Анализ действующего законодательства
ПбП
И.В. ЯРДЯКОВА,
старший преподаватель Казахской инженерно-технической академии
С.Б. КАЙСАРОВА, эксперт-аналитик Института законодательства РК
МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В ОЦЕНКЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ЗАКОНОВ И ЗАКОНОПРОЕКТОВ
Ежегодно Парламентом Республики Казахстан рассматривается и принимается около 100 законов, которые направлены на решение экономических и социальных проблем общественной жизни и, в конечном итоге, на улучшение благосостояния общества. В связи с этим важнейшей проблемой является оценка обоснованности принимаемых законодательных актов и анализ последствий принимаемых законопроектов. Эффективность этих законов должна прослеживаться в оценке их действенности, показывающей конкретное влияние принимаемых законопроектов на изменения в развитии экономики и социальной сферы.
Однако на практике оценка социально-экономических обоснований работает малоэффективно, так как существующие приложения к законопроектам зачастую не только не служат доказательством принятия того или иного закона, но даже не отвечают базовым нормативно-правовым требованиям.
Для проведения эффективной оценки социально-экономических последствий нужна единая методика, основанная на применении статистических методов планирования и прогнозирования.
Оценка социально-экономических последствий принятия НПА - это аналитическая процедура, направленная на выявление и анализ затрат, выгод и возможных рисков в результате регулирующих нововведений. В ходе этого процесса, на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) связей объекта оценки, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса, определяются вероятные результаты, обусловленные принятием нормативного правового акта, позволяющие внести необходимые коррективы в процесс законотворчества.
Объектом оценки социально-экономических последствий законопроектов является определенный законодательный акт и практика его применения. Предметом оценки социально-экономических последствий законопроектов выступают правовая норма или совокупность правовых норм, применяемых государственным органом, связанные с ней (ними) нормы других нормативных правовых актов.
При анализе последствий законопроектов могут осуществляться следующие виды оценок: социальные, экономические, социально- экономические, финансово-экономические последствия принятия акта, а также иные последствия, которые предположительно возникнут в результате его принятия. Соотношение оценок того или иного вида зависит от масштаба привлекаемой информации и уровня воздействия ее на явления и процессы всех сторон общественной жизни, т.е. и экономику, и социальную сферу.
При проведении оценок последствий в расчет мо-
гут приниматься микро- и макроэкономические показатели экономического развития страны, и показатели уровня жизни населения, т.е. система показателей, охватывающих все области общественной жизни.
При оценке последствий законопроектов необходимо руководствоваться определенными принципами, приемами и методами прогнозирования.
Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Прогноз, в сравнении с гипотезой, имеет гораздо большую определенность, так как основывается не только на качественных, но и на количественных показателях и поэтому позволяет характеризовать будущее состояние объекта количественно. Процесс разработки прогноза называется прогнозированием.
Планирование представляет собой процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путем разработки планов. Его отличительной чертой является конкретность показателей, их определенность по времени и количественно.
Планирование нацелено на обоснование принятия и практической реализации управляющих решений. Цель прогнозирования - прежде всего, создать научные предпосылки для их осуществления. Эти предпосылки включают: научный анализ тенденций развития экономики; вариантное предвидение предстоящего ее развития, учитывающее как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели; оценку возможных последствий принимаемых решений. Обоснование направлений социально-экономического прогнозирования заключается в том, чтобы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области и сформировать цели развития, а с другой - способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого. Прогнозы занимают ведущее (исходное) положение во всей системе прогнозов и планов. По существу между прогнозом (предвидением будущего) и планом нет резкой границы. Можно сказать, что прогноз—недостаточно определенный план, а план—это уточненный прогноз.
К важнейшим методологическим принципам, как прогнозирования, так и планирования, следует отнести принципы: системности, непрерывности, комплексности, адекватности, целенаправленности и приоритетности, оптимальности, сбалансированности и пропорциональности, социальной ориентации, сочетания отраслевого и регионального аспектов планирования. Соблюдение этих принципов важно при прогнозировании и планировании законотворческой деятельности.
