- анкетирование и тесты для родителей с целью нахождения ошибок и исправления процесса духовно-нравственного развития в семье;
- поддержка работы школы родителями;
- посещения детей дома, индивидуальная работа с ними дома;
- наглядные виды работы: информационные плакаты для родителей, папки-передвижки, показ детских работ, литературы;
- день открытых дверей; создание родительского комитета, работа с неблагополучными семьями, оказание им помощи;
- помощь родителей в управлении школой.
Таким образом, семья играет основную роль в становлении сознания ребенка, которая является для него примером и образцом для подражания
Выводы. Результатом данного исследования, в ходе которого анализировалась проблема духовно-нравственного воспитания в системе дошкольного образования, явилось выявление и определение эффективности педагогических стараний на формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника.
В дошкольном возрасте происходит постижение общественных правил, нравственных требований и стандартов поведения на основе имитирования. Задача воспитателя - помочь родителям уяснить то, что именно в семье должны сберегаться и передаваться духовно-нравственные ценности и обычаи. Задача педагога - стимулировать интерес всех членов к установленным вопросам, рассчитывающим на овладение определенным количеством знаний, и через проекты, предусматривающие решение вопросов, показать практическое использование приобретенных знаний.
Литература:
1. Будакова О.В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка / О.В. Будакова; Текст: непосредственный. // педагогическое мастерство: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). - Москва: Буки-Веди, 2012. - С. 152-154
2. Лепшокова Е.А. Развитие вариативных умений в условиях двуязычия / Е.А. Лепшокова // Международный сборник научных статей: Традиции и инновации в системе образования. Выпуск ХУШ. -Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2019. -С. 140-143.
3. Лепшокова, Е.А. Организация игровой деятельности в дошкольной образовательной организации / Е.А Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования. Материалы IX Международной научно-практической конференции. - Карачаевск, издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2017. - С. 198-202
4. Лепшокова Е.А. Деловые письма-поздравления на английском языке // Е.А Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования. Материалы X Международной научно-практической конференции. -Карачаевск, издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2017. -С. 171-174
5. Тоторкулова К.А. Воспитание основ толерантности у дошкольников средствами физического воспитания / К.А. Тоторкулова // Традиции и инновации в системе образования. Материалы научно-практической конференции с международным участием. - Карачаевск, издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2017. - С. 280-289
6. Тоторкулова К.А. Формирование толерантности дошкольника, профилактика агрессивного поведения / К.А. Тоторкулова; Текст: непосредственный // Традиции и инновации в системе образования. Материалы научно-практической конференции с международным участием. - Карачаевск, издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2017. - С. 285-284.
Педагогика
УДК 378.183
кандидат педагогических наук, доцент Биттер Наталья Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова» (г. Барнаул); кандидат технических наук, доцент Огнев Иван Владимирович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова» (г. Барнаул); кандидат технических наук, доцент Лазуткина Юлия Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова» (г. Барнаул)
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-ТЬЮТОРОВ В АЛТАЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМ. И.И. ПОЛЗУНОВА
Аннотация. В статье раскрыта необходимость организации в рамках воспитательной работы в вузе института тьюторства посредствам вовлечения в данный процесс студентов старших курсов. Реализация в АлтГТУ им. И.И Ползунова проекта «Тьюторство» способствует формированию коммуникативных компетенций у студентов-тьюторов.
Ключевые слова: тьютор, адаптация, коммуникативные компетенции, воспитательная работа. Annotation. The article reveals the necessity of organizing tutoring institute within the framework of educational work at the university by means of involving senior students in this process. The implementation of "Tutoring" project in Polzunov Altai State Technical University contributes to the formation of communicative competences of students-teachers.
Keywords: tutor, adaptation, communicative competence, educational work.
