Научная статья на тему 'Внутриотраслевая конкуренция ГК «Титан». История компании АЦБК. История возникновения ГК «Титан»'

Внутриотраслевая конкуренция ГК «Титан». История компании АЦБК. История возникновения ГК «Титан» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
304
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пинягина Н. Б., Кузьмин Д. В.

Пинягина Н.Б., Кузьмин Д.В. ВНУТРИОТРАСЛЕВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ ГК «ТИТАН». ИСТОРИЯ КОМПАНИИ АЦБК. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГК «ТИТАН». В статье рассматриваются основные конкуренты холдинга ГК «Титан» на внутреннем лесопромышленном рынке, анализируется возможность исходя из исторического контекста следовать умеренным неуклонным темпом в сторону расширения долевого участия на рынке России и ближнего зарубежья. Также освещается история возникновения и развития крупнейшего лесопромышленного холдинга на базе Архангельского ЦБК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pinyagina N.B., Kuzimin D.V. THE COMPETITION TO INWARDLY BRANCHES GC «TITANIUM». THE HISTORY TO COMPANIES ACPC. THE HISTORY OF THE ORIGIN GC «TITANIUM». Main rivals holding GC Titanium are considered In article on home markets of timber industry, is analysed possibility, coming from history context, follow the moderate steady rate aside expansions of the share participation on the market of the Russia and near зарубежья. Is it Also illuminated history of the origin and developments the most largest holding in timber industry on the base Archangelsk CPC.

Текст научной работы на тему «Внутриотраслевая конкуренция ГК «Титан». История компании АЦБК. История возникновения ГК «Титан»»

ЭКОНОМИКА

При приведении организационно-правовой формы центра управления программой в соответствие с требованиями законодательства и получении лицензии на осуществление лизинговой деятельности он может выступать в качестве лизинговой компании.

Проведение операций по финансовому лизингу имущества может осуществляться по следующей схеме (рис. 3).

Описание схемы:

1. Банк осуществляет расчетно-кассовое обслуживание центра управления программой.

2. Между банком и центром заключается соглашение на открытие кредитной линии.

3. За счет кредитных ресурсов центр осуществляет покупку оборудования согласно заявкам и передает его лизингополучателю (по договоренности между центром и производителем оборудования в договоре купли-продажи может быть предусмотрена рассрочка платежа).

4. Лизингополучатель осуществляет лизинговые платежи в соответствии с графиком, предусмотренным договором о финансовом лизинге имущества.

5. Часть средств, поступающих от лизингополучателя, направляется на погашение задолженности по кредиту.

ВНУТРИОТРАСЛЕВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ ГК «ТИТАН». ИСТОРИЯ КОМПАНИИ АЦБК. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГК «ТИТАН»

Н.Б. ПИНЯГИНА, доц. каф. экономики и организации л/х и л/п МГУЛ, канд. экон. наук, Д.В. КУЗЬМИН, ст. преподаватель каф. менеджмента и маркетинга МГУЛ

АЦБК:

является одним из лидеров -отрасли. Комбинат - первый по величине производитель тарного картона в России и второй по варке целлюлозы. Доля АЦБК в общем объеме производства тарного картона России составляет более 24 %. Комбинат выпускает 9 % всей отечественной товарной целлюлозы, около 13 % целлюлозы по варке и 2 % бумаги.

Основным конкурентом АЦБК являются предприятия группы «Илим Палп», на долю которых приходится около 30 % картона, 60 % товарной целлюлозы, 40 % целлюлозы по варке и 7 % российского производства бумаги.

Третьим производителем по товарному отпуску целлюлозно-бумажной продукции является «Монди бизнес-Пейпер - Сыктывкар». Сыктывкарский комбинат производит около 9,5 % сваренной целлюлозы и 7 % картона. Выпуск целлюлозы и картона другими предприятиями значительно уступает лидерам отрасли.

Комбинат обладает рядом конкурентных преимуществ, позволяющих ему занимать лидирующие позиции на внутреннем рынке по всем основным позициям выпускаемой продукции.

Как отмечалось выше, одной из проблем, препятствующих динамичному развитию ЦБП, является износ основных фондов. Модернизация и техническое перевооружение бумажного и картонного производства на АЦБК позволили сократить износ основных фондов на комбинате с 83 % до 50 %, что выгодно отличает предприятие от конкурентов.

За годы своей деятельности АЦБК сумел привлечь в модернизацию и создание новых производств более 500 млн долл. США. Кроме того, это единственная лесопромышленная компания, которая за годы рыночных преобразований построила новое промышленное предприятие - крупнейшую в восточной Европе фабрику гофрокартона и гофротары в г. Подольске, вложив в ее создание 37 млн долл. США.

В стадии разработки находится еще ряд инвестиционных проектов. Предусматривается создание новых предприятий по производству тарного картона, гофрокартона и гофротары совместно с рядом ведущих европейских фирм. В Центральном регионе России намечено строительство крупнейшего в России картонного комбината с использованием макулатуры в качестве сырья.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007

157

ЭКОНОМИКА

История компании. История возникновения АЦБК

1940 г. - пущены в эксплуатацию первые цеха Архангельского целлюлозно-бумажного комбината. К концу года произведено почти 100 т небеленой целлюлозы и более 140 т оберточной бумаги.

С началом Великой Отечественной войны Архангельский ЦБК приступает к выпуску продукции для военных нужд.

В трудные послевоенные годы АЦБК наращивает мощности, увеличивая производство сульфитной целлюлозы и осваивая производство бумаги.

1968 г. - построено и сдано в эксплуатацию сульфат-картонное производство. Через год картон начинает поставляться на экспорт.

