Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право Criminal law and criminology; criminal process law
Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 3
УДК 340.6:340.130 Титов Н. С.
URL: http://hdl.handle.net/11435/2168 С. 216-223.
Н. С. ТИТОВ, аспирант
Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь, Россия
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Цель: определение целей, задач и функций экспертизы нормативных правовых актов (НПА) и раскрытие их содержания через сущность права, что позволит улучшить качество проведения экспертизы.
Методы: диалектический, формально-догматический, сравнительный, функциональный анализ, синтез. Результаты: предложено определение цели экспертиз нормативных правовых актов как обеспечения качества права, достижение которой невозможно без выполнения точно определенных в статье задач. Соответственно этому выделены две функции экспертизы НПА, которые направлены на выявление того, что является обратным качеству права: юридико-техническая и социальная. Юридико-техническая функция направлена на решение задач установления в НПА формальной определенности, ясности, недвусмысленности и непротиворечивости норм права, а именно прав, обязанностей и запретов, условий их возникновения, изменения и прекращения и мер государственной охраны. Социальная функция направлена на решение задачи выявления социальных преимуществ участников регулируемых отношений, устанавливаемых в нормативно-правовых актах.
Научная новизна: содержание цели, задач и функций экспертизы нормативных правовых актов раскрывается через сущность права, которая заключается с формально-юридической стороны в упорядочивании общественных отношений формально-определенными правилами поведения, с социальной стороны - в решении вопроса, в пользу кого упорядочиваются общественные отношения.
Практическая значимость: точное определение направлений исследования НПА обеспечит последовательность и системность экспертизы НПА, а также проверяемость ее результатов.
Ключевые слова: экспертиза; нормативный правовой акт; цель; задачи; функции; качество права; сущность права.
Введение
Как правило, любая исследовательская работа начинается с постановки цели. В русском языке под целью понимается «предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить» [1, с. 873]. В философском понимании цель - идеальный результат, на достижение которого направлены действия [2, с. 294-295; 3, с. 496]. Поэтому прежде следует решить вопрос: какова цель экспертизы нормативных правовых актов (далее - НПА) и их проектов? Поиск ответа на этот вопрос следует начать с определения целей других видов экспертиз, используемых в юридической деятельности.
Так, Ю. К. Орлов, проанализировав признаки судебной экспертизы в уголовном процессе, сделал вывод, что судебная экспертиза - процессуальная деятельность уполномоченного лица - «эксперта» по заданию органа предварительного расследования или суда в целях установления обстоятельств, имеющих значение для дела, процесс и результаты которой фиксируются в заключении эксперта, являющемся самостоятельным видом доказательств [4, с. 4-5].
Аналогичные признаки и понятие экспертизы по уголовным делам, но различные по объему предлагаются другими авторами [5, с. 6-16; 6, с. 3-20; 7, с. 3-7].
А. А. Разуваев в определении правовой экспертизы указывает на ее цель - установление обстоятельств, имеющих значение для принятия обоснованного и мотивированного решения и дачи заключения эксперта о результатах исследования [8, с. 56].
А. Кулик указывает на необходимость проведения правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию, в целях установления юридического факта, порождающего наличие перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество [9, с. 15].
С. В. Бородиным и В. В. Лунеевым было предложено следующее определение криминологической экспертизы с указанием ее цели: «криминологическая экспертиза проектов или действующих законов и иных нормативных актов проводится в целях определения их соответствия социальным потребностям общества в области борьбы с преступностью, выявления возможных последствий криминогенного
216
Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право Criminal law and criminology; criminal process law
Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 3
или антикриминогенного характера в результате их принятия или применения» [10, с. 44-45].
Что имеет значение для экспертизы нормативных правовых актов (далее - НПА)?
Основным предназначением правовой экспертизы, по мнению Е. В. Журкиной, является, во-первых, оценка возможности принятия нормативного правового акта, которая раскрывает ее через допустимость вмешательства в область общественных отношений и правомерность самого регулирующего воздействия; во-вторых, выявление в ходе правового анализа нормотворческих ошибок [11, с. 59].
П. А. Кабанов указывает целью антикоррупционной экспертизы НПА и их проектов выявление в нормативных правовых актах и их проектах корруп-циогенных факторов и выработку рекомендаций по их устранению, локализации и нейтрализации [12, с. 84]. Аналогично цель названной экспертизы определяет Е. Р. Россинская [13, с. 53].
