УДК 332
МЕТОДОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В РЕГИОНЕ
О.А.Фрейдман1
Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.
Обоснована необходимость проведения логистических исследований в регионе как специфического вида исследования факторов, влияющих на эффективность логистического менеджмента. Идея заключается в определении механизма проведения исследований логистических процессов для обнаружения взаимосвязей между фактором эффективной логистической деятельности и эффективностью социально-экономического развития территорий. Предложена классификация логистических процессов. Разработана система показателей для определения эффективности деятельности субъектов логистической системы. Ил. 4. Табл. 1. Библиогр. 6 назв.
Ключевые слова: логистический менеджмент; логистический процесс; логистический поток; эффективность логистической системы; управление эффективностью логистики.
METHODOLOGY OF RESEARCHES IN THE FIELD OF LOGISTIC PROCESS EFFICIENCY MANAGEMENT IN THE
REGION
O.A. Freidman
Irkutsk State University of Railway Engineering, 15, Chernyshevsky St., Irkutsk, 664074.
The author proves the necessity to carry out logistic researches in the region as a specific kind of the research of the factors affecting the efficiency of logistic management. The idea is to identify the mechanism of researches of logistic processes in order to detect correlations between the factor of the effective logistic activity and the efficiency of socioeconomic development of territories. The classification of logistic processes is suggested. The system of indicators to determine the performance of logistic system subjects is developed. 4 figures. 1 table. 6 sources.
Key words: logistic management; logistic process; logistic flow; efficiency of the logistic system; management of logistic efficiency.
Одним из основных требований осуществления принципов логистического менеджмента региона является достижение высокой точности прогноза развития логистических систем в сфере межрегионального и международного обмена.
Расширение глобальных экономических связей в азиатской части Российской Федерации, прежде всего, связано с увеличением международных контактов между Россией, Монголией и Китаем. С учетом того, что будущие и существующие российские предприятия различны по типу конечного продукта, создание схем логистических процессов также должно быть дифференцированно. Создание крупномасштабных логистических комплексов требует организации и проведения разнообразных расчетных и исследовательских подготовительных работ, частью которых являются маркетинговые и логистические исследования.
Логистическая система управления материальными потоками региона включает в себя множество взаимосвязанных элементов. В условиях исследования структуры и логистической системы на уровне международного сотрудничества можно выделить:
- транспортно-логистические центры по распределению готовой продукции и ресурсов;
- логистические схемы товародвижения;
- производственные логистические системы;
- системы таможенного оформления и контроля;
- расчетно-аналитические центры;
- транспортные системы по перемещению грузов.
Создание системы логистического менеджмента в
регионе и реализации логистических стратегий требует осуществления ряда подготовительных процедур, связанных со сбором и обработкой маркетинговой и логистической информации.
Решение такой проблемы невозможно на уровне логистических или маркетинговых отделов обособленных предприятий и организаций, следовательно необходимо создание программы логистических исследований, в которых бы предусматривался порядок их проведения, инструментарий, методы обработки и анализа маркетинговой и логистической информации.
Объектом логистических исследований в сфере регионального и межрегионального обмена являются логистические процессы и потоки перевозимых материальных ценностей. Предмет исследования находится в сфере изучения логистических процессов и связан со способами их организации, стратегией размещения логистических центров, определением мощно-
1Фрейдман Оксана Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, тел.: 89149255021, е-mail: [email protected]
Freidman Oksana, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Management, tel.: 89149255021, e-mail: [email protected]
сти логистического канала, метода транспортировки груза.
Вопросы обоснования необходимости проведения логистических исследований ранее рассматривались такими зарубежными учеными, как П. Конверс и П.Друкер, М.Кристофер и Г.Уилс, Э.Мате и Д. Тиксье [5]. В трудах перечисленных ученых подчеркивались возможности логистики в части исследования, прогнозирования и дальнейшей оптимизации затрат, оптимизации логистических процессов в отрасли, включая вопросы размещения логистических центров, предприятий и складов.
Сегодня можно констатировать, что логистические исследования являются отдельным научным направлением, развивающимся на основе методологии маркетинговых исследований и анализе затрат в логистике. Кроме этого, исследование уже существующих логистических процессов должно давать информацию об основных показателях их эффективности, что в дальнейшем будет влиять на разработку оптимальных логистических схем товародвижения. Исследование логистических потоков направлено на изучение потребности в транспортных, кадровых, складских ресурсах, обеспечивающих логистический процесс товародвижения.
