ЭКОНОМИКА
наращиваться путем их производительного использования, реинвестирования в другие, не менее прибыльные, проекты.
Разность ЧБС - ЧТС - можно интерпретировать как «чистую стоимость предприимчивости».
Расширение методов оценки проектов, рассмотрение разных вариантов финансового менеджмента их развития позволит руководителям предприятий принимать оптимальные решения по развитию бизнеса.
Библиографический список
1. Методические рекомендации по оценке инвестиционных проектов (вторая редакция). Официальное издание. - М.: Экономика, 2000.
2. Липсиц, И.П. Инвестиционный проект / И.П. Лип-сиц, В.В. Коссов. - М.: БЕК, 1996.
3. Дасковский, В.Б. Об эффективности инвестиций / В.Б. Дасковский, В.Б. Киселев // Экономист. - М.,2007. - № 3. - С. 35-48.
4. Дасковский, В.Б., Киселев В.Б. Фактор времени при оценке эффективности инвестиционных проектов / В.Б. Дасковский, В.Б. Киселев // Экономист. - М., 2008. - № 1.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ МЕХАНИЗМА ОПЕРАТИВНОГО И СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ В ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫХ КОРПОРАЦИЯХ
А.В. ЛЕВИЦКИИ, асп. каф. экономики и организации внешних связей предприятий лесного
комплекса МГУЛ
Современный этап экономического развития России определен как переход от экспортно-сырьевой составляющей экономического роста к инновационно ориентированной фазе развития. В настоящее время существенно возрастают требования к стратегическому и оперативному управлению развития предприятий. Актуальными становятся процедуры прогнозирования кризисных явлений в экономике, определения размера и характера их последствий для предприятия, планирования путей выхода предприятия из кризиса с наименьшими затратами. В инновационном развитии управленческой сферы важное место занимает проблема совершенствования механизма планирования и контроля. Особое значение для хозяйствующих субъектов приобретает отлаженность механизмов стратегического управления и постоянного совершенствования бизнес-процессов (БП).
Свои особенности решения этой проблемы имеют предприятия лесного сектора. Предприятиями лесного комплекса в 2010 г. было произведено товаров и оказано услуг на сумму более 750 млрд руб. Доля лесного комплекса в ВВП страны составила 1,3 %, в объеме отгруженной продукции - 4,7 %, в валовой
выручке от экспорта - 3,2 %, в общем объеме мировой торговли лесоматериалами - 2,9 %. В структуре лесопромышленного комплекса по видам экономической деятельности на долю лесозаготовок приходилось около 12 %, на долю обработки древесины и изделий из нее - более 30 %, на долю продукции ЦБП - более 42 % и на производство мебели - около 16 % [2]. Экономический кризис в 2009 г. оказал негативное влияние на финансовое состояние лесного комплекса. В целом по комплексу был зафиксирован убыток в размере 3024,7 млн руб. При этом убыточными были лесозаготовки (-7387,0 млн руб.) и деревообрабатывающая промышленность (-9239,2 млн руб.). Была получена прибыль в целлюлозно-бумажной промышленности (+12332,7 млн руб.) и в производстве мебели (+1268,8 млн руб.) [2]. Для повышения эффективности производства и конкурентного уровня лесопромышленных корпораций необходима разработка инновационного механизма управления.
Особая роль корпораций в экономическом развитии ЛПК обусловлена капиталоемкостью комплекса, высокой стоимостью технологического оборудования. Новая роль корпорации связана с привлечением инвести-
142
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2012
ЭКОНОМИКА
ций для реализации крупномасштабных проектов с длительными сроками окупаемости, в т.ч. вложений в дочерние фирмы с отрицательной рентабельностью, в сопряженные отрасли, инфраструктуру и т.д. Так, ГК «Титан» вложила 10 млн долл. в Цигломенский лесозавод в целях развития собственной лесосырьевой базы. Значительные средства вложены в строительство дорог общего пользования круглогодичного действия, в установку корьевых котлов, позволяющих сократить расход мазута. При этом отпала необходимость вывозить отходы на свалку.
Корпоративное управление можно рассматривать как систему взаимоотношений между менеджерами компании и их владельцами (акционерами), а также другими участниками бизнеса по вопросам, связанным с обеспечением эффективной деятельности компании и обеспечением интересов владельцев и других заинтересованных сторон.
Сущность корпоративного управления, по нашему мнению, можно раскрыть через отличие корпоративного управления от некорпоративного.
Во-первых, если в некорпоративном управлении объединены функции собственности и управления, а управление осуществляют сами собственники, то при корпоративном управлении, как правило, происходит разделение прав собственности и полномочий управления.