Экспертиза НПА является одной из форм оценки качества нормативного правового акта. Так, Л. Ф. Апт отмечает, что «вопрос определения качества закона неразрывно связан с экспертизой его норм» [14, с. 18; 15, с. 99]. В. Ю. Рагозин рассматривает вопрос о роли и месте правовой экспертизы в обеспечении эффективности и качества подготовки законодательных актов через анализ законотворческих ошибок, порождающих несовершенство законов [16, с. 76-77].
Ю. А. Тихомиров обозначил следующие критерии качества закона: во-первых, адекватное отражение потребностей общества, правильное определение предмета регулирования и цели принятия НПА; во-вторых, правильный выбор формы акта на различных иерархических уровнях; в-третьих, НПА должен рассматриваться как результат правового разрешения социальной проблемы; в-четвертых, необходимо предвидеть правовые последствия, риски и возможные социальные отклонения, которые может вызвать принятие НПА [17, с. 152].
М. И. Байтин писал, что «качество цивилизованного законотворчества должно определяться тем, насколько точно законодатели воспринимают и отражают характер, уровень и сущность общественных отношений, подвергаемых правовому регулированию, насколько правильно, с учетом требований законодательной техники, выражены во вне принимаемые нормы права, насколько гармонично они вписываются в действующую систему права, способствуют прогрессивному развитию общества, государства и личности» [18, с. 17].
В. В. Талянин качество законов определяет как противоположность ненадлежащему качеству законов, проявляющемуся в виде:
«1) неадекватного отражения в законе происходящих в обществе процессов;
2) недостаточно точного проецирования этих процессов на будущее, неточного прогнозирования возможных путей развития общества, вследствие чего возможен ошибочный выбор направлений перспективного развития и политико-правовой трансформации;
3) отсутствия системности законодательства, нарушения принципов внутренней согласованности, непротиворечивости, возникновения пробелов и коллизий;
4) «мелкотемья»;
5) декларативности многих законов;
6) наличия в законах юридических и лингвистических ошибок;
7) несоблюдения требований законодательной техники» [19, с. 209].
Качество закона, по мнению В. И. Червонюк, - это «интегративное свойство, отображающее внутренне присущую содержанию и форме закона совокупность социальных и юридических характеристик (свойств), определяющих его правовую природу, т.е. социальную адекватность государственных установлений, совершенство их юридической формы и вследствие этого - способность при соответствующих условииях и отношениях адресатов (граждан и их объединений) обеспечивать правомерный характер их деятельности, способствовать конструктивному достижению фактических результатов, вытекающих из целей закона» [20, с. 490-491].
Таким образом, в нашей науке назначением экспертизы нормативных правовых актов называется определение качества НПА, выявление в нем дефектов и их устранение, что можно считать и целью такой экспертизы. Различия заключаются в указании дефектов, которые должны выявляться экспертизой НПА.
Нормативный правовой акт как одна из общепризнанных форм права предназначен для регулирования общественных отношений. Отсюда требования к нему как к соответствующей содержанию права форме, позволяющей выразить его сущность. Таким образом, цель экспертизы НПА точнее определять как обеспечение качества права, единства содержания (норм права) и формы (их выражения в нормативном правовом акте).
Тема сущности права является фундаментальной в теории права, ей уделяется значительное внимание и в современной российской юридической науке. Право,
217
Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право Criminal law and criminology; criminal process law
Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 3
по мнению С. С. Алексеева, как объективное или позитивное, право в строго юридическом значении -«система общеобязательных норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным основанием для определения правомерно-дозволенного и юридически недозволенного, запрещенного (а также юридически предписанного) поведения» [21, с. 31]. Из таких характеристик права, которые редко оспариваются, но дополняются другими, следует, что сущность права заключается с формально-юридической стороны в упорядочивании общественных отношений формально-определенными правилами поведения, с социальной стороны - в решении вопроса, в пользу кого упорядочиваются общественные отношения.
Одним из сущностных признаков права, отличающего его от других социальных норм, является его формальная определенность, «т. е. точность, четкость, емкость, стабильность норм, чему способствуют, в частности, такие их внутренние свойства, как предо-ставительно-обязывающий характер, специфическая структура (строение) правовых норм и юридическая техника их внешнего оформления» [18, с. 66].
Социальную сторону права подчеркивают в его определениях указанием на то, чему оно служит. «Закон и право в народном сознании не были самоценностью. Закон лишь тогда выступает ценностью, когда определяется как «справедливый». Справедливый закон я выполнять буду, а несправедливый -не буду» [22, с. 161].
