учебном процессе, направленность воспитательно-образовательного процесса в военном институте на формирование организационной культуры, включенность в этот процесс управления вуза, профессорско-преподавательского состава и командиров подразделений.
К внутренним механизмам формирования и развития организационной культуры будущего офицера относится процесс формирования профессионального сознания будущего офицера, присвоение и освоение системы ценностей военной службы, как специфической части социума, внутренняя мотивация на формирование и развитие (принятие) личностью основ организационной культуры военных организаций (войск национальной гвардии).
ЛИТЕРАТУРА
1. Беспалько, В.П. Персонифицированное образование / В.П. Беспалько // Педагогика. -1998. - № 2. - С. 12-17.
2. Диев, В.С. Российская организационная культура: традиции и вызовы глобализации / В.С. Диев, В.В. Лыгденова // Ценности и смыслы. - 2011. - № 5 (15). - С. 101-111.
3. Наумов, П.Ю. Педагогические условия развития системы ценностей будущих офицеров внутренних войск МВД России / П.Ю. Наумов, Э.Г. Скибицкий // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 3. - С. 157-161.
4. Персикова, Т.Н. Корпоративная культура / Т.Н. Персикова. - М. : Логос, 2011. - 288 с.
5. Чернов, В. Каким быть будущему офицеру? / В. Чернов // Ориентир. - 2002. - № 5. - С.
26-27.
REFERENCES
1. Bespalko, VP. (1998), "Personalized education", Pedagogy, No. 2, pp. 12-17.
2. Diev, V.S. and Lygdenova V.V. (2011), "Russian organizational culture: traditions and challenges of globalization", Values and meanings, No. 5 (15), pp. 101-111.
3. Naumov, P. Yu. and Skibickij, E.G. (2013), "Pedagogical conditions for the development of the value system of future officers of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Siberian Pedagogical Journal, No. 3, pp. 157-161.
4. Persikova, T.N. (2011), Corporate culture, Logos, Moscow.
5. Chernov, V. (2002), " How to be a future officer?", Landmark, No. 5, pp. 26-27. Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.12.2018
УДК 796.011
СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ
Махмутгири Атуевич Эльмурзаев, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский Горный университет; Юрий Владимирович Яковлев, кандидат педагогических наук, преподаватель, Военная академия связи, Санкт-Петербург; Ирина Владимировна Пыжова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Аннотация
Функция теории состоит в том, чтобы, используя силу абстракции, вычленить сначала, пусть хотя бы в виде рабочей гипотезы, свой объект и предмет, а уже потом корректировать исходное представление в эмпирическом исследовании. Эмпирическому исследованию должна предшествовать глубокая теоретическая работа по выявлению собственно идеального объекта и предмета того или иного социального явления, создание предварительной схемы исследования. В статье рассматривается вопрос определения специфического предмета познания физической рекреации в рамках других смежных наук.
Ключевые слова: физическая рекреация, предмет, объект, функции физической рекреации, культурологический компонент физической рекреации, холизм.
SYSTEM-FORMING FEATURE OF THE SUBJECT OF PHYSICAL RECREATION
Mahmutgiri Atuevich Elmurzaev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg Mining University; Yury Vladimirovich Yakovlev, the candidate of pedagogical sciences, teacher, Military Academy of Communications, St. Petersburg; Irina Vladimirovna Pyzhova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg Polytechnic
University of Peter the Great
Annotation
The function of the theory is to, using the power of abstraction, first isolate, even if in the form of a working hypothesis, its object and object, and only then correct the original representation in an empirical study. Empirical research should be preceded by deep theoretical work to identify the ideal object itself and the subject of a social phenomenon, the creation of the preliminary study design. The article discusses the issue of determining the specific subject of knowledge of physical recreation in the framework of other related sciences.
Keywords: physical recreation, object, object, functions of physical recreation, cultural component of physical recreation, holism.
