными (неличными) действиями;
Ретристская группа, обычное занятие которой - бесцельное времяпрепровождение, сомнительные развлечения, токсикомания и наркомания;
Агрессивная группа основана на примитивных представлениях об иерархии ценностей и минимуме культуры; характерными особенностями агрессивной группы являются жесткая иерархическая структура, сильное групповое
281
давление на ее участников, серьезные санкции за нарушение групповых норм, психологической основой которых является резкое противопоставление «мы - они»;
Криминогенная группа, для нее характерными чертами являются внушаемость и конформизм, которыми пользуются в своих противоправных целях лидеры группы; членами криминальных групп, как правило, являются подростки из проблемных семей, а отсюда - примитивный уровень мышления.
Выделяют следующую типологию молодежных субкультур романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты, с известными оговорками - байкеры);
гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэперы и т.п.);
криминально-девиантологические, или де-линквентные («гопники», «люберы»);
анархо-нигилистические (панки, экстремистские политизированные субкультуры «левого» и «правого» толка);
религиозно-мистические (кришнаиты, муни-сты и т.п.);
спортивные (культуристы, паркурщики, скайт-бордингисты, скейтеры и др.);
интеллектуальные (хакеры, КВНщики).
М. Брейк выделяет следующие функции субкультур для молодежи:
1. Они предлагают решение некоторых структурных проблем молодежи на «магическом» уровне, особенно проблем, созданных внешними противоречиями социоэкономиче-ской структуры, которые коллективно переживаются молодежными поколениями. Часто эти проблемы являются частью классовых переживаний - эффектом осознания классовой принадлежности и сопротивления молодежи социально-экономической заданности их будущего.
2. Они предлагают некую новую культуру, из которой можно отобрать значимые культурные элементы, такие как стиль (моду), досуго-вые ценности, повседневные идеологии и жизненные стили. Эти элементы способствуют формированию идентичности вне той солидарности, которая предписывается им «соответствующей» (их уровню) семьей и школой.
3. Они есть некая альтернативная форма социальной реальности, которая, конечно же, апробируется в классовой культуре, но опосредуется ближним окружением (соседством) или несуществующей - символической общиной, воспринятой через масс-медиа.
4. Субкультуры предлагают осмысленный, значимый путь жизни в рамках свободного времени - в течение досуга, который вынесен за рамки инструментального и скучного мира учебы.
5. Субкультуры предлагают новые экзистенциальные дилеммы для принятия индивидуальных решений. В частности, они могут включать использование бриколлажа [брикол-лаж - от фр. bricolage - создание новых смыслов; используется в нескольких значениях: 1) как процесс преобразования значения объектов или символов посредством использования несвязанных вещей; 2) для описания любого спонтанного действия; 3) как характеристика строения и способа функционирования сложных систем (по К. Марксу} молодежного стиля для конструирования своей идентичности вне школы [2, с. 48-70].
Основные характеристики подростково-молодежных субкультур и объединений:
спонтанное возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях, конкретной ситуации;
самоорганизация и независимость от официальных (формальных) структур;
обязательные для участников модели поведения, направленные на реализацию не удовлетворяемых в обычных формах жизнедеятельности потребностей (самоутверждение, социальный статус, защищенность, престижная самооценка);
относительная устойчивость и определенная иерархия;
ярко выраженные особенности мировоззрения, ценностных ориентаций, отношений к внешнему миру, поведенческих стереотипов;
атрибутика, подчеркивающая принадлежность к той или иной конкретной группе [3, с. 55-58].
В силу ряда социальных и психологических особенностей в группировке подросток (юноша) проходит своеобразную школу ложного коллективизма, риска, романтики, подлости и жестокости. Здесь его поддерживают материально, убеждают, что он «все может». Такие «стаи» обоснованно называют молодежными бандами.
