2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №10 / 2019
УДК 376.22
Гилеско О. Н.
воспитатель ОГБУ « Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Куличенко Т.В. воспитатель ОГБУ « Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
«МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ОВЗ»
Аннотация
Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать трудности, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. С мотивацией деятельности теснейшим образом связано её стимулирование. Стимулировать значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию.
Ключевые слова:
подростки с ОВЗ, мотив в деятельности, метод поощрения, метод состязательности,
социально - ориентирующие игры.
Задача педагогов, работающих с детьми с ОВЗ найти эффективные способы, которые стимулировали бы их к активной деятельности, что способствует формированию у подростка с ОВЗ желание быть значимым для общества. Почему встала такая задача? У особенных детей, особенно в период подросткового возраста, проявляются страхи, что выражается в боязни оказаться объектом усмешек по поводу своей внешности, в стремлении быть в тени. Проявляется низкая самооценка, отсюда неуверенность в своих силах, нежелание вступать во взаимодействие с окружающими.
Социально - ориентирующие игры позволяют создать мотив участия подростков. Участвуя в них, подросток пробует себя в разных социальных ролях: организатора, исполнителя, генератора идей. В них воспитатель создает мотив поощрения для подростка в стремлении получить звания: « испытатель», « мастер», «исследователь», или называет своим именем звезду в созвездиях «Победителей», « Эрудитов», « Лидеров», « Талантов», «Чистюль». Все эти звания особенные дети получают за победы в конкурсах: интеллектуальных, спортивных, творческих. Звания « мастер» - за проведение мастер - класса для детей, где он учит их тому, что умеет сам; «исследователь» - за подготовку и проведение игры, экскурсии, соревнования. В социально - ориентируемой игре подросток с ОВЗ сам выбирает с кем ему прийти к победе: одному, вдвоем или с группой.
Главным возрастным мотивом подростков является мотив достижения, который, как правило, связан со стремлением добиваться успеха, избегать неудач, с тем, чтобы повысить или сохранить самоуважение, самооценку, уважение окружающих. Кроме того, они используют малейший повод для того, чтобы как-то обратить на себя внимание, стать заметным среди других. Учитывая это, нужно сделать так, что бы успех
~ 90 ~
в деятельности подростка была заметен и оценен. Метод поощрения -Книга «Рекорды старшей группы» нашего реабилитационного центра, где ребята прославляют свою фамилию, их результат остается в истории реабилитационного центра.
Наглядность результативности участия детей в проводимых мероприятиях.
Табло «Рейтинг активности», где ребятам выставляются значки
(звездочки) за победы в тех или иных конкурсах. Это является большим стимулом в участии
ребят. Сравнивая количество побед, они активизируют свою работу, выбирая те сферы деятельности, где они смогут себя проявить. Методы состязательности и наглядности являются эффективными в стимулировании деятельности подростков. Значки-победы давали ребятам веру в свои силы, и мотивировали их на активную деятельность, что привело к 100 % участию подростков в социально-ориентирующих играх.
Для особых детей младшего подросткового возраста метод состязательности также эффективен, поэтому на занятиях по ЗОЖ его активно используем: кто быстрее оденет куклу, учитывая время года и погодные условия, найти карточку с видом спорта, слушая его описание. Для того, чтобы заинтересовать детей в активной деятельности на занятиях нужно использовать наглядный материал, который можно подержать в руках, а так же практически с ним поработать: куклы, одежда для них, карточки с рисунками, средства гигиены. Большим успехом в мотивации деятельности детей на занятии пользуется элемент театральности - пантомима: с помощью жестов и мимики показать правила гигиены.
Создание условий для мотивации достижений в деятельности подростков с ОВЗ является значимым фактором в развитии коммуникативных умений и навыков, что является необходимым условием для успешной социализации особых детей в современное общество.
Список использованной литературы:
1.А.П. Гузенко, О.В. Караваева, А.В. Юров, Е.А. Васильева «Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Изд. « Учитель», Волгоград, 2007.-282с.
2.Н.В. Сачкова, В.А.Ивличева «Лето открытий» - Волгоград: Учитель, 2007,-156с. http://1piar.ru/other/kurs/psihologiya_i_pedagogika_-_slastenin_va.php
© Гилеско О. Н., Куличенко Т. В., 2019 г.
УДК 378.147
Н.Г. Егошина
канд. пед. наук, доцент ПГТУ М. С. Сердарова студентка, г. Йошкар-Ола, РФ
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье затрагивается проблема формирования ценностных отношений студентов в процессе изучения учебной дисциплины "Английский язык". Актуальность проблемы воспитания человека с