ВВЕДЕНИЕ
В конце ХХ века теория физической рекреации стала складываться как научная дисциплина, и для придания теории физической рекреации статуса самостоятельной научной дисциплины необходимо охарактеризовать состояние изученности ее предмета, выделить основные подходы к его исследованию. Это становится тем более актуальным, что однозначного мнения относительно предмета физической рекреации не существует. Масса накопленных сведений о предмете физической рекреации, не упорядоченных логикой, могут не только не способствовать созданию ее теории, но и препятствовать этому процессу. Одни авторы считают, что основной предмет физической рекреации заключается в восстановлении физического здоровья индивида. Другие - реабилитации функциональных возможностей организма, третьи - организации свободного времени человека и др. Такая мно-гоголосица относительно предмета физической рекреации вытекает из выделяемых её признаков и понятий и приводит к отсутствии взаимопонимания между учеными разных научных направлений, её изучающих. В самом общем смысле предмет познания - некая часть объективной реальности, определенная уровнем общественно-исторического развития, способом освоения объекта познания. Им могут быть либо отдельные явления, либо их отдельные свойства, стороны, либо их условное выражение при помощи символов, моделей, слов, знаков. Один и тот же объект может изучаться многими науками, но предмет -это отдельная сторона объекта. Специфику науки, возможность её отделения от других наук определяют особенности её предмета и методы взаимодействия с этим предметом. Без собственного предмета любая наука не имеет своих специфических методов исследования, а метод должен быть адекватен изучаемому предмету, и он не может выйти за его пределы.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Проблема определения своего предмета является центральной проблемой и для физической рекреации. До сих пор однозначного мнения относительно её предмета не существует. Научно-исторический анализ физической рекреации показывает, что изменение социально-экономических условий привносят в понятийный аппарат физической рекреации все новые факты, требующих адекватной фиксации в языке современной науки. Неопределенность и расплывчатость возникающих понятий, разнообразие их дефиниций, содержание и сущности ведут к неточности к выделению ее предмета. Добавим также, что трудности в выделения предмета физической рекреации объясняется и тем, что по-прежнему остаются нерешенными такие вопросы, как построение теории физической рекреации, ее место в системе научных знаний, прежде всего теории физической культуры и общей
рекреации, одним из видов которых она является. Если предмет не определен, то вполне понятно идет постоянное заимствование присвоение признаков, понятий из смежных наук.
Современные представления о физической рекреации связаны с возрастанием ее значимости как социально-психологического и социокультурного явления. В этом смысле физическая рекреация и ее предмет уже не могут входить полностью в цикл биологических и педагогических наук, вряд ли может быть описательной, эмпирической наукой и еще меньше точной наукой из-за неуловимости и многообразия самой культуры, как одного из основных ее предметов. Биологический, психологический, социологический и культурологический компоненты физической рекреации составляют разные предметные области ее изучения в едином для них объекте - физической рекреации.
Уточнение некоторых положений относительно признаков, понятий, содержание и сущности, функций физической рекреации позволяет определить основные направления научных исследований её предмета. По нашему мнению, предмет физической рекреации наиболее полно отражен в двух ее системообразующих признаках - оптимизация здоровья индивида (психофизический компонент) и формировании рекреационной физической культуры личности (социально-психологический компонент). Психофизический компонент традиционно рассматривается базовым компонентом, ведущей ее категорией. Не без оснований считалось, что данный феномен принадлежит конкретному индивиду, который является его носителем, а, значит, предмет физической рекреации определяется индивидными психофизическими свойствами индивида.
При выделении предмета физической рекреации, как правило, используются два основных принципа - индивидуализм и холизм. Согласно принципу индивидуализма исходным пунктом и единицей исследования предмета физической рекреации выступает конкретный индивид, его физическое здоровье. Соответственно, сущность предмета физической рекреации объясняется законами общей, дифференциальной психофизиологии, которые, в свою очередь, выводятся из законов биологических. В этом случае человек как объект исследования не отличается от объектов природы. Коррекция недостатков в физическом здоровье индивида считалось главным предметом физической рекреации. Выбор индивидуальных психофизических свойств индивида в качестве исходной единицы анализа предмета физической рекреации объясняется исторически сложившимся представлением о данном феномене: основная её сущность заключается в восстановлении функциональных возможностей его организма. Основным недостатком методологического принципа индивидуализма при выделении предмета физической рекреации служит рассмотрение ее как некую закрытую систему, полностью ограниченную рамками индивидуальной человеческой природы, ее исключение из окружающей социокультурной среды, в условиях которой она функционирует. Натуралистическая ориентация в выделении предмета физической рекреации, использование методов естественных наук существенно ограничивает рамки её предмета, а сама физическая рекреация оказывается в вакууме, без своего предмета и, как следствие, не имеет своей теории, оставаясь описательной научной дисциплиной. Такое утверждение, по нашему мнению, построено в большей степени на сложившихся традициях, нежели на глубоких современных научно обоснованных теоретических и экспериментальных исследованиях [3,4].
Методологический принцип выделения предмета физической рекреации базируется на принципах холизма (от англ. - whole -целый). В естественных науках под холизмом понимается целостность организма человека, его тела, в общественных науках - восприятие человека, как представителя социальной системы. В рамках принципа холизма в качестве предмета физической рекреации выступает смысловой, знаковый аспект общения и межгрупповых отношений, социокультурная ситуация, в которой она функционирует, формы общественного сознания, межгрупповые нормы, этические и эстетические ценности, правила общественного поведения. Недостатком в выделении предмета физической рекреации в рамках принципа холизма является то, что из поля зрения выпадает
конкретный индивид, его индивидуальные особенности, как основного носителя данного феномена, межгрупповые отношения, нормы, правила, ритуалы, символы, традиции, ценности, культурные образования, как основные регуляторы социального процесса и что позволяет избежать биологического редукционизма. Основными объектами физической рекреации становятся индивиды, принадлежащие к группе риска - безработные, эмигранты, лица, склонные к девиантному поведению.
