ЛИТЕРАТУРА
1 Сборник нормативных постановлений Конституционного Совета Республики Казахстан / Под общ. ред. Рогова И.И. - Астана, 2017. - 600 с.
2 Valongo A. Children Born Out of Wedlock: The End of Anachronistic Discrimination // The Italian Law Journal. Vol.1. 2015.
3 Mazurek v. France, Application No. 34406/97, Judgement of 1 February 2000//https://hudoc.echr. coe.int/fre?i=001-58456#%20. - Дата доступа: 24.09.2018.
4 Nikolina N. The Influence of International Law on the Issue of Co-Parenting Emerging Trends in International and European Instruments // Utrecht Law Review. Vol. 8. Issue 1. 2012.
REFERENCES
1 Sbornik normativnyh postanovlenij Konstitucionnogo Soveta Respubliki Kazahstan / Pod obshh. red. Rogova I.I. - Astana, 2017. - 600 s.
2 Valongo A. Children Born Out of Wedlock: The End of Anachronistic Discrimination // The Italian Law Journal. Vol.1. 2015.
3 Mazurek v. France, Application No. 34406/97, Judgement of 1 February 2000//https://hudoc.echr. coe.int/fre?i=001-58456#%20. - Data dostupa: 24.09.2018.
4 Nikolina N. The Influence of International Law on the Issue of Co-Parenting Emerging Trends in International and European Instruments // Utrecht Law Review. Vol. 8. Issue 1. 2012.
УДК 340
О РОЛИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В ЗАКОНОТВОРЧЕСТВЕ И КРИТЕРИЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВОВЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ДЕЙСТВИЯ ЗАКОНОВ
Тлембаева Жанна Урумбасаровна
Заместитель директора ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан», кандидат юридических наук, доцент; Республика Казахстан, г. Астана, e-mail: zhanna.ot@mail.ru
Ключевые слова: законотворчество, юридическое прогнозирование, методические рекомендации по определению правовых последствий действия законов.
Аннотация. В современных условиях возникает настоятельная необходимость осуществления качественного прогнозирования, усиления прогностического аспекта законотворчества и предвидение правовых последствий действия принимаемого закона. В этой связи в статье анализируется роль прогнозирования в законотворчестве как важной части законодательной деятельности, потребность в котором определяется возрастающей в последние годы нормотворческой активности органов государственной власти.
Автором отмечается недостаточно внимательное отношение в законотворческой деятельности к вопросу о прогнозировании последствий действия принимаемого закона и настоятельная необходимость осуществления качественного прогнозирования, оценки влияния принимаемого закона на социальные процессы под возможным воздействием законопроекта.
Отдельно проанализированы действующие механизмы осуществления прогноз действия законодательных актов: экспертизы законопроектов; финансово-экономического обоснования законопроектов; анализ регуляторного воздействия и правового мониторинга.
Автор заключает о необходимости комплексного подхода к прогнозу эффективности правового регулирования, разработки и закрепления системы правил научного прогнозирования как при разработке перспективных планов развития законодательства, так и при
разработке проектов нормативных правовых актов. Обосновывается необходимость выработки рекомендаций по определению правовых последствий действия законов, которые позволят законодателю снизить негативные последствия от неудачных законодательных решений. В данной статье выделяются критерии прогнозирования и требования, которым должен соответствовать прогноз возможных правовых последствий действия закона.
Отмечается, что качественный прогноз в законотворчестве требует выработки четких методических рекомендаций по проведению прогнозирования действия законов, разработанных на основе сочетания элементов различных аналитических инструментов, позволяющие повысить качество законопроектов и эффективность законотворческой деятельности.
ЗАЦ ШЫГАРМАШЫЛЫГЫНДАГЫ БОЛЖАУДЬЩ Р0Л1 ЖЭНЕ ЗАЦДАР ЦОЛДАНЫСЫНЫЦ ^У^Ы^ТЫ^ САЛДАРЫН АЩЫНДАУ
ЭЛШЕМШАРТТАРЫ ТУРАЛЫ
Жанна Орынбасарцызы Тшембаева
Казацстан Республикасыныц Зацнама институты директорътъщ орынбасары, зац зылымдарыныц кандидаты, доцент; Казацстан Республикасы, Астана ц., e-mail: zhanna.ot@mail.ru
Ty^h свздер: зац шыгарушылыц, заци болжау, зацдар цолданысыныц цщыцтыц салдарын айцындау жвнгндегг эдттемелж усынымдар.