Введение. Современное состояние развития высшего образования, возрастание необходимости социального воспитания студентов и формирования у них коммуникативных компетенций предусматривает
необходимость развития института тьюторства среди студентов. Студенты-тьюторы способствуют более быстрой адаптации студентов младших курсов к меняющимся условиям жизни в связи с поступлением в вуз. Анализ проблемы адаптации студентов позволяет выявить противоречия между возросшей потребностью общества в гражданине, способном быстро адаптироваться к социальным изменениям, и недостаточным учётом этого требования при организации учебно-воспитательного процесса в вузе; потребностью вуза внедрять в повседневную педагогически-воспитательную практику технологию тьюторского сопровождения студентов и отсутствием должного программно-методического обеспечения. Также существует проблема построении программ по организации тьюторства среди студентов и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий для этого. В настоящее время накоплен теоретический и практический опыт тьюторской деятельности, её форм и методов: А. Багачук, И. Гаврилов, А. Долгруков, Н. Пилипчевская, М.Н. Попов и др. [1, 2, 7, 8].
Проведя анализ различных подходов к понятию «коммуникативные компетенции», мы согласны с мнением Третьяковой В.С, Игнатенко А.А., что коммуникативная компетентность является частью межличностного жизненного опыта самостоятельной деятельности индивида, добытого и присвоенного им в процессе взаимодействия, актуализирующегося в различных, в том числе и новых для него ситуациях; вместе с тем выступает также частью социально-личностные качества индивида, регулирующие всю систему его взаимодействия с миром и отношений с самим собой и способность как свойства человека, определяющие его возможности в различных видах деятельности и его соответствие данному виду деятельности [7, 9].
Вместе с тем вопросы разработки, реализации и сопровождения программ по формированию коммуникативных компетенций у студентов-тьюторов в вузе исследован слабо. Поэтому целью статьи является описание процесса формирования коммуникативных компетенций у студентов-тьюторов в вузе на примере ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им И.И. Ползунова» (далее -АлтГТУ им. И.И. Ползунова).
Изложение основного материала статьи. Исследование осуществлено на основе системного и компетентностного подходов как наиболее подходящих для анализа сложных систем, к которым в полной мере относится формирование коммуникативных компетенций у студентов-тьюторов. Основным методом исследования является системный анализ, а также метод анкетирования, использованный для выявления сформированности коммуникативных компетенций у студентов-тьюторов при взаимодействии со студентами младших курсов.
С целью оценки сформированности коммуникативных компетенций у студентов-тьюторов АлтГТУ нами было проведено анкетирования данной группы студентов.
На первый вопрос «Что на ваш взгляд включает коммуникативная компетенция?». Получены следующие ответы (рис. 1).
Рисунок 1. Составляющие коммуникативных компетенций по мнению студентов-тьюторов
Полученные результаты, представленные на рис. 1, указывают на то, что студенты-тьюторы имеют представление о выстраивании процесса коммуникации и о составляющих коммуникативных компетенциях.
Далее в процессе анкетирования были выявлены необходимые навыки и умения, методы и формы работы студентов-тьюторов (рис. 2).
Рисунок 2. Методы и формы работы студентов-тьюторов в АлтГТУ им. И.И. Ползунова
Студенты-тьюторы выделили наиболее результативные формы работы с первокурсниками, которые положительно влияют на процесс развития коммуникативный компетенции у студентов. Мы видим, что данные формы работы связанны с формированием у студентов младших курсов такой составляющей коммуникативной компетенции, как социально-личностных качеств первокурсника, направленной на реализацию всей системы его взаимодействия с миром и отношений с самим собой.
Формирование коммуникативных компетенций невозможно без сформированности у студентов-тьюторов навыков и умений общения, выстраивания продуктивного процесса взаимодействия.
Рисунок 3. Личностные качества студента-тьютора необходимые для работы со студентами
младших курсов
Представленные на рис.3 личностные качества студента-тьютора по мнению анкетируемых способствуют установлению процесса эффективного взаимодействия со студентами младших курсов и успешной адаптации к обучению в вузе.
Далее были выявлены проблемы деятельности студентов-тьюторов при организации взаимодействия со студентов младших курсов (рис. 4).