Исследование процессов логистического менеджмента обусловлено необходимостью регулирования социально-экономического развития региона, где логистике принадлежат такие определяющие функции, как эффективное обеспечение региона ресурсами (материальными, финансовыми, информационными), а также их распределение и перераспределение. В качестве базовых факторов, помимо обладания природными ресурсами, влияющих на эффективность развития региона, необходимо выделить следующие:
- наличие развитой транспортной инфраструктуры региона;
- наличие эффективно функционирующих промышленных и сельскохозяйственных производств;
- профессиональная и территориальная мобильность трудовых ресурсов;
- развитие внутри- и межрегионального обмена ресурсами;
- оптимальное финансирование бюджета как основы управления общественным сектором (рис. 1).
Все это в целом определяет возможную успешность развития региона, но только в условиях эффективно организованных логистических процессов и потоков.
Существующие в настоящее время разработки в области методологии логистических исследований и анализа межрегионального товарообмена представляют собой обширное поле для выбора инструментария исследования потоковых процессов, хотя не дают конкретных рекомендаций применительно к системе международных логистических операций.
Поставленная задача по исследованию логистических процессов в сфере международных обменных операций представляет собой многоуровневый процесс. В соответствии с классификацией методов проведения логистического исследования, цели исследования должны быть дифференцированы на поисковые, описательные и экспериментальные. Поэтому исследование поля логистического менеджмента представляет собой последовательный организованный процесс сегментирования логистических потоков по приоритетным признакам изучения факторов, влияющих на эффективность логистики региона.
Все логистические потоки в регионе можно классифицировать по ряду признаков:
- по признаку ресурса: материальные, финансовые, информационные, трудовые (кадровые);
- по признаку входа и выхода: входящие и выходящие;
- по признаку отношения к среде региона: внешние и внутренние;
- по признаку места возникновения: потоки закупок, внутрисистемные производственные потоки, распределительные потоки;
- по отраслевым сферам хозяйствования.
Логистические процессы, связанные с управлением потоками ресурсов также подлежат классификации по видам функциональных полей логистики и логистическим операциям, что приведено на рис. 2.
На первоначальном этапе осуществления логистических исследований потоковых процессов необходимо определить потребности и параметры мониторинга. Например, в качестве таких параметров в сфере управления транспортными потоками являются:
- уровень потребности в транспортных единицах
Рис. 1. Группы факторов, влияющих на эффективность развития региона
Материальный поток
Финансовый поток
Информационный поток
Кадровый поток
Классификация по функциям логистики
( \
Организация
распределительных
процессов
)
с N
Контроль точности
распределительного
процесса
)
/ \
Формирование оптимальной структуры источников финансирования
Организация поступления финансовых ресурсов по принципу «точно в срок»
Планирование и перемещение
с N
Управление
► базами
данных
Ч /
с >
Управление
шумами
(рисками)
к >
Управление миграцией ресурсов
Управление перемещением ресурсов в регионе и за его пределами
Рис. 2. Классификация процессов логистического менеджмента региона по видам потоков
для перевозки пассажиров и грузов;
- количество времени выполнения одного (каждого) маршрута;
- время ожидания на остановках муниципального транспорта (можно в сравнении с ожиданием частного транспорта) или время простоя в процессе погрузоч-но-разгрузочных работ и осуществления транспортно-экспедиционных услуг.
На втором этапе выявляют факторы, влияющие на достижение потребностей, которые рационально дифференцировать по видам логистических функций. В этом случае выделяют функции: формирование заказа, обеспечение исполнения заказа, распределение ресурсов, управление процессом (производственная логистика - оказание услуг). Например:
1.Определение величины заказа, в нашем случае определение количества транспортных единиц, которое зависит от эффективной методики расчета относительно таких параметров, как численность населения, насыщенность конкурентного рынка, сезон.
2.Обеспечение заказа (его исполнение), которое зависит от достаточного финансирования, надежности поставщика, внутренних факторов самого предприятия.
3.Определение факторов, влияющих на распределение транспортных единиц.
4. Определение факторов, влияющих на эффективность процесса перевозок: безопасность, производственная дисциплина, диспетчеризация.
Как видно из представленной последовательности, каждая группа функций предполагает выявление собственной группы факторов, из-за чего анализ ста-
новится достаточно объемной и трудоемкой процедурой (рис. 3).
На третьем этапе непосредственно проводится сбор данных о процессе по результатам прямого наблюдения, сбора отчетных данных, которые группируются по функциям логистики: формирование заказов, управление запасами и складирование, транспортировка, распределение, сервис.
