В результате такого взаимодействия оперативно устанавливается обратная связь с семьей, повышается возможность оказания различным категориям семьи многопрофильной помощи, поддержки и сопровождения. [1]
Практика использования ресурсов Интернета в ДОУ - это еще одна форма поддержания связи с семьями воспитанников, которая имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными: не требуется личный контакт с педагогами ДОУ, родители имеют возможность дистанционно общаться на наиболее проблемные темы, могут не спешить и сформулировать вопрос или осознать предлагаемый ответ и совет; возможность вернуться к прочитанному; воспитатели имеют возможность и время подготовиться, пересмотреть специальную литературу по проблеме, получить консультации у специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда и пр.); информация доставляется родителям лично и оперативно; информация наглядна, лучше усваивается; информация хранится в памяти компьютера, родители к ней неоднократно могут обращаться.
Использование современной технологии коммуникации имеет еще один положительный момент -убеждает родителей в современном, качественном, инновационном характере воспитания в ДОУ.
Наличие сайта считается нормой и своеобразным учредительным документом ДОУ. Целью проекта было, в первую очередь, приучить родителей заходить на сайт детского сада, рассматривать его как «помощника» в организации взаимоотношений с ДОУ.
Важно отметить, что благодаря доступности вышеперечисленных ресурсов, родители смогут, в дальнейшем, предложить скорректировать систему работы, реализуемую в отношении собственного ребенка.
Список использованной литературы:
1. Ганичева А.Н. Система подготовки специалистов дошкольного образования к взаимодействию с различными категориями семей // Современное дошкольное образование. - 2010. - № 4.
2. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. и др. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. - М., 2011.
3. Кораблёв А.А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе // Школа. - 2006. — №2.
© Ажханова Ж.Е., 2019
УДК 376.22
О. Н. Гилеско учитель истории и обществознания МОУ « Веселолопанская СОШ Белгородского района, Белгородской обл.»
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ С ОВЗ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Аннотация
Правовой всеобуч среди детей инвалидов - важная для нашего времени работа. Ведь и в наше время все еще есть общества, в которых дети с ОВЗ подвергаются оскорблениям, унижению и насмешкам. Подросткам с ограниченными возможностями, необходимо не только дать знания о законах, регулирующих права и обязанности, но и помочь им осознать то, что умение их реализовывать поможет стать быть более успешными в жизни. Ребята должны понять, что правовая культура - необходимый компонент успешной адаптации в современное общество.
Ключевые слова:
подросток с ОВЗ, правовая культура, правовые знания, убеждения и навыки, проблемные задания.
Правовая культура - это совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности. Чтобы сформировать правовую культуру педагогам, работающим с особыми ребятами, на занятиях нужно использовать проблемные задания. Но они должны соответствовать возрастным, психологическим и интеллектуальным возможностям ребят. Работа над проблемой есть первый этап самостоятельной умственной деятельности подростка. В ней он видит противоречие между известными ему сведениями и новыми фактами, явлениями, для объяснения которых прежних знаний ему недостаточно. Такая работа служит стимулом к изучению юридических документов, к творческому усвоению знаний, активизирует деятельность ребят.
Положительный эффект в усвоении правовых знаний имеет такая форма работы с детьми, как мозговой штурм. Он позволяет каждому высказывать свое мнение, аргументировано защищать свою точку зрения. На занятии « Права и обязанности» подросткам предлагается найти решение противоречия, « Конституция Р. Ф. ст. 23 дает право на частную жизнь, ст. 27 дает право свободно передвигаться, исходя из этого, является ли закон « О запрещении курения табака в общественных местах» нарушением прав человека?». Решение данной проблемы приводит подростков к выводу, что осуществление своих прав не должно нарушать права и интересы других людей.
