Научная статья на тему 'Факторы повышения эффективности логистической деятельности предприятия'

Факторы повышения эффективности логистической деятельности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5193
527
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / КОНТРОЛИРУЕМЫЕ И НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЕ ФАКТОРЫ / ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ / КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ РАСХОДЫ / LOGISTICS PROCESSES / CONTROLLED AND UNCONTROLLED FACTORS / TIME OF LOGISTICS OPERATIONS / QUALITY OF SERVICE / LOGISTICS COSTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полухина А. А.

В статье рассмотрены теоретические подходы к проблеме повышения эффективности логистической деятельности на предприятии. Исследованы факторы, оказывающие влияние на эффективность логистической деятельности предприятия. Определены сущностные характеристики процесса повышения эффективности логистической деятельности на предприятиях. По степени контролируемости со стороны предприятия предложено систематизировать факторы на контролируемые и неконтролируемые. Также в работе рассмотрены преимущества выбора основных логистических факторов, которые дают возможность предприятию гибко реагировать на изменения в рыночной среде. Графически представлена элиминация времени выполнения логистических операций. Схематично представлена модель влияния фактора времени на эффективность логистической деятельности предприятия. Систематизированы факторы, оказывающие влияние на уровень затрат в процессе осуществления логистической деятельности предприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF INCREASE OF EFFICIENCY OF LOGISTICAL ACTIVITY OF THE ENTERPRISE

The article deals with theoretical approaches to the problem of improving the efficiency of logistics activities in the enterprise. The factors influencing efficiency of logistic activity of the enterprise are investigated. Essential characteristics of process of increase of efficiency of logistic activity at the enterprises are defined. According to the degree of controllability on the part of the enterprise, it is proposed to systematize the factors into controlled and uncontrolled ones. The paper also considers the advantages of choosing the main logistics factors that enable the company to respond flexibly to changes in the market environment. Elimination of logistics operations execution time is represented graphically. The model of the time factor influence on the efficiency of logistics activity of the enterprise is schematically presented. The factors influencing the level of costs in the process of logistics activities of the enterprise are systematized

Текст научной работы на тему «Факторы повышения эффективности логистической деятельности предприятия»

ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ А.А. Полухина, специалист по товарно-материальным ценностям

e-mail: poluhina.alena@mail.ru

ОАО «Оазис»

В статье рассмотрены теоретические подходы к проблеме повышения эффективности логистической деятельности на предприятии. Исследованы факторы, оказывающие влияние на эффективность логистической деятельности предприятия. Определены сущностные характеристики процесса повышения эффективности логистической деятельности на предприятиях. По степени контролируемости со стороны предприятия предложено систематизировать факторы на контролируемые и неконтролируемые. Также в работе рассмотрены преимущества выбора основных логистических факторов, которые дают возможность предприятию гибко реагировать на изменения в рыночной среде. Графически представлена элиминация времени выполнения логистических операций. Схематично представлена модель влияния фактора времени на эффективность логистической деятельности предприятия. Систематизированы факторы, оказывающие влияние на уровень затрат в процессе осуществления логистической деятельности предприятия

Ключевые слова: логистические процессы, контролируемые и неконтролируемые факторы, время выполнения логистических операций, качество обслуживания, логистические расходы

FACTORS OF INCREASE OF EFFICIENCY OF LOGISTICAL ACTIVITY OF THE ENTERPRISE A.A. Polukhina, commodities expert e-mail: poluhina.alena@mail.ru

Public corporation "Oasis"

The article deals with theoretical approaches to the problem of improving the efficiency of logistics activities in the enterprise. The factors influencing efficiency of logistic activity of the enterprise are investigated. Essential characteristics of process of increase of efficiency of logistic activity at the enterprises are defined. According to the degree of controllability on the part of the enterprise, it is proposed to systematize the factors into controlled and uncontrolled ones. The paper also considers the advantages of choosing the main logistics factors that enable the company to respond flexibly to changes in the market environment. Elimination of logistics operations execution time is represented graphically. The model of the time factor influence on the efficiency of logistics activity of the enterprise is schematically presented. The factors influencing the level of costs in the process of logistics activities of the enterprise are systematized

Key words: logistics processes, controlled and uncontrolled factors, time of logistics operations, quality of service, logistics

costs

Успешное реформирование в российской экономике многие ученые и практики связывают с возможностями использования на всех уровнях управления классических инструментов логистики. Однако, как показывает опыт, эти инструменты, хорошо зарекомендовавшие себя в западной практике, не всегда и не везде успешно применяются в нашей стране. Существующее многообразие форм организации бизнеса, специфики деятельности отдельных участников логистических систем и многие другие факторы обусловливают широкий круг подходов к повышению эффективности функционирования логистиче-

© Полухина А.А., 2018 38

ских систем, и соответственно, оценки эффективности принимаемых решений. Неоправданно широкий спектр задач, функций и объектов применения логистики, перечисленных в зарубежной и отечественной экономической литературе, затрудняет объективную оценку эффективности и целесообразности применения ее конкретных форм и методов в различных хозяйственных структурах.