Психологи выделяют ряд психологических особенностей молодежного возраста:
повышенное стремление к самоутверждению, к проявлению своей индивидуальности, к признанию со стороны окружающих своих личностных достоинств, к приобретению популярности, к осуществлению тех видов деятельности, в которых достигается наибольший успех;
стремление к активному познанию окружающего мира;
развитие специальных способностей; перманентный рост самосознания, связанный с использованием противоречивых, иногда неадекватных форм самооценки;
282
стремление быть в коллективе, идентифицировать себя с ним, быть популярным среди друзей;
завышенная уверенность в себе и в своих силах и способностях, стремление всегда самостоятельно находить выход из любой ситуации;
критическое отношение к авторитетам и наставлениям старших, стремление найти доводы, опровергающие их мнение;
склонность к выдвижению завышенных, нереалистичных притязаний, неподкрепленных собственными способностями и возможностями;
стремление к доверительным, искренним, эмоционально теплым отношениям, потребность в широкой коммуникации с людьми, которым можно доверять самые интимные переживания;
определенный романтизм побуждений и социальной активности, повышенная эмоциональность, горячность, максимализм в суждениях, действиях и оценках;
наличие повышенной отзывчивости на инновации, требующие творческого подхода, напряжения сил и полной самореализации;
болезненное отношение к несправедливости, склонность рассматривать предъявляемые социальной средой требования как несправедливые, предвзятые придирки;
противоречивость внутренних начал поведения, проявляющихся в сильных, глубоких личностных переживаниях, тревожности, сомнениях и раздумьях.
Социологи, криминологи и психологи выделили следующие типы членов подростково-молодежных группировок:
«аутсайдер» - человек, оказавшийся в жизненном тупике, неудачник, не нашедший признания в формальной группе или организации, не имеющий возможности для самореализации;
«маргинал» - одинокая личность, утратившая индивидуальные социальные связи, постоянно испытывающая социальный и психологический дискомфорт и нередко пытающаяся самоутвердиться путем безнравственного поведения;
«конформист» - человек, который легко поддается влиянию авторитетов, хорошо адаптируется к новой социальной микросреде, а также быстро и без особых усилий усваивает групповые нормы и ценности;
«приспособленец» - человек, принимающий групповые ценности и нормы лишь внешне, чтобы добиться признания и повышения своего статуса в группе, а за счет этого - и престижа в обществе;
«фанат» - человек, преданный ценностям и символам группы, неукоснительно соблюдаю-
щий принятые здесь нормы и отрицающий все, что идет вразрез с ее ценностями;
«вождь» - человек, видящий свое признание в том, чтобы руководить людьми, претендующий на роль лидера в группе, проявляющий инициативу организатора и нередко действительно обладающий неплохими для этого способностями;
«попутчик» - человек, случайно примкнувший к группе, не до конца определивший свои ценностные ориентации, руководствующийся больше солидарностью, чем групповыми целями и нормами;
«имитатор» - человек, для которого первостепенное значение имеют внешние атрибуты и символы объединения, составляющие для него предмет гордости;
«скучающий» - человек, для которого одним из мотивов вступления в группу является надежда более содержательно организовать свой досуг и найти среду для общения.
0.В. Погожева, выделив в сочинениях и анкетах идентификационные качества наиболее популярных личностей в криминогенных группах и суммируя все показатели, получила эталонный ряд идентификационных качеств, приходящихся на высоко статусных членов криминогенных групп [1].
Больше всего подростки идентифицируют себя с характерологическими и поведенческими качествами лидера, его асо-циальной деятельностью. Эмоциональные факторы идентификации в группах подростков несколько снижены, а порой почти не развиты.
Если речь идет о подростково-молодежной группе девиантов в целом (наркоманов, преступников, проституток, алкоголиков), то исследователь имеет дело с девиантной субкультурой. Для сообщества преступников или осужденных обычно применяется термин де-линквентная субкультура.
И.И. Саламатина [4] выделяет три типа (модели) делинквентного поведения подростково-молодежных субкультур:
1. Дезадаптивно-агрессивный тип поведения является одной из наиболее распространенных форм криминальной активности молодежи. Социально-психологическая структура общности почти всегда представляет собой «банду». Подростково-молодежная субкультура деза-даптивно-агрессивного типа также преимущественно организована как банды с многоуровневой структурой, но выполняемые ими функции гораздо шире.
Этот тип поведения характеризуется четкой организационной структурой, обеспечением безопасности участников, «наставничеством», содержанием досугового общения, девальвацией ценностных смыслов и субкультурной референтацией, тактикой агрессивных дей-
283
ствий, функциями возрастных групп, контролем и стигматизацией участников в группировке, практикой противодействия правоохранительным органам, психологической мотивацией демонстративного и эпатажного поведения, наиболее типичными формами криминальной активности, субкультурными элементами вне-правовых отношений.
2. Дезадаптивно-коррумпированный тип поведения основан на реализации дезадаптивно-деструктивных установок в отдельных сферах социальной деятельности при избегании прямых конфликтов с законом и правоохранительной системой. Корысть становится доминирующим мотивом деятельности группировки, в которую подросток и юноша вступают не ради «поиска справедливости», а рассчитывая на быстрое продвижение в структуре неформальных отношений. В итоге, криминальная карьера может в кратчайшие сроки дать юноше ощутимые материальные блага, а иногда и значительную власть, не требуя от него годов учебы, добросовестного труда и наличия хоть каких-либо талантов и способностей.