Сущность права, как сущность любого явления, проявляется в функциях права. функциям права посвящено много работ [23, 24, 25, 26]. функции права, по мнению В. П. Реутова, - «это вытекающие из сущности, определяемые социальным назначением и теми объектами, на которые они нацелены, направления воздействия права и системы правовых средств на общественную жизнь» [27, с. 15]. Сущность права как регулятора общественных отношений проявляется в его специальных функциях: регулятивной и охранительной. Социальная сущность права проявляется в функциях права по сферам общественной жизни: экономическая [28], социальная [24] и др.
Экспертизу НПА невозможно проводить без формулирования ее задач. Вопросу о задачах экспертизы НПА в юридической доктрине уделено мало внимания.
В. Ю. Рагозин указывал на тесную связь задач с особенностями рассмотрения законопроекта на каждом из трех этапов его подготовки к рассмотрению Государственной Думой. Так, задача правовой экс-
пертизы законопроекта в первом чтении заключается в оценке юридического качества внесенного законопроекта. Во втором чтении - скрупулезная работа над обновленным текстом законопроекта с учетом внесенных поправок, в том числе проводится оценка того, как реализованы замечания и предложения правовой экспертизы к первому чтению законопроекта. В третьем чтении устраняются внутренние противоречия, устанавливаются правильные взаимосвязи статей и осуществляется редакционная правка текста законопроекта с учетом внесенных в него поправок при втором чтении [16, с. 93-103].
М. В. Кострицкая называет общие и специальные задачи экспертизы законопроектов. Общие задачи, разрешаемые всеми без исключения видами экспертиз законопроектов:
- социальная - выявление в законопроекте положений, нарушающих права и свободы человека и гражданина;
- экономическая - анализ положений законопроекта на предмет их соответствия экономическим интересам Российской федерации;
- политическая - выявление в законопроектах положений, нарушающих политические интересы Российского государства.
На основе опыта выявленных законотворческих ошибок [29, с. 36-52] М. В. Кострицкая выделила специальные задачи, корреспондирующие соответствующим видам экспертиз законопроектов: юридическим, филологическим, экономическим, философско-социологическим.
В число специальных юридических задач экспертизы законопроектов М. В. Кострицкая включила установление: наличия (отсутствия) коллизий в законопроекте; наличия (отсутствия) дублирующих и похожих предписаний в законопроекте; наличия (отсутствия) пробелов в законопроекте или определение полноты и достаточности законодательного регулирования; наличия (отсутствия) нарушений в принимаемом акте в области прав, свобод и интересов субъектов - адресатов законопроекта; наличия (отсутствия) четко установленной компетенции, а также ответственности субъектов - адресатов законопроекта, если в принимаемом акте содержатся положения учредительного характера; соответствия названия законопроекта его содержанию; соответствия установленного предмета правового регулирования законопроекта кругу общественных отношений, подлежащих урегулированию; соответствия рубрикаций законопроекта установленным требованиям.
218
Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право Criminal law and criminology; criminal process law
Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 3
К специальным задачам филологической экспертизы законопроектов относится установление: наличия (отсутствия) в тексте законопроекта излишних дублетных форм; избыточных тавтологических терминов и конструкций; усеченных или недостаточных речевых структур; компактности изложенных юридических формул; неясного или искаженного смысла; соответствия текста законопроекта законам логики; наличия (отсутствия) в тексте законопроекта диалектов, противоречий, экспрессивных или образных средств; «разрывов» мысли; помпезности и торжественности.
Специальными задачами экономической экспертизы указываются установление: достаточности финансовых ресурсов на реализацию законопроекта; минимальных и предельных издержек на реализацию законопроекта; степени обременительности финансовых вложений в реализацию законопроекта для федерального (регионального) бюджета; соотношения затрат от принимаемого законопроекта и пользы; возможных затрат (потерь) от принимаемого законопроекта для адресата законопроекта, определения вида и объема затрат (потерь); приемлемости указанных затрат для адресатов, в особенности - физических лиц, малых и средних предприятий; возможных финансовых потерь в случае неудачной реализации законопроекта; допустимых пределов затрат, связанных с принятием и реализацией законопроекта.
Специальные задачи философско-социологических экспертиз законопроекта предполагают установление: наличия в положениях законопроекта необоснованных привилегий; наличия в законопроекте предписаний, регламентирующих общественный контроль за деятельностью государственных служащих [30, с. 54-67].