Система логистической деятельности предприятия имеет ряд определяющих ее эффективность критериев:

- качественные (в первую очередь грузога-баритные) характеристики;

- специфические особенности рынков клиентов и поставщиков;

- избранные предприятием стратегия и концепция логистической деятельности;

- финансовые возможности предприятия;

- потенциал менеджмента и организационные мощности.

Причины для оптимизации и переустройства системы логистической деятельности могут быть самыми разными. Среди наиболее популярных, можно выделить следующие:

- принятие решения о поиске новых ниш на рынке или выходе на новые рынки;

- подготовка к новому сезону (при ярко выраженной сезонности в деятельности предприятия);

- активный рост товарного ассортимента;

- выведение собственных брендов на рынок;

- постоянный рост логистических издержек при неизменном или даже уменьшающемся уровне продаж;

- падение оборачиваемости товарных запасов на предприятии;

- устранение проблем со значительным числом отказов и рекламаций.

Организации следует определиться, какие логистические процессы для реализации поставленных целей следует реорганизовать, дополнить или наоборот ликвидировать. Особое внимание следует уделить таким участкам работы как:

- коммерческие службы (в частности, эффективность документооборота);

- учетная система (в частности, определить полноту сведений, которые необходимы для целей логистики;

- закупки (в частности, проверить уровень автоматизации и применения современных технологий соответствующих систем);

- поставки (в частности, определить оперативность информационного обмена).

Кроме того, имеет смысл перечислить наиболее часто встречающиеся на практике проблемы в логистической деятельности предприятий:

- отсутствие четкой системы информационного взаимодействия транспорта и складских служб (что приводит, в частности, к задержкам на погрузке/разгрузке и, соответственно, ненужному простою машин);

- в учетной программе не отражены реальные сведения об ассортименте и количестве товарной продукции на складах организации (чаще всего - вследствие формального отношения к

проведению инвентаризаций со стороны ответственных лиц);

- отсутствие организованной массово применяемой системы по учету и отслеживанию бракованных товаров;

- нехватка централизованного руководства на крупных логистических участках;

- невозможность организовать параллельную работу (в частности, загрузку или выгрузку) на нескольких складах одного комплекса (чаще всего - вследствие отсутствия достаточного числа работников или необходимого оборудования на складе);

- дефекты в графиках отгрузки и загрузки товаров;

- отсутствие внутренних правил, регламентов, систем приоритетов и последовательностей в сферах комплектации, стикерования, погрузки и разгрузки товаров;

- формальное отсутствие ответственности у экспедиторов за взятый груз;

- слабое внутрилогистическое взаимодействие, ориентация разных логистических департаментов и отделов исключительно на показатели эффективности собственной деятельности, без учета общих результатов системы логистики предприятия;

- отсутствие четких дифференцированных правил определения стоимости доставки на основании грузогабаритных, маршрутных и гру-зогабаритных критериев;

- дефекты в информационной системе учета, вследствие чего товародвижение иногда проходит исключительно в виртуальном пространстве при сохранении реальных товарных ценностей на своих местах.

В общем случае, реорганизация логистических систем должна включать в себя, как минимум, следующие этапы:

- анализ существующей логистической системы, диагностика, выявление проблем и постановка целей;

- подбор (при необходимости - замена) персонала и менеджмента, способного выполнять соответствующие задачи;

- построение (реорганизация) логистической системы в целом;

- создание новой (обновленной) организационной структуры.

Проблема повышения эффективности логистической деятельности требует системного и

всестороннего исследования всех возможных механизмов и инструментов, способных мобилизовать необходимые ресурсы для достижения поставленных логистических задач и целей. Определение факторов повышения эффективности логистических процессов требует подробного рассмотрения.

Логистика является научно-практическим инструментом совместного хозяйствования многих экономически самостоятельных рыночных структур, позволяющим достигать рациональной организации потоковых процессов, протекающих в пространственно-временной последовательности, с целью выявления и реализации потенциальных резервов управления и получения, в конечном счете, дополнительных доходов и прибыли этими структурами преимущественно за

счет производительных факторов. На эффективность логистической деятельности влияют различные факторы, оказывающие, как положительное, так и отрицательное воздействие.