Методологические принципы индивидуализма и холизма не позволяют достаточно полно выделить и описать предмет физической рекреации. Предмет физической рекреации может выражаться и в частных аспектах в зависимости от того, какие потребности он удо -влетворяет. Можно выделить следующие потребности:
1. Потребности в двигательной активности.
2. Потребности в психофизическом здоровье.
3. Потребность в избегании состояния одиночества, общении.
4. Повышение социального статуса среди окружающих.
5. Удовлетворение познавательных интересов в социокультурной сфере.
6. Получение удовольствия, достижение состояния социального благополучья и удовлетворенностью жизнедеятельностью.
7. Компенсация дефицита позитивных эмоций.
Как отмечалось выше, предмет физической рекреации в обобщенном виде можно выразить в двух базовых системообразующих признаках - оптимизация здоровья индивида (психофизический компонент) и формирование рекреационной физической культуры личности (социально-психологический компонент). Психофизический компонент предмета физической рекреации традиционно рассматривается базовым компонентом, ведущей его категорией и связан с формированием физического здоровья индивида. По мнению известного ученого В.М. Выдрина, «создание определенного физического состояния, обеспечивающего нормальное функционирование человеческого организма» является главным компонентом предмета физической рекреации [1].
Второй компонент предмета физической рекреации - формирование рекреационной физической культуры личности, относительно новый научный термин, введенный научный оборот Ю.Е. Рыжкиным. Автор считает, что рекреационная культура личности складывается из восприятия личностью своего здоровья как высшей человеческой ценности, знаниях о путях его сохранения и укрепления, позитивном восприятии и оценки своего личностного статуса, социального комфорта, состояния субъективного благополучия и внутренней гармонии. Групповое взаимодействие индивидов осуществляется не непосредственно, а опосредованно, через те социальные нормы, которые они выполняют в группе. Недостатком в выделении предмета физической рекреации в рамках холизма является то, что из поля зрения выпадает конкретный индивид, его индивидные особенности, как основного носителя данного феномена [2].
В современных научных исследованиях принципы индивидуализма и холизма находятся между собой в некой разобщенности, вне взаимосвязи друг с другом, а иногда даже в противоречиях. Однако было бы ошибочным считать, что системный подход сводится к попыткам синтезировать индивидуализм и холизм. Выделение предмета физической рекреации в рамках системного подхода предполагает не простую суммацию индивидуального и социального, а выделение главного системообразующего признака, отражающего все имеющие представления о физической рекреации в разных научных дисциплинах.
При выделении системообразующего признака предмета физической рекреации следует руководствоваться следующими методологическими требованиями.
1. Представлением о физической рекреации как целостном явлении, состоящим из отдельных элементов и которые находятся в определенной иерархической взаимосвязи.
2. Системообразующий признак должен обеспечивать существование и функционирование самой системы, ее развитие.
Систематический признак любой системы заключается в результате ее функционирования. В.М. Выдрин, считающий проблему физической рекреации как одну из актуальных проблем теории физической культуры, в качестве системообразующего признака ее предмета рассматривает создание определенного физического состояния, обеспечивающего нормальное функционирование человеческого организма.
Во-первых, это объясняется исторически сложившейся главной цели её функционирования - восстановление и сохранения физического здоровья индивида. Во-вторых, ухудшение здоровья и увеличение количества лиц с ограниченными физическими возможностями выдвигает проблему физической рекреации в число одной из актуальных проблем современного общества [1].
В настоящее время не существует общепризнанного понимания предмета физической рекреации. Многообразие выделяемых признаков, её дефиниций порождает и разнообразие мнений относительно её предмета. Эти подходы не удовлетворяют нас не потому, что они неверны, ошибочны, а потому, что они базируются на разных основаниях или лишь на одном аспекте физической рекреации, подчас не учитывают другие, а, значит, ограничивают возможность рассматривать ее как целостное, системное явление. Дело и не в том, что каждый автор за предметом физической рекреации видит что-то свое, но и в том, что благодаря интенсивному развитию знаний о физической рекреации она предстает все в большей степени разнообразии реальностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, предмет физической рекреации многокомпонентный и включает разные реалии. Биологический, психологический, социологический и культурологический подходы к исследованию физической рекреации имеют разные предметные области в едином для них объекте исследования - физической рекреации.
