УДК 330.45:330.356:633.1
Светлова Галина Николаевна
Российский государственный аграрный университет -Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева
svetlova@timacad.ru
МЕТОДОЛОГИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РЫНКА ЗЕРНА
Рынок зерна является ключевым среди продовольственных рынков. Настроив механизмы его регулирования, государство сможет влиять на другие продовольственные рынки. В качестве метода решения этой задачи предлагается использовать компьютерный имитационный эксперимент, который позволит выявить и сформулировать стратегии каждого участника зернового рынка, определить их выгодность и влияние на развитие рынка в целом.
Ключевые слова: рынок зерна, сложная система, имитационное моделирование, системная динамика, акселераторы роста.
Зерновой рынок является ключевым среди продовольственных рынков. Динамика цен на зерно влияет на изменение цен большинства продуктов питания. Следовательно, настроив механизмы его регулирования, государство сможет влиять на другие продовольственные рынки.
О благополучии страны часто судят по урожаям зерновых, по обеспеченности зерном. Выращиванием, хранением и переработкой зерна занимается около половины всех предприятий АПК. Эти отрасли сельского хозяйства обеспечивают примерно 10 млн. рабочих мест в экономике страны.
В настоящее время (2012 г.) более 60% мирового производства зерна приходится на 10 стран мира, включая Российскую Федерацию. Основными производителями зерна являются Китай, США и Индия. Эти три страны производят около 1 млрд. тонн зерна или более 48% его мирового производства. В первую десятку зерновых держав входят так же Франция, Индонезия, Канада, Аргентина, Бразилия и Германия. На долю России приходится более 5% (бывший СССР имел 10-11%).
После кризиса 1998 г. производство зерновых в стране возросло, появилась заинтересованность в инвестировании в аграрный сектор. 2008-2009 гг., будучи урожайными, позволили увеличить экспорт зерна в 1,8 раза по отношению к 2007 г. и более чем в 25 раз по сравнению с 2000 г. В то же время импорт зерна уменьшился в 9 раз по сравнению с 2000 г. и составил 0,55 млн. тонн (табл. 1).
В течение 90-х гг. ХХ века Россия осуществляла небольшие экспортные поставки зерна, но в целом оставалась нетто-импортером зерна. В настоящее время экспортно-импортная политика государства направлена на сокращение импорта и увеличение экспорта зерна, формирование и стабильное функционирование внутреннего зернового рынка, развитие собственного производства тех видов зерна, для которых страна располагает необходимыми условиями.
По данным Росстата, за период с 1990 по 2010 г. сельскохозяйственные угодья страны сократились на 10%, пашня - на 12,5%, доля посевов в площади пашни снизилась с 90% до 65%. Произошли изменения в структуре посевов зерновых культур на фоне незначительного роста площади под зерновыми на 3,4%. (табл. 2): доля озимых зерновых увеличилась на 4,4%. В структуре озимых зерновых преобладает пшеница - более 16%. Структура ярового клина зерновых также претерпела изменения: на 6,2% увеличилась доля яровой пшеницы и на 1,1% доля кукурузы на зерно, сократились посевы ячменя и овса, проса и зернобобовых.
В валовых сборах зерна преобладает пшеница, чья доля увеличилась на 24,5%, в 2,5 раза выросла доля кукурузы на зерно, значительно уменьшилась доля ржи - в 2,2 раза, сократились доли ячменя и прочих зерновых культур (табл. 3).
Расширение площадей под озимой пшеницей и увеличение ее валовых сборов связано с более
Таблица 1
Баланс зерна в Российской Федерации, млн. тонн
Показатели Годы
2003/04 2004/05 2005/06 2006/07 2007/08 2008/09 2009/10 2010/2011
Начальные остатки 10,68 6,78 9,29 7,93 6,12 6,27 16,13 17,1
Валовой сбор 67,2 78,09 78,19 78,62 81,8 108,18 97,11 60,89
Внутреннее потребление 66,4 68,96 69,5 69,57 69,83 76,37 74,86 66,66
Экспорт 7,02 8,88 12,07 12,37 12,84 22,50 21,65 4,47
Импорт 2,32 2,26 2,02 1,51 1,02 0,55 0,36 1,37
Конечные остатки 6,78 9,29 7,93 6,12 6,27 16,13 17,1 8,2
Источник: данные таблицы взяты из [3] и уточнены автором.