Факторы, классифицированные по признаку "отношение к предприятиям", можно разделить на внешние и внутренние. Внешние факторы -это факторы внешней среды, внутренние - это факторы внутренней среды предприятия [6]. Чтобы оценить, каким образом предприятие может уменьшить влияние того или иного фактора на логистическую деятельность, какие факторы оказывают положительное воздействие, а какие отрицательное, целесообразно классифицировать их по степени контролируемости со стороны предприятия на контролируемые и неконтролируемые (рис. 1).

Факторы, оказывающие влияние на эффективность логистической деятельности

Контролируемые - логистические цели и задачи; - время осуществления логистических операций; - качество предоставления услуг; - уровень логистических расходов. Неко нтр олируемые - потребители; - конкуренты; -уровень технологического развития; - уровень информационного развития; - экономическая ситуация; - политическая ситуация.

Рис. 1. Факторы, оказывающие влияние на эффективность логистической деятельности

К неконтролируемым факторам относятся те, воздействие которых на деятельность предприятия невозможно или трудно избежать. Неконтролируемыми факторами по отношению к предприятию, являются:

- потребители (их предпочтения, межличностное влияние, процесс принятия решений);

- предприятия-конкуренты (стратегия маркетинга конкурентов, взаимоотношения в каналах сбыта, ценовая политика);

- технологии (достижения в научно -техническом прогрессе, ресурсные ограничения предприятия);

- независимые средства массовой информации (печатные СМИ, телевидение, радио, Интернет);

- экономическая ситуация (темпы роста, уровень инфляции, безработицы);

- законодательство;

- политическая ситуация.

Контролируемые факторы - это те, на которые предприятие может влиять, а именно: сфера деятельности, общие цели, роль логистики на предприятии, корпоративная культура предприятий. По мнению автора, к контролируемым факторам, оказывающим влияния на логистическую деятельность предлагается относятся следующие:

- выбор рынков снабжения и сбыта;

- цели логистики (сбытовая политика, уровень прибыли, организация логистических процессов;

- эффективность выполнения планов);

- время осуществления логистических операций, качество предоставления услуг;

- уровень логистических расходов.

Учитывая критерии повышения эффективности логистической деятельности, остановимся подробнее на наиболее важных факторах, влия-

ющих на логистические процессы, среди которых можно выделить следующие:

- время осуществления логистических операций;

Максимальное сокращение времени выполнения логистических операций дает возможность предприятию гибко реагировать на изменения в рыночной среде. Поэтому, рассматривая сущность понятия производственного цикла, который измеряется синхронностью времени, включает в себя производство, планирование ассортимента и качества, изменения технологий и транспорта, хранения и организации сбыта, в качестве критерия повышения эффективности организации производства следует применять метод целостности времени, минимизируя общие затраты времени. В таком случае основной целью предприятия является организация работы и согласование интересов поставщиков и конечных потребителей. Как следствие, показатели организационной деятельности влияют на минимизацию дополнительных расходов, повышение устойчивости технологических процессов и качества продукции. Целостность времени производственного цикла определяет, что необходимую продукцию нужно производить в нужное время и в нужном количестве и качестве, что требует синхронного планирования доставки продукции от производителя к потребителю.

Оптимизация времени производства продукции благодаря логистическому анализу данного процесса значительно влияет на конечную цену изделия. Один и тот же продукт может быть изготовлен предприятием при различных спосо-

- повышение качества предоставления услуг;

- снижение логистических расходов. Обоснование выбора данных факторов приведено в таблице.

бах организации его деятельности. Как отмечает Д. Бауэрсокс, «логистическая система побуждает товар проходить ряд последовательных шагов, которые придают ему стоимость, в результате чего товар попадает в нужное место, в нужное время в соответствующем количестве и форме» [2].

Согласно логистической концепции, добавление стоимости товара происходит в процессе полезного изменения параметров времени, места и формы. Таким образом, стоимость товара формируется в течение всей цепи, однако, благодаря логистике, предприятия обеспечивают необходимый уровень обслуживания потребителей, предоставляя определенные дополнительные ценности, кроме тех, которые обеспечивает производственный процесс.