Приведенные положения имеют практическое значение для формулирования задач: во-первых, обеспечивает логичность, системность и последовательность достижения цели и выполнения функций экспертизы НПА; во-вторых, выполняет «напоминающую функцию» [32, с. 38-40] и позволяет наиболее полно и всесторонне изучить нормативный правовой акт (проект): в-третьих, выступает инструментом проверяемости результатов экспертизы НПА.
Усматриваются следующие задачи для достижения цели обеспечения качества права, обусловленные его сущностью:
- определение в НПА прав, обязанностей и запретов, т. е. правил поведения, выражающих сущность права как регулятора общественных отношений;
- установление в НПА формальной определенности, ясности, недвусмысленности и непротиворечивости норм права, а именно прав, обязанностей и запретов, условий их возникновения, изменения и прекращения и мер государственной охраны - сущностных признаков права, отличающего его от иных социальных норм;
- выявление взаимного соотношения прав, обязанностей и запретов для участников регулируемых отношений и на основе этого социальных преимуществ, в чем проявляется социальная сущность права.
Эти задачи подлежат конкретизации с учетом приведенных положений в зависимости от предмета регулирования и содержания исследуемого НПА.
Кроме цели и задач экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, необходимо определить ее функции, поскольку невозможно без правильного и точного определения основных направлений названной экспертизы достичь поставленной цели. функциональный анализ правовых явлений позволяет глубже познать объект исследования. Так, названный метод использовался в исследовании правосознания [32, с. 64-65; 33, с. 35-38]. В. П. Реутов использовал функциональный метод для исследования системы права [27].
функции экспертизы НПА и проектов НПА недостаточно изучены. И. А. Закиров при исследовании правовой экспертизы и О. А. Короткова при изучении экспертной деятельности сформулировали схожие между собой по смыслу и содержанию определения их функций.
Так, И. А. Закиров под функциями правовой экспертизы предлагает понимать «систему устоявшихся направлений воздействия результатов проведенного экспертного исследования на правовые отношения, обусловленных его сущностью, назначением для общества, целями и задачами, поставленными перед ним». Далее он выделил две группы функций: общие и частные. функции, которые присущи всем правовым экспертизам, исследователь называет общими. К названной группе относятся: информационная, объяснительная, ориентационная, вспомогательноаргументационная функции. функции, присущие не всем правовым экспертизам, исследователь называет частными. К ним относятся: доказательственная, проверочная, миротворческая, гармонизирующая, защитная, восстановительно-фрагментарная функции [34, с. 107-123].
О. А. Короткова, соглашаясь с позицией И. А. Закирова, раскрывая характеристику функций, изложила
219
Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право Criminal law and criminology; criminal process law
Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 3
их в порядке, который будет соответствовать модели экспертизы законодательства: информационная, ориентационно-аргументационная, проверочная, юридико-техническая, редакционная, оценочная, гармонизирующая и объяснительная [35, с. 64-70].
Однако приведенные классификации функций правовой экспертизы и экспертной деятельности содержат неясные основания классификации, что приводит к смешению оснований при выделении видов функций в этих работах. Так, И. А. Закиров при делении функций правовой экспертизы на общие и частные не указывает ясные критерии такого деления и отнесения той или иной функции к соответствующей группе. Сложно представить реализацию предложенного О. А. Коротковой порядка названных ею функций. Например, неясно, как эксперты должны осуществлять информационную и ориентационно-аргументационную функции до проверочной и юридико-технической функций, поскольку реализация последних позволяет получить информационный материал для последующих этапов экспертной деятельности.
Исходя из традиционного понимания функций как направлений деятельности по решению задач и из определения цели экспертиз НПА в качестве обеспечения качества права следует, что функции экспертиз НПА и их содержание обусловлены сущностью права, в которой мы выделили два аспекта. Соответственно, экспертизы нормативных правовых актов направлены на выявление того, что является обратным качеству права, а именно положений проекта нормативного правового акта или норм нормативного правового акта, во-первых, препятствующих реализации регулятивной и охранительной функций права, во-вторых, порождающих социальную неадекватность права. Соответственно, следует выделить две функции экспертизы нормативного правового акта, условно назвав их юридико-технической и социальной.