Можно сделать обобщающее представление, что физическая рекреация - это цель, способ, процесс и результат познания и преобразования природно-заданной, социально-психологической и социокультурной сущности человека. Физическая рекреация должна изучаться не комплексом наук, а комплексное изучение методами и средствами различных наук как сложного и важного объекта, в результате чего достигается его постижение во всех многообразных связях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выдрин, В.М. Физическая рекреация - вид физической культуры / В.М. Выдрин, А. Д. Джумаев // Теория и практика физической культуры. - 1989. - № 3. - С. 2-4.
2. Рыжкин, Ю.Е. Физическая рекреация в физкультурном образовании человека : учебное пособие / Ю.Е. Рыжкин, М.А. Эльмурзаев. - Назрань : Пилигрим. 2009. - 154 с.
3. Эльмурзаев, М.А. Введение в теорию физической рекреации : учебное пособие / М.А. Эльмурзаев. - СПб. : Изд-во Политехнического университета, 2015. - 249 с.
4. Эльмурзаев, М.А. Феномен физической рекреации: предмет и предметная область исследования // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 5. - С. 97-99.
REFERENCES
1. Vydrin, V.M. and Jumayev, A.D. (1989), "Physical recreation - a kind of physical culture", Theory and Practice of Physical Culture, No. 3, pp. 2-4.
2. Ryzhkin, Yu.E. and Elmurzayev, M.A. (2009), Physical recreation in physical education person: textbook, Pilgrim, Nazran.
3. Elmurzaev, M.A. (2015), Introduction to the theory of physical recreation : textbook, publisher Polytechnical University, St. Petersburg.
4. Elmurzaev, M.A. (2016). "The phenomenon of physical recreation: subject and subject area of research", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 97-99.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.12.2018
УДК 37.08
РОЛЬ ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В МОТИВАЦИИ
ТРУДА ПЕДАГОГОВ
Елена Петровна Якимович, кандидат педагогических наук, доцент, Инна Владимировна Борисенко, магистрант, Дарья Владимировна Семенова, магистрант,
Светлана Сергеевна Суржик, магистрант, Нина Анатольевна Доронина,
магистрант, Филиал Дальневосточного федерального университета (ДВФУ),
г. Уссурийск
Аннотация
В условиях модернизации российской системы образования, направленной на повышение ее конкурентоспособности актуальным является вопрос повышение мотивации труда педагогов. Давно известно, что чем выше качество выполнения образовательных услуг педагогами, тем более высокой будет оценка деятельности образовательного учреждения целевой аудиторией. Однако нельзя не учитывать и то, что имидж учреждения оказывает влияние на мотивацию в профессиональной деятельности педагогов. В данной статье мы рассматриваем механизмы воздействия репутации образовательного учреждения на стремление педагогических работников к профессиональному самосовершенствованию.
Ключевые слова: образовательное учреждение, имидж образовательного учреждения, целевая аудитория образовательного учреждения, мотивация педагога, внешняя атрибутика, конкурентоспособность образовательных учреждений.
ROLE OF IMAGE OF EDUCATIONAL INSTITUTION IN MOTIVATION OF
TEACHERS' WORK
Elena Petrovna Yakimovich, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Inna Vla-dimirovna Borisenko, the master's student, Daria Vladimirovna Semenova, master's student, Svetlana Sergeevna Surzhik, the master's student, Nina Anatolyevna Doronina, the master's student, Far Eastern Federal University (branch), Ussuriysk
Annotation
In condition of the Russian education system modernization, aimed at its competitiveness, the issue of increasing of teacher motivation is relevant. It has long been known that the higher the quality of educational services provided by teachers the higher will be the evaluation of the educational institution by target audience. Nevertheless, the influence of image of the institution on the motivation in the professional activities of teachers should be also taken into account. This article describes the mechanisms of the influence of the reputation of the educational institution on teacher willingness to professional self-improvement.
Keywords: educational institution, image of educational institution, target audience of educational institution, motivation of the teachers, external symbols, competitiveness of educational institution.
Имидж образовательной организации - это сложившийся в сознании потребителей эмоциональный образ образовательного учреждения о качестве предоставляемых образовательных услуг, складывающийся из следующих взаимосвязанных основных компонентов: имиджа потребителей образовательных услуг, имиджа сотрудников образовательного учреждения и представлений о материально-технической базе образовательной организации [5].
В последнее время привычным стало явление составления официальных и неофициальных рейтингов учебных заведений, результаты которых, с одной стороны, являются отражением имиджа, а с другой, вносят в него изменения. В условиях нормативно-поду -шевого финансирования бюджетных образовательных организаций негативный имидж приведет к уменьшению денежных потоков, а позитивный, наоборот, будет способствовать их привлечению. Это является предпосылкой для совершенствования имиджа посредством