Прогнозирование развития логистических процессов заключается в измерении таких параметров логистического процесса, как объем материальных ресурсов, время их поставки, период поставки, планируемый уровень качества процесса, прогнозирование средних цен договора, прогноз сумм финансирования бюджета территорий в рамках обслуживания логистических процессов.
Применяя процессный подход к исследованию процедур управления материальными, финансовыми, информационными потоками, необходимо определить потребности на входе логистического процесса управления потоком и соответствие их реализованному конечному продукту управления.
Представленная задача предполагает постановку цели исследования. В данном случае в качестве цели исследования можно рассматривать создание и оптимизацию транспортно-логистической схемы движения логистических потоков в системе международного обмена между Россией и Китаем. Поставленная цель требует решения таких задач исследования, как определение объемов поставляемых ресурсов; определение базовых и оптимальных параметров поставки у потребителя (время, уровень сервиса, точки отправки и доставки, длина трафика, скорость движения и т.д.);
Рис. 3. Алгоритм проведения исследований логистических процессов в регионе
разработка схем транспортировки и складирования материальных ресурсов; обеспечение безопасности перемещения и размещения материалов; определение возможных логистических рисков и разработка мероприятий по их снижению; определение параметров эффективности логистической схемы транспортировки грузов. Для прогнозирования каждого параметра процесса используются банки статистической информации и математические модели.
Определение параметров и оценка эффективности логистического процесса первоначально предполагает формулирование самого понятия эффективности применительно к условиям территориальности и организации логистического управления материальным потоком.
Эффективность является результативным параметром логистической системы. Существует множество общих подходов к оценке эффективности процессов. Первоначально эффект можно определить как результат каких-либо причин, действий. Понятие экономического эффекта связано с определением разницы между результатами деятельности и затратами на достижение этих результатов.
Стратегическая эффективность представляет собой степень полноты реализации стратегии, качества решения поставленных задач применительно к логистической стратегии, полноту и качество реализации
целей логистики в рамках организации логистических процессов.
По мнению различных специалистов, эффективность логистической системы - это соотношение между заданным показателем результата функционирования логистической системы и фактически реализованным.
По мнению такого специалиста, как С.А. Бубнов [6], понятие эффекта логистической системы является недостаточно разработанным, формулы расчета эффекта логистической системы можно характеризовать как примитивные, например: «Все показатели для оценки эффективности рассчитываются как: 1) результат / затраты - результат, полученный на единицу затрат; 2) затраты / результат - удельная величина затрат, приходящаяся на единицу полученного результата; 3) (результат - затраты) / результат -удельная величина эффекта, приходящегося на единицу получаемых результатов.
Данные соотношения являются базовыми при разработке показателей эффективности логистической системы» [6].
На практике реализация подобных методик осложняется несколькими моментами:
1. Результат логистического процесса не всегда сопоставим с уровнем экономических затрат и несопоставим в отношении единиц измерения. Результат
может иметь качественную или временную характеристику, в то время как затраты имеют стоимостную характеристику.
2. Результат логистической стратегии и логистического процесса может не характеризоваться высокими количественными показателями. При этом эффект, который он оказывает на внешнюю систему, может быть мультипликативным и иметь решающее значение для развития множества взаимосвязанных систем. В этой связи чаще определяют не эффективность логистических систем, стратегий, процессов, а эффективность логистических функций.
Поэтому для разработки подходов к анализу и расчету эффективности логистических процессов, логистических систем и стратегий, необходима дальнейшая формализация этих понятий в рамках территориальных систем.
Повышение эффективности логистической системы может быть связано как с экстенсивными, так и с интенсивными факторами. К экстенсивным факторам следует отнести количественное наращивание объемных характеристик логистического процесса (количество перевозимых грузов, увеличение складских площадей, затрат на логистический сервис). К интенсивным факторам относят усилия, направленные на рациональное использование имеющихся ресурсов, которое выражается в перераспределении материальных потоков, кадровых и финансовых ресурсов в процессе осуществления логистических операций.
Существует также классификация эффективности логистических процессов по статическому и динамическому признаку. К статической эффективности логистических процессов относят эффективность функционирования логистической системы во внешней среде без ориентации на ее дальнейший рост. Динамическая эффективность определяет надежность, качество и безопасность системы в долгосрочной перспективе.
Поскольку логистический процесс охватывает материальные, финансовые информационные и кадровые потоки, то понятие его надежности и безопасности также будет сопряжено с понятием «эффективность процесса».
