Научная статья на тему 'Участие вузов в инновационном предпринимательстве'

Участие вузов в инновационном предпринимательстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кауп В. Э., Еремеева С. В., Беляков Г. П.

Изложена роль вуза в развитии национальной инновационной системы, определены принципы деятельность российских высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кауп В. Э., Еремеева С. В., Беляков Г. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие вузов в инновационном предпринимательстве»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

УДК 658.1

В. Э. Кауп, С. В. Еремеева Научный руководитель - Г. П. Беляков Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

УЧАСТИЕ ВУЗОВ В ИННОВАЦИОННОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

Изложена роль вуза в развитии национальной инновационной системы, определены принципы деятельность российских высших учебных заведений.

Инновационный путь развития отечественной экономики невозможен без модернизации системы высшего профессионального образования. Вузам необходимо принимать активное участие в становлении и развитии национальной инновационной системы, поскольку знания в основном генерируются в системе образования, а состояние научной и инновационной деятельности в вузах оказывает большое влияние на развитие экономики государства.

В настоящее время современному вузу не достаточно заниматься только образованием и наукой. Возникает острая необходимость в развитии инновационной деятельности. Для конкурентоспособности в основе развития вуза должны лежать новые схемы формирования инноваций, направленные на повышение адаптивных возможностей вуза к быстро меняющимся условиям внешней среды. Уделяя особое значение развитию исследовательской и инновационной деятельности, именно исследовательские университеты добились наибольших успехов и показали высокую эффективность в решении таких актуальных задач, как:

- совершенствование механизмов управления вузом на базе современных экономических инструментов;

- генерация новых знаний;

- обеспечение эффективного внедрения технологий в экономику;

- проведение фундаментальных и прикладных исследований;

- подготовка магистров и кадров высшей квалификации, развитие программ переподготовки и повышения квалификации.

По мнению специалистов, возникла острая необходимость создания интегрированной социально-экономической системы взаимного партнерства между представителями высших учебных заведений, науки, бизнеса, государственной власти и общества.

В связи с этим деятельность российских высших учебных заведений должна быть основана на следующих фундаментальных принципах:

- единство научного и образовательного процессов и их направленность на экономическое и социальное развитие общества;

- выявление приоритетных направлений исследований, сосредоточение на них научных и финансовых ресурсов, осуществление научного процесса от начала до конца, заканчивая созданием готовой продукции;

- занятость студентов в научно-исследовательской и инновационной деятельности в ходе их работы в научно-образовательных комплексах и на малых инновационных предприятиях;

- привлечение соискателей, аспирантов и магистрантов, а также профессорско-преподавательского

состава к научно-исследовательской и инновационной деятельности;

- формирование на базе вуза развитой инфраструктуры для осуществления продвижения и внедрения эффективных научно-практических разработок;

- интеграция науки и образования в международное сообщество, осуществление международных проектов, создание международных проектных групп.

Одним из основных направлений развития и стимулирования инновационной деятельности является создание инновационной инфраструктуры вуза.

Под инновационной инфраструктурой вуза понимается - совокупность ресурсов и средств, обеспечивающих организационно-методическое, информационное консультативное и иное обслуживание инновационной деятельности. Инновационная инфраструктура вуза состоит из: инновационных структур (бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационно-технологические центры, учебно-деловые центры и др.); структурных подразделений вуза (управлений, отделов), управляющих разработкой, внедрением и коммерциализацией инновационных проектов на уровне вуза и на уровне отдельных образовательных программ, центров коллективного пользования [1].

Инновационная инфраструктура необходима для успешного функционирования малых инновационных предприятий созданных на базе вуза, с целью коммерциализации научных разработок.

Малые инновационные предприятия это предприятия, разрабатывающие и внедряющие в производство наукоемкие технологии и изделия. Малые инновационные предприятия (МИП) являются важным компонентом НИС, поскольку выступают в качестве связующего звена между наукой и производством. Именно малые фирмы часто принимают на себя риск при разработке новых продуктов и технологий, превращении знаний в товар [2].

Создание малого инновационного предприятия на базе высшего учебного заведения предоставляет вузу целый ряд преимуществ, таких как дополнительный источник финансирования деятельности вуза, реализация научных инновационных проектов вуза, стимулирование научной деятельности, получение практических знаний студентами, повышение конкурентоспособности студентов вуза на рынке труда, повышение имиджа самого высшего учебного заведения.

Библиографические ссылки

1. URL: http://edu.inovat.ru.

2. URL: http://bffsa.com/science/innovations/nauka mip. aspx.

© Кауп В. Э., Еремеева С. В., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.