УДК 130.2
В. Т. Сейсяни
Система российского образования как один из факторов влияния на молодежные субкультуры
V. T. Seysyani. System of Russian education as one of the factors of influence on youth subcultures
Статья посвящена рассмотрению процесса возникновения субкультуры в России, ее специфическим особенностям. Раскрыто понятие молодежной субкультуры. Уделено особое внимание российскому образованию как основополагающему базису формирования молодых людей, их социализации и отношению к обществу. Выявлены причины формирования молодежной субкультуры в России.
Ключевые слова: молодежная субкультура, формирование личности, особенность молодежных субкультур в России, причины возникновения субкультур, российская образовательная система.
Контактные данные: 443099, г. Самара, ул. М. Горького, д. 65/67; (846) 269-64-44; [email protected].
Article is devoted to consideration of the process of subculture emergence in Russia and its specific features. The concept of youth subculture is opened. The special attention to Russian education, as to fundamental basis of formation of young people is paid, to their socialization and the relation to society. The reasons of formation of subculture in Russia are established.
Keywords: youth subculture, formation of the personality, feature of youth subcultures in Russia, the reasons of emergence of subcultures, the Russian educational system.
Contact details: M. Gor'kogo Str. 65/67, Samara, Russian Federation, 443099; (846) 26964-44; [email protected].
Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в российском обществе, обусловили смену идеологических и ценностных ориентиров, играющих значительную роль в духовном формировании молодежи. Все более заметно объективируются процессы, связанные с реалиями как самой жизни, так и с проникновением в сознание негативных черт: сомнительных духовных ценностей, тотальной социальной апатии, роста преступности, экстремизма, нравственной деградации личности. Честь, совесть, долг, доброта, любовь, уважительное отношение к людям, терпимость и взаимопонимание — это далеко не полный перечень тех человеческих качеств, которые стали дефицитом для нашего общества. Отмеченное делает весьма актуальным проблему культурного воздействия на современную молодежь, на ту непосредственную «среду ее обитания», какой является субкультура.
Содержание любой культуры оказывается своеобразной мерой человеческого в человеке и рельефно характеризует его как общественное существо. Как таковая культура предполагает совокупность духовно-нравственных ценностей, природа которых весьма многообразна и зависит от многих социальных факторов. В любой культуре можно выделить ее нормативный уровень — совокупность высших ценностей (социальные, нравственные, эстетические, религиозные и др.), способных возвышать людей над их повседневными интересами и заботами, придавать
Вахтанг Тариелович Сейсяни — аспирант кафедры «Философия, политология и социология» Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (г. Самара). © В. Т. Сейсяни, 2013.
смысл их жизни и тем самым превращать их в субъекты культуры. Следовательно, овладевая ценностями культуры, человек формирует внутренний облик, наполняет свою самость духовным содержанием.
Молодежь представляет ту часть общества, для которой характерен максимализм и критичность (не только по отношению к себе, но и ко всем другим), обостренное чувство справедливости, меньший конформизм, большая открытость всему новому, коммуникабельность, мобильность, повышенная энергетика (которая так важна для свершения трудных дел). Заметим, что именно молодежь всегда соответствует современности и ее проблемам, потому что как никто она сопричастна с нею. Причем если раньше молодежь ограничивалась простым усвоением того, что им передавало старшее поколение, то сегодня этого недостаточно. Наряду с устоявшимися типами поведения и традициями молодым людям необходимо создавать и свой ценностный мир, а это требует напряженной интеллектуальной работы, навыков самостоятельной творческой деятельности. Отсутствие этого нередко ведет к пренебрежению правилами и нормами коммуникации, а в условиях вседозволенности формирует беспринципные установки поведения, появление новых конфликтов в обществе.