Во-вторых, возникновение корпоративного управления привело к формированию нового, самостоятельного субъекта хозяйственных отношений - института наемных управляющих.
В-третьих, при корпоративном управлении вместе с функциями управления собственники теряют и связь с бизнесом.
В-четвертых, если в системе некорпоративного управления собственники связаны между собой отношениями по вопросам управления, то в системе корпоративного управления отношения между собственниками отсутствуют и заменены на отношения собственников и корпорации.
Корпоративная структура характеризуется наличием самодостаточной, обособ-
ленной и довольно замкнутой группы работников (менеджмент и служащие корпорации), деятельность которой строго подчинена общим корпоративным целям; наличием оптимальной на данный момент централизации руководства и выстроенными в соответствии с этим корпоративными отношениями.
Изложенное позволяет заключить, что корпоративное управление представляет собой постоянное, преемственное обеспечение корпоративных интересов и выражается в корпоративном контроле.
Непосредственно корпоративное управление в лесопромышленных системах сводится к трем важнейшим направлениям:
- управление капиталом и собственностью;
- управление технологическим процессом;
- управление денежными потоками, оборотным капиталом, пассивами.
Эффективное управление лесопромышленной корпорацией должно отвечать следующим требованиям:
- обеспечение конкурентоспособности на мировом рынке на основе освоения новых технологий и методов организации лесопромышленного производства;
- учет интересов потребителя, согласование интересов всех участников корпорации;
- содействие определенной самостоятельности и предприимчивости подразделений и работников;
- развитие человеческого потенциала как одного из основных источников повышения производительности труда и качества продукции, улучшение условий труда, объективная оценка и признание достижений работников;
- социальная ответственность за развитие регионов местонахождения бизнеса;
- развитие корпоративной культуры и информационной открытости;
- совершенствование системы управления на базе аутсорсинга и изучения опыта наиболее эффективных организаций;
- развитие устойчивых связей с партнерами, в том числе с малым бизнесом.
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 5/2012
143
ЭКОНОМИКА
Рис. 1. Формы оперативного контроля в лесопромышленной экономической системе
Своевременная адаптация к внешним условиям, анализ альтернативных вариантов развития и выработка механизмов их реализации во многом должны базироваться на оперативной информации, которая может быть получена при эффективной системе оперативного учета и контроля, позволяющей своевременно анализировать и оценивать тенденции развития, использования внутренних ресурсов, процессов производства и потенциальных возможностей. Это обеспечивает своевременное выявление нежелательных отклонений, их устранение и способствует эффективному функционированию системы управления, направленной на увеличение доходов лесопромышленной корпорации.
Таким образом, оперативный контроль как неотъемлемая часть механизма управления в условиях рынка претерпевает серьезные изменения, в первую очередь связанные непосредственно с изменением его содержания и места в системе управления.
В процессе оперативного управления решается множество задач, связанных с выбором оптимального варианта построения производственно-хозяйственной деятель-
ности во времени. Оперативный учет при этом представляет процесс выработки потока управленческих решений, направленных на реализацию плановых показателей в бизнес-процессах хозяйствующих субъектов. Оперативный контроль связан с процессами, которые необходимы корпорации для преоб-
разования лесосырьевых ресурсов в лесопромышленную продукцию (рис. 1).
Оперативный контроль выступает в системе управления ресурсами в следующих формах:
- предварительный контроль, с помощью которого проверяется правильность поставленных задач, достоверность и точность выполненных прогнозов, возможность обеспечения ресурсами планируемых операций. Задачей предварительного контроля является определение целесообразности и законности осуществления операций;
- текущий контроль используется в ходе производственного процесса: выполняется измерение, сравнение, оценка контролируемого объекта, а также вырабатываются корректирующие действия, позволяющие в срок и с необходимым качеством достичь запланированных конечных результатов;
- последующий контроль изучает и оценивает показатели уже происшедших процессов и обеспечивает руководство корпорации информацией для осуществления перспективного планирования.
Рациональная организация исполнения управленческих решений на основе данных систематического контроля за соблюдением норм и их качественным исполнением является предпосылкой обеспечения эффективности всей системы оперативного контроля.
В жесткой конкурентной среде бизнеса в лесном секторе нужна эффективная система
144
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2012
ЭКОНОМИКА
планирования, основанная, в том числе, и на оперативной информации. Для этого необходима синхронизация всех организационных функций, которая может быть осуществлена путем построения взаимоувязанных плановых документов - бюджетов.