Выводы
В результате проведенного в статье исследования дано авторское определение цели экспертизы НПА. По нашему мнению, это обеспечение качества права, единства содержания (норм права) и формы (их выражения в нормативном правовом акте). Достижение названной цели требует выполнения задач:
- определения в НПА прав, обязанностей и запретов, т. е. правил поведения, выражающих сущность права как регулятора общественных отношений;
- установления в НПА формальной определенности, ясности, недвусмысленности и непротиво-
речивости норм права, а именно прав, обязанностей и запретов, условий их возникновения, изменения и прекращения и мер государственной охраны - сущностных признаков права, отличающего его от иных социальных норм;
- выявления взаимного соотношения прав, обязанностей и запретов для участников регулируемых отношений и на основе этого социальных преимуществ, в чем проявляется социальная сущность права.
Выделено две функции экспертизы НПА: юридико-техническая и социальная. Юридико-техническая функция направлена на решение задач установления в НПА формальной определенности, ясности, недвусмысленности и непротиворечивости норм права, а именно прав, обязанностей и запретов, условий их возникновения, изменения и прекращения и мер государственной охраны. социальная функция направлена на решение задачи выявления социальных преимуществ участников регулируемых отношений, устанавливаемых в НПА.
Список литературы
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М., 2003. 944 с.
2. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). 2-е изд. М.: Аванта+, 2001. 560 с.
3. Философский словарь / под ред. М.М. Розенталя и П.Ф. Юдина. М.: Изд-во политической литературы, 1963. 542 с.
4. Орлов Ю.К. Производство судебной экспертизы в уголовном процессе. М., 1982. 80 с.
5. Г алкин В.М. Средства доказывания в уголовном процессе. Ч. 2. М., 1968. 68 с.
6. Палиашвили А.Я. Экспертиза в суде по уголовным делам. М., 1973. 144 с.
7. Шляхов А.Р. Судебная экспертиза: организация и проведение. М., 1979. 168 с.
8. Разуваев А.А. Экспертиза как средство повышения эффективности процесса правореализации: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2006. 229 с.
9. Кулик А. Нотариальное удостоверение сделок // ЭЖ-ЮРИСТ. 2003. № 37 // СПС «Гарант».
10. Бородин С.В., Лунеев В.В. О криминологической экспертизе законов и иных нормативных актов // Государство и право. 2002. № 6. С. 40-45.
11. Журкина Е.В. Правовая экспертиза нормативного правового акта как средство повышения эффективности законодательства: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 178 с.
12. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: терминологический словарь / авт.-сост. В.Н. Агеев, О.В. Агеева, И.И. Бикеев, А.Э. Бикмухаме-
220
Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право Criminal law and criminology; criminal process law
Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 3
тов, М.А. Г аврилов и др.; рук. авт. коллектива и науч. ред. д-р юрид. наук, проф П.А. Кабанов. Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2010. 146 с.
13. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (в аспекте современной экспертологии): учебное пособие / Е.Р. Россинская, Е.И. Г аляшина, М.Л. Подкатилина; под ред. Е.Р. Россинской. М.: Проспект, 2014. 224 с.
14. Апт Л.ф. Теоретические вопросы правовой экспертизы федеральных законов // Журнал Российского права. 2008. № 2. С. 18-25.
15. Азизова В.Т. Общественная экспертиза нормативных правовых актов: обзор регионального законодательства // Актуальные проблемы российского права. 2010. № 2. С. 99-107.
16. Рагозин В.Ю. Правовая экспертиза законопроектов в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998. 166 с.
17. Качество закона и проблемы юридической техники. Обзор научно-практической конференции // Журнал Российского права. 2008. № 2. С. 150-162.
18. Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). М.: ООО ИД «Право и государство», 2005. 416 с.
19. Талянин В.В. Качество закона как фактор повышения «социальной престижности» правовой законности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Право. 2001. № 1. С. 209-212.
20. Червонюк В.И. Качество закона: современная концепция и проблемы демократизации // Юридическая техника. 2014. № 8. С. 488-503.
21. Алексеев С.С. Собрание сочинений. В 10 т. Т. 6: Восхождение к праву. М.: Статут, 2010. 558 с.
22. Степин В.С. Гражданское общество, правовое государство и право // Вопросы философии. 2002. № 1 / Цит. по: Гуляихин В.Н. Правовой нигилизм в России: монография. Волгоград: Перемена, 2005. 280 с.
23. Радько Т.Н. Основные функции социалистического права: учеб. пособие. Волгоград: НИиРИО ВСШ МВД СССР, 1970. 142 с.
24. Радько Т.Н. Социальные функции советского права: учеб. пособие. Волгоград: НИиРИО ВСШ МВД СССР, 1971. 167 с.