Таблица 2
Структура посевных площадей сельскохозяйственных культур (в хозяйствах всех категорий), %
Показатель Годы
1970 1980 1990 2000 2005 2009 2010
Вся посевная площадь 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00
Зерновые и зернобобовые культуры 59,62 60,46 53,58 53,84 57,48 61,12 57,45
в том числе:
озимые зерновые культуры 14,06 14,26 15,64 14,17 17,39 21,52 20,05
из них:
пшеница 7,39 8,90 8,27 9,37 13,66 17,78 16,89
рожь 6,35 4,91 6,79 4,17 3,08 2,75 2,34
яровые зерновые и зернобобовые культуры 45,56 46,20 37,94 39,67 40,09 39,60 37,40
из них: пшеница 24,53 18,34 12,33 18,04 19,75 19,10 18,51
кукуруза на зерно 0,35 0,47 0,74 0,94 1,08 1,75 1,88
ячмень 9,42 14,41 11,07 10,18 11,33 10,86 8,98
овес 6,07 7,93 7,73 5,33 4,38 4,34 3,85
просо 1,19 1,39 1,64 1,88 0,66 0,67 0,69
гречиха 1,06 0,91 1,09 1,86 1,21 1,20 1,44
рис 0,13 0,30 0,24 0,21 0,19 0,24 0,27
зернобобовые 2,79 2,41 3,02 1,09 1,45 1,39 1,74
Источник: www.gks.ru
Таблица 3
Структура валовых сборов зерновых культур РФ (в хозяйствах всех категорий), %
Культуры Годы
1991-1995 1996-2000 2001-2005 2006 2007 2008 2009 2010
Зерновые и зернобобовые (в весе после доработки) 100 100 100 100 100 100 100 100
в том числе: пшеница 43,5 52,6 57,1 57,4 60,5 59,0 63,6 68,0
рожь (озимая) 9,9 8,3 6,2 3,8 4,8 4,2 4,4 2,6
кукуруза на зерно 2,0 2,1 2,8 4,5 4,7 6,2 4,1 5,1
ячмень 27,0 21,8 22,6 23,0 19,1 21,4 18,4 13,8
прочие 17,6 15,2 11,3 11,3 10,9 9,2 9,4 10,5
Источник: Россия в цифрах. 2011: Крат. стат. сб./Росстат - М., 2011.
Таблица 4
Урожайность зерновых культур (в хозяйствах всех категорий), ц/га
Культуры В среднем за год 2008 г. 2009 г. 2010 г.
1991- 1995 1996- 2000 2001- 2005 2006- 2010
Зерновые и зернобобовые культуры (в весе после доработки) 15,7 15,1 18,8 20,7 23,8 22,7 18,3
пшеница озимая 24,3 21,3 27,6 28,8 33,9 29,0 24,9
пшеница яровая 11,7 12,7 14,3 15,1 15,6 17,2 12,9
рожь озимая 15,9 15,0 17,5 18,0 21,2 20,7 11,9
кукуруза на зерно 27,6 22,4 31,5 33,9 38,6 35,3 30,0
ячмень озимый 32,3 30,4 34,4 38 41,2 36,7 37,4
ячмень яровой 15,7 14,7 18,1 19,1 23,3 22,1 14,8
овес 13,6 13,6 15,8 16,1 17,1 17,9 14,4
просо 8,1 9,0 10,7 10,6 13,8 10,0 7,8
гречиха 5,2 6,0 6,8 8,1 9,2 9,0 5,9
рис 29,2 28,2 36,8 47,9 46,0 51,4 52,8
зернобобовые 12,4 12,9 16,0 15