8. Днепров, Э.Д. Образование и политика. Новейшая политическая история российского образования / Э.Д. Днепров. - 2 т. - М., 2006.
9. Кондракова, И.Э. Образовательная политика: содержание понятия / И.Э. Кондракова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2010. - №128. - С. 116-124.
10. Лавров В.В., Ишин А.В. Летопись создания Таврического университета: 1916-1921 // Крымский архив. - 2017. - № 9. - С. 98-137.
11. Образование и педагогическая мысль Крыма (XIX - начало XX столетия) / под ред. А.В. Глузмана, Л.И. Редькиной. - К.: Знания Украины, 2007. - 384 с.
12. Очерки истории Симферопольского государственного университета: 1918-1993 гг. - Симферополь: Таврия, 2013. - 414 с.
Педагогика
УДК 373.2
воспитатель Бесленеева Маргарита Хаджимуратовна
МКДОУ Детский сад № 8 «Гнездышко» (г. Черкесск)
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВОПРОСОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Аннотация. В данной статье описываются методы и приемы реализации вопросов по формированию системы духовно-нравственного развития и воспитания. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс целенаправленного развития духовной сферы человека, как внешней, так и внутренней. Тема актуальна. В процессе духовно-нравственного развития усиливается забота о родных людях в семье, формируются навыки доброжелательного отношения с ровесниками, даются суждения о ближайшем и отдаленном обществе. Проблема духовно-нравственного воспитания актуальна для нашего детского образовательного учреждения, так как основным назначением детского сада является социально-личностное формирование детей.
Ключевые слова: детское образовательное учреждение, духовно-нравственное воспитание, преемственность поколений, национальная культура.
Annotation. This article is devoted to the ways of implementation of the methods and techniques for the resolution of questions on the formation of a system of spiritual and moral development and education. Spiritual and moral education is understood as the process of targeted development of the spiritual sphere of a person, both external and internal. The topic is relevant. In the process of spiritual and moral development, care for relatives in the family is intensified, the skills of a benevolent relationship with peers are formed, and judgments are made about the nearest and distant society. The problem of spiritual and moral education is relevant for our children's educational institution, since the main purpose of the kindergarten is the social and personal formation of children.
Keywords: children's educational institution, spiritual and moral education, succession of generations, national culture.
Введение. Вопросы духовно-нравственного формирования в детских образовательных учреждениях разбираются как главные. Формирование духовно-нравственных качеств личности у дошкольников основывается на национальной культуре и преемственности поколений.
Вопросам формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольников в последнее время уделяется большое внимание. В настоящее время, к сожалению, материальные ценности преобладают над духовными, поэтому у детей неправильные представления о душевности, милосердии, благородстве, правильности, гражданственности и любви к родине.
Очевидна необходимость планирования работы педагога над растолкованием сути духовно-нравственных правил, этических связей человека с социумом, группой, трудом, с окружающими людьми и самим собой. На сегодняшний день актуальной является проблема синтеза дидактических методов по развитию духовно-нравственных свойств личности дошкольника.
Цель исследования - раскрыть и установить действенность воздействия педагогических условий на развитие духовно-нравственных свойств личности дошкольника.
Задачи исследования:
1) проанализировать сущность вопроса по развитию духовно-нравственных свойств личности дошкольника в научных трудах;
2) показать педагогические методы, направленные на развитие духовно-нравственных свойств личности, проконтролировать результативность их влияния на личность дошкольника.
Методом исследования является рассмотрение вопроса изучения, обобщения и классификации способов развития духовно-нравственных свойств личности.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения данных исследования в работе с дошкольниками в условиях дошкольного образовательного учреждения педагогами.
Научная новизна исследования заключается в том, что в статье показаны педагогические методы, направленные на развитие духовно-нравственных свойств личности, контроль результативности их влияния на личность дошкольника.
Изложение основного материала статьи. Некоторые ученые считают образование без воспитания делом неправильным и рискованным потому, что итогом воспитания должно быть не только формирование интеллектуальной среды, что является основной целью обучения, но и развивает человека в общем, его экспансивный и волевой мир. Это имеет большое значение для полноценного, в том числе интеллектуального и физического формирования. В связи с этим, любое занятие должно быть нацелено и на учёбу, и на воспитание.
Это условие должно отображаться в обучающих и воспитывающих задачах. Исполнение обучающих задач дает формирование чутья, механизмов целостного постижения данных окружающего мира, усвоения суждений и категорий, развитие умений и навыков деятельности. Претворение в жизнь воспитывающих задач сосредоточено на формировании личности ребенка, его моральных эмоций и качеств, обеспечивающих
нравственные отношения и поведение. Итогом учебы является грамотность ребенка, а воспитания -воспитанность.