3. Дезадаптивно-лояльный тип поведения отражает совокупность вариантов приспособления к социуму социальных групп из числа безнадзорных несовершеннолетних. Бежавшие из семьи, детских домов, интернатов или просто брошенные родителями дети нередко образуют неустойчивые стаи-ассоциации, объединение в которые просто помогает физическому выживанию. Группировка в таком случае выполняет довольно важные функции психологической поддержки и создания иллюзии некоторой защищенности.
Традиционно в криминологии и девиантоло-гии типология несовершеннолетних преступников описывает четыре различных по глубине личностной деформации (В.В. Вандышев, 2003):
совершившие преступления в результате случайного стечения обстоятельств, легкомыслия, вопреки общей положительной направленности личности;
совершившие преступление в результате попадания в соответствующую ситуацию, что обусловлено неустойчивостью общей направленности личности;
совершившие преступление в результате преобладающей отрицательной личностной направленности, не достигшей уровня устойчивой общей антисоциальной направленности личности (ранее совершавшие проступки, правонарушения);
совершившие преступления в результате относительно устойчивой антиобщественной направленности личности (ранее совершавшие преступления).
Сопоставление статистических и исследовательских данных последних лет указывает
на увеличение доли несовершеннолетних, относимых к двум последним типам, и сокращение среди несовершеннолетних «случайных» преступников. Это, вероятно, свидетельствует об углублении криминальной социализации и деформации личности несовершеннолетних, а также подтверждает возрастающее значение превентивной, профилактической деятельности, направленной на минимизацию влияния дезадаптационных факторов на личность подростков.
Конечно же, важно разобраться с критерием криминальной (девиантной) социализации личности современного подростка. Мы считаем, что можно опираться на два вида критериев - интегральный и частный, каждый из которых имеет свои показатели. Первый критерий отражает степень и адекватность присвоения личностью социального опыта криминальной (девиантной) субкультуры и является субъективной характеристикой результата социализации; второй - социальный статус личности в криминальной (девиантной) субкультуре -показывает объективную сторону криминальной (девиантной) социализации.
Психологическими основаниями интегрального критерия являются: 1) психологическая готовность к криминальной деятельности и 2) способности личности к криминальной деятельности. Психологическими основаниями частного критерия выступают: 1) криминальная направленность личности; 2) криминальное (девиантное) самоконструирование; 3) субъективная рациональность; 4) конструирование и идентификация; 5) криминальная (девиантная) ориентация; 6) нравственно-этические и правовые представления о последствиях криминальной деятельности личности.
Показателями криминальной (девиантной) социализации личности будут выступать социальные (мораль, нормы) и психолого-юридические (право, нормы) факторы и механизмы криминальной (девиантной) социализации личности.
Автором разработана типология девиантно-го поведения в современных молодежных субкультурах только по одному из важнейших параметров - уровню мотивации, мотивацион-ным источникам девиантного поведения [5; 6].
Данная типология содержит три типа девиантного поведения, виды и мотивы девиантного поведения:
1. Личностный тип. В основу личностной модели девиантного поведения современной молодежи положен синтез трех модальностей личности: активности, социализации, интегра-тивности, т.е. принцип анализа личности ее жизнедеятельность, через способ организации ее жизни, а также способность разрешать психологические противоречия.
284
Мотивы совершения девиантных поступков молодыми людьми имеют тесную связь с эмоциями, которые переживает субъект поведения:
латентный; мотив впечатляющего менеджмента (быть привлекательным для других людей, добиваться их расположения, симпатии и любви); сокрытия деформированных личностных качеств, деструктивных свойств личности;
манифестный; мотив открытой демонстрации принадлежности к девиантной субкультуре, поведения, образа жизни;
стяжательный; мотив приобретения, наживы; агрессивный; мотив разрушения, агрессии, аутоагрессии; деструктивный мотив;
тактический; мотив достижения личностных целей;
экзистенциональный; мотив самоутверждения;
протестующий; мотив власти, эпатажа, оппозиции;
гедонистический; мотив получения удовольствия; нарциссический;
любопытствующий; мотив познания интереса.
2. Средовой тип. Молодежная социальная среда представляет собой либо совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение, либо как совокупность объективных факторов, влияющих на формирование и поведение личности.