Процесс бюджетирования рассматривается как технология составления согласованной по всем структурным подразделениям или функциям программы функционирования корпорации, основанной на прогнозах изменения внешних и внутренних факторов, влияющих на деятельность организации, расчетах финансовых и нефинансовых показателей деятельности, а также механизмах оперативного учета и контроля, которые позволяют установить отклонения и обеспечивают руководителей своевременной информацией, помогающей в решении возникающих проблем.
Оперативная учетно-контрольная система призвана обеспечивать оперативную обработку «индикативных» сигналов текущей производственной деятельности хозяйствующего субъекта с целью получения информации о результатах текущего исполнения бюджетов для оценки и анализа возникающих отклонений.
При внедрении системы процессноориентированного бюджетирования в корпорации необходимо, установить прямую взаимосвязь показателей бюджетов со стратегическими целями деятельности, применяя возможности сбалансированной системы показателей. То есть нужно начинать с определения целей деятельности, бизнес-процессов и разработки сбалансированной системы показателей.
На данный момент отсутствует система бюджетирования, в которой стратегические цели детализируются до уровня бизнеспроцессов, определяется влияние каждого из них на объем и структуру ресурсов предприятия, происходит адекватное распределение ответственности.
Процессно-ориентированная мето-
дика бюджетирования соответствует и логически связана со стратегическими целями деятельности промышленного предприятия, позволяет определять роль каждого бизнес-
процесса в их достижении, при оптимальном формировании и использовании ресурсов.
Построение системы бюджетирования лесопромышленного предприятия по бизнеспроцессам и центрам ответственности (владельцам процессов) предоставляет больше возможностей для эффективного управления, принятия управленческих решений с учетом всеобщей системы качества управления, сбалансированной системы показателей и персонификацией ответственности. Прозрачные бизнес-процессы, своевременная и качественная отчетность, открытость лесопромышленной компании для рынка увеличивают привлекательность и стоимость компании.
Каждый процесс имеет свою цель, которая является критерием его эффективности. Цели всех процессов являются целями нижнего уровня, через реализацию которых достигаются цели верхнего уровня - цели предприятия. Управляя процессами и постоянно совершенствуя их, предприятие добивается высокой эффективности деятельности.
Способ управления, рассматривающий предприятие не как совокупность отделов, а как совокупность бизнес-процессов, получил название процессного подхода.
Основные преимущества процессного подхода перед функциональным заложены в его направленности на конечный результат, что позволяет:
- мотивировать всех сотрудников на результат процессов (продукт, услугу). При процессном подходе потребитель результатов деятельности подразделений - клиент (объективная оценка результата), а не руководитель (субъективная оценка);
- быстрее реагировать на изменения внешней и внутренней среды, т.к. функции организационных единиц, не видя связи между ними, перестраивать гораздо сложнее;
- сокращать время выполнения процесса при повышении качества выполняемых работ за счет исключения операций передачи информации по иерархии управления;
- эффективнее сокращать затраты, т.к. работа с процессами позволяет избегать дублирования работ, а соответственно и роста затрат.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2012
145
ЭКОНОМИКА
Рис. 2. Организационная модель процессного бюджетирования в лесопромышленных экономических системах
Процессный подход открывает возможности для использования сбалансированной системы показателей, системы менеджмента качества, системы мотивирования персонала.
Организационная модель процессного бюджетирования может быть представлена следующим образом (рис. 2).
Процесс формирования бюджета представляет собой целостную, четко работающую систему непрерывного планирования, включающую все основные вопросы: от обоснования целей и задач до контроля его исполнения на всех стадиях.
Внедрение системы процессно-ориентированного бюджетирования в лесопромышленных экономических системах позволит повысить эффективность механизма оперативного и стратегического управления и контроля.
Библиографический список
1. Зубарева, Е.В. Оперативный учет и контроль как составляющие процесса бюджетирования строительных организаций / Е.В.Зубарева // Экономический анализ: теория и практика. - 2009. - № 4.
2. Кожемяко, Н.П. Управление стратегическим развитием лесного сектора Российской Федерации на принципах частно-государственного партнерства / Н.П. Кожемяко. - М.:ФГУП «ГНЦ ЛПК», 2011. - 160 с.
3. Кожухов, Н.И. Лесной сектор экономики России на этапе перехода к постиндустриальному способу производства товаров и услуг / Н.И. Кожухов // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. - 2011. - № 1 (77).
4. Манюшко, Е.В. Приоритеты планирования и организационное развитие предприятия / Е.В. Ма-нюшко // Вестник университета (Государственный университет управления) - 2008. - № 2.
5. Меньшикова, М.А. Формирование инструментов и механизмов современной системы оперативного управления лесопромышленного производства / М.А. Меньшикова // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. - 2011. - № 1(77).
146
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2012