УДК 330.44; 638. 5
Л. В. Коваленко, Н. Г. Филонов ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ
Определено содержание, место и роль логистического анализа в системе экономического и управленческого анализа. На основе интеграционных связей логистического анализа с основными видами управленческого анализа на предприятии показаны предпосылки для выполнения логистическим анализом интеграционной функции, вытекающие из рассмотрения декомпозиции предприятия как сложной экономической системы.
Ключевые слова: экономический анализ, финансовый анализ, управленческий анализ, логистика, логистический анализ.
Современное развитие экономики немыслимо без воздействия логистики. Логистика пронизывает весь механизм, все уровни экономики - от отдельного предприятия до глобального мирового уровня. Сама логистика, как одна из важных составляющих науки управления, в своем развитии также претерпела существенные изменения - от интеграционной функции складского и транспортного хозяйства до анализа и оптимизации сложнейших потоковых процессов в различных логистических системах.
Теоретические положения и конкретные рекомендации логистики активно внедряются в практическую деятельность фирм и компаний во многих странах. При этом к логистике как к научной основе управления потоковыми процессами обращаются не только в промышленности, торговле и на транспорте, но и в сфере услуг, банковском и страховом деле, организации послепродажного сервиса, в коммунальном хозяйстве, в области туризма и т. д. [1].
Анализ и управление потоковыми процессами, их преобразование и интеграция являются новой формой управления, превосходящей традиционные как по уровню творческого потенциала, так и по степени эффективности конечных результатов. При этом оптимизация потоковых процессов по минимизации совокупных издержек стала возможной лишь благодаря переориентации с количественных критериев оценки хозяйственной деятельности на качественные.
Однако, несмотря на потрясающие успехи, в научной литературе на данном этапе развития нет единого определения логистики, не определены точные границы применимости логистики и основанного на ней анализа.
Рассмотрим некоторые определения логистики, которые, кстати, не всегда лежат в одной плоскости. Так, Х. Крамце (руководитель института логистики в г. Дрездене) интерпретирует логистику как некоторую производственную инфраструктуру экономики. Американское общество инженеров-логистов предложило такое определение логистики: «Логистика - это искусство и наука управле-
ния, техника и технические активности, которые предусматривают планирование, снабжение и применение средств перемещения для реализации запланированных операций во имя достижения поставленной цели». В Британской энциклопедии: логистика - процесс планирования, осуществления и контроля эффективности потоков и хранения товаров, услуг и сопутствующей информации от места возникновения до места потребления с целью удовлетворения требований клиента.
Аналогичен спектр определений и в отечественной научной литературе. Практически в каждом последующем учебнике или монографии появляются новые определения понятия логистики. Так, в работе [2] приведено следующее определение: под логистикой понимается инструментарий интегрированного управления материальными потоками, а также связанной информацией, финансами и услугами, способствующий достижению корпоративных целей организации бизнеса с оптимальными затратами ресурсов.
Объясняется такой подход тем, что в понятие логистики, ее трактовку невозможно вместить все направления деятельности, задачи, функции, процедуры и операции логистики.
Однако это многообразие трактовок и определений логистики объединяет ее главная функция -это в первую очередь анализ. Невозможно чтобы «процесс планирования», «искусство и наука управления», «инструментарий интегрированного управления» осуществлялись без анализа. Причем если речь идет о логистике, то анализ осуществляется в логистических системах, т. е. по мере развития логистики как науки встает вопрос о введении такого понятия, как логистический анализ (ЛА), и определении его места в системе управленческого анализа [3, 4].
Итак, исходя из общих позиций можно дать следующее определение логистическому анализу: логистический анализ - это аналитическое исследование, направленное на получение информации
о функционировании логистической системы (существующей либо формирующейся), оптимизацию всех потоковых процессов в этой системе
(определение структуры и механизмов формирования потоков полезных ресурсов) с целью оптимизации совокупных издержек.