Кратко определения эффективности и методика расчета показателей эффектов представлены в таблице.
С учетом понимания территориального определения эффективности логистических процессов необходимо интегрировать принципы оценки управленческой эффективности в систему логистического менеджмента.
Показатель динамической эффективности, представленный в таблице, наиболее удобен в расчете и характеризует не только уровень, но и качество работы логистической системы. Это объясняется интегрированным характером показателя, а также тем, что его составные компоненты являются вполне измеримыми и могут быть так же использованы, как критерии. Например, при измерении надежности (Н) рассчитывается соотношение доли выполненных заказов в разные годы. Измерение безопасности (Б) характеризуется
соотношением показателей доли заказов, выполненных без нарушения норм безопасности любых логистических процессов. Измерение показателя качества наиболее специфично, так как зависит от стратегии формирования этого показателя, которая определяется руководством (ниже рассмотрено измерение показателя качества через показатель удовлетворенности контрагентов).
С учетом понимания территориального определения эффективности логистических процессов необходимо интегрировать принципы оценки управленческой эффективности в систему логистического менеджмента.
В целом, под управлением эффективностью понимают совокупность процессов управления, анализа и информационных технологий в сфере финансовой и операционной деятельности организаций. Данные процессы связаны со сферой стратегического планирования и позволяют оценивать эффективность деятельности хозяйственных систем и управлять процессом достижения запланированных результатов. Методы оценки эффективности управления используются в данный момент при оценке эффективности управления муниципальным образованием и могут стать основой для разработки показателей эффективности управления логистическими процессами на территории [3, С.82-86].
Управление эффективностью логистических процессов в регионе базируется на подходе к анализу трех групп индикаторов:
- индикаторов социально-экономического развития региона;
- индикаторов эффективности реализации маркетинговых стратегий, так как логистические стратегии часто реализуются в рамках маркетинговых;
- индикаторов реализации логистического подхода в управлении потоковыми процессами на территории.
Сбор и анализ информации по первым двум группам индикаторов основывается на систематизации экономико-статистических и маркетинговых исследований процессов регионального развития и межрегионального обмена.
Для определения эффективности третьей группы индикаторов необходимо определить направление логистических исследований (по видам потоковых процессов). Как видно из алгоритма, центральное место в исследовании эффективности потоковых процессов занимает определение и исследование его параметров. В качестве параметров логистического процесса за рубежом используют следующие показатели (в соответствии с результатами исследования компании Вейоп 01скт$оп)[1, С.551-558]:
- уровень обслуживания клиентов;
- величину (уровень) запасов материальных ценностей;
- уровень издержек на логистику, в том числе транспортных;
- уровень административных издержек на логистику.
В современной российской практике проектирования и управления логистическими процессами ранее
Виды показателей эффективности логистического менеджмента в регионе и методика _их расчета_
Наименование и характеристика показателя Формула для расчета Смысловое значение
Эффект - это результат (или следствие) каких-либо причин, действий Отношение количества достигнутых целей к поставленным Эц= Цд /Цп Имеет стратегическое значение и показывает степень достижения результата
Эффективность логистической системы - это соотношение между заданным (целевым) показателем результата функционирования логистической системы и фактически реализованным (результат - затраты) / результат Удельная величина эффекта, приходящегося на единицу получаемых результатов
Эффективность - это мера полноты и качества решения задачи, которая ставится перед управляющей системой, выполнения системой своего предназначения результат / затраты Результат, полученный на единицу затрат
Удельная эффективность затрат показывает величину экономического эффекта на 1 рубль полученного результата затраты / результат Удельная величина затрат, приходящаяся на единицу полученного результата
Статическая эффективность - эффективность функционирования логистической системы во внешней среде без дополнительного роста Формула выбирается по результату цели функционирования системы Показывает текущее состояние логистической системы, т.е. решение вопросов тактики
Динамическая эффективность -эффективность развития логистической системы, которая обеспечивает ее надежность (Н), безопасность (Б) и качество (К) в долгосрочной перспективе Эр=Н*Б*К Формула формируется как интегрированный показатель, объединяющий перечисленные параметры
разрабатывались интересные методики оценки параметров процесса. Например, С.А. Бубновым [6] был предложен следующий алгоритм оценки проектирования логистического процесса на основе БООР-модели. Набор показателей достаточно объемен и представлен в БООР модели версии 5 более чем 340 вариантами. В эталонной модели логистических систем содержится пять стандартных процессов: планирование (Р); закупка (Б); производство (М); поставка (й); возврат (Р).