25. Радько Т.Н., Толстик В.А. Функции права. Н. Новгород, 1995. 112 с.
26. Вопленко H.H. Сущность, признаки и функции права. Волгоград, 1998. 56 с.
27. Реутов В.П. Функциональная природа системы права. Пермь, 2002. 163 с.
28. Толстик В.А. Экономическая функция права и роль органов внутренних дел в ее реализации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1990. 202 с.
29. Лукашева А.В. Законотворческие ошибки // Гражданин и право. № 3-4. 2000. С. 36-52.
30. Кострицкая М.В. Экспертная законопроектная деятельность: теоретико-правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2009. 185 с.
31. Васильев М.А. Правовая и лингвистическая экспертиза проектов актов местного самоуправления. Обнинск, 2002. 84 с.
32. Формирование и развитие социалистического правосознания / В.К. Бабаев, М.И. Байтин, М.В. Баранов, К.Т. Бельский. М.: Высш. шк., 1982. 183 с.
33. Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура: учеб. пособие. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. 52 с.
34. Закиров И.А. Правовая экспертиза: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Н. Новгород. 2008. 27 с.
35. Короткова О.А. Экспертиза законопроектов и законодательных актов: теоретико-правовой аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. 25 с.
В редакцию материал поступил 03.06.15 © Титов Н.С., 2015
Сведения об авторе
Титов Николай Сергеевич, аспирант кафедры теории и истории государства и права, Пермский государственный национальный исследовательский университет
Адрес: 614990, г. Пермь, ул. Букирева,15, тел.: (342) 293-38-61 E-mail: titov.rf@mail.ru
Как цитировать статью: Титов Н.С. Цели, задачи и функции экспертизы нормативных правовых актов // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3. С. 216-223.
221
Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право Criminal law and criminology; criminal process law
Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 3
N. S. TITOV,
post-graduate student
Perm State National Research University, Perm, Russia
OBJECTIVES, TASKS AND FUNCTIONS OF THE EXPERTISE OF NORMATIVE LEGAL ACTS
Objective: to identify goals, objectives and functions of the expertise of normative legal acts (NLA) and to disclose their contents through the essence of law, which will improve the quality of the expertise.
Methods: dialectical, formal-dogmatic, comparative, functional analysis, synthesis.
Results: the definition is proposed of the purpose of the normative legal acts expertise as assurance of the law quality, the achievement of which is impossible without performing tasks defined in the article. Accordingly, the two functions of the NLA expertise are determined, which are aimed at identifying of what is the inverse of the quality of law: the legal-technical and social functions. The legal-technical function is aimed at solving the task of establishing formal certainty, clarity, unambiguousness and consistency of the rule of law, namely the rights, duties and prohibitions, conditions of their emergence, change and termination, as well as measures of state protection. The social function is aimed at solving the task of identifying social benefits of participants of the regulated relations, established in the regulatory acts.
Scientific novelty: the content of goals, objectives and functions of the expertise of normative legal acts is revealed through the essence of law, which, from the formal-legal side consists in ordering social relations with formally-defined rules of behavior, and from the social side - in finding out in favour of whom the social relations are regulated.
Practical significance: accurate determination of the NLA research directions will provide continuity and consistency of NLA expertise and verifiability of the results.
Keywords: expertise; normative legal act; objective; tasks; functions; quality of law; essence of law.
References
1. Ozhegov, S.I., Shvedova, N.Yu. Tolkovyi slovar' russkogo yazyka (Thesaurus of the Russian language). 4-e izd., dop. Moscow, 2003, 944 p.
2. Kerimov, D.A. Metodologiyaprava (predmet, funktsii, problemy filosofiiprava) (Methodology of law (subject, functions, problems of the philosophy of law)). 2-e izd. Moscow: Avanta+, 2001, 560 p.
3. Rozental’, M.M., Yudin, P.F. Filosofskii slovar' (Dictionary of Philosophy). Moscow: Izd-vo politicheskoi literatury, 1963, 542 p.
4. Orlov, Yu.K. Proizvodstvo sudebnoi ekspertizy v ugolovnomprotsesse (Court expertise in criminal process). Moscow, 1982, 80 p.
5. Galkin, V.M. Sredstva dokazyvaniya v ugolovnom protsesse (Means of proof in criminal process). Ch. 2. Moscow, 1968, 68 p.