Кроме приобретения знаний, вырабатывания каких-то качеств, необходимо обращать внимание на развитие личности ребенка. Поэтому на занятии, вместе с обучающими и воспитывающими задачами, ставится еще одна группа задач - развивающих. Они отображают способы формирования всех сфер развития личности: познавательной, экспансивной и волевой области, способов моральной оценки и предпочтения, вырабатывания этической позиции. Основной категорией является контент духовно-нравственного развития. Под контентом духовно-нравственного развития имеется в виду комплекс ценностей, взглядов, суждений, идеалов, моральных образцов, деяний и актов, которых надо освоить в процессе воспитания.
Некоторые дети развиваются в условиях билингвизма. Это требует составления отдельной программы для работы в условиях двуязычия [2, с. 140].
Духовно-нравственное формирование и воспитание личности, в общем, является трудным многосторонним делом. Оно связано с жизнью индивидуума во всей ее всесторонности и противоречивости. Общее образование, выстраивающее партнерские связи с иными общественными институтами, является главным способом влияния на духовно-нравственное воспитание индивидуума. При этом основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного формирования и воспитания, устанавливающим непосредственные способы и методы их достижения на базе личного педагогического опыта, является педагогический коллектив общеобразовательного учреждения.
Контент духовно-нравственного формирования и воспитания детей, работа педагогического коллектива общеобразовательного учреждения сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня нацелены старания общества и страны. В основе же этой проблемы находится идея духовно-нравственного формирования и воспитания детей и является основой согласованности общеобразовательных учреждений с различными типами социализации - семьей, социальными объединениями, религиозными союзами, учреждениями добавочного образования, культуры и спорта, возможностями массовой информации.
Целью такой согласованности является коллективное обеспечение среды духовно-нравственного формирования и воспитания.
Содержание образования должно содействовать развитию ребенка, который сможет адаптироваться в современном обществе. Он должен быть нацелен на улучшение этого общества, на развитие духовно-нравственной личности. Для достижения подобных целей значительную роль играют дидактические игры. «Дидактические игры способствуют развитию умственных способностей ребенка, поскольку содержат умственные задачи... Они также способствуют развитию органов чувств ребенка, внимания, памяти, логического мышления» [3, с. 198].
Одним из принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным стандартам, обычаям семьи, общества и страны. Для этого надо выполнить такие задачи, как:
- объединение обучения и воспитания в единый образовательный процесс на базе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и действующих в социуме законов и правил поведения в интересах человека, семьи, общества;
- воспитание общей культуры личности детей, в том числе формирование их общественных, моральных, эстетических, умственных, физических данных, предприимчивости, независимости и ответственности ребёнка, создание основы для учебной деятельности.
В работах отечественных педагогов К.Д. Ушинского, И. Гербарта, Л.Н. Толстого, А.А. Люблинской, И.С. Марьеко, А.М. Прихожан, Г. Песталоцци вопросы воспитания были тесно связаны с формированием духовно-нравственной среды индивидуума.
Исследования таких ученых, как А.С. Макаренко, Запорожец, Л.С. Выготский, О.С. Богданова, ЯЗ. Неверович, А.А. Смирнов, показывают, что дошкольный период - время огромных потенциалов, приобщения ребенка к культуре, к общечеловеческим ценностям.
Воспитание должно быть направлено на развитие у дошкольника системы общечеловеческих ценностей (любви, добра, патриотизма, больших духовных и культурных ценностей личности), учитывая при этом возрастные и личные качества.
Бесспорно, духовно-нравственное развитие, неосуществимо без участия семьи, потому что только в семье может реализовываться стабильная духовная жизнь [3].
Только при этом случае мыслимо неизменное нормальное духовное формирование ребенка, так как только тогда оно реализовывается благодаря образу жизни всей семьи. Поэтому нужно так организовать работу, когда семья и школа не заменяют, а дополняют друг друга.
К примеру, в образовательных учреждениях можно организовывать фамильные театрализованные спектакли, семейные вечера, благотворительные акты. В течение года некоторые занятия, а также праздники (Новый год, Масленица, дни рождения) можно проводить с детьми и родителями вместе.