Очевиден тот факт, что с конца 80-х годов XX в. начинается процесс резкого снижения ценностей духовной культуры в российском обществе: искажение исторически сложившейся общечеловеческой, национальной иерархии этических и эстетических идеалов. В частности, фундаментальное значение народного и духовного искусства, классики, реализма средства массовой информации государственного, кооперативного и частного типа пытаются умалить, уделяя при этом основное внимание пропаганде масскультового, авангардистского искусства и моды, не содержащих зачастую позитивного мировоззрения и фальсифицирующих коренные этико-эстетические ценности, такие как истина, добро, красота, гуманизм [4, с. 113-117].
В результате частно-групповые эстетические ценности получают несоизмеримое представительство в массовом сознании. Не случайно в настоящее время эскапистско-развлекательная тенденция превратилась в постоянное культивирование «массовой культуры».
С социально-психологической точки зрения экранное насилие вносит свой вклад в криминализацию современной жизни, негативно влияя на детей, подростков и молодежь. Как показывает социальная практика, в настоящее время народное, духовно-классическое и современное академическое искусство, включая и литературу, не имея государственной поддержки, становится элитарным. В результате в широкой социальной среде разрушается нормальная, общечеловеческая иерархия разновидностей, жанров и качества искусства, разрушаются дух и сущность истинной культуры, а самое главное — культуры новых поколений [5, с. 167]. Безнравственное и агрессивное искусство распространяется и вносит свой негативный вклад в духовно-психологический климат современного общества. П. Сорокин справедливо отмечал: «Обобщая, можно сказать, что современное искусство есть преимущественно музей социальной и культурной патологии. Покамест оно искусство поношения и унижения человека, подготавливает почву для своей же собственной гибели как культурной самоценности» [7, с. 456]. К сожалению, это вполне относится и к современному искусству в России, пережившему антикатарсический период [6, с. 116-122].
Такая ситуация непосредственным образом оказывает тлетворное влияние на формирование сознания индивида. Указанные процессы, происходящие в современной реальности, с одной стороны, служат благоприятной почвой для формирования социальных «групп риска», склонных к вторичной девиации (наркома-
нии, алкоголизму, преступности и т. д.), «общественной деградации», а с другой — порождают экстремизм различного типа. Следует постоянно помнить, что «голое» отрицание старых ценностей провоцирует цинизм и апатию, чему способствует и быстро меняющаяся под влиянием научно-технического прогресса и технизации общества жизнь.
Для характеристики процессов, происходящих в жизни современного общества, широко используется понятие субкультура. Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей, стереотипов [8, с. 103-109]. Определяющей характеристикой этого явления является феномен субъективной размытости, неопределенности, отчужденности от основных нормативных параметров. Субкультура отражает культурную неоднородность общества и фиксирует отличие идейных ориентаций, духовных устремлений конкретной группы людей от доминирующих стандартов. Позиция отчуждения в его экзистенциальном преломлении просматривается как в отношении к социуму, так и в межгенерационном общении, в контркультурной направленности молодежного досуга [10, с. 91].
Молодежную субкультуру в широком смысле можно рассматривать как своеобразный вариант альтернативной культуры, так как она своими идеалами и ценностями не просто отрицает сформировавшуюся культурную идентичность, но разрушает ее, заменяя новыми формами и образцами.
Субкультура (отличаясь от нормативной культуры данного общества) не обязательно вступает с ней в конфронтацию или претендует стать доминирующей. Внутренняя градация культуры позволяет говорить не только о нормативном ее представлении, но и о ее «подвидах» — субкультурах, которые связаны с особенностями жизненного уклада различных социальных групп. Это разнообразие включает и контркультуру, в которой ориентиры определенной субкультуры приходят в противоречие с общепринятыми ее нормативными положениями. Иначе ориентиры способны перерасти в контркультуру, когда в них намечается протест против существующих культурных норм и стремление заменить их.
Отличие субкультуры от контркультуры не всегда можно установить с достаточной определенностью: некоторые виды субкультуры враждебны принятой культуре общества, но не выходят за пределы определенной среды. Так, криминальный мир обладает своей субкультурой — ценности, нормы, язык и даже своя «художественная культура» (блатные песни, татуировки). Эта разновидность чужда и враждебна нормативной культуре общества, оставаясь значимой для асоциальных групп. С другой стороны, контркультура нередко становится характеристикой инновационных процессов в мире ценностей, условием зарождения новых духовных феноменов.