Аннотация. Казгрг1 жагдайда сапалы болжамды ЖYзеге асырудыц, зац шышрмашылыгы болжамалы аспектшн ныгайтудыц аса цажеттглггг жэне цабылданатын зац цолданысыныц цщыцтыц салдарларын алдын ала болжау туындайды. Осыган орай мацалада зацнамадагы болжаудыцрвл1 зацнамалыц цызметтщ мацызды болт реттде талданган, оган цажетттк мемлекеттж билгк органдарыныц соцгы жылдары ост келе жатцан норма шыгармашылыц белсендшггмен айцындалады.
Автор зац шыгарушылыц цызметтде цабылданатын зац цолданысыныц салдарын болжау туралы мэселес1не жеткткт1 турде назар аударылмаганын жэне сапалы болжау, цабылданатын зацныц элеуметтж процестерге зац жобасыныц мYмкiн эсергмен ыцпал етугн багалау цажетттн атап вттг.
Зацнамалыц акттер цолданысыныц болжамын ЖYзеге асырудыц цолданыстагы тетж-терг жеке талданды: зац жобаларыныц сараптамалары; зац жобаларын царжылыц-эконо-микалыц неггздеу; реттеушг ыцпал ету мен цщыцтыц мониториг талдауы.
Автор цщыцтыцреттеу тшмдытн болжауга кешендг тэсыдщ жэне зацнама дамуыныц перспективалы жоспарларын эзгрлеу кезтде, сол сияцты нормативтш цщыцтыц актыер жобаларын эзгрлеу кезтде гылыми болжау цагидаларыныц ЖYйесiн эзгрлеу жэне бекту цажетттн атап кврсетедг. Зацдар цолданысыныц цщыцтыц салдарын айцындау жвшндегг эдгстемелж усынымдар эзгрлеу цажетттн неггздейдг, олар сэтыз зацнамалыц шешгмдердщ цщыцтыц салдарын зацды турде твмендетуге мYмкiндiк береди
Зац шыгармашылыгындагы сапалы болжам зац жобаларыныц сапасын жэне зац шыгармашылыц цызметтщ тшмдытн арттыруга мYмкiндiк беретт эртYрлi талдамалы цуралдар элементтерт Yйлестiру негiзiнде эзiрленген зацдардыц цолданысына болжам жасау жвшн-дегi нацты эд^темелт усынымдарды эзiрлеудi талап ететШ байцалады.
ON THE ROLE OF FORECASTING IN LAWMAKING AND THE CRITERIA FOR DETERMINING THE LEGAL CONSEQUENCES OF LAWS
Zhanna U. Tlembaeva
Deputy Director of the Institute of Legislation of the Republic of Kazakhstan, candidate of legal sciences, associate professor; Republic of Kazakhstan, Astana, e-mail: zhanna.ot@mail.ru
Keywords: lawmaking, legalforecasting, methodical recommendations for determining the legal consequences of the laws.
Abstract. In modern conditions, there is an urgent need for qualitative forecasting, strengthening the prognostic aspect of lawmaking and foreseeing the legal consequences of the adopted law. The article analyzes the role of forecasting in lawmaking as an important part of legislative activity, the need for which is determined by the increasing in recent years the rule-making activity of public authorities.
The author notes an insufficiently attentive attitude in lawmaking concerning to the question of forecasting the consequences of the adopted law and the urgent need to carry out qualitative forecasting, assessing the impact of the adopted law on social processes under the possible influence of the draft law.
The existing mechanisms for the implementation of the forecast of the validity of legislative acts are analyzed separately: examination of bills; financial and economic substantiation of bills; regulatory impact analysis and legal monitoring.
The author concludes about the need for complex approach to forecasting the effectiveness of legal regulation and the development and consolidation of a system of rules for scientific forecasting both in the development ofprospective plans for the development of legislation and in the development of draft regulatory legal acts. It grounds the need to develop recommendations for determining the legal consequences of the laws that will allow the legislator to reduce the negative consequences of unsuccessful legislative decisions.
It is noted that a qualitative forecast in lawmaking requires the development of clear guidelines for conductingforecasting of the laws, developed on the basis of a combination of elements of various analytical tools to improve the quality of legislation and the effectiveness of lawmaking.
