Научная статья на тему 'Методология стратегического планирования развития лесопромышленной корпорации на примере ГК «Титан»'

Методология стратегического планирования развития лесопромышленной корпорации на примере ГК «Титан» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
260
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОЛДИНГ / СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ / СТРАТЕГИИ / ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пинягина Н. Б.

Пинягина Н.Б. МЕТОДОЛОГИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОЙ КОРПОРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ГК «ТИТАН». В статье представлены методические принципы и практические приемы формирования плана стратегического развития крупной лесопромышленной корпорации на примере многоотраслевого холдинга ГК «Титан».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pinjagina N.B. METHODOLOGY OF STRATEGIC PLANNING DEVELOPMENT OF TIMBER INDUSTRY CORPORATION ON EXAMPLE «TITAN». In clause methodical principles and practical receptions of formation of the plan of strategic development of large timber industry corporation on an example of diversified holding «Titan» are presented.

Текст научной работы на тему «Методология стратегического планирования развития лесопромышленной корпорации на примере ГК «Титан»»

ЭКОНОМИКА

МЕТОДОЛОГИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОЙ КОРПОРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ГК «ТИТАН»

Н.Б. ПИНЯГИНА, доц. каф. экономики и организации л/х и л/п МГУЛ, канд. экон. наук

Важнейшая задача стратегического планирования развития ГК «Титан» состоит в формировании организационно-управленческой структуры, позволяющей не только вырабатывать стратегию, но и реализовывать ее на практике. Это связано с изменением ориентации стратегического управления с внутрипроизводственных на внешние факторы. Для реализации стратегических планов необходима информационная система, способная в режиме реального времени, т.е. непрерывно, а не по прошествии годичного цикла, отбирать, обрабатывать, анализировать и хранить стратегически важную информацию.

Формирование стратегии устойчивого развития лесопромышленной компании предполагает овладение базовыми инструментами стратегического планирования, постоянный анализ всех внешних и внутренних аспектов среды, в которой осуществляется деятельность любой корпорации.

Внешняя среда функционирования лесопромышленной компании включает:

- рынки лесобумажной продукции и основных факторов производства в стране и за рубежом;

- отраслевую и межотраслевую конкуренцию;

- макроэкономическую ситуацию, меры государственного регулирования;

- тенденции развития лесопромышленного комплекса.

К внутренним аспектам деятельности компании относятся:

- производственная структура, ресурсная и производственная база;

- организационная структура управления;

- сильные стороны или конкурентные преимущества компании;

- слабые стороны компании;

- стратегия, выбираемая компанией.

[email protected]

В группе компаний «Титан» формирование стратегии осуществляется по следующим этапам:

1. Формирование базы данных на основе оценки рынка, деловой активности, устойчивости оборота и интенсивности спроса, анализа привлекательности и выбора наиболее рациональных сегментов рынка.

2. Прогноз экономических параметров на основе анализа сложившихся тенденций и различных вариантов изменения внешней среды.

3. Планирование количественных показателей с учетом уровня притязаний компании, выявление разрыва между желаемым и существующим уровнями показателей.

4. Выработка стратегии устранения выявленных различий и достижения желаемых результатов на основе развития новых производств, диверсификации деятельности, создания новых филиалов и совместных предприятий, наращивания производственных мощностей и снижения издержек.

5. Поэтапное создание специальной системы планирования и прогнозирования, которая позволяет осуществлять регулярную разработку, анализ и контроль прогнозной и плановой информации.

Ее инструментальным базисом служит информационная система SAP R/3, спроектированная по блочно-модульному принципу как совокупность методов и моделей хранения и обработки финансово-экономической информации. Система содержит блоки имитационного анализа и прогнозирования, системного моделирования, анализа и формирования экономических нормативов, оценки состояния производственно-хозяйственной деятельности, комплексного анализа и оценки выполнения планов.

Особое внимание уделяется разработке маркетинговой стратегии компании. Группа «Титан» стремится одной из первых вступать

204

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2008

ЭКОНОМИКА

на открывающийся перспективный рынок, получая здесь большую долю собственности (как минимум 30 % рынка). Конкурентоспособность достигается за счет масштабных инвестиций в новейшее оборудование, концентрации ресурсов на высокорентабельных видах продукции, производимых с помощью прогрессивной технологии. При этом обеспечивается свой источник поставок сырья.

