Научная статья на тему 'Методология научного познания принципов физической рекреации'

Методология научного познания принципов физической рекреации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ / МЕТОДИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ / ПРИНЦИПЫ ПОЗНАНИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ / PHYSICAL RECREATION / METHODOLOGICAL AND THEORETICAL DIRECTIONS / PRINCIPLES OF KNOWLEDGE / CLASSIFICATION OF PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эльмурзаев Махмутгири Атуевич, Яковлев Юрий Владимирович, Кузнецов Павел Константинович, Смолев Павел Павлович, Колесников Николай Васильевич

В исследование проблемы физической рекреации все интенсивнее вникают и нетрадиционные научные дисциплины история, философия, культурология, другие науки общественно-гуманитарного цикла. Об этом свидетельствует и рост числа публикаций, и рост числа ученых, занимающихся этой проблемой. В статье представлена информация о методологии научного познания принципов и теоретических подходах к исследованию физической рекреации. Анализируется проблема физической рекреации с учетом внимания представителей разных научных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эльмурзаев Махмутгири Атуевич, Яковлев Юрий Владимирович, Кузнецов Павел Константинович, Смолев Павел Павлович, Колесников Николай Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of scientific perception of the principles of physical recreation

Non-traditional scientific disciplines history, philosophy, cultural studies, and other sciences of the social and humanitarian cycle are more and more intensively investigating the problem of physical recreation. This is evidenced by the increase in the number of publications, and the increase in the number of scientists involved in this problem. The article provides information about the methodology of the scientific knowledge of the principles, theoretical approaches to the study of physical recreation. The problem of physical recreation is analyzed taking into account the attention of representatives of different scientific disciplines.

Текст научной работы на тему «Методология научного познания принципов физической рекреации»

заданное и максимальное количество градусов; удержание равновесия в различных позах с открытыми и закрытыми глазами, ходьба по линии и прыжок на заданное расстояние с закрытыми глазами. Средняя взаимосвязь выявлена у тестов, определяющих кинестетико-дифференцировочные способности. Бросок мяча на половину заданного расстояния, тест с падающей линейкой и определение временного промежутка обладают низкой информационной значимостью во всех квалификационных группах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бойченко, С.В. Методы измерения и совершенствования ловкости / С.В. Бойченко, Г.А. Лисенчук // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2005. - № 4. - С. 3-9.

2. Ботяев, В.Л. Отбор и прогнозирование в спорте на основе показателей развития координационных способностей : монография / В. Л. Ботяев ; Сургут. гос. пед. ун-т. - Сургут : [б.и.], 2011. - 214 с.

3. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. - М. : ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.

4. Чунихин, С.Г. Должные нормы координационной подготовленности юных гимнастов / С.Г. Чунихин // Научно-методическое и медико-биологическое обеспечение физкультурно-оздоровительной и спортивной работы : тезисы докладов областной научно-практической конференции, посвященной 10-летию ДГИФК. - Днепропетровск, 1990. - Ч. 2. - С. 141-143.

5. Boloban, W.N. Reaction time and motor time in an athletes movements / W.N. Boloban // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. - 2009. - № 10. - P. 295301.

REFERENCES

1. Boychenko, S.V. (2005), "Methods of measurement and improvement of dexterity", Physical education of students of creative specialties, No. 4, pp. 3-9.

2. Botyaev, V.L. (2011), Selection and prediction in sports on the basis of indicators of development of coordination abilities: monograph, Surgut State Pedagogical University, Surgut.

3. Lyakh, V.I. (2006), Coordination abilities: diagnostics and development, TVT Division, Moscow.

4. Chunikhin, S. G. (1990), "Due norms of coordination preparedness of young gymnasts", Scientific and methodical and biomedical support of sports and improving and sports work: theses of reports of the regional scientific and practical conference devoted to the 10 anniversaries of DGIFK, Dnepropetrovsk, Part 2, pp. 141-143.

5. Boloban, W.N. (2009), "Reaction time and motor time in an athletes movements", Pedagogics, Psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2009, № 10, pp. 295-301.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 16.04.2019

УДК 796.011

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ПРИНЦИПОВ ФИЗИЧЕСКОЙ

РЕКРЕАЦИИ

Махмутгири Атуевич Эльмурзаев, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский горный университет; Юрий Владимирович Яковлев, кандидат педагогических наук, преподаватель, Военная академия связи, Санкт-Петербург; Павел Константинович Кузнецов, кандидат социологических наук, доцент, Павел Павлович Смолев, доктор педагогических наук, доцент, Николай Васильевич Колесников, кандидат педагогических наук, профессор, Северо-Западный институт управления СЗИУ (РАНХиГС), Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

Аннотация

В исследование проблемы физической рекреации все интенсивнее вникают и нетрадиционные научные дисциплины - история, философия, культурология, другие науки

общественно-гуманитарного цикла. Об этом свидетельствует и рост числа публикаций, и рост числа ученых, занимающихся этой проблемой. В статье представлена информация о методологии научного познания принципов и теоретических подходах к исследованию физической рекреации. Анализируется проблема физической рекреации с учетом внимания представителей разных научных дисциплин.