Экономический анализ обычно трактуется как систематизированная совокупность расчетно-аналитических процедур, имеющих целью получение заключений, выводов и рекомендаций экономического характера в отношении изучаемого объекта (страны, рынка, отрасли, региона, предприятия и др.). В приложении к сфере производственных отношений под экономическим анализом в широком смысле слова понимается анализ совокупности отношений, возникающих в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ [5].
Прикладное же определение экономического анализа на микроуровне таково: экономический анализ представляет собой важнейшую функцию управления деятельностью хозяйствующего субъекта, эффективное средство выявления внутрифирменных резервов, основу разработки научно обоснованных планов и оптимальных управленческих решений [6].
Представляется, что высокий динамизм перемен, характерный для современного этапа социально-экономического развития, глобализация мирохозяйственных связей, теснейшее переплетение разнообразнейших факторов, воздействующих на экономический рост, объективно требует несколько иного раскрытия понятия «современный экономический анализ».
По нашему мнению, экономический анализ сегодня - это совокупность показателей, методов и процессов, применение которых позволяет выполнить адекватную оценку, диагностику и прогнозирование развития предприятия как сложной мультисистемы, функционирующей в условиях турбулентности и мегаконкуренции.
К специфическим особенностям предлагаемого определения экономического анализа можно отнести:
- выделение особой роли показателей как систем взаимосвязанных величин, полно отображающих состояние и развитие изучаемого объекта;
- включение в определение анализа таких основных стадий аналитических работ, образующих их завершенный цикл, как оценка, диагностика и прогнозирование;
- идентификация наиболее важных условий функционирования предприятия как условий турбулентности и мегаконкуренции1;
- трактовка фирмы в виде сложной мультисистемы, имеющей многообразную природу (фирма рассматривается одновременно как система технико-технологическая, финансово-хозяйственная, социально-трудовая, организационно-управленческая), тесно взаимодействующая с ближним и дальним внешним окружением, т. е. со своей ми-кро- и макросредой.
Общепринято разделение экономического анализа на финансовый и управленческий. Отдельные авторы отмечают, что противопоставление этих двух видов экономического анализа является неправомерным [8]. Более того, в том виде, в котором оно существует в настоящее время, данное противостояние выглядит искусственным и алогичным.
Относительно деления экономического анализа на финансовый и управленческий в литературе имеются также различные точки зрения. Чаще всего авторы выделяют эти два вида анализа, базируясь на разделении бухгалтерского учета на финансовый и управленческий. При этом предполагается, что финансовый учет формирует информацию для внешних пользователей, а управленческий - для внутренних. Соответствующий признак деления понятия «учет» на виды (т. е. тип используемой информации) экстраполируется и на экономический анализ [9]. Существуют и иные мнения. Так, М. Вахрушина полагает, что управленческий анализ является составной частью управленческого учета, и выделяет три составляющих управленческого анализа: внутренний ретроспективный анализ, оперативный анализ и внутренний перспективный анализ, который состоит из краткосрочного и стратегического анализа [10].
В этом случае можно согласиться с мнением
В. Ковалева, что данные виды анализа образованы путем деления понятия по разным признакам. Прилагательное «финансовый» указывает на то, что этот вид анализа образован на основе классификации по объектам анализа (финансовые явления и процессы, финансовые потоки входят в число объектов экономического анализа). Прилагательное «управленческий» указывает на другой классификационный признак - востребованность аналитических данных в управлении. Логика подсказывает, что объемы данных понятий пересекаются, но не поглощают друг друга. Другими словами, финансовый анализ может быть как управленческим (если его результаты востребованы для це-
1 Мегаконкуренция, или международная конкуренция, характеризует собой высшую ступень конкурентной борьбы, заключающейся в тотальном соперничестве между всеми: каждой российской фирмы с другими российскими и иностранными фирмами; нашей страны с зарубежными странами; группы стран (например стран-членов ОПЕК) со странами, не входящими в этот картель . Иными словами, мегаконкуренция сводится к глобальному соперничеству, которое происходит на всех иерархических уровнях - «конкуренцию всех против всех». Турбулентность же представляет собой особо сложную траекторию движения и национальной экономики, и экономики отдельной фирмы в «вихревом потоке» разнообразных перемен, в котором им приходится постоянно выживать и обеспечивать поступательное движение вперед [8] .