На родительских собраниях по вопросам воспитания как метода привития ценностно-значимого контента отечественной культуры, жизни, семьи и общества можно осуществлять связь с семьями учащихся и педагогическое обучение родителей. Для получения хорошего итога по образованию системы духовно-нравственного формирования и воспитания, основываясь на положительный опыт общеобразовательных учреждений, можно порекомендовать следующие виды работы с родителями:
- родительские лектории;
- родительский всеобуч;
- родительские собрания на духовно-нравственные темы;
- вечера вопросов и ответов (персональные консультации с выступлениями мастеров всевозможного профиля - медиков, психологов, юристов и т.д.);
- организация совещательного пункта для родителей;
- организация родительских клубов по увлечениям;
- работа секций, руководимых родителями;
- диспуты родителей о жизнедеятельности школы;
- организация общих учебных мероприятий (выставки, конкурсы, походы, постановки, дни рождения детей, родителей, семинары-диалоги).
Можно проводить следующие факультативные занятия совместно с родителями:
- анкетирование и тесты для родителей с целью нахождения ошибок и исправления процесса духовно-нравственного развития в семье;
- поддержка работы школы родителями;
- посещения детей дома, индивидуальная работа с ними дома;
- наглядные виды работы: информационные плакаты для родителей, папки-передвижки, показ детских работ, литературы;
- день открытых дверей; создание родительского комитета, работа с неблагополучными семьями, оказание им помощи;
- помощь родителей в управлении школой.
Таким образом, семья играет основную роль в становлении сознания ребенка, которая является для него примером и образцом для подражания
Выводы. Результатом данного исследования, в ходе которого анализировалась проблема духовно-нравственного воспитания в системе дошкольного образования, явилось выявление и определение эффективности педагогических стараний на формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника.
В дошкольном возрасте происходит постижение общественных правил, нравственных требований и стандартов поведения на основе имитирования. Задача воспитателя - помочь родителям уяснить то, что именно в семье должны сберегаться и передаваться духовно-нравственные ценности и обычаи. Задача педагога - стимулировать интерес всех членов к установленным вопросам, рассчитывающим на овладение определенным количеством знаний, и через проекты, предусматривающие решение вопросов, показать практическое использование приобретенных знаний.
Литература:
1. Будакова О.В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка / О.В. Будакова; Текст: непосредственный. // педагогическое мастерство: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). - Москва: Буки-Веди, 2012. - С. 152-154
2. Лепшокова Е.А. Развитие вариативных умений в условиях двуязычия / Е.А. Лепшокова // Международный сборник научных статей: Традиции и инновации в системе образования. Выпуск ХУШ. -Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2019. -С. 140-143.
3. Лепшокова, Е.А. Организация игровой деятельности в дошкольной образовательной организации / Е.А Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования. Материалы IX Международной научно-практической конференции. - Карачаевск, издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2017. - С. 198-202
4. Лепшокова Е.А. Деловые письма-поздравления на английском языке // Е.А Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования. Материалы X Международной научно-практической конференции. -Карачаевск, издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2017. -С. 171-174
5. Тоторкулова К.А. Воспитание основ толерантности у дошкольников средствами физического воспитания / К.А. Тоторкулова // Традиции и инновации в системе образования. Материалы научно-практической конференции с международным участием. - Карачаевск, издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2017. - С. 280-289
6. Тоторкулова К.А. Формирование толерантности дошкольника, профилактика агрессивного поведения / К.А. Тоторкулова; Текст: непосредственный // Традиции и инновации в системе образования. Материалы научно-практической конференции с международным участием. - Карачаевск, издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2017. - С. 285-284.
Педагогика
УДК 378.183
кандидат педагогических наук, доцент Биттер Наталья Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова» (г. Барнаул); кандидат технических наук, доцент Огнев Иван Владимирович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова» (г. Барнаул); кандидат технических наук, доцент Лазуткина Юлия Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова» (г. Барнаул)
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-ТЬЮТОРОВ В АЛТАЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМ. И.И. ПОЛЗУНОВА
Аннотация. В статье раскрыта необходимость организации в рамках воспитательной работы в вузе института тьюторства посредствам вовлечения в данный процесс студентов старших курсов. Реализация в АлтГТУ им. И.И Ползунова проекта «Тьюторство» способствует формированию коммуникативных компетенций у студентов-тьюторов.
Ключевые слова: тьютор, адаптация, коммуникативные компетенции, воспитательная работа. Annotation. The article reveals the necessity of organizing tutoring institute within the framework of educational work at the university by means of involving senior students in this process. The implementation of "Tutoring" project in Polzunov Altai State Technical University contributes to the formation of communicative competences of students-teachers.
Keywords: tutor, adaptation, communicative competence, educational work.
Введение. Современное состояние развития высшего образования, возрастание необходимости социального воспитания студентов и формирования у них коммуникативных компетенций предусматривает