Ключевые слова: физическая рекреация, методико-теоретические направления, принципы познания, классификация принципов.

METHODOLOGY OF SCIENTIFIC PERCEPTION OF THE PRINCIPLES OF

PHYSICAL RECREATION

Makhmuggiri Atuyevich Elmurzaev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg Mining University; Yuri Vladimirovich Yakovlev, the candidate of pedagogical sciences, teacher, Military Academy of Communications, St. Petersburg; Pavel Konstantinovich Kuznetsov, the candidate of sociological sciences, senior lecturer, Pavel Pavlovich Smolev, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Nikolai Vasilyevich Kolesnikov, the candidate ofpedagogical sciences, professor, North-West Institute of Management of Russian Academy of national economy and public administration, St. Petersburg

Annotation

Non-traditional scientific disciplines - history, philosophy, cultural studies, and other sciences of the social and humanitarian cycle - are more and more intensively investigating the problem of physical recreation. This is evidenced by the increase in the number of publications, and the increase in the number of scientists involved in this problem. The article provides information about the methodology of the scientific knowledge of the principles, theoretical approaches to the study of physical recreation. The problem of physical recreation is analyzed taking into account the attention of representatives of different scientific disciplines.

Keywords: physical recreation, methodological and theoretical directions, principles of knowledge, classification of principles.

ВВЕДЕНИЕ

Представителей общественных и гуманитарных наук интересует в первую очередь социальная природа физической рекреации, генезис и закономерности ее возникновения и развития как важного элемента образа жизни людей, ее место и функции в обществе. Они изучают также ее значение в формировании социального, духовного и психологического здоровья человека. Разумеется, в рамках данной статьи невозможно даже кратко рассмотреть все социальные проблемы физической рекреации в силу объемности и огромного множества проблем самих социальных наук. Среди них есть такие проблемы, которые особенно актуальны в настоящее время, актуальны потому, что от их решения зависит направление и характер осмысления и развития знаний о физической рекреации, проведение конкретных эмпирических исследований. Мы коснемся лишь некоторых вопросов физической рекреации, касающиеся социокультурных принципов решения проблемы и которые, по мнению Ю.Е. Рыжкина и др., в настоящее время наиболее актуальны [2].

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В существующих исследованиях физической рекреации основное внимание уделяется разработке теории: понятийного аппарата, категорий, законов, функций и т.д. Теоретический подход ценен тем, что он позволяет привести разрозненные сведения в относительно стройную систему, и выступает в качестве основы для дальнейших эмпирических исследований, практического использования их результатов. Но научные теории не могут быть построены только посредством обобщения эмпирических данных. Любая теория становится необходимой для практики, но далеко не всякая практика способствует развитию теории. Практика питает и проверяет теорию, а теория обобщает практику и руководит ею.

Необходимо сначала определить путь, способ, принципы теоретического и практического исследования, т.е. определить методологию исследования. Методология научного познания понимается не только как учения о путях и средствах получения знания. Это также учение и об исходных основах и принципах познания.

Эмпирическое исследование многих научных работ по проблемам физической рекреации показывает, что в них недостаточно учитываются методологические принципы проведения конкретных научных исследований, в частности, идеи, принципы и методы исследований, разработанные в социологии, культурологии, психологии, педагогики, теории физической культуры и общей рекреации.

Разработка методологических принципов исследований физической рекреации становится особенно актуальным потому, что в современных её исследованиях по-прежнему господствует медико-биологическая ориентация. Большинство авторов считают, что основная функция физической рекреации заключается в укреплении физического здоровья человека, его физического совершенствования. В рамках этого исследовательского направления используется конкретные эмпирические методы исследования с привлечением эксперимента в качестве доказательной базы, тем самым игнорируется социокультурная, гуманистическая ценность физической рекреации. Такой исследовательский подход наиболее широко представлен в рамках теории физической культуры [4].

Вопрос не может быть решен в одностороннем плане, иначе нарушается основной методологический принцип материалистической диалектики - принцип историзма, развития, единства и взаимосвязи всех компонентов, составляющих познаваемое явление. Биологический, психологический, социологический и культурологические принципы исследования физической рекреации имеют разные предметные области в едином объекте исследования - физической рекреации.

В методологии естественных наук обычно не учитывают индивидуальность объекта и предмета исследования (их субъективность). Социальные науки абстрагируются от природных оснований физической рекреации, которые существенны для биологических наук. Методология социальных наук должна не только обобщать факты, но и принимать во внимание индивидуальные факты большего значения [1].