лей управления), так и неуправленческим (если его результаты в процессе управления не востребованы). В свою очередь, управленческий анализ может быть как финансовым (если объектом анализа выступает система финансовых отношений, процессы, происходящие в этой системе), так и нефинансовым (если объектом анализа выступают любые явления и процессы, отличные от финансовых).
Аналогичные логические отношения, на наш взгляд, существуют между понятием управленческого учета и управленческого анализа. Объемы этих понятий могут пересекаться, так как в процессе управленческого учета вполне могут применяться аналитические процедуры и методы, а в процессе управленческого анализа возможно использование информации, заимствованной из системы управленческого учета. Однако управленческий анализ может быть выполнен и без участия информации, взятой из системы управленческого учета. Например, для целей укрепления финансового состояния анализируются данные бухгалтерской отчетности предприятия (которая, как известно, формируется в системе финансового учета). При этом управленческий учет может реализовывать свою основную функцию и без применения аналитических процедур, когда исполнители формируют информацию в системе управленческого учета, но эта информация по каким-либо причинам не анализируется.
Представляется, что, несмотря на выявленную некорректность широко употребляемых терминов «финансовый анализ» и «управленческий анализ», на данном этапе развития аналитической науки приоритетными задачами являются не столько проведение терминологических исследований, сколько:
идентификация состава управленческого анализа;
раскрытие содержания каждого его вида;
поиск путей частичной и полной интеграции как локальных видов управленческого анализа, так и финансового анализа с управленческим.
В настоящее время разрабатываются определенные подходы к идентификации состава и раскрытия содержания управленческого анализа. Заметный интерес представляют также разработки зарубежных авторов по сбалансированной системе показателей (ССП) деятельности предприятия, где в неявном виде предлагается частичная интеграция финансового анализа с несколькими видами управленческого анализа [11]1.
Развивая взгляды зарубежных аналитиков,
С. Крылов предлагает рассматривать ССП как базу комплексного экономического анализа, что позволяет переосмыслить и переработать теорию, методологию и методику комплексного экономического анализа, для того чтобы он как учебная и научная дисциплина, а также как практическая деятельность стал в большей мере соответствовать требованиям рыночной экономики.
Решению идентификационных, содержательных и интеграционных задач в анализе посвящены работы группы уральских аналитиков. Особое внимание привлекает предлагаемый ими вариант новой видовой классификации современного экономического анализа, названный авторами «системным анализом экономики предприятия и внешнего окружения» [12].
Авторы выделяют следующие пять особенностей системного анализа экономики предприятия и внешнего окружения.
Во-первых, в основу их классификации положен системный подход к экономике предприятия. При этом в качестве объекта анализа выступает (в отличие от комплексного анализа, ограничивающегося рассмотрением только предприятия) открытая система, состоящая из предприятия во взаимодействии с его микро- и макросредой.
Во-вторых, в этой классификации предусмотрено органичное соединение финансового анализа, носящего внешний характер, с управленческим анализом, различные виды которого могут носить как внешний, так и внутренний характер.
В-третьих, управленческий анализ в системном анализе экономики предприятия и внешнего окружения, в принципе, носит интегрированный характер, т. е. представляет собой симбиоз целого ряда локальных видов управленческого анализа.
В-четвертых, значительно расширен перечень видов управленческого анализа - прежде всего за счет включения в перечень таких новых и недостаточно идентифицированных отечественной учетно-аналитической наукой и практикой видов анализа, как конкурентный, маркетинговый, стратегический, логистический.