Бубнов С.А. считает [6], что в последнее время вопрос повышения эффективности логистического процесса и эффективности действий участников цепи поставок в последнее время связан с поглощением звеньев этой цепи. Предлагаемая им методика управления процессами логистики в цепях поставок способствует достижению взаимных целей контрагентов и является весьма привлекательной для рыночного взаимодействия.
Этот подход актуален в условиях управления межрегиональными и международными цепями поставок. Условия развития межгосударственных партнерских связей способствуют использованию методики, предложенной С.А. Бубновым, которая заключается в управлении изменениями в существующей логистической системе и соответственно в протекающих в ней процессах.
Следовательно, необходимо классифицировать подходы к их определению соответственно целям исследования перед осуществлением выбора параметров, измеряющих эффективность логистики на терри-
ториальном уровне и уровне международных обменных операций.
В основу предлагаемой к рассмотрению классификации положены подходы к управлению эффективностью организации, суть которых состоит в повышении согласованности различных направлений деловой активности. В данном случае рассматривается возможность управления эффективностью логистических процессов в рамках стратегического планирования развития территории. Как известно, процесс управления предполагает осуществление контроля над показателями деятельности объекта управления, поэтому выделено три подхода к измерению эффективности логистических процессов:
1) измерение параметров эффективности потоковых процессов в логистике;
2) измерение эффективности методов управления логистическим процессом;
3) измерение эффективности реализуемых логистических стратегий и/или измерение несоответствий результатов деятельности существующих логистических систем.
1. Измерение параметров эффективности потоковых процессов в логистике.
С точки зрения логистики поток - экономическая величина, характеризующая систему структурно взаимосвязанных элементов, воспринимаемых как единое целое и подвергающихся динамическим изменениям за определенный период времени.
Поток в логистике является динамической величиной и дифференциальной функцией запаса. Следо-
вательно, измерение эффективности потокового процесса должно базироваться на показателях территориальных запасов в системе измерения времени и натуральных показателях. Качество потокового процесса может быть охарактеризовано с помощью показателей динамики состояния запасов и резервов логистической системы региона.
По мнению авторов работы «Методология логистики взаимодействующих потоковых процессов» В.М. Каточкова, А.Д. Ватуниной [2], представляется необходимым рассматривать поток как управляемую подсистему в составе системы управления, которую целесообразно осуществлять в пространстве четырех переменных: временной; пространственной; количественной; фазовой (качественной).
Для пространственного измерения потока характерны такие категории, как траектория, длина, начальная и конечная точки, для временного - продолжительность времени поставки, для количественного -объем поставок и т.п.
В методике данных авторов подробно описаны положения по возможностям измерения эффективности потокового процесса, однако не даны четкие рекомендации по проведению вычислений, что является актуальным. Видится, что для каждого потокового процесса должны быть выявлены некие специфические черты (особенности) в соответствии с которыми выбираются параметры измерений.
2. Измерение эффективности методов управления логистическим процессом.
В данном направлении наиболее эффективным подходом считается сравнивание ожидаемых и фактических результатов, а также ожидаемых и фактических затрат. Таким образом параметры управления логистикой опираются на показатели затрат, что характеризует экономическую эффективность управления, и результатов, что характеризует стратегическую эффективность управления.
Предлагается проводить попарные сравнения: «ожидаемые затраты - фактические затраты»;
- «ожидаемые затраты - ожидаемые результаты»; «фактические затраты - фактические результаты» и «ожидаемые затраты - ожидаемые результаты».
Последняя пара характеризует сравнение фактической и ожидаемой эффективности от применения новых методов управления логистикой.
3. Измерение эффективности реализуемых логистических стратегий и/или измерение несоответствий результатов деятельности существующих логистических систем.
К данной группе параметров можно отнести:
- достижимость целей по времени (запланированное время к фактическому);
- достижимость целей по качеству реализации стратегии (удовлетворенность посредников и потребителей качеством услуг - в балльной системе оценки);
- соблюдение полноты реализации стратегии (сколько мероприятий из числа запланированных было реально выполнено);
- комбинаторность стратегии - соблюдение сочетаемости целей логистической стратегии со стратегиями маркетинга и общим стратегическим планом развития территории (или отдельного предприятия), рассчитывается как соотношение непротиворечащих друг другу целевых функций.
Таким образом, можно представить схему, определяющую оценку параметров эффективности реализации логистической стратегии или с помощью которой можно выявить несоответствия в деятельности подсистем логистики (рис. 4).