6. Paliashvili, A.Ya. Ekspertiza v sudepo ugolovnym delam (Expertise in court for criminal cases). Moscow, 1973, 144 p.
7. Shlyakhov, A.R. Sudebnaya ekspertiza: organizatsiya i provedenie (Court expertise: organization and implementation). Moscow, 1979,
168 p.
8. Razuvaev, A.A. Ekspertizakaksredstvopovysheniyaeffektivnostiprotsessa pravorealizatsii: dis. ... kand.yurid. nauk(Expertise as a means of increasing the efficiency of law implementation process: PhD (Law) thesis). Saratov, 2006, 229 p.
9. Kulik, A. Notarial'noe udostoverenie sdelok (Notarial certification of deals). EZh-YuRIST, 2003, no. 37, available at: http://base.garant. ru/4077373/ (acessed: 05.08.2015).
10. Borodin, S.V., Luneev, V.V. O kriminologicheskoi ekspertize zakonov i inykh normativnykh aktov (On the criminological expertise of laws and other normative acts). Gosudarstvo i pravo, 2002, no. 6, pp. 40-45.
11. Zhurkina, E.V. Pravovaya ekspertiza normativnogo pravovogo akta kak sredstvo povysheniya effektivnosti zakonodatel'stva: dis. ... kand. yurid. nauk (Legal expertise of a normative legal act as a means of increasing the efficiency of legislation: PhD (Law) thesis). Moscow, 2009, 178 p.
12. Antikorruptsionnaya ekspertiza normativnykh pravovykh aktov i ikh proektov: terminologicheskii slovar' (Anti-corruption expertise of normative-legal acts and their drafts: terminology dictionary) / avt.-sost. VN. Ageev, O.V. Ageeva, I.I. Bikeev, A.E. Bikmukhametov, M.A. Gavrilov i dr.; ruk. avt. kollektiva i nauch. red. d-r yurid. nauk, prof P.A. Kabanov. Kazan: Izd-vo «Poznanie» Instituta ekonomiki, upravleniya i prava, 2010, 146 p.
13. Antikorruptsionnaya ekspertiza normativnykh pravovykh aktov i proektov normativnykh pravovykh aktov (v aspekte sovremennoi eksper-tologii): ucheb. posobie (Anti-corruption expertise of normative-legal acts and drafts of normative-legal acts (in the aspect of modern expertology): tutorial) / E.R. Rossinskaya, E.I. Galyashina, M.L. Podkatilina; pod red. E.R. Rossinskoi. Moscow: Prospekt, 2014, 224 p.
14. Apt, L.F. Teoreticheskie voprosy pravovoi ekspertizy federal'nykh zakonov (Theoreical issues of legal expertise of federal laws). Zhurnal Rossiiskogo prava, 2008, no. 2, pp. 18-25.
15. Azizova, V.T. Obshchestvennaya ekspertiza normativnykh pravovykh aktov: obzor regional'nogo zakonodatel'stva (Public expertise of normative-legal acts: review of regional legislation). Aktual'nye problemy rossiiskogo prava, 2010, no. 2, p. 99-107.
16. Ragozin , V.Yu. Pravovaya ekspertiza zakonoproektov v Rossiiskoi Federatsii: dis. ... kand. yurid. nauk (Legal expertise of law drafts in the Russian Federation: PhD (Law) thesis). Moscow, 1998, 166 p.
17. Kachestvo zakona i problemy yuridicheskoi tekhniki. Obzor nauchno-prakticheskoi konferentsii (Quality of law and problems of juridical technique. Review of scientific-practical conference). Zhurnal Rossiiskogo prava, 2008, no. 2, pp. 150-162.
18. Baitin, M.I. Sushchnost'prava (Sovremennoe normativnoe pravoponimanie na grani dvukh vekov) (Essence of law (Modern normative law interpretation at the verge of two centuries)). Moscow: OOO ID «Pravo i gosudarstvo», 2005, 416 p.
19. Talyanin, V.V. Kachestvo zakona kak faktor povysheniya «sotsial'noi prestizhnosti» pravovoi zakonnosti (Quality of law as a factor of increasing the “social prestige” of law observance). VestnikNizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Pravo, 2001, no. 1, pp. 209-212.
222
Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право Criminal law and criminology; criminal process law
Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 3
20. Chervonyuk, VI. Kachestvo zakona: sovremennaya kontseptsiya i problemy demokratizatsii (Quality of law: modern conception and problems of democratization). Yuridicheskaya tekhnika, 2014, no. 8, pp. 488-503.