Рисунок 4. Проблемы взаимодействия студента-тьютора со студентами первого курса
Полученные результаты указывают на то, что студенты-тьюторы в основном испытывают проблемы взаимодействия со студентами первого курса связанные с неумением выстраивать процесс коммуникации. На наш взгляд, это связанно с недостаточно сформированной коммуникативной компетенцией.
На наш взгляд, формирование коммуникативных компетенций у студентов-тьюторов - это комплекс мероприятий по взаимодействию студентов старших курсов АлтГТУ им. И.И. Ползунова со студентами младших курсов с целью повышения качества образовательного процесса, активизации самовоспитания и самосовершенствования студентов, развития студенческой ответственности и инициативы.
Цель тьюторского сопровождения состоит в том, чтобы обучающийся добился как можно большего при тех способностях и возможностях, которыми он обладает, несмотря на имеющиеся проблемы.
С целью формирования коммуникативных компетенций у студентов-тьюторов является реализация проекта «Тьюторство», как одного из ключевых направлений деятельности Учебного комитета Совета обучающихся - Студенческого правительства АлтГТУ им. И.И. Ползунова. Данный проект направлен на повышение качества образования, успеваемости, посещаемости в группах, где работают тьюторы и помощь в адаптации первокурсников в ВУЗе [6]. Работа в рамках проекта направлена на организацию работы со студентами-тьюторами, а также работу тьюторов со своими курируемыми группами. Остановимся на описании работы с тьюторским составом.
Подготовительный этап работы предполагает формирование списка тьюторов на новый учебный год. В их число входят наиболее успешно обучающиеся студенты 2, 3 курсов, предпочтение отдается в первую очередь студентам, которые обучались на курсовых и выездных Школах актива Студенческого правительства, то есть обладают необходимыми первоначальными коммуникативными компетенциями для выполнения тьюторской работы со студентами 1 курса.
Работа в течение учебного года предполагает еженедельное проведение собраний, лекций и тренингов на личностный и профессиональный рост, индивидуальная работа с тьюторами по возникшим вопросам. Результатом такой работы является то, что у студентов-тьюторов формируются коммуникативные компетенции, которые в дальнейшем позволяют им оказать помощь студентам младших курсов в решении проблем, связанных с учебой, личностным ростом, командообразованием. Также в круг обязанностей тьюторов входит информирование первокурсников о научных и образовательных программах, проведение тренингов по личностному росту.
На протяжении всей работы, тьюторы должны следовать определенным правилам, которые необходимы для формирования понимания о поведении тьютора, о том, что как поступить в той или иной ситуации, и о том, что делать категорически запрещается. Эти правила являются частью корпоративной культуры тьюторов.
Необходимо отметить, что в АлтГТУ проводятся конкурсы «Лучший тьютор» и «Лучшая тьюторская группа». Данные конкурсы являются определенной мотивацией для более эффективной работы тьюторов.
Отметим, что реализация проекта «Тьюторство» включает в себя несколько этапов.
1 этап - формирование команды тьюторов из числа студентов старших курсов, для чего проводятся предварительное анкетирование, собеседование и подготовительная школа.
2 этап (основной) - информационный. Работа на данном этапе направлена на работу с тьюторами, а также с курируемыми ими группами. Остановимся более подробно на работе с тьюторами, так как только подготовленный студент-тьютор, обладающий необходимыми коммуникативными компетенциями, сможет выстроить эффективную работу с курируемой группой. Работа с тьюторами осуществляется на еженедельных собраниях, лекциях и мастер-классах, на которых с ними работают руководитель проекта и тренерский состав. Закрепление за академическими группами производится на одном из первых собраний, в соответствии с факультетом, где обучается тьютор и академическая группа. Это необходимо для эффективного взаимодействия как тьютора и его подопечной группы, так и налаживания связи между курируемой группой и их преподавателями, и деканатом. Так же на этом собрании происходит выдача методических указаний и символики. ВУЗе [6].