Основным критерием для выбора варианта плана является максимальная отдача на вложенные инвестиции исходя из текущей капиталоотдачи на рассматриваемом сегменте рынка и суммарного эффекта, связанного с его ростом в перспективе.

В связи с этим хотелось бы остановиться на трудностях компании в этой работе.

Во-первых, в России пока еще нет квалифицированных исследований рынка производства и потребления картонно-тарной продукции в разрезе отдельных ассортиментных групп. Многие научные и административные организации пользуются статистическими данными по укрупненным видам, например, картона - тарный, коробочный, а данные по плотности, сырьевой композиции, цвету поверхности картона оказалось найти очень сложно. Еще сложнее найти информацию о рынках потребления различных видов картонно-тарной продукции, прогнозных показателях их емкости.

Только такие обширные маркетинговые исследования могут служить базой для выбора оборудования и технологий проектируемого предприятия. Это, в свою очередь, влияет на показатели эффективности проекта. Поэтому для эффективного стратегического планирования развития бизнес-структур необходимо создать систему объективной статистической отчетности и организовать регулярные прогнозные исследования изменения емкости товарных рынков.

Система планов корпорации «Титан» включает четыре взаимосвязанных раздела:

- прогноз основных направлений развития ВИК (миссия, главные цели, направления развития и средства их достижения и др.) на длительный период (до 20 лет);

- перспективные планы диверсификации, совершенствования производства, науч-

но-технического, организационного, финансового и социального развития (на 3-5 лет);

- годовые планы производства, сбыта, закупок, затрат и финансовых результатов корпорации и ее структурных единиц;

- целевые программы (разработка и освоение новой продукции и технологии, освоение новых рынков, экономия ресурсов, снижение издержек, организационное развитие), инвестиционные проекты (строительство, реконструкция и приобретение нового оборудования, экология).

Стратегическое планирование является ведущим компонентом механизма развития корпорации, а разработка системы планов, их ресурсное обеспечение, создание условий для реализации - важнейшая задача менеджмента корпоративного центра. Вся система планов в корпорации взаимоувязана, обладает необходимой гибкостью и адекватно отражает реальные процессы и тенденции. Планирование является инструментом целеполагания и распределения ресурсов корпорации между структурными подразделениями, направлениями деятельности и этапами научно-производственно-сбытового цикла.

Планирование является важнейшим инструментом управления корпорацией, создающим условия для согласованного и сбалансированного развития и функционирования всех элементов системы, для принятия рациональных управленческих решений. Основная функция корпоративного центра - взаимная увязка и оптимальное сочетание усилий всех участников корпорации для улучшения конечного результата и эффективного использования конкурентного потенциала.

При высокой степени централизации, свойственной для малым и средним предприятиям, управленческий центр принимает большинство решений единолично, причем как по стратегическому, так и по оперативному производственному и календарному планированию. В корпорации планово-экономические органы принимают только основополагающие стратегические решения, которые детализируются в соответствующих подразделениях.

Эти органы определяют цели, приоритеты, лимиты, ресурсы, нормативы, саму

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 5/2008

205

ЭКОНОМИКА

систему планов, методику их разработки, механизм реализации, критерии оценки выполнения. Непосредственная разработка планов осуществляется самими подразделениями. Деятельность планово-экономических органов осуществляется под постоянным руководством и координацией со стороны высшего руководства, которое взаимоувязывает и сводит все функциональные и экономические планы в общий перспективный план.

Для этого в корпорации был создан специальный комитет, членами которого являются руководители ведущих подразделений и бизнес-единиц, а также планово-экономических служб корпорации. Эти службы определяют участников реализации плановых заданий, организационных, инвестиционных, инновационных и иных проектов, а также саму форму планов, направления, способы и механизмы достижения планируемых целей и обеспечения их ресурсами. Система плановых показателей после согласования с исполнителями служит основой для оценки деятельности различных подразделений, сфер деятельности и бизнес-единиц.

Оптимизационный подход к планированию предполагает их многовариантность, причем разработка планов исходит не столько из имеющихся ресурсов, сколько из достижимых целей. Для их достижения корпорация, как правило, в состоянии привлечь дополнительные, в т.ч. внешние инвестиции и кредиты.

Нахождение оптимального варианта плана достигается на основе итерации - последовательного перехода от одних решений к другим, улучшающим этот процесс.