21. Alekseev, S.S. Sobranie sochinenii. V 10 t. T. 6: Voskhozhdenie k pravu (Collection of works. In 10 vol. Vol. 6: Ascend to law). Moscow: Statut, 2010, 558 p.
22. Stepin, V.S. Grazhdanskoe obshchestvo, pravovoe gosudarstvo ipravo. Voprosy filosofii, 2002, no. 1 /Tsit. po: Gulyaikhin V.N. Pravovoi nigilizm v Rossii: monografiya (Civil society, legal state and law // Voprosy filosofii. 2002. N 1 / Cited by: Gulyankhin V.N. Legal nihilism in Russia: monograph). Volgograd: Peremena, 2005, 280 p.
23. Rad'ko, T.N. osnovnye funktsii sotsialisticheskogo prava: ucheb. posobie (Basic functions of Socialist law: tutorial). Volgograd: NliRIO VSSh MVD SSSR, 1970, 142 p.
24. Rad'ko, T.N. Sotsial'nye funktsii sovetskogoprava: ucheb. posobie (Social functions of te Soviet law: tutorial). Volgograd: NliRIO VSSh MVD SSSR, 1971, 167 p.
25. Rad'ko, T.N., Tolstik, V.A. Funktsii prava (Functions of law). N. Novgorod, 1995, 112 p.
26. Voplenko, H.H. Sushchnost', priznaki i funktsii prava (Essence, features and functions of law). Volgograd, 1998, 56 p.
27. Reutov, V.P. Funktsional'nayapriroda sistemyprava (Functional nature of the legal system). Perm', 2002, 163 p.
28. Tolstik, V.A. Ekonomicheskaya funktsiya prava i rol organov vnutrennikh del v ee realizatsii: dis. ... kand. yurid nauk (Economical function of law and the role of internal affairs bodies in its implementation: PhD (Law) thesis). Moscow, 1990, 202 p.
29. Lukasheva, A.V. Zakonotvorcheskie oshibki (Errors of law makers). Grazhdanin ipravo, 2000, no. 3-4, pp. 36-52.
30. Kostritskaya, M.V. Ekspertnaya zakonoproektnaya deyatel'nost': teoretiko-pravovoe issledovanie: dis. ... kand. yurid. nauk (Expert lawdrafting activity: theoretical-legal research: PhD (Law) thesis). Belgorod, 2009, 185 p.
31. Vasil'ev, M.A. Pravovaya i lingvisticheskaya ekspertiza proektov aktov mestnogo samoupravleniya (Legal and linguistic expertise of the drafts acts of the local self-government). Obninsk, 2002, 84 p.
32. Formirovanie i razvitie sotsialisticheskogo pravosoznaniya (Forming and developing the Socialist legal consciouseness) / V.K. Babaev, M.I. Baitin, M.V. Baranov, K.T. Bel'skii. Moscow: Vyssh. shk., 1982, 183 p.
33. Voplenko, N.N. Pravosoznanie i pravovaya kul'tura: ucheb. posobie (Legal consciouseness and legal culture: tutorial). Volgograd: Izd-vo VolGU, 2000, 52 p.
34. Zakirov, I.A. Pravovaya ekspertiza: avtoref. dis. ... kand.yurid. nauk (Legal expertise: abstract of PhD (Law) thesis). N. Novgorod, 2008, 27 p.
35. Korotkova, O.A. Ekspertiza zakonoproektov i zakonodatel'nykh aktov: teoretiko-pravovoi aspekt: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk (Expertise of law drafts and legal acts: theoretical-legal aspects: abstract of PhD (Law) thesis). Moscow, 2010, 25 p.
Received 03.06.15
Information about the author
Titov Nikolay Sergeyevich, post-graduate student of the Chir of Theory and History of State and Law, Perm State National Research University Address: 15 Bukireva Str., 614990, Perm, tel.: (342) 293-38-61 E-mail: titov.rf@mail.ru
For citation: Titov N. S. Objectives, tasks and functions of the expertise of normative legal acts. Aktual'niyeproblemy ekonomiki iprava, 2015, no. 3, pp. 216-223.
© Titov N. S., 2015. Originally published in Actual problems of economics and law (http://apel.ieml.ru), 15.09.2015; Licensee Tatar Educational Centre «Taglimat». This is an open-access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License (http://creativecommons. org/licenses/by/2.0/), which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work, first published in Actual problems of economics and law, is properly cited. The complete bibliographic information, a link to the original publication on http:// apel.ieml.ru, as well as this copyright and license information must be included.
223