О некоторых проблемах законодательства и законотворческого процесса и необходимости усиления прогностического аспекта законотворчества
Сформулированные Конституцией Республики Казахстан цели построения демократического правового государства предполагают повышение роли закона, как одного из средств социального регулирования. Это требует сложной и напряженной работы по совершенствованию законотворческой деятельности.
В последнее время в Казахстане непрерывно осуществляется разработка вопросов, связанных с законотворчеством. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своем выступлении на совместном заседании палат Парламента Республики Казахстан, приуроченном к открытию II сессии VI созыва отметил необходимость продолжения традиций конструктивного законотворчества, расширения рамок законотворческого процесса, повышения уровня его открытости для широкой общественности страны1.
Стратегическим планом до 2025 года, построенным вокруг семи важнейших системных реформ и семи приоритетных политик, которые будут осуществляться в экономике и
социальной жизни страны в период до 2025 года, сформулированы задачи по повышению качества национального законодательства. В их числе: устранение возможности для неоднозначных трактовок законов, исключение их дублирования, обеспечение стабильности законов и в то же время предсказуемости изменений и нововведений в законодательстве.
Согласно Инициативе 4.1 «Повышение качества законодательства» Стратегического плана до 2025 года «будут улучшены процессы и институциональные возможности по подготовке законопроектов посредством совершенствования процедуры оценки законопроектов и действующих актов законодательства (принятие закона, анализ экономического эффекта, более широкое использование оценки ре-гуляторного воздействия, прогноз возможных рисков), установления достаточных сроков для более качественной подготовки проектов и проведения соответствующих консультаций по ним»2.
Реформы, происходящие в последние десятилетия в сфере законотворческой деятельности, связаны с возникновением значительного количества недостатков. К ним следует отнести: недостаточно глубокий анализ плани-
1 Выступление Президента Казахстана Н.Назарбаева на открытии второй сессии Парламента РК шестого созыва. 1 сентября 2016 //Официальный сайт Президента Республики Казахстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. akorda.kz/ru/speechesAntemal_poШical_affairs/m_speeches_and_addresses/vystupleme-prezidenta-kazahstana-nnazarbaeva-na-otkrytii-vtoroi-sessii-parlamenta-rk-shestogo-sozyva. - Дата доступа: 04.09.2018.
2 Указ Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636 «Об утверждении Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан»// САППРеспублики Казахстан, 2018 г., № 5-6-7, ст. 20.
руемых инициатив, низкий уровень качества законопроектов, научной обоснованности и экспертного обеспечения, разработку законопроектов, имеющих невысокую социальную значимость и узкий предмет их регулирования, поспешность в разработке и принятии законов, пренебрежение к вопросу о прогнозировании последствий действия принимаемого закона. Как справедливо отмечает Ю.А. Тихомиров: «Неумение и нежелание объективно оценить ситуацию, выявить факторы, влияющие на ее развитие, определить цели и средства правового воздействия, поспешность в подготовке и принятии актов, поток поправок и изменений, отсутствие расчетов и аналитической информации, недооценке механизма правоприменения, отсутствие научного предвидения - таковы причины недостатков правового регулирования ...» [1, с. 159].
В практике работы государственных органов наблюдается традиционно невнимательное отношение к теоретическим изысканиям, от которых может прямо зависит решение практических вопросов. Многие научные разработки в этой сфере оказались невостребованными практикой современного законотворчества. Возможно, это связано с тем, что вышеупомянутые разработки не содержали четко выработанных практических рекомендаций, выполнение которых стало бы обязательным элементом процесса законотворчества. Между тем, в Послании Конституционного совета Республики Казахстан от 5 июня 2018 года «О состоянии конституционной законности в Республики Казахстан» указано на необходимость апробации результатов научных исследований в практической деятельности по подготовке и принятию нормативных правовых актов, проведения научно-практического анализа позитивных и негативных тенденций развития законодательства, внедрения инструментов «искусственного интеллекта» в правотворческую деятельность3.
В настоящее время в Казахстане ход законопроектных работ характеризуется явным перекосом в сторону динамизма, нежели в сторону стабильности, что проявляется в увеличении количества законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законодательные акты. В общем числе принятых в Республике Казахстан законов подавляющее большинство - это законопроекты о внесении изменений и дополнений в действующие законы. Многочисленные поправки ме-
няют смысл закона, предмет правового регулирования.