В-пятых, все виды управленческого анализа могут быть дифференцированы по сочетанию направленности каждого из них (внутренняя либо внешняя направленность) и временному горизонту (по этому признаку анализ подразделяется на текущий либо перспективный).
1 Сбалансированная система показателей включает в себя четыре основные взаимосвязанные составляющие: финансовую, клиентскую, внутренних бизнес-процессов, обучения и развития персонала . Формирование финансовой составляющей обеспечивается с помощью финансового анализа; клиентской и (частично) бизнес-процессов - на основе маркетингового анализа; обучения и развития персонала - посредством анализа социально-трудовых отношений; внутренних бизнес-процессов - с помощью инновационного анализа и анализа производственных затрат
Очевидно, что с позиций определения содержания, места и роли в системном экономическом и интегрированном управленческом анализе логистический анализ может быть идентифицирован:
— как вид управленческого анализа, подлежащий интеграции с другими его видами и с финансовым анализом (в процессе формирования общей системы анализа экономики предприятия и внешнего окружения);
— совокупность расчетно-аналитических процедур по оценке, диагностике и прогнозированию обеспеченности ресурсами, эффективности затрат и результатов логистической деятельности;
— на определенном этапе развития менеджмента предприятия логистический анализ может выступать в качестве интегратора основных видов управленческого и финансового анализа.
Охарактеризуем более детально, во-первых, предпосылки для успешного выполнения логистическим анализом интеграционной функции, вытекающие из рассмотрения декомпозиции предприятия как сложной экономической системы (рис. 1), во-вторых, реально существующие взаимосвязи анализа логистической деятельности предприятия с основными видами управленческого и финансового анализа.
Рис . 1. Декомпозиция предприятия как сложной экономической системы
Как известно, декомпозиция сложной экономической системы, которой является предприятие, представляет собой процесс его разделения на составные части, подсистемы, элементы. В результате проведения декомпозиции нами и выделены де-
сять основных подсистем предприятия, характеризующих деление объекта на части, т. е. на тот или иной вид деятельности либо ресурс.
Логистика включает в себя совокупность различных процедур, при осуществлении которых формируются обеспечивающие ресурсы функционирования предприятия, оптимизируются потоковые процессы в логистических системах, а также минимизируются совокупные затраты.
Основное производство представляет собой процесс изготовления продукции, составляющей основу профильной деятельности предприятия в отличие от вспомогательного, побочного производства. При этом разнообразные виды полезных ресурсов преобразовываются в материальные и другие виды производственных затрат.
Инвестиционная деятельность включает выполнение следующих операций: разработку инвестиционного проекта, обеспечение его финансированием, осуществление проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, обеспечение отдачи вложений.
Инновационная деятельность направлена на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции.
Технико-технологическая основа производства - это деятельность по формированию материально-технической базы производства предприятия, ее своевременному обновлению технологий, поддержанию в работоспособном состоянии и организации эффективного использования.
Управление персоналом складывается из операций по набору кадров, производственному обучению, обеспечению рациональной расстановки и использованию персонала, его вертикального и горизонтального перемещения.
Маркетинговая деятельность включает в себя совокупность следующих видов деятельности: маркетинговые исследования, разработка рекламных кампаний, продвижение товаров и услуг, маркетинговое планирование, доведение продукта до потребителя.
Управление качеством фирмы представляет собой деятельность предприятия по достижению соответствия выпускаемых товаров требованиям конкурентного рынка (системы качества), запросам покупателей, а также по созданию конкурентных преимуществ за счет качества продукции.
Стратегическое развитие - это деятельность предприятия по разработке долгосрочных программ (планов) развития, организации их выполнения и мониторинг хода реализации, внесению необходимых изменений в соответствии со складывающейся ситуацией.
Финансовая деятельность предприятия заключается в совокупности действий по привлечению необходимого для приобретения основных и оборотных фондов капитала, покрытия потребности в нем, а также организации эффективного использования привлеченных средств.