Необходимость сокращения сроков выполнения различных логистических процессов, на первый взгляд, очевидна, однако внедрение идеи на практике происходит, как правило, достаточно медленно. Основная причина заключается в том, что время выполнения операций на каждом этапе цикла имеет свои «традиционные» ограничения. На стадии снабжения и сбыта такие ограничения в основном связаны с установленными и используемыми в течение длительного периода неизменными условиями договоров, которые определяют взаимоотношения предприятия с его контрагентами. На стадии производства - вре-

Преимущества выбора основных логистических факторов [4,9]

Составляющие логистических процессов на предприятии Время Качество обслуживание Логистические расходы

Производственный потенциал Сокращение времени проведения операций, эффективная организация производственного процесса Устойчивые партии поставки продукции, отсутствие простоев Эффективное планирование затрат на производство

Коммерческие процессы Скоординированная деятельность маркетинговых служб, сотрудничество с поставщиками, короткие сроки исполнения заказа Высокие объемы продаж, постоянная приверженность потребителей, предпродажный и послепродажный сервис Высокие расходы на обслуживание в конечном результате приводят к снижению общих затрат по предприятию

Финансы Сокращение затрат на выполнение операций Повышение объемов финансовых поступлений вследствие высоких объемов продаж Составление бюджета по сниженным показателям расходов, вследствие уменьшения затрат на складирование

менные ограничения обусловлены особенностями технологического процесса, нерациональными маршрутами внутризаводских перевозок, низкой мощностью оборудования.

Отдельные логистические действия не добавляют стоимости, а лишь увеличивают расходы. Поэтому одной из важнейших задач логисти-

Из рис. 2 видно, что цикл заказа существенно сокращен за счет уменьшения времени нахождения материального потока в запасах во всех звеньях логистической цепи: в поставках сырья, в производстве, звеньях дистрибуции. Кроме повышения уровня обслуживания, веро-

ческого управления является элиминация (сокращение) времени операций, которые не добавляют стоимости продукта, достигая тем самым сокращение логистического цикла [7]. Для цикла выполнения заказа такая процедура графически представлена на рис. 2.

I

ятным является снижение уровня логистических затрат в запасах.

Модель влияния фактора времени на эффективность логистической деятельности предприятий представлена на рис. 3.

Доставка

клиенту Региональные "

складские

Сжатие цег

Запасы

готовых

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

изделий

Запасы

Производство Запасы сырья

Запасы Производство Запасы Запасы Региональные Доставка сырья готовых в дороге складские клиенту

изделий

Время, увеличивающее затраты

I - исходный вариант II - оптимизированный вариант

Рис. 2. Элиминация времени выполнения логистических операций

Минимизация расходов складирования, хранения за счет скоординированной, эффективной деятельности предприятия

Фактор времени

Анализ видов деятельности помогает установить, в каком месте логистической цепи происходит наибольший рост стоимости, а

где потенциальные возможности ее увеличения за счет изменения размещения видов деятельности

Минимизация расходов Уменьшение конечной цены изделия Элиминация времени операций Быстрая адаптация к изменениям спроса

Сокращение производственного цикла за счет уменьшения времени поступления материального потока в запасах во всех звеньях логистической цепи

Внедрение системы быстрого реагирования, которая позволяет уменьшить время выполнения операций и периода доставки

Рис. 3. Влияние фактора времени на эффективность логистической деятельности предприятия [3,8]

Необходимость «сжатия сроков» выполнения различных процессов, на первый взгляд, очевидна, однако внедрение идеи на практике происходит, как правило, достаточно медленно. Основная причина заключается в том, что время выполнения операций на каждом этапе цикла имеет свои «традиционные» ограничения. На стадии снабжения и сбыта такие ограничения в основном связаны с установленными и используемыми в течение длительного периода неизменными условиями договоров, которые определяют взаимоотношения предприятия с его контрагентами. На стадии производства - временные ограничения обусловлены особенностями технологического процесса, нерациональными маршрутами внутризаводских перевозок, низкой мощностью оборудования.

Принятая сегодня логистическая идеология «customer focused manufacturing» (производство, ориентированное на покупателя) на первое место выдвигает требования гибкости производства и использования обратной связи между стадиями товародвижения. В соответствии с этими требованиями, приспособление к интересам потребителей требует от предприятий-производителей не просто адаптации товара к нуждам конкретного покупателя, а поддержки постоянной обратной связи с ним и адаптации всей цепи к таким потребностям. Результатом реализации данных

условий является повышение качества обслуживания и, прежде всего, сокращение времени выполнения заказов и соблюдение согласованного графика поставок.

Таким образом, фактор времени наряду с ценой и качеством продукции определяет успех функционирования предприятия на современном рынке, а показатель продолжительности логистического цикла, как его частный случай, вместе с показателями логистических затрат, уровнем обслуживания, надежностью поставок используется как критерий оценки эффективности логистического управления на предприятии.