В молодежной социальной среде формируется фон девиантного поведения, играющий, как правило, активную роль. Окружающая социально-психологическая обстановка влияет на личность молодого человека с девиантным поведением посредством общественного мнения, закона, политических структур, других социальных групп , а также социальных норм и санкций, системы ценностей, принципов морали, прав и обязанностей и т.п.
Мотив совершения девиантного поведения молодыми людьми образован на основе стимулов (провокаций) социальной среды и является внешне детерминированным:
конформный; мотив принадлежности к де-виантной субкультуре, криминальной группе;
дискомфортный; мотив, связанный с неудобством социальной среды, дискомфорта, субъективной эргономики;
вызванный хандрой, скукой; мотив развлечения, отвлечения;
оппозиционно-демонстративный; мотив вызов микросреде, социальной среде в целом, противостояние социальной среде, конфликт с ней.
3. Ситуативный тип. В основе девиантного поведения молодежи на ситуационном уровне лежит степень развития противоречий в рамках той или иной ситуации. В качестве крите-
риев модели девиантного поведения современной молодежи можно предложить различные ситуации, соотносящиеся:
со степенью их устойчивости (устойчивые-неустойчивые; обыденные-штатные, или стандартные-нестандартные, неординарные, экстремальные; проблемные-конфликтные);
с временными характеристиками (длительно действующие, средней длительности, кратковременные);
с пространственными параметрами (страна, республика, регион и т.п.); с субъектом деятельности; с объектом (экономическая, политическая, социальная и т.п.);
с факторами контроля (управляемые и неуправляемые, стихийные и планируемые);
со сложностью функционирования (латентные).
Анализ девиантного поведения современной молодежи показывает, что оно может задаваться пятью ведущими факторами:
1) социальным статусом человека;
2) его ролью как субъекта деятельности;
3) характером выполняемой деятельности;
4) ценностными критериями;
5) доминирующей мотивацией.
Для ситуативного типа характерны следующие виды:
социально-статусного взаимодействия; мотив стремления к достижению статуса; поддержания статуса на определенном уровне; самоутверждения;
ролевых взаимоотношений; мотив быть первым; лидерства;
взаимоотношения в совместной деятельности; мотив товарищеского соревнования; соперничества; творчества; однако они могут обостряться до враждебной конкуренции и конфронтации, вплоть до социальных конфликтов и отклоняющегося (криминального) поведения;
ценностные взаимоотношения; мотив принадлежности к субкультуре (криминальной, этнической, религиозной и т.п.); самосовершенствования; самореализации; самопознания; ценностного переживания социальной реальности; осознания себя активным субъектом социальной среды;
эпатажный; в основе лежит доминирующий мотив (как правило, мотив достижения); эпа-тажная эмоция.
Таким образом, криминальная (девиантная) субкультура - это образ жизнедеятельности лиц, объединившихся в криминальные группы и придерживающихся определенных законов и традиций. В подростково-молодежной криминальной (девиантной) субкультуре, благодаря наличию в ней определенной доли романтики, таинственности, необычности, привлекатель-
285
ности, сравнительно легко усваивается специфическая система норм, ценностей, установок. Важную роль играет и то, что данной субкуль-
1. Погожева О. В. Психотипологическая изменчивость личности подростков с девиа-нтным поведением в континууме их жизнедеятельности: дис. ... д-ра психол. наук. М., 2012.
2. Бааке Д. Молодежь и субкультура. М., 1992.
3. Гамершмид Н.Л. Субкультура как фактор распространения отклоняющегося поведения среди старшеклассников. Томск, 2003.
4. Саламатина И. И. и др. Психология де-линквентных групп несовершеннолетних в США и Англии: учеб. пособие. Коломна, 2000.
5. Клейберг Ю.А. Ювенальная девиантоло-гия // Saarbrücken: Palmarium Publishing, Germany, 2012.
6. Клейберг Ю.А. Ювенальная психология девиантного поведения. Нальчик, 2013.
туре свойственен игровой и эмоциональный характер.
1. Pogozheva O.V. Psycho-typological variability of the personality of adolescents with deviant behavior in the continuum of their activity: dis. ... D-r of Psychology. M., 2012.
2. Baake D. Youth and subculture. M., 1992.
3. Gamershmid N.L. Subculture as a factor in the spread of deviant behavior among high school students. Tomsk, 2003.
4. Salamatina I.I. and others. Psychology delinquent governmental groups of minors in the USA and England: a Training manual. Colomna, 2000.
5. Klejberg Yu.A. Juvenile Deviantology. Saarbrücken: Palmarium Publishing, Germany, 2012.
6. Klejberg Yu.A. Juvenile Psychology of deviant behavior. Nalchik, 2013.
286