Таким образом, декомпозиция и идентификация основных подсистем предприятия показывает, что процесс их успешного функционирования в решающей степени зависит от понимания и использования в управлении объективно существующих тесных взаимосвязей между подсистемами, организации их эффективного взаимодействия с целью обеспечения конкурентоспособности предприятия.
Естественно, что тесная взаимосвязь и взаимодействие основных подсистем предприятия предопределяет как необходимость осуществления относительно автономного управления функционированием каждой из них, так и целесообразность общего скоординированного управления деятельностью предприятия, т. е. рационального сочетания организации выполнения частных и интегрированных функций менеджмента.
Логично также, что каждый вид управленческого анализа, являясь частью экономических функций управления, имеет свой специфический предмет, объект, цель исследования. Но он взаимодействует с иными видами анализа в рамках реализации общей цели более высокого уровня, состоящей в информационном обеспечении эффективного функционирования фирмы в целом. Поэтому наличие и целесообразность развития интеграционных связей между разнообразными видами экономического анализа (управленческого и финансового) представляется объективно необходимым. Как уже подчеркивалось, на определенном этапе развития менеджмента предприятия своеобразным «интегратором» основных видов управленческого анализа может выступать логистический анализ. Его интеграционные связи охарактеризованы на рис. 2.
Целесообразно охарактеризовать объект, предмет и локальные цели каждого вида управленческого и финансового анализа, представленного на рис. 2. Только после этого может быть точно определена и количественно измерена общая цель более высокого уровня, а также использованы процедуры согласования этой цели с локальными.
При анализе процессов, происходящих в основном производстве, главное внимание уделяется анализу производственных затрат, которые и являются объектом изучения. Предмет анализа здесь -многообразные процессы производственно-хозяйственной деятельности. Локальная цель такого анализа заключается в оценке, диагностике и прогнозировании ресурсов, затрат и результатов профильной деятельности предприятия.
______ Взаимосвязь логистического анализа с другими видами
экономического анализа
Круговая связь основных видов управленческого анализа ^ между собой
Рис . 2 . Интеграционные связи логистического анализа с основными видами управленческого анализа на предприятии
Объектом анализа инвестиционной деятельности является сфера этой деятельности на предприятии, а предметом - совокупность процессов инвестиционной деятельности. Целевая установка рассматриваемого вида анализа состоит в выполнении всех необходимых аналитических процедур.
Объект анализа инновационной деятельности -инновационная подсистема, а предмет - соответствующие процессы, протекающие в ней. Ее локальная цель заключается в оценке, диагностике и прогнозировании ресурсов, затрат и результатов, связанных с инновационной деятельностью.
Анализ технико-технологической уровня направлен на исследование технологической базы производства (объект анализа). При этом детально характеризуются процессы обновления материально-технической базы предприятия (предмет анализа). Цель же анализа состоит в выполнении завершенного цикла аналитических процедур.
Анализ социально-трудовых отношений (как объекта) соответствует «человеческой» природе предприятия - сложной социально-экономической системе. Этот вид анализа призван изучать причинно-следственные связи социальных и трудовых процессов (предмет анализа), их влияние друг на друга и на результаты хозяйствования. Его цель -выявление возможностей дальнейшего развития социальной сферы, улучшения условий труда и повышения уровня его мотивации. Представляется, что к этому следует добавить анализ собственно трудовых взаимоотношений между различными слоями работников фирмы и собственниками. Та-
кой анализ выполняется с широким использованием социально-психологических методов, а его результаты призваны способствовать развитию корпоративного духа, гармонизации отношений внутри стратифицированного коллектива.
Объектом маркетингового анализа является совокупность видов маркетинговой деятельности, а предметом выступают производственные отношения, возникающие в данной сфере. Локальная цель маркетингового анализа заключается в проведении оценки, диагностики и прогнозирования функционирования этой сферы.
В качестве объектов анализа системы качества могут выступать имеющаяся система качества, соответствие ее международным стандартам. Предмет анализа - это процессы формирования соответствующего уровня качества (товара, предприятия), обеспечивающие их конкурентоспособности. Его цель сводится к оценке, диагностированию и
прогнозированию возможностей повышения этого уровня.