Итак, из вышесказанного можно сделать следующие выводы о методологии исследования логистических процессов в регионе:
1. Методы исследования логистических процессов должны быть направлены на изучение взаимосвязи факторов эффективности управления логистикой региона и уровнем качества жизни и социально-экономического развития территории.
2. Постановка цели, формулировка задач и выбор инструментария исследования логистических процессов зависит от классификационной группы логистического процесса.
3. Базовое значение имеет определение эффективности управления логистическими процессами в регионе. С этой целью критерии эффективности
Рис. 4. Схема оценки параметров эффективности реализации логистической стратегии
должны быть заранее методика их расчета.
сформированы и приведена
4. Выбор критериев эффективности должен быть основан на определении эффективности логистической стратегии, реализуемой в регионе.
Библиографический список
1. Джонсон Дж., Вуд Д.Ф., Вордлоу Д., Мэрфи-мл. Поль. Современная логистика / пер. с англ. / Дж. Джонсон, Дональд Ф. Вуд. 7-е издание. М.: Вильямс, 2005. 624 с.
2. Каточков В.М., Ватунина А.Д., Методология логистики взаимодействующих потоковых процессов / ЮжноУральский государственный университет, Челябинск
3. Муниципальное управление социально-экономическим развитием Маслянинского района Новосибирской области: Пилотный проект / под науч. ред. д-ра наук, проф. В.Н. Па-пело. Новосибирск: СибАГС, 2006. 407 с.
4. Уваров С.А. Управление цепями поставок: не только новые возможности, но и проблемы // Логистика. 2007. № 2. С.12-13
5. Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок / пер. с англ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 156 с.
6. Бубнов С.А. Методика проектирования логистических предприятий на основе концепции РОМ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://bestlog.Su/public/4.pdf
УДК 330.322.214
ЛЭНД-ДЕВЕЛОПМЕНТ КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
Н.Ю.Яськова1, А.И.Ходов2
Московский государственный строительный университет, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26.
Рассматривается девелопмент земли, который является основополагающим элементом любого инвестиционно-строительного проекта. Рассматривается понятие лэнд-девелопмент, задача которого правильно сформулировать концепцию будущей застройки на конкретном земельном участке с учетом имеющегося реального платежеспособного спроса, а также политика российских девелоперов по вопросам развития земли в условиях современного экономического кризиса и последующего восстановительного роста.
Ключевые слова: девелопмент; лэнд-девелопмент; инвестиционно-строительный проект; разукрупнение земли; инвестиционный бизнес.
LAND DEVELOPMENT AS A NEW TREND OF INVESTMENT AND CONSTRUCTION ACTIVITIES IN RUSSIA N.Yu. Yaskova, A.I. Hodov
Moscow State Building University
26, Yaroslavskoye Shosse, Moscow, 129337.
The article allows for land development that is a fundamental element of any investment and construction project. The object of the analysis is the concept of land development. The task of the last is proper formulation of the concept of future development in a particular area with regard to the available solvent demand, as well as the policy of Russian developers on the issues of land development under the conditions of the current economic crisis and subsequent recovery growth.
Key words: development; Land development; investment and construction project; land disintegration; investment business.
Понятие «девелопмент» (от англ. to develop -развивать, разрабатывать, раскрывать) в самом широком смысле используют для определения деятельности, предусматривающей качественные изменения в объекте и обеспечивающей, как правило, повышение его стоимости.
В зависимости от объектов развития на практике сформировалось несколько видов девелопмента:
девелопмент жилых многоквартирных зданий (residential development);
девелопмент офисных зданий (office development); девелопмент промышленных зданий (industrial development);
девелопмент зданий розничной торговли (retail
development);
девелопмент земли (land development) [1,3, 8]. Так как любой объект недвижимости неразрывно связан с землей, то можно сказать, что девелопмент земли (лэнд-девелопмент) является основополагающим элементом любого инвестиционно-строительного проекта (будь то жилой дом или торговый центр, точечная застройка или целый район), во многом определяющий результат проекта в виде полученной прибыли. Для российской практики это абсолютно новое понятие, требующее определения.
Под лэнд-девелопментом (Land development) в зарубежной практике принято понимать вид инвестиционного бизнеса, суть которого состоит в приобрете-
1Яськова Наталья Юрьевна, доктор экономических наук, профессор. Yaskova Natalia, Doctor of Economics, Professor.
2Ходов Александр Игоревич, аспирант. Hodov Alexander, Postgraduate Student.