Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
затрат, но не более 3 млн руб. Общий объем финансирования программы увеличится в 2012 году на 20 млн руб. и составит 293 млн руб. Данные изменения позволят также привлечь в край средства федерального бюджета на реализацию мер поддержки малого и среднего бизнеса в размере не менее 200 млн рублей ежегодно [1].
Среди основных проблем, которые сегодня также актуальны для предпринимателей - дорогое кредитование и слабая осведомленность предпринимателей о существующих целевых программах, в рамках которых дорогое кредитование становится более доступным. Среди таких программ, которыми наиболее активно пользуются предприниматели - программа «Микрофинансирование» (кредиты до 1 млн руб.) [3].
Объемы кредитования малого и среднего бизнеса регулярно растут - только за июль-август 2011 года кредитный портфель Сбербанка в данном сегменте увеличился на 171 миллиард рублей. Это говорит о том, что в стране активизировалась банковская деятельность, и начала активно развиваться экономика в области малого бизнеса.
По данным статистики, в России за счет доходов от деятельности в области малого предпринимательства живет порядка 25 млн российских граждан. Общий вклад малого и среднего предпринимательства в национальный ВВП составляет 25 процентов. В целом
по России зафиксировано около 5,7 млн предприятий малого бизнеса, из них 1,6 - предприятия и 4,1 - индивидуальные предприниматели [3].
Малый и средний бизнес - основа любой экономики. При этом главная проблема, с которой сталкиваются предприниматели, - финансирование. Зачастую они не знают о государственных программах поддержки бизнеса, и пользуются только доступными им кредитами, однако условия кредитования устраивают не всех. Потребность малого бизнеса в кредитовании велика и, несмотря на рост данного сегмента рынка кредитных услуг, ему необходимо дальнейшее развитие по ряду направлений - среди них совершенствование системы оценки предприятий, создание новых кредитных программ, снижение процентных ставок, и улучшение условий кредитования.
Библиографические ссылки
1. Колпаков Н. В. Программа господдержки предпринимательства в Красноярском крае увеличится // Деловой квартал. 2012. № 3. С. 9.
2. Балашева Я. А. Развитие малого предпринимательства в России // Финанс. 2012. № 5. С. 11-12.
3. Малый бизнес в России [Электронный ресурс]. URL: www.russiansmallbusiness.com.
© Гусейнова Т. А., Турчак К. В., 2012
УДК 658.1 (075)
С. В. Еремеева, В. Э. Кауп Научный руководитель - Г. П. Беляков Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУКОЕМКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
В тезисах изложена роль инновационный потенциал наукоемкого предприятия. Приведены различные методы оценки инновационного потенциала.
В настоящее время значительная часть предприятий и организаций Российской Федерации испытывает затруднения при осуществлении своей деятельности. Это выражается в снижении объемов реализации, нехватке финансовых ресурсов для обеспечения функционирования производства, утрате конкурентоспособности продукции, снижении ее качества, постоянных сбоях производственных процессов. Для преодоления сложившейся ситуации предприятиям и организациям необходимо применять новые методы управления, связанные с внедрением инновационных технологий во все сферы функционирования хозяйствующего субъекта.
Предприятия, обладающие достаточным инновационным потенциалом, способны своевременно защитить бизнес от возможных угроз со стороны внешней среды, обладают значительными конкурентными преимуществами, легче приспосабливаются к изменяющимся условиям хозяйствования.
Инновационный потенциал наукоемкого предприятия - это совокупность его средств, возможностей,
ресурсов, продуктов, находящихся на разных стадиях разработки, технологий, проектов, необходимых для обеспечения инновационной деятельности и достижения инновационных целей. Он состоит из следующих блоков:
1) кадровый потенциал;
2) производственный потенциал;
3) финансовый потенциал;
4) маркетинговый потенциал;
5) организационно-управленческий потенциал;
6) научно-технический потенциал;
7) наличие устойчивых связей с научными организациями и вузами;
8) иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.
Практические потребности выдвигают необходимость оценки инновационного потенциала предприятия. Существующие методы представлены в таблице.
Секция «Экономика и бизнес»
Методы оценки инновационного потенциала
Название метода Автор Краткая характеристика
Метод качественного убеждения - Принятие решения основывалось, в первую очередь на интуиции первых лиц. При таком подходе высок риск ошибок.
Детальный анализ внутренней среды и оценки инновационного потенциала Р. А. Фатхутдинов Данный анализ проводится в основном на стадии обоснования инновации и подготовки проекта ее реализации и внедрению. При большой трудоемкости он дает системную и полезную информацию.
Диагностический подход Р. А. Фатхутдинов Используется при ограничении в сроках, отсутствии специалистов, способных проводить системный анализ, в случае отсутствия или недоступности информации об организации. Данный подход реализуется в анализе и диагностике состояния организации по ограниченному и доступному как для внутренних, так и для внешних аналитиков кругу параметров
SWOT- анализ - Это комплексный анализ текущего положения и может быть основой для определения возможных путей развития наукоемкого предприятия
Математическая модель оценки потенциала предприятия Н. В. Шаланов Метод позволяет осуществлять прогноз, при этом в качестве фактических показателей системы вводятся прогнозные значения и указываются будущие периоды времени.
Индексный метод А. В. Улезько Данный метод заключается в расчете отклонений фактических экономических показателей от нормативных и позволяет оценить «узкие места» и возможности более широкого использования ресурсов предприятия.
Ресурсно-регрессионный метод оценки потенциала Ю. Ф. Врода Этот метод позволяет оценивать влияние структурных изменений потенциала, определять нормативы отдачи ресурсов, выявлять вклад отдельных ресурсов в формирование потенциала. Его целесообразно применять в случае, когда потенциал предприятия представлен в виде нескольких возможных проектов развития предприятия
Метод денежной оценки элементов потенциала А. В. Улезько По данной методике можно оценить ресурсы предприятия в денежном выражении и рыночную стоимость предприятия. Недостатками метода денежной оценки элементов потенциала является то, что формальное сложение ресурсов в денежном эквиваленте позволяет судить лишь о массе ресурсов и частично об их структуре
Индексный метод факторного анализа А. И. Москалев Л. А. Черняева Данный подход основан на представлении о комплексном характере изучаемого явления, выражающемся во взаимосвязях и взаимозависимостях отдельных признаков. При помощи индексного метода оценки возможно осуществления индексирования затрат из которой складывается себестоимость производимой продукции.
Экспертные методы Применяются для оценки потенциала, который сложно оценить стандартными математическими методами. Сущность таких методов состоит в проведении интуитивно-логического анализа проблемы, выполняемого привлеченными сторонними специалистами экспертами, обладающими необходимым профессиональным образованием, опытом и интуицией
Обобщая все вышеизложенное можно сказать, что имеется достаточно богатый методический инструментарий для оценки инновационного потенциала предприятия. Каждый метод может применяться в той или иной степени, но все они имеют свои недостатки.
Поэтому для оценки инновационного потенциала наукоемкого предприятия требуется разработка особого метода.
© Еремеева С. В., Кауп В. Э., 2012
УДК 658.511
А. А. Игнатенко Научный руководитель - Е. М. Сычева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЦЕХА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Рассматриваются задачи производственной программы, факторы влияния на производственную структуру предприятия, виды производственной структуры и совершенствование производственной структуры предприятия.
Составной частью общего плана предприятия является производственная программа.
Производственная программа это развернутый и подробный план производства и реализации продук-
ции, отражающий объем, номенклатуру, ассортимент и качество продукции.
Через производственную программу реализуется основная задача функционирования любого предпри-