Объект стратегического анализа - долгосрочные планы развития. Предмет анализа включает в себя организацию разработки, выполнения и мониторинга хода реализации, а также внесение необходимых коррективов в соответствии со складывающейся ситуацией. Цель стратегического анализа -всестороннее обоснование концептуальных положений стратегии, ее альтернативных вариантов и оценку возможностей ее осуществления.
Объект финансового анализа - основной и оборотный капитал, привлеченные средства и ценные бумаги. Предметом анализа выступает совокупность процессов по формированию собственного капитала предприятия и привлечению заемных средств. Цели финансового анализа - информационное обеспечение принятия эффективных управленческих решений в сфере финансовой деятельности.
Список литературы
I. Филонов Н . Г ., Коваленко Л . В . , Дащинская С . К . К вопросу об анализе потока сервисных услуг в логистических системах // Вестн . Томского гас . пед . ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2007 . Вып . 9 (72) . С . 76-77 .
2 . Моисеева Н . К. Экономические основы логистики: учеб . М .: ИНФРА-М, 2008 . 528 с.
3 . Коваленко Л . В ., Дащинская С . К . , Филонов Н . Г . Позиционирование логистического анализа в системе управленческого анализа // Мат-
лы всерос. науч . -практ . конф . (с междунар . участием) «Актуальные проблемы современного менеджмента» . Томск: ТГПУ, 2008. Ч . 2 .
С 50-57
4 . Филонов Н . Г. , Дащинская С . К. Методологические особенности логистического анализа // Стратегический управленческий анализ .
Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, ООО «УМЦ УПИ», 2008. № 1 (4) . С . 67-72
5 . Ковалев В . В . Финансовый анализ: методы и процедуры . М . : Финансы и статистика, 2002 . 560 с.
6 . Макарова Л . Г . и др . Экономический анализ (базовый курс) . Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2001.
7 . Илышев А . М ., Киреева Н . В . Диффузия исследовательских методов в управленческий анализ в условиях инновационной экономики //
Экономический анализ: теория и практика . М .: ИД «Финансы и кредит», 2005. № 20 (53). С . 9-16 .
8 . Илышев А . М ., Караваева А. В . Идентификация интегративного управленческого анализа в условиях турбулентности и мегаконкуренции
// Проблемы современной экономики: Евразийский междунар . науч . -аналит . журнал . СПб . , 2007 . № 4 (24) .
9 . Экономический анализ: учеб . для вузов / под ред . Л . Т . Гиляровской . М .: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 527 с .
10 . Вахрушина М . А. Управленческий анализ: учеб . пос . 2-е изд . М .: Омега-Л, 2005.
II. Фридаг Хервиг Р . , Шмидт В . Сбалансированная система показателей: рук-во по внедрению / пер . с нем . М .: Омега-Л, 2006 . 267 с.
12 . Илышев А. М ., Балалова Е . И . Системный анализ экономики фирмы и внешнего окружения // Стратегический управленческий анализ: научно-аналитический журнал . Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2007 . № 1 (1) . С . 4-13 .
Коваленко Л. В., аспирант.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Филонов Н. Г., доктор физико-математических наук, профессор кафедры.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 01.07.2011.
L. V Kovalenko, N. G. Filonov POSITIONING OF LOGISTIC ANALYSIS IN MANAGEMENT ANALYSIS
In the article we determine the contents, place and role of logistic analysis in the system of economic and management analysis. On the ground of integration connections of logistic analysis with the basic kinds of management analysis on the enterprise, we show the pre-conditions for fulfilling the integration function by logistic analysis. These pre-conditions come out from analysis of decomposition of the enterprise as a complex economic system.
Key words: economic analysis, financial analysis, management analysis, logistics, logistic analysis.
Kovalenko L. V
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]
Filonov N. G.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]