Достаточно устойчивой остается тенденция развития законодательства, когда для решения той или иной проблемы прибегают к закону как к некоему «спасительному средству». Однако закон, как отмечает В.И. Носов, «это исключительная форма права, которая дает значительный регулятивный эффект при упорядочении массовых отношений, нуждающихся в относительной стабильности и требующих высокой степени надежности и устойчивости человеческого поведения»[2, с. 37].
В процессе создания норм права весьма важно иметь научно-обоснованные надежные сведения о том, насколько эффективно будут действовать проектируемые нормы. Эти сведения могут быть получены только в процессе составления прогноза эффективности норм права. Мы вполне разделяем позицию Ю.А.Тихомирова, который считает, что «признание необходимости прогнозирования последствий действия законов само по себе является позитивным, поскольку позволяет уйти от позитивистских верований во всесилие правового предписания, делает правомерной постановку вопроса об эффективности нормативных актов» [3, с. 180]. В этой связи прогнозирование эффективности норм права должно стать необходимым этапом законопроектной деятельности.
В современных условиях возникает настоятельная необходимость осуществления качественного прогнозирования, усиления прогностического аспекта законотворчества и предвидение правовых последствий действия принимаемого закона. Прогнозирование последствий принятия законов, а, следовательно, и их влияние на социальные процессы под возможным воздействием законопроекта становится также одним из путей решения важнейших социальных задач.
Эффективность нормотворчества должна в значительной мере определяться результатами прогнозирования, ориентированной на точное и своевременное определение круга общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании. Прежде чем, вносить законопроект на рассмотрение Парламента, нужно иметь полную картину о готовности граждан, государственных органов к введению его в действие, своевременности и реальности принимаемых мер и т.д. Только профессиональный и взвешенный подход к принятию законодательных решений, их сво-
3 Послание Конституционного совета Республики Казахстан от 5 июня 2018 года «О состоянии конституционной законности в Республики Казахстан»//Официальный сайт Конституционного совета Республики Казахстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ksrk.gov.kz/solutions/poslanie-konstitucionnogo-soveta-respubliki-kazakhstan-ot-5-iyunya-2018-goda-o-sostoyanii. - Дата доступа: 04.09.2018.
евременность, предвидение последствий действия закона, позволит законодателю оценить весь комплекс последствий принятия законопроекта, снизить негативные последствия от неудачных законодательных решений.
В чем заключается юридическое прогнозирование? Под юридическим прогнозированием принято понимать ис-следование тенденций и перспектив желательного развития правовых явлений, проводимое специальными научными уч-реждениями и коллективами. «Юридический прогноз - это научное предвидение тенденций и возможных вариантов правовых процессов и явлений. В качестве его объектов может выступать динамика правовой сферы общества, объема и границ правового регулирования в экономической, социальной, политической и международной сферах.. .объем, структура и содержание законодательства, его отраслей, правовых комплексов. Нужны прогнозы причин, содержания и последствий действия законов, изменений отношения граждан к закону, меры его практической реализации» [3, с. 160].
Действующие механизмы осуществления прогноз действия законодательных актов
В соответствии с подпунктом 5) пункта 2 статьи 29 Закона Республики Казахстан «О правовых актах»4 при внесении проекта законодательного акта в Мажилис Парламента Республики Казахстан представляемые материалы по проекту законодательного акта должны содержать, в том числе прогнозы возможных экономических, социальных, юридических, экологических последствий действия закона. Однако в большинстве случаев такие прогнозы остаются пустой формальностью, не подтвержденными статистическими, социологическими данными, результатами анализа обращений граждан и организаций.
В настоящее время в рамках реализации Государственной программы «Цифровой Казахстан»5 с января 2019 года планируется введение новой информационной системы «Е - законодательство». Это позволит автоматизировать процесс взаимодействия государственных органов, Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» и использовать накопленную ими информацию для разработки законопроектов, что значительно улучшит качество законотворческой деятельности.
Положение усложняется также тем, что в
настоящее время нет сформированного единого инструмента прогнозирования правовых последствий принятия законов. Какие-либо официально утвержденные и опубликованные методики проведения такого прогноза отсутствуют. Анализ применяемых методик оценки правовых последствий законовчаще основывается на их соответствии формальным юридико-техническим требованиям и основывается на их соответствии требованию соблюдения принципа системности.
На сегодняшний день законодательство Республики Казахстан предусматривает ряд действующих механизмов, позволяющих осуществлять прогноз действия принимаемых законов актов в разных аспектах. Это институты: 1) экспертизы законопроектов; 2) финансово-экономического обоснования законопроектов; 3) анализ регуляторного воздействия (АРВ); 4)правового мониторинга.