Параллельно с работой Центра тьюторов на данном этапе проходит работа тьюторов в их курируемых группах. На начальном этапе, тьютор с помощью Ледокола (игры на знакомство) работает на сплочение группы, далее тьютор рассказывает о деятельности студенческого самоуправления, проводит собрания/неформальные встречи. Он проводит встречи совместно с куратором и группой после первой и второй аттестаций, а также после окончания сессий, выявляет проблемы, если они имеются, и помогает студентам в решении данных проблем. Работа с курируемой группой осуществляется в частности в форме собраний, тренингов и неформальных встреч. Тьютор готовит именно ту информацию, которой интересуются студенты в соответствии с выявленными интересами и дает минимум общей информации.
Во время данного этапа тьютор и их группа участвуют в конкурсах: «Лучший тьютор» и «Лучшая тьюторская группа». Помимо работы с группой на собраниях, тьюторы отслеживают результаты аттестации, сессии и посещение занятий. На протяжении всей работы, тьюторы работают в соответствии с кодексом тьюторов.
На завершающем этапе проекта идет подготовка к заключительному мероприятию - завершающему этапу конкурса «Лучший тьютор» и «Лучшая тьюторская группа». Проводятся заключительные собрания в тьюторских группах и завершающее собрание Центра тьюторов. Проводится анализ хода реализации проекта, составляется отчет.
После завершения учебного года тьюторы на добровольной основе могут продолжать работать со своими тьюторскими группами на втором курсе. Тьюторы, прошедшие подготовку, могут быть задействованы в дальнейшем обучения новичков.
Выводы. Проведя анализ реализации проекта «Тьюторство» в АлтГТУ следует отметить, что данный проект положительно влияет на результаты успеваемости студентов, на их посещаемость, отношение к учебе. Способствует формированию коммуникативных компетенций, позволяющих адаптироваться студентам младших курсов к учебной, научной, воспитательной, социокультурной среде вуза. Студенты учатся взаимодействовать с новым коллективом, выстраивать продуктивные отношения со сверстниками, преподавателями. Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что проект «Тьюторство» необходимо развивать в обозримой перспективе, с целью ассимиляции опыта воспитательной работы в вузе.
Литература:
1. Багачук, А.В. Воспитательное пространство педагогического вуза как условие формирования ключевых компетентностей. / А.В. Багачук. // Вестник Томского государственного педагогического университета. - Томск, 2008. - Выпуск 3 (77); сер.: «Педагогика и психология». - С. 25-28.
2. Долгоруков, А.М. Практическое руководство для тьютора системы открытого образования на основе дистанционных технологий / А.М. Долгоруков - М.: ЦИТО, 2002. - 123 с.
3. Ковалева, Т.М., Якубовская, Т.В. Тьюторская деятельность как антропопрактика: между индивидуальной образовательной траекторией и индивидуальной образовательной программой. / Т.М. Ковалева. // Человек RU. - 2017. - № 12. - С. 85-94.
4. Ковалева, Т.М., Суханова, Е.А., Гулиус, Н.С. Переход к тьюторской модели современного университета: предпосылки, прецеденты, задачи управления. / Т.М. Ковалева, Е.А. Суханова, Н.С. Гулиус // Университетское управление: практика и анализ. - 2017. - № 6 (112). - С. 101-113
5. Натарова, Д.В., Захарова, П.А. Тьюторское сопровождение формирования коммуникативной компетенции у обучающихся средствами аутентичных материалов. / Д.В. Натарова, П.А. Захарова. // Вестник ЮУрГГПУ. - 2020. - №4 (157). URL: https://cyberiemnka.m/artide/n/tyutorskoe-soprovozhdeme-formirovamya-kommunikativnoy-kompetentsii-u-obuchayuschihsya-sredstvami-autentichnyh-materialov (дата обращения: 28.05.2021).
6. Огнев, И.В., Репина, Я.С. Опыт реализации проекта «тьюторство» учебного комитета студенческого правительства АлтГТУ. / И.В. Огнев, Я.С. Репина. // Основные проблемы и направления воспитательной работы в современном вузе: Доклады Международной научно-практической конференции по воспитательной работе, посвященной 75-летию Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова. - Барнаул, 2017. - С. 131-133.