Методологический подход к исследованию физической рекреации в некотором целостном виде впервые представлен в работе Ю.Е. Рыжкина (2010). Автор обосновывает методологию исследования физической рекреации, исходя из общей методологии проведения научных исследований и частной методологии социально-психологических и культурологических исследований. При всей важности и актуальности, предложенной автором методологии исследования физической рекреации, целесообразно дополнить и расширить некоторые положения данного подхода, которые касаются, в частности, методологических принципов исследования физической рекреации. Если методологические проблемы физической рекреации выражают самое общее направление её познания, то методологические принципы - те позиции, с которых познание осуществляется. Принципы составляют основной компонент любой методологии научного исследования и выражают глубокую сущность явлений, относящуюся ко всем областям явлением, взятым вместе. Однако однозначного толкования «понятия» «принцип» в отечественной науке не существует.

Под принципами в самом общем смысле понимаются: а/ наиболее общие теоретические положения, отражающие сущность и фундаментальные закономерности изучаемого явления; руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности и поведению.

В методологии науки о физической культуре наиболее широко распространена классификация принципов, предложенная Р.М. Кадыровым (2010). В предложенной автором классификации принципов исследования выделяются три уровня, три основания: общие принципы исследования того или иного социального явления (в данном конструкте принципы, используемые в теории физической культуры), методические (дидактические)

принципы, пути достижения цели познания явления и специфические принципы, характерные для познания конкретного вида физической культуры. Используя основные положения, предложенного Р.М. Кадыровым основания классификации принципов в теории физической культуры, мы использовали данную классификацию применительно для классификации принципов исследования физической рекреации [3].

Теоретические принципы физической рекреации:

- принцип формирования рекреационной физической культуры личности;

- принцип оздоровительной направленности физической рекреации, ее прикладная направленность.

Методические (дидактические) принципы физической рекреации:

- активности субъекта физкультурно-рекреационной деятельности (ФРД);

- доступности используемых видов, форм и способов ФРД;

- самостоятельности в выборе форм, средств ФРД, времени, мест и условий ее осуществления;

- добровольности; отсутствие жесткой регламентации ФРД, норм и правил ее осуществления;

- индивидуализации.

Специфические принципы физической рекреации:

- привлекательности;

- престижности;

- зрелищности;

- культуросообразности;

- компенсации;

- гедонизма.

Выделенные специфические принципы физической рекреации имеют некоторую схожую семантическую основу с её функциями. Различие заключается в том, что принципы - это наиболее общие положения, отражающие сущность и фундаментальные закономерности изучаемого явления, основное правило, требование к познанию явления. Функции физической рекреации - это то, что объективно присуще данному явлению. Они объясняют, чем вызвано ее появление. Какие причины этому способствовали и для чего это явление предназначено.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методология исследования физической рекреация, разработка принципов ее исследования находится в непрерывном процессе развития и совершенствовании. И как повышается социокультурная ценность развития общества, возникают новые принципы, прогрессивные тенденции, и все сходные тенденции свойственны всем явлениям, относящимся к обществу. С полным основанием можно утверждать, что этот методологический принцип познания относится и к физической рекреации как социальному явлению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гусельцева, М.С. Культурно-аналитической подход в психологии и методологии междисциплинарных исследований / М.С. Гусельцева // Вопросы психологии. - 2009. - № 5. - С. 1727.

2. Кадыров, Р.М. Физическая рекреация в аспекте функционального анализа / Р.М. Кадыров, Ю.Е. Рыжкин // Физическая подготовка к военно-профессиональной деятельности в мирное и военное время : международный межвузовский сборник научных статей / Военный ин-т физ. культуры. - СПб., 2006. - С. 34-42.

3. Рыжкин, Ю.Е. Физическая рекреация в физкультурном образовании человека : учебное пособие / Ю.Е. Рыжкин, М.А. Эльмурзаев. - Назрань : Пилигрим, 2009. - 154 с.

4. Эльмурзаев, М.А. Методологические подходы к исследованию физической подготовки студентов / М.А. Эльмурзаев, Х.М. Солтамурадова // Ученые записки университета имени П.Ф.

Лесгафта. - 2015. - № 3 (121). - С. 201-205.

REFERENCES

1. Guseltseva, M.S. (2009), "A cultural-analytical approach in psychology and interdisciplinary research methodology", Questions of psychology, No. 5, pp. 17-27.

2. Kadyrov, R.M. and Ryzhkin, Yu.E. (2006), "Physical recreation in the aspect of functional analysis", Physical preparation for military professional activities in peacetime and wartime. International intercollegiate collection of scientific articles, VIFK, St. Petersburg, pp. 34-42.

3. Ryzhkin, Yu.E. and Elmurzayev, M.A. (2009), Physical recreation in physical education of a person: tutorial, Pilgrim, Nazran.

4. Elmurzaev, M.A. and Soltamuradova, H.M. (2015) "Methodological approaches to the study of the physical training of students", Uchenye zapiski universiteta imeni PFLesgafta, Vol. 121, No. 3, pp. 201-205.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 05.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.