1975 г. - пущен завод по производству беленой сульфатной целлюлозы, задействована первая автоматизированная система управления производством (АСУП). С этого времени АЦБК становится многопрофильным крупнейшим предприятием страны, не имеющим равных по мощности в Европе.

1988 г. - осуществлен переход комбината на хозрасчет.

1992 г. - АЦБК становится акционерным обществом.

1994 г. - реструктуризация АЦБК, в ходе которой создается 11 самостоятельных дочерних предприятий.

1996 г. - кризис в отечественной промышленности, АЦБК оказывается на грани банкротства.

В 1997 г. - АЦБК становится компанией с почти 100-процентым частным капита-

лом. Крупный пакет акций концентрируется у производственно-коммерческого предприятия «Титан», значительные доли акций - у западных акционеров. Руководству комбината удалось вывести АЦБК из кризиса, создать сильную управленческую команду, которая смогла изменить ситуацию к лучшему и вывести комбинат в лидеры отрасли.

1998 г. - реформа организационно-управленческой структуры комбината. Образовано два открытых акционерных общества: «Архангельский ЦБК» (производство) и «Арх-бум» (снабжение и сбыт).

2001 г., 19 октября - сварена 25-миллионная тонна целлюлозы со дня пуска АЦБК в 1940 г.

2002 г., декабрь - АЦБК установил новый рекорд по объему производства за всю историю на существующих мощностях - более 720 тыс. т целлюлозно-бумажной продукции за год.

2003 г. - управляющей компанией Архангельского ЦБК становится фирма Pulp Mill Holding (Австрия).

2005 г. - 65-летие АЦБК.

*

История возникновения ГК «ТИТАН» [8]

История группы компаний берет свое начало с общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческого предприятия «ТИТАН», которое было создано 2 ноября 1990 г. За этот период оно из маленькой компании, основанной В.Я. Крупчаком, которая размещалась в одной комнате на ул. Садовой, выросло до динамично развивающегося многоотраслевого холдинга, известного как группа компаний (ГК) «ТИТАН», объединяющего сегодня более 20 предпри-

158

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007

ЭКОНОМИКА

ятий, расположенных в Архангельской области и за ее пределами, на которых работают тысячи людей.

Сама идея создания корпоративной системы предприятий - группы компании «ТИТАН» - родилась в 1995 г. Инициаторы проекта ставили своей целью активно способствовать развитию экономики Поморского края. Главным направлением деятельности ГК «ТИТАН» является сфера лесопромышленного комплекса Архангельской области. Сегодня «ТИТАН» является одним из крупнейших операторов лесосырья Северо-Запада с годовым объемом поставок древесного сырья на различные деревообрабатывающие предприятия и целлюлозно-бумажные комбинаты более четырех миллионов кубометров, из которых около 1,5 млн м3 заготавливаются собственными предприятиями компании. Помимо своих девяти леспромхозов, среди которых выделяются такие, как «Усть-Покшеньский ЛПХ», «Шалакушалес» и «Дмитриевский ЛПХ», и которые входят в состав ООО «Титан-Леспром», в сферу влияния компании подпадают десятки лесозаготовительных предприятий из разных регионов России, поставляющих свою продукцию по договорам с ней. Основными ее потребителями являются Архангельский ЦБК иЛесозавод №25. Холдинг ведет большую работу в сфере устойчивого и ответственного лесопользования. В 2005 г. были сертифицированы первые три леспромхоза группы компаний «ТИТАН» по принципам Лесного попечительского совета и прошел первый этап подготовки к сертификации цепи поставок ОАО «Лесозавод-25».

С момента создания группы компаний ее менеджеров отличали энергия, напористость, желание добиться успеха, нацеленность на постоянное развитие. Все действия подчинялись одному - делу и результату. Для этого широко использовался и используется отечественный и зарубежный опыт, новейшие технологии в области производства, менеджмента и предоставления услуг.

При этом все предприятия ГК «ТИТАН» заботятся о своих сотрудниках, стре-

мятся создать необходимые условия всему персоналу для достижения профессиональной наивысшей квалификации, обеспечить гарантии социальной защиты и достойную оплату труда.

Знаковым событием начала 2006 г. стал прием группы компаний «ТИТАН» в члены Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей).

Сейчас холдинг выходит на новый уровень своего развития. Перед его предприятиями ставится цель - стать лидером в области производства продукции и услуг для максимально широкого спектра клиентов.

Добиться этого можно, лишь осуществив необходимую реорганизацию, обеспечив эффективность менеджмента вплоть до уровня прямого производства, и все это на основе взаимовыгодного и уважительного партнерства как с потребителями, так и поставщиками. Но для общего успеха только этого недостаточно, предприятиям важно быть и социально ответственными, что достигается путем их активного включения в работу по сохранению окружающей среды, сотрудничеству и помощи различным ветвям власти в реализации социальных программ.

Библиографический список

1. Виханский, О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Изд-во МГУ, 1995.

2. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мес-кон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с англ. - М.: «Дело», 1993.

3. Словарь-справочник менеджера / Под ред. М.Г. Ла-пусты. - М.: ИНФРА-М, 1996.

4. Современный бизнес: учеб. в 2 т. Т. 1: / Д.Дж. Реч-мен, М.Х. Мескон, К.Л. Боуви и др.; пер. с англ. - М.: Республика, 1995.

5. Управление персоналом организации: учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 1997.

6. Ковалев, В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика / В.В. Ковалев. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 1016 с.

7. Боди, Зви, Мертон, Роберт. Финансы / Боди, Зви, Мертон, Роберт; Пер.с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. - 592 с.

8. www.titangroup.ru.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007

159

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.