Как показывает практика проведения юридической экспертизы нормативных правовых актов, методики ее проведения не позволяют давать реальные прогнозы эффективности правовых предписаний. При проведении юридической экспертизы оценке подлежит формальная сторона проектов нормативных правовых актов. При этом проведение анализа последствий принятия нормативных правовых актов возможно лишь на некоторых этапах. Поэтому использование данного инструмента позволяет прогнозировать лишь случаи недостаточной эффективности правового предписания в случае его несоответствия формально-юридическим требованиям.
Механизм финансово-экономического обоснования представляет собой вариант альтернативного подхода к прогнозированию эффективности НПА. Этот механизм обладает достаточно серьезным потенциалом повышения качества НПА. Он может включать в себя не только анализ последствий для республиканского бюджета, но и прогноз социально-экономических выгод и издержек, анализ рисков и т.п.
АРВ, применяемый в Казахстане с 2014 года, является обязательной процедурой при разработке нормативных правовых актов, затрагивающих сферу предпринимательства. По определению Организации Экономического Сотрудничества и Развития, это «.процесс определения проблем и целей регулирования, выбора альтернатив достижения
4 Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О правовых актах» //Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Эдшет» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1600000480. - Дата доступа: 03.09.2018.
5 Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 2017 года № 827 «Об утверждении Государственной программы «Цифровой Казахстан» //Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Эдшет» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/ Р1700000827. - Дата доступа: 10.09.2018.
этих целей, с целью исключения излишнего и необдуманного регулирования, и, с использованием научных и поддающихся последующей проверке техник, применяемых на всей имеющейся доступной информации, а также с учетом различных мнений, полученных в ходе консультаций, анализа издержек и выгод выбранных альтернатив.» [4]. Приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 748 «Об утверждении Правил проведения и использования анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов»6 предусмотрен перечень документов, которые в обязательном порядке подлежат АРВ. Однако как показывает анализ применения данного инструмента в Казахстане, процедуры АРВ выполняются формально, без поиска различных вариантов регулирования, расчета издержек. Низкий уровень качества анализа объясняется также непроработанностью индикаторов оценки. Это объясняется тем, что многие правовые институты, эффективно функционирующие в правовых системах развитых государств, после перенесения в правовые системы государств переходного типа часто оказываются бездействующими.
К числу юридических технологий, позволяющих оценивать эффективность правового регулирования, на подготовительной стадии законопроектной деятельности Правительства относится правовой мониторинг. Правовой мониторинг в Республике Казахстан осуществляется с 2011 года при координирующей роли Министерства юстиции. Правовой мониторинг осуществляется шестьюдесятью государственными органами (центральные госорганы, местные органы государственного управления: акиматы, маслихаты и ревизионные комиссии) на постоянной основе.
Оценивая современное состояние правового мониторинга в Республике Казахстан, приходится констатировать, что действующий механизм и его результаты решают только ту задачу, которая позволяет «анализировать и корректировать качество» НПА, принятых тем или иным правотворческим органом в соответствии с предоставленной правотворческой компетенцией. Данный механизм не обеспечивает конечной цели правового мониторинга - оценки и прогнозирования законодательства, практики его применения. Как отметил М.Т. Баймаханов, «особенностью мониторинга законодательства и правоприменительной практики является не только анализ и прогноз
собственно их качества, сколько анализ реального состояния общественных отношений, реальной жизни человека, деятельности институтов государства и гражданского общества, конечные цели которых могут быть достигнуты только благодаря межпредметному комплексному правовому регулированию [5].
Таким образом, прогноз эффективности правового регулирования должен носить многоаспектный характер. Поэтому на современном этапе оптимальным видится комплексный подход к проблеме определения эффективности правового регулирования общественных отношений.
О необходимости разработки методики организации и проведения прогнозирования правовых последствий действия законов
Качественный прогноз в законотворчестве, предвидение правовых последствий действия принимаемых законов требует выработки четких правил данной деятельности. Необходимо директивное закрепление системы правил научного прогнозирования как при разработке перспективных планов развития законодательства, так и при разработке проектов конкретных нормативных правовых актов [6, с. 4].