Для развития навыков в применении полученных правовых знаний ощутимый эффект имеют задания, которые позволяют проигрывать типичные жизненные ситуации. Подростки с ОВЗ, используя правовые знания, подбирают наиболее приемлемый выход из ситуации: Петя, Вадим и Коля - десятиклассники. В выходной день они решили посетить дискотеку в сельском клубе. По дороге Петя предложил им выпить спиртного, чтобы на дискотеке было весело, и вынул из пакета бутылку вина. Вадим ответил согласием, а Коля ответил: « Я не буду, т. к...». Как вы думаете, чем мотивировал свой отказ Коля.
Большой эффект несет в себе дискуссионный метод - дебаты. Он позволяет развивать логическое и критическое мышление, навыки в организации своих мыслей; устной речи. Воспитывает эмпатию и толерантность к различным мнениям; уверенность в себе; способность концентрироваться на сути проблемы; развивает стиль публичного выступления.
Очень значима для детей инвалидов тема на знание основ «Потребительского права». Есть дети, которые редко выходят из дома, а если и выходят, то в окружении родных. Многие из них не знают, как применить свои знания из этой отрасли права. Поэтому на занятиях подростки выполняют практические
задания: определяют, какие товары из продуктовой корзины были приобретены с нарушением. По видеофильму анализируют правильность поведения покупателей, в приобретении продуктов питания в магазине.
С помощью интерактивной формы «Аквариум» ребятам предлагается обсудить проблемы, которые возникают при приобретении в магазинах некачественных товаров. Проблемное задание: в июне Таня по скидке купила зимние полусапожки. В ноябре было холодно, Таня стала носить обувь . Через неделю она почувствовала, что правый сапожок стал протекать. Посмотрев на подошву, Таня увидела, что она треснула. Она принесла их обратно в магазин, с целью вернуть и получить обратно деньги. Но ей в этом отказали, т. к прошло больше месяца, т. е. гарантия на обувь прошла». « Тоня во время акции в магазине бытовой техники при покупке холодильника получила в подарок
~ 117 ~
плойку для завивки волос, но не прошло и двух недель, как она перестала работать. Тоня обратилась в магазин с целью заменить ее. Но в магазине, мотивируя тем, что на подарки правила прав потребителей не распространяются, отказались поменять. Правы ли работники магазинов? Что делать в таких ситуациях? Обсуждение посредством метода « Аквариум» позволяет закрепить теоретические знания старшим подросткам, т.к они объясняют младшим, как надо поступить в данной ситуации с точки зрения закона «Прав потребителя». Младшие школьники в свою очередь, понимают, как необходимы правовые знания в жизни.
Положительным результатом работы в формировании правовой культуры подростков с ОВЗ является её практическая направленность. Приобретая продуктовый товар в магазине, ребята интересуются не только его ценой, но и свежестью покупаемого товара. Получая продукт, смотрят на дату его изготовления, срок годности, большая часть детей берут чек, проверяют сдачу.
Показатели динамики сформированности правовой культуры детей с ОВЗ по потребительскому праву за период 2016 - 2018 гг.
Список использованной литературы:
1.Алешина Е.А. Формирование правовой культуры в процессе юридического образования и воспитания. Философия права 2008 N 5.
2 Вербитский А.А, Борисова Н.В, Методические рекомендации по проведению деловых игр, М., 90 с. З.А.Лопатина, М. Скребцова Права подростков в рассказах, рисунках и вопросах. Амрита- Русь 2011. 142. 4 Молчанов А.А. Правовая культура в социальной жизни: вопросы методологии// Правоведение.1991 N1.
© Гилеско О. Н., 2019 г.
УДК 378.14
Каримов М.Ф.
к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Карамова А. А. д.филол.н,, профессор кафедры филологии, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация
ОБСУЖДЕНИЕ СО СТУДЕНТАМИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОБЛЕМЫ О ЕДИНОМ ЯЗЫКЕ НАУКИ
Аннотация
Рассмотрены дидактические возможности обсуждения со студентами высших учебных заведений