Следовательно, стихийное формирование молодежных субкультур, которые отличаются специфическим набором ценностных ориентаций, с учетом различных факторов нередко становится деструктивным или конструктивным социально-духовным процессом и, соответственно, по-разному влияет на развитие общества. Знание особенностей становления, характера развития и сегодняшнего состояния молодежных субкультур, а также разнообразия способов и механизмов их идентификации позволяет дать объективную картину современных социальных процессов и найти выход из имеющегося кризиса.
Интересно отметить и тот аспект, в котором выступает массовая культура. Она представляет собой коммерческий вид культуры, рассчитанный на огромные аудитории и получение прибыли. Отсюда ее связь с современными средствами массовой коммуникации, которые представляют широкие возможности быстрого
распространения информации. Кино, радио, телевидение, пресса, Интернет, мобильные телефоны стали мощными средствами культурного воздействия на массы. Все эти технические каналы тиражирования элементов культуры, распространения их на миллионные аудитории становятся носителями информации, оказывающей на людей как позитивное, так и негативное воздействие.
Субкультуры возникают в значительной степени стихийно и нередко противостоят нормативной культуре. В результате появляется проблема соотнесенности молодежных субкультур с нормативной формой культуры, которая олицетворяется всей системой образования и воспитания в данном обществе. Субкультура как социальный феномен характеризуется многочисленными аспектами, которые по-разному отражают и взаимодействуют с общественной культурой как целостностью.
Как отмечает Дюркгейм, «включаясь в общество, стоящее над человеком, молодежь обладает в нем заведомо низким социальным статусом» [1, с. 55]. Поскольку во всех обществах понятие старшинства имеет помимо возрастного еще и социально-статусное значение, молодежь страдает от неравенства социального положения прежде всего по сравнению с взрослыми [там же, с. 58]. Занимая ведущие позиции в социальной структуре общества, взрослые обладают достаточными возможностями для ограждения собственного статусного положения и оттеснения нежелательных конкурентов из числа молодых.
Психологами выделено несколько групп факторов агрессивного поведения молодежи: биолого-генетические, индивидуально-психологические особенности личности, специфика воспитания, роль средств массовой коммуникации [2, с. 401-406]. Думается, помимо этих факторов, можно указать и другие причины, порождающие эти угрозы: 1) постоянный рост экономического неравенства; 2) исторически и ситуационно обусловленные социальные и национальные противоречия; 3) несовершенство законодательной базы; 4) слабое функционирование правоохранительной системы; 5) неэффективность прежних ценностных идеалов при несформированности новых.
В российской действительности с учетом ее специфики, помимо указанных причин, следует выделить отсутствие в стране условий, стимулов и культурных навыков для равного участия всех граждан в свободной социальной конкуренции на рынке труда и таланта. Это ведет к разочарованию существенной части населения в эффективности законных способов обретения социальных благ, к массовой маргинализации и криминализации индивидов, росту социального недовольства, временно носящего сравнительно неорганизованные формы, а в целом — к угрозам национальной безопасности всего российского общества.
Решающим фактором влияния на молодежные субкультуры выступает система образования как канал «целенаправленного внесения» в сознание подрастающего поколения приоритетных моральных, эстетических, духовных ценностей, составляющих содержание нормативной культуры общества. Недооценка духовно-нравственного аспекта в процессе воспитания молодого поколения, особенно в рамках государственной образовательной деятельности, может привести к дезорганизации как социальной структуры, так и общественной жизни в целом [9, с. 97].