Анализнаучныхразработоквэтойсферепо-зволил выделить следующие требования, которым должен соответствовать прогноз возможных правовых последствий действия закона:
- должны быть исследованы все возможные варианты наиболее оптимального решения в рамках отдельного закона, системы законодательных актов;
- должен быть сделан опирающийся на статистические, социологические и иные данные, информации, содержащейся в обзорах практики применения нормативных правовых актов, подготовленные госорганами, обобщениях судебной практики, расчет позитивных и негативных последствий решения проблемы;
- в случаях, когда объект прогнозирования затрагивает интересы широких слоев населения либо касается жизненно важных областей политики и экономики, должен быть проведен анализ общественного мнения (обращения граждан на интернет-порталы Электронного Правительства, «Открытые НПА», интернет-ресурсы государственных органов);
- прогнозирование должно опираться на результаты правового мониторинга, что необходимо для сохранения оправдавших себя на практике правовых конструкций и определения сфер правового регулирования, требующих нового правового решения;
6 Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 748 «Об утверждении Правил проведения и использования анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов» // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Эд1лет» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1500012517. - Дата доступа: 10.09.2018.
- для объективной оценки его результатов необходимо привлечение независимых экспертов из числа ученых, специалистов в той или иной отрасли знаний;
- существенным элементом прогноза должна стать проверка предлагаемого законодательного решения на полноту регулирования с целью недопущения пробелов в законе;
- в зависимости от сферы законодательства при прогнозировании должны применяться различные методы исследования: если предмет прогнозирования имеет правовое регулирование в развитых зарубежных странах, то целесообразно применение методов сравнительного правоведения; при прогнозировании законодательства, касающегося экономических отношений, затрагивает сферу социальных отношений, должны использоваться математическое моделирование, статистические приемы и т. д.;
- необходимо более внимательное отношение к теоретическим изысканиям, от которых может прямо зависит решение практических вопросов.
В последние годы нашим Институтом законодательства Республики Казахстан проводятся научные исследования проблем прогнозирования последствий принятия закона. 2 марта 2017 года Институтом при участии депутатов Парламента страны, представителей научного сообщества, государственных органов, общественных организаций проведен круглый стол по вопросам прогнозирования в правотворчестве и определения правовых последствий принятия нормативных правовых актов7.
В рамках круглого стола научными сотрудниками Института был представлен проект методических рекомендаций по организации и проведения прогнозирования правовых последствий действия законов, разработанных в целях методического обеспечения деятельности государственного органа по определению правовых последствий действия разрабатываемых проектов законодательных актов. Следует отметить, что аналогичные рекомендации были ранее подготовлены и в Институте законодательства и сравнительного правоведения РФ (Методические рекомендации по реализации и оценке эффективности закона). Учитывая теоретическую и практическую значимость данных рекомендаций, имеющиеся научные разработки в области эффективности действия нормативных правовых актов, а также сложившуюся правоприменительную
практику, в них выделены дополнительные критерии эффективности действия нормативных правовых актов [7].
Предполагается, что подготовка прогноза правовых последствий (далее - Прогноз) должна осуществляться государственным органом с привлечением при необходимости общественных, научно-исследовательских организаций, ученых и специалистов соответствующих областей знаний. Прогноз разрабатывается на стадии подготовки концепции проекта закона, сопровождается количественными и качественными показателями, подтверждающими достоверность его результатов.
В Прогнозе рекомендуется указывать правовые последствия принятия закона, которые определяются исходя из:
правового основания подготовки проекта закона;
состояния законодательства в соответствующей сфере правового регулирования, практики его применения и основных проблем, требующих установления либо изменения правового регулирования. Анализ практики применения законодательства проводится на основании информации, полученной из средств массовой информации, обращений (предложений, заявлений, жалоб) граждан в госорганы; информации, содержащейся в результатах проведенного ГУ «Институт законодательства РК» правового мониторинга, общественного мониторинга; результатах рассмотрения актов прокурорского надзора, судебных решений, поступивших в госорган, относительно практики применения НПА; результатах социологических исследований по вопросам применения НПА; статистических данных по правоприменительной практике;
результатов аналитических и социологических исследований, которые могут дать характеристику реализации норм при помощи обобщения опыта их применения в ходе опросов различных групп участников регулируемых общественных отношений.