7. Пилипчевская Н.В. Изучение социальной активности студентов педагогического вуза: теория и практика / Н.В. Пилипчевская. // Вестник Томского государственного педагогического университета. -Томск, 2008. - Выпуск 2 (76); сер.: «Педагогика». - С. 15-19
8. Попов, М.Н. Тьюторское сопровождение студентов в вузе / М.Н. Попов. // Гуманитарные науки. -2013. - №1 (25). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/tyutorskoe-soprovozhdenie-studentov-v-vuze (дата обращения: 08.04.2021).
9. Третьякова, В.С., Игнатенко, А. А. Коммуникативная компетентность будущего педагога: понятие, сущность и структура. / В.С. Третьякова, А.А. Игнатенко. // Вестник ЮУрГГПУ. - 2012. - №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-kompetentnost-buduschego-pedagoga-ponyatie-suschnost-i-struktura (дата обращения: 14.05.2021).
10. Hymes D., Edtrs: Pride J.B. & Holmes J. (1972), "On Communicative Competence", Sociolinguistic, pp. 269-293.
Педагогика
УДК 378.1
профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку Быстрай Елена Борисовна
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск); доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку Белова Лариса Александровна Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет ( г. Челябинск); старший преподаватель кафедры иностранных языков Слабышева Алевтина Васильевна Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
Аннотация. В статье обосновывается необходимость формирования у студентов личностно-рефлексивной компетентности, как одной из важных составляющих профессионального педагогического образования, способствующей развитию личности, способной к самоанализу, самообразованию и саморазвитию. Созданию благоприятных условий для формирования личностно-рефлексивной компетентности способствует использование современной технологии кейс-метода. Авторами показаны преимущества обучения иностранному языку с помощью данной технологии перед традиционной системой обучения. В статье отражены этапы проведения кейс технологии и анализ результатов использования данного метода обучения на занятиях по немецкому языку.
Ключевые слова: рефлексия, личностно-рефлексивная компетентность, самоанализ, самоконтроль, саморазвитие, кейс-метод, дискуссия.
Annotation. The article substantiates the need to form students' personality-reflective competence, as one of the important components of professional pedagogical education, contributing to the development of a personality capable of introspection, self-education and self-development. The use of modern technology of the case method contributes to the creation of favorable conditions for the formation of personal-reflective competence. The authors show the advantages of teaching a foreign language using this technology over the traditional teaching system. The article reflects the stages of the case technology and the analysis of the results of using this teaching method in German lessons.
Keywords: reflection, personality-reflective competence, introspection, self-control, self-development, case method, discussion.
Исследование выполнено при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсеева» в рамках научного проекта «Формирование резильентности будущих педагогов как фактор их профессионального становления», договор № МК-045-21
от 26.04.2021
Введение. Современное общество предъявляет высокие требования к выпускникам педагогических вузов, которые должны быть в состоянии реализовывать актуальные цели и задачи обучения и воспитания, что требует пересмотра некоторых аспектов профессиональной подготовки будущих педагогов.
В настоящее время школе требуются педагоги со сформированной профессиональной компетентностью. В Федеральном государственном образовательном стандарте 44.03.05 «Педагогическое образование» акцентируется значимость таких качеств личности, как способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде, активность, профессиональная гибкость, высокий уровень социализированности, способность выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития, способность применять психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности. В основе всех этих качеств лежит способность к рефлексии, то есть умение анализировать свои действия, поступки, результаты своего труда. Развивая рефлексию, мы формируем другие необходимые качества будущего педагога. О сформированности данной компетентности можно судить по тому, как педагог интегрирует свои профессиональные качества в деятельности и насколько они эффективны [10, c. 1061. Для этого необходимо формировать у студентов во время их обучения рефлексивную компетентность как качество, позволяющее эффективно справляться с неординарными ситуациями, возникающими в процессе профессиональной деятельности, которая сопряжена с кризисами различной этиологии. В этой связи важной задачей является подготовка будущих педагогов к адекватному восприятию разных ситуаций путём понимания себя и других,