Вторым, принципиально значимым фактором, является качество обслуживания. Обслуживание потребителя - это комплекс действий, который охватывает и объединяет все сферы деятельности для поставки товаров таким образом, чтобы удовлетворить потребителя и достичь цели деятельности предприятия. Обслуживание потребителя достигается при использовании всех форм логистической деятельности: транспортировки, складирования, управления запасами, информационного обеспечения и упаковки [1].

Конкурентоспособность предприятия, основанная на качественном логистическом обслуживании, строится не на получении новых потребителей, а на увеличении предлагаемых ценностей существующим потребителям. Поэтому

главной целью в таком случае, является полное удовлетворение потребностей. Увеличение стоимости для потребителя может происходить через развитие логистических процессов, облегчающих обслуживание при более низких затратах, которые имеют целью улучшение качества и полезности. Увеличить полезность обслуживание можно за счет срочной доставки, более коротких сроков реализации заказа, эластичного реагирования на изменения, происходящие в рыночной среде. Также, используя логистические процессы, можно уменьшить затраты на создание этих полезностей благодаря меньшим запасам, более низким расходам на заказ или снижению потерь от дефицита запасов.

Факторы формирования затрат на логистическую деятельность можно трактовать как любые движущие силы, возникающие в любой сфере логистических операций и влияющие на величину и структуру таких затрат. В практической деятельности субъектов предпринимательской деятельности знание и понимание указанных факторов способствует рациональному выбору той или иной модели поведения при реализации каждого этапа логистической деятельности.

Основная часть затрат на производственном предприятии приходится на разработку оптимальной конструкции изделий, создание новых материалов, разработку новых схем, обеспечение требуемой надёжности, экологической чистоты и безопасности обслуживания оборудования [5]. В свою очередь логистические затраты предприя-

тий связаны с различными материальными потоками, которые, в свою очередь, характеризуются пространственно-временной последовательностью. Оптимизация таких расходов может осуществляться путем рационального использования транспортного парка, складских помещений, сокращения производственных запасов, кооперирования поставок и тому подобное. Вместе с тем проблема заключается в том, что многие отечественные руководители довольно поверхностно знакомы с осуществлением поставок на основе использования инструментов логистики.

Поскольку затраты на логистическую деятельность являются одним из критериев эффективности реализации логистических процессов предприятий в целом, они должны быть тщательно оценены и диагностированы. Сумма таких расходов, их динамика и особенности формирования свидетельствуют об инновационности и соответствии применения современного инструментария управления затратами логистического управления.

На основании проведенных исследований, а также на основе изучения теории и практики целесообразно выделить факторы, оказывающие влияние на уровень затрат в процессе осуществления логистической деятельности, в свою очередь систематизированных на факторы влияющие на внутренние логистические процессы и факторы влияющие на внешних контрагентов (рис. 4).

Факторы оказывающие влияние на уровень затрат в процессе осуществления логистической деятельности предприятия

Рис. 4. Факторы оказывающие влияние на уровень затрат в процессе осуществления логистической деятельности предприятия

Таким образом, совокупность рассмотренных автором факторов повышения эффективности логистической деятельности в динамичной рыночной среде, позволит современному предприятию обеспечить конкурентные преимущества в области организации и управления собственными логистическими процессами.

Литература

1. Бабаев С. Управление закупками и продажами / С. Бабаев // Российская торговля. -2015. - № 5. - С.11-13.

2. Бауерсокс Доналд Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок / Доналд Дж. Бауерсокс, Дей-вид Дж. Клосс. - [3-е изд.; пер. с англ.]. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2014. - 640 с.

3. Еловой И.А. Логистика: учебно-методическое пособие / Еловой И.А. Белорусский государственный университет транспорта. -Гомель: БелГУТ, 2016. - 163 с.

4. Канке А.А. Логистика: учебник / Канке А.А., Кошевая И.П. - 2-е изд. - М.: Форум, 2016.

- 384 с.

5. Кривякин К.С. Методический подход к организации эффективного наукоемкого производства / К. С. Кривякин // Экономинфо - 2013. -№ 20. - C. 9-12.

6. Кривякин К.С. Факторы, оказывающие влияние на производственный потенциал предприятия / К. С. Кривякин // Экономинфо. - 2007.

- № 7. - C. 10-13.

7. Логистика производства: теория и практика: учебник / В.А. Волочиенко, Р.В. Серышев.

- М.: Юрайт, 2014. - 454 с.

8. Маргунова В.И. Логистика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям /. -Минск: Вышэйшая школа, 2013. - 507 с.

9. Мельников В.П. Логистика / В.П. Мельников, А.Г. Схирладзе, А.К. Антонюк. - М.: Юрайт, 2014. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.