С учетом сложившейся правоприменительной практики в данной области можно выделить следующие показатели (критерии) прогнозирования правовых последствий принятия законов. Во-первых, в процессе прогнозирования правовых последствий действия законов необходимо использовать позитивные критерии: определение проблемы (проблем), на решение которой направлен законопроект; точное определение цели принятия закона; це-
7Материалы круглого стола на тему «О прогнозировании в правотворчестве и критериях определения правовых последствий принятия нормативных правовых актов». - Астана, 2017. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iz.adilet.gov.kz/ru/pages/novoe-postupleniehttp://www.iz.adilet.govkz/ru/news/kruglyy-stol-na-temu-o-prognozirovanii-v-pravotvorchestve-i-kriteriyah-opredeleniya-pravovyh. - Дата доступа: 04.09.2018.
левая группа проекта закона - субъекты, на которых направлено действие мер, предусмотренных проектом закона; возможные варианты решения указанной проблемы (законодательные и незаконодательные средства); позитивные правовые последствия принятия закона.
Во-вторых, следует учитывать негативные критерии - оценить риски, то есть обстоятельства, влияющие на позитивные правовые последствия, в том числе: отсутствие компромисса различных социальных групп; уровень правосознания и правовой культуры правоприменителей; исполнимость правовых норм, в том числе с точки зрения их финансовой обеспеченности; положения проекта закона, способствующие возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюд-
жетной системы; увеличение затрат времени, необходимого для взаимодействия граждан и организаций с госорганами (организациями), а также количества документов, которые надлежит представлять в данные органы (организации); состояние законности и уровень правопорядка; отсутствие контроля; отсутствие ответственности; иные обстоятельства.
Резюмируя вышеуказанное, следует подчеркнуть, что качественный прогноз в законотворчестве требует выработки четких методических рекомендаций по проведению прогнозирования действия законов, разработанных на основе сочетания элементов различных аналитических инструментов. Это позволит повысить качество законопроектов и эффективностьзаконотворческойдеятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Тихомиров Ю.А. Правовое регулирование: теория и практика. - М.: Формула права, 2008. -400 с.
2. Носов С.И. О некоторых проблемах законотворчества в Российской Федерации //Юрист. -2016. - № 21. - С. 36-41.
3. Эффективность законодательства в экономической сфере: науч.-практ. исследование /отв. ред. - проф. Ю.А. Тихомиров. - М.: Изд-во Волтерс- Клувер, 2010. - 384 с.
4.Вольманн Х. Оценивание реформ государственного управления: «Третья волна» // Социологические исследования. - 2010. - № 10. - С. 93-99. Impoct Assessment Guidelines, 15/01 /2009.
5.Баймаханов М.Т. О роли мониторинга в совершенствовании нормотворчества // Цазацстан-дагы парламентаризм. - 2008. - №1 (1). - С. 53-59.
6. Радченко В.И., Иванюк О.А., Плюгина И.В., Цирин А.М., Чернобель Г.Т. Практические аспекты прогнозирования законодательства и эффективности применения прогнозируемых норм // Журнал российского права. - 2008. - № 8. - С. 3-14.
7. Тихомиров Ю.А., Павлушкин А.В., Горохов Д.Б. и др. Об организации и проведении правового мониторинга // Журнал российского права. - 2010. - № 6. - С. 129-135.
REFERENCES
1. Tikhomirov Yu.A. Legal regulation: theory and practice. M.: Formula of law, 2008. - 400 p.
2. Nosov S.I. On some problems of lawmaking in the Russian Federation // Lawyer. - 2016. - No. 21.
- P. 36-41.
3. The effectiveness of legislation in the economic sphere: scientific-practical. study / resp. ed. - prof. Yu.A. Tikhomirov. - M.: Volters Publishing House - Kluver, 2010. - 384c.
4. Wolmann, H., Evaluation of Public Administration Reforms: The Third Wave, Sociological Studies.
- 2010. - No. 10. - P. 93-99. Impoct Assessment Guidelines, 15/01 / 2009.
5. Baymahanov M.T. On the role of monitoring in improving norm-setting // Kazakstandayy parliamentarism, 2008. - No. 1 (1). - P. 53-59.
6. Radchenko V.I., Ivanyuk O.A., Plugin I.V., Tsirin A.M., Chernobel G.T. Practical aspects of forecasting legislation and the effectiveness of the use of predictable norms // Journal of Russian law. -2008. - № 8. P. 3-14.
7. Tikhomirov Yu.A., Pavlushkin A.V., Gorokhov D.B. etal. On the organization and conduct of legal monitoring // Journal of Russian Law. - 2010. - No. 6. - P. 129-135.