Образовательная система представляет социальный институт, который не только осуществляет цивилизационную преемственность поколений, но и несет в себе основные компоненты нормативной культуры переживаемого времени, становится решающим условием формирования личности. Поэтому в наши дни от молодого человека требуются не только профессиональные знания, но и уме-
ние раскрывать себя через многообразные межличностные отношения на культурном и субкультурном уровне. Эта особенность процесса обучения представляет существо перехода от технократической к антропоцентрической образовательной стратегии.
Исторически в российской образовательной системе сложились три уровня духовно-рационального воздействия, которые определяются начальным, средним и высшим образованием. А дидактическая содержательность этих уровней, по существу, характеризуют объективные предпосылки формирования личности. Все уровни выполняют общественный заказ, т. е. они приспосабливают к требованиям нормативной культуры подрастающее поколение через его общеобразовательную и профессиональную подготовку, тем самым выполняют функцию духовного формирования личности, ее воспитания. В ходе образования личность наполняется тем идейно-нравственным содержанием, которое способно стать основой определенной субкультурной среды.
Значимым становится соответствующий культурно-информационный материал, без которого невозможно полноценное формирование личности, поскольку нравственное и гражданское содержание последней является столь же важным результатом образовательного процесса, как и овладение профессиональным и общеобразовательным знанием.
И если рациональный компонент содержательности индивида достаточно полно формируется через изучение широкого спектра научных дисциплин, то эмоционально-волевая сфера личности не может жестко детерминироваться структурой образовательного процесса. Жизненные и бытовые ценности, имеющие значительный социокультурный и воспитательный потенциал, этическое содержание которых доставляло бы субъекту эмоциональное удовольствие, становятся важнейшей задачей воспитательной стратегии на современном этапе.
Последнее делает ее важным резервом повышения эффективности учебного процесса, в котором определяющее место принадлежит социально-общественным дисциплинам и искусству. Осознать их место в содержании общего образования значит решить одну из ключевых проблем модернизации последнего: ориентацию на антропоцентрическую культуру и формирование инновационной личности. Следовательно, современное образование имманентно должно связываться не только с наукой, но и с гражданственностью и искусством.
Отмеченные аспекты функциональной двойственности процесса обучения взаимосвязаны. Забвение эмоционально-волевого компонента образования приводит к потере значимых духовно-нравственных ценностей и социальных ориентиров, превращает молодого человека в «объект» стихийно существующих субкультурных тенденций. Абсолютизация рационального компонента профессиональной подготовки ведет к нигилизму, утрате интереса к политической и гражданской активности, к превращению личности в бюрократическую или отвлеченно-альтруистическую фигуру, не способную к каким-либо творческим действиям или поискам. Иначе говоря, это способствует стихийному формированию той или иной субкультуры, которая нередко может противостоять нормативной культуре.
Таким образом, современная деятельность предъявляет индивиду не только рационально-творческие требования, но и не менее значимые духовно-нравственные и политико-гражданские, так что инновационный поиск личности становится неотделим от его же социально-нравственной оценки. На наш взгляд, последняя всегда должна соответствовать масштабу и широте рационально-творческого поиска. И если мы желаем создать систему образования, нацеленную на инновационный поиск нестандартных решений в производственной, финансовой, тор-
говой или иной сфере общественной деятельности, то столь же важно найти адекватную этой системе форму идейно-духовного содержания, тем самым содействовать формированию таких субкультур, которые наиболее полно «согласовывались» с общепринятыми канонами. Ведь в рамках образовательной системы доминируют элементы нормативной культуры, которые «привносятся» в учащегося. А в пространстве субкультуры определяющим становится сам молодой человек, «модифицирующий», «отбрасывающий», «утверждающий» и т. п. эти элементы и «создающий» свой стиль общения, отношения и пр.
Столь же верно и обратное: чтобы выработать у индивида высокую рационально-логическую культуру и активную гражданскую позицию, важной предпосылкой должны выступать его готовность к учебе, решимость, твердость воли и характера, чувство ответственности и другие нравственные ценности. Такие предпосылки могут быть «взяты» только из субкультурного содержания, которые способны развиваться в рамках нормативной культуры. Вышеотмеченное соответствие, «согласованность» имеет существенное значение для формирования действительно гармоничной личности.