Принцип системности предполагает исследование
166 7 4 (16) 2009 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан
количественных и качественных закономерностей в экономических системах, построение таксй логической цепочки исследования, согласно которой процесс выработки и обоснования любого решения должен отталкиваться от определения общей цели системы и подчинять деятельность всех подсистем достижению этой цели. Он позволяет расчленить любую систему на множество подсистем (экономика делится на комплексы, последние - на подкомплексы и т.д.). Этот принцип предполагает создание системы показателей, методов, моделей, которые соответствовали бы содержанию каждого объекта и позволяли бы построить целостную картину его развития.
В связи с непрерывностью экономического развития, совершенствованием производства на базе развития науки и техники должен соблюдаться принцип непрерывности планирования, т.е. преемственности прогнозов, планов.
Принцип целенаправленности и приоритетности требует, чтобы каждый план носил целевой характер, т.е. был направлен на достижение определенных целей, а в качестве приоритетов выделялись отрасли экономики и социально-экономические проблемы, от развития и решения которых зависит развитие экономики в целом.
Принцип приоритетности реализуется в тесной связи с принципом комплексности, предполагающим рассмотрение всех сторон объекта исследования в его связи и зависимости с другими процессами и явлениями. При обеспечении приоритета в развитии важнейших отраслей должно предусматриваться соответствующее развитие всех других отраслей.
Принцип адекватности целесообразно в большей мере рассматривать применительно к моделированию социально-экономических процессов. Экономико-математические модели, используемые в процессе прогнозирования развития экономики и оптимального планирования, должны быть адекватными, т.е. отражать реальные процессы. От этого во многом зависят результаты прогнозных и плановых расчетов.
Для обработки экономической информации необходимо использовать такие методы анализа, как метод группировки, графический, динамических рядов и такие приемы, как сравнение, прогнозная экстраполяция, дисперсионный и корреляционно-регрессионный анализ.
Группировка - выделение и образование однородных групп среди изучаемых явлений. Правильно построенная группировка позволяет глубже проанализировать хозяйственные процессы, выявить резервы роста и определить влияние важнейших факторов на изучаемые показатели.
Метод динамических рядов - является основным в выявлении тенденции развития явлений. В выявлении тенденции развития явления или процесса особая роль принадлежит способу аналитического выравнивания. Данный способ можно применять, проводя, как ретроспективный анализа, так и перспективный.
Сравнение - важнейший прием анализа, который позволяет выразить характеристику явлений посредством других однородных явлений. При таком анализе отчетные показатели сопоставляются показателями прошлых лет, а также с показателями передовых организаций, среднеотраслевыми
данными и нормативами. Применение данного приема целесообразно при сравнении отдельных результатов в развитии экономики (или социальной сферы) как до принятия законопроекта, так и после.
Графический метод является средством наглядности иллюстрации хозяйственных процессов. Графики различают по их назначению (диаграммы сравнения, хронологические графики) и по способу построения (линейные, столбиковые, круговые).
Прогнозные методы - прогнозная оценка, которая основана на применении формализованных методов, в частности метода экстраполяции, имеющий следующий алгоритм:
1) упорядочение прошлых данных;
2) сглаживание временного ряда;
3) выделение тренда;
4) определение уравнения тренда;
5) расчет прогнозного значения;
6) оценка доверительного интервала с заданной вероятностью.
Наиболее простым является экстраполяция с линейным сглаживанием.
Прогнозное значение определяется подстановкой нужного значения времени в уравнение тренда у = ОД, а доверительный интервал ,
где I — табличное значение ^критерия Стью-дента при вероятности р и п-1 степени свободы;
п—число прошлых значений объекта прогноза,; у — текущее значение объекта прогнозирования в прошлом;
у* — теоретическое значение объекта прогнозирования (исходя из уравнения тренда). Данный метод позволит спрогнозировать результаты развития отдельных отраслей народного хозяйства (или отраслей в целом) на перспективу и покажет результат действия работающих законопроектов.
Дисперсионный анализ - дает возможность определить значение систематической и случайной вариации в общей вариации, а также установить роль интересующего нас фактора в изменении результативного признака.
Для характеристики тесноты корреляционной связи применяют корреляционное отношение:
2 5
4
Оно характеризует долю вариации результативного признака, вызванной действием факторного, положенного в основании группировки. Корреляционное отношение по своему абсолютному значению колеблется в пределах от 0 до 1. Чем ближе корреляционное отношение к 1, тем большее влияние оказывает факторный признак на результативный. Если факторный признак не влияет на результативный признак, то вариация равна
0 ( 52 = о) и корреляционное отношение будет равно 0 (Ц = о), что говорит о полном отсутствии связи.