При составлении планов стратегического развития корпорации применяются балансовые методы планирования в целях взаимной увязки ресурсов, которые необходимы корпорации в течение планового периода, а также нормативных потребностей в этих ресурсах. При недостаточности ресурсов осуществляется поиск дополнительных источников, для покрытия дефицита принимаются меры по снижению потребления, при избытке ресурсов - расширяется их потребление либо излишки реализуются.

В интегрированной корпорации составляется система балансов - натуральных

(материально-вещественных), стоимостных и трудовых. В их основе лежит балансовое уравнение: сумма остатков ресурсов на начало периода и их поступление из всех источников должна быть равна сумме расхода и остатка на конец периода. При этом необходимо достижение оптимальной структуры потребления и распределения ресурсов, обеспечивающей наибольшую эффективность функционирования и развития корпорации. В балансах указываются основные поставщики и потребители ресурсов. Наряду с материально-вещественными разрабатываются стоимостные балансы, где динамика и потоки ресурсов получают денежное выражение - бухгалтерские балансы, балансы денежных доходов и расходов, бюджеты.

Разрабатываются также трудовые балансы, которые отражают перспективное число и структуру рабочих мест (по подразделениям, профессиям, статусным группам и квалификации) и их замещение, а также ресурсы рабочего времени и их распределение по соответствующим периодам и видам работ.

В основу формирования плановых заданий кладутся перспективные нормативы затрат и эффективности использования различных ресурсов на единицу продукции и(или) времени. При планировании в корпорациях широко используются экономико-математические методы для проведения оптимизационных расчетов на основе математических моделей. Статистические модели формализуют зависимость между переменными (факторными) и результирующими величинами, например будущими доходами и вложениями с учетом действующих процентных ставок, нормативов дисконта и др.

Методы линейного программирования позволяют на основе решения систем уравнений и равенств, связывающих ряды переменных показателей, определять по заданным критериям оптимальные варианты функционирования и развития объекта планирования, например расходования тех или иных ресурсов при выборе технологии, вариантов загрузки оборудования, транспортных маршрутов, производственных потоков и т.д.

206

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2008

ЭКОНОМИКА

Рис. 1. Схема разработки целей корпорации

Рис. 2. Процесс стратегического планирования в корпорации

Стратегическое планирование развития корпорации направлено на обеспечение ее перспективной конкурентоспособности, расширенного воспроизводства активов, длительного устойчивого развития. Общая схема разработки целей корпорации представлена на рис. 1, а структура процесса стратегического управления - на рис. 2.

При разработке стратегии учитываются тенденции развития как самой вертикально-интегрированной корпорации, так и ее окружения. Оценка перспектив развития ВИК имеет в основном характер прогноза, т.е. системы аргументированных представлений, научно-обоснованного анализа экономических, социальных, технических, организационных и иных процессов, причинно-следственных связей между этими процессами и базовыми показателями конкурентоспособности ВИК, оценки складывающейся ситуации и выявления узловых проблем, подлежащих стратегическому решению на различных уровнях управления.

Стратегия устойчивого развития ВИК определяет долгосрочное взаимосвязанное развитие ресурсно-производственного и социального потенциала, улучшение финансовых результатов и обеспечение экологической безопасности. Долгосрочное и стабильное увеличение прибыли как крите-

рий успеха в условиях рыночной экономики должно иметь прочную, постоянно укрепляемую социальную и ресурсно-производственную основу.

Модель устойчивого развития ВИК предусматривает увеличение поставок на внутренний рынок. В ГК «Титан» она учитывает тенденцию повышения спроса на продукцию ЦБП (бумага, тарный картон, гофротара) на внутреннем рынке России. Архангельский ЦБК, несмотря на снижение цен на мировом рынке, увеличивает объем продаж. В 2002 г. началось производство и экспорт белой бумаги. Продукция ЦБК экспортируется в 48 стран.

Основу устойчивости развития лесного сектора экономики создала их вертикально-интегрированная структура, объединяющая бизнес «от делянки до потребителя». Долгосрочный горизонт достижения уровня устойчивого развития позволяет оптимизировать состав лесопромышленных корпораций на основе реализации стратегий структурного роста, когда каждый сектор ВИК (лесозаготовки, лесопиление, целлюлозно-бумажное производство) растет в соответствии с критериями эффективности, вкладом в общую капитализацию и прибыльность компании с учетом места данного элемента комплекса в общей структуре.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2008

207

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.