Итак, логико-рациональный компонент образования должен быть «дополнен» адекватным ему социально-общественным и духовно-нравственным содержанием. Заметим, что, подчеркивая значимость своеобразной «триады» образовательного процесса, мы не ставили вопроса об их конкретизации и переводе в плоскость содержательного дидактического наполнения. Это особая и достаточно емкая задача. В статье анализируются лишь стратегические составляющие процесса образования как необходимого и достаточного условия формирования инновационной личности.
С этой точки зрения наше время характеризуется глубокой переоценкой природы образовательного фактора, углублением гуманитарной сферы образования, «наполнением» последнего соответствующим духовно-нравственным содержанием, которое включало бы в себя высочайшие ценности человеческого духа. Только в такой гармонии образовательная система способна «выдать» полноценную личность, готовую решать широкий спектр задач социально-производственного характера. Поэтому, на наш взгляд, только привлечение широкого исторического, политического и культурного материала с явно выраженным пафосом силы и мощи человеческого духа способно стать тем духовно-нравственным материалом в формировании личности, благодаря которому по плечу станут отмеченные задачи научно-технического возрождения Отечества.
Радикальные изменения отечественного образования (в связи с Болонской конвенцией) не имеют альтернатив и являются жизненной необходимостью при сегодняшнем положении страны, гарантией сохранения интеллектуального потенциала и культурных традиций.
Образование должно быть такой системой, которая «создает» не только ученика, «наполненного» знаниями, но и умеющего воплощать их в реальность, понимать особенности не только нормативной культуры своего общества, но и чувствовать специфику окружающего его социального бытия, предстающего в виде его субкультурных элементов. Применительно к личности такая парадигма означает, прежде всего, способность мыслить и действовать. Эти качества становятся важными условиями самоопределения индивидов, превращения их единичных действий в целостный социально значимый акт, сущность которого предстает воплощением духовно-культурного содержания данного исторического времени.
Развивающая роль образовательного пространства в формировании и функционировании молодежной субкультуры может стать подлинной и многоаспектной, что, безусловно, повлияет на формирование молодых людей как истинных субъ-
ектов выбора профессионального, жизненного пути, субъектов личностно-профессионального развития, самосовершенствования [3, с. 124-127]. В настоящее время важны не только теоретические разработки по проблеме «молодежные субкультуры», важен переход к практической работе и сотрудничеству с молодежью. Разрешение противоречия между пониманием важности осуществления этой практической задачи и недостаточным вниманием к молодежным проблемам позволит найти такие формы взаимодействия с молодежью, которые способствовали бы использованию ее творческого потенциала, стремления к самостоятельности, самоутверждению, активности в поисках идеалов и своего места в современном обществе.
Литература
1. Дюркгейм Э. Норма и отклонение // Рубеж. 1992. № 2.
2. Маслоу А. Мотивация и личность // Психология личности. Самара: Бахрах, 1999. Т. 1. С. 401-416.
3. Мосиенко л. В. Молодежная субкультура в образовательном пространстве вуза // Фундаментальные исследования. 2010. № 9. С. 124-127.
4. Семенов В. Е. Социальная психология искусства. Л., 1988.
5. Семенов В. Е. Искусство как межличностная коммуникация. СПб., 1995.
6. Семенов В. Е. Катарсис и антикатарсис: социально-психологический подход к воздействию искусства // Вопросы психологии. 1994. № 1. С. 116-122.
7. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
8. Шмелев А. А. Молодежные культурные и социальные движения в России // Социологические исследования. 1998. № 8. С. 103-109.
9. Сидоров В. Г., Сидоров А. Г., Хоровинников А. А. Молодежная субкультура и современное образование в России // Межкультурный диалог и межкультурная дистанция в истории и современности: материалы открытого регионального научного форума. Самара, 2007.
10. Сикевич З. В. Молодежная культура: за и против. Л., 1990.