Анализ действующего законодательства
П6П
И наоборот, если результативный признак изменяется только под воздействием одного факторного, то вариация, обусловленная этим признаком, будет равна общей вариации ( §2 = а2) и корреляционное отношение будет равно 1(^2 = 1), что говорит о существовании полной связи.
Данный метод может найти свое применение при характеристике влияния НПА на экономические и социальные результаты.
Корреляционно-регрессионный анализ.
Корреляционно-регрессионный анализ включает в себя измерение тесноты связи, установление направления и аналитической формы связи.
Корреляционный анализ - решает три основные задачи:
1) определение формы связи, т.е. установление математической формы, в которой выражается данная связь. Это очень важно, так как от правильного выбора формы связи зависит конгч-ный результат изучения взаимосвязи признаков;
2) измерение тесноты связи между признаками, с целью установить степень влияния данного фактора на результат. Чем теснее связь между изучаемыми признаками, т.е. чем ближе она к 100%, тем действеннее результат влияния НПА на результативные показатели (объем кредито-
вания населения, уровень доходов населения, расходы! на потребление и накопление и т.д.);
3) оценка и анализ полученных результатов при помощи специальных показателей корреляционного метода.
При проведении оценки последствий законопроектов, одним из ключевых факторов является наличие статистической информации. Использование статистической отчетности, основанной на достоверных и подтвержденных данных, повышает информативность материала, позволяет наиболее полно использовать исходную информацию, своевременно выявлять ошибки в предоставленной информации путем проведения счетного и логического контроля, что способствует сохранению качества информационного массива, т.е. совокупности зафиксированной информации, предназначенной для использования.
Оценку последствий законопроектов целесообразно проводить в динамике, на накопленных показателях прошлых лет. Если изучаемые и прогнозируемые процессы имеют достаточно длительную историю и накоплан материал, позволяющий вскрыть закономерность и тенденции в их развитии (а сами процессы обладают большой инерционностью), то гипотеза о будущем развитии этих процессов в значительной мере, может базироваться на анализе прошлого.
Список использованной литературы
1. Салин В.Н., Шпаковская Е.П. Социально-экономическая статистика: Учебник. - М.: Юрист, 2003.
2. Социально-экономическая статистика: Учебник для вузов / Под ред. проф. Б.И. Башкатова. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
3. Шокаманов Ю.К. Человеческое развитие в Казахстане: методология измерения и анализ. -Алматы: Агентство РК по статистике, 2003.
4. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. -М.: Финансы и статистика.
5. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. - М.: Дашков и Ко.
6. Прогнозирование и планирование экономики. - Экоперспектива.
7. www.minjust.kz
8. www.consultant.ru
9. www.natoinalbank.kz
10. www.stat.kz
К,абылданатын зац жобаларыныц (цолданылатын зацдардыц) элеуметтЫ салдарларын багалау цабылданатын нормативтт цуцыцтыц акт1лердщ тшмдЫт мен эрекет ету1мен ма-цызды. Ол цагидаттары, эд1стер1 мен тэсЫдер1 мацызды рвлге ие жургЬзЫетт багалау не-ггзтде гылыми тургыда эз1рленген эд1снама негЬзтде жург1зЫу1 цажет.
Осы мацалада цабылданатын нормативтт-цуцьгцтыц актиер жобаларыныц элеуметтт-экономи-калыц салдарларын багалауда практикалыц мацызга ие болатын талдаудыц нег1зг1 эд1стер1 царалады.
Оценка социальных последствий принимаемых законопроектов (действующих законов) является важной с точки зрения эффективности и действенности принимаемых нормативных правовых актов. Она должна проводиться на основе научно-разработанной методологии, существенную роль в которой играют принципы, методы и способы, лежащие в основе проводимой оценки.
В данной статье рассматриваются основные методы анализа, которые могут иметь практическую значимость в оценке социально-экономических последствий принимаемых проектов нормативных правовых актов.
Assess the social consequences of adopting law drafts (active laws) is important in terms of effectiveness and impact of regulatory legal acts. It should be based on scientifically-developed methodology, a significant role in a play principles, methods and means that underlying the assessment.
In this article considered the main methods of analysis, which may have practical value in assessing the socio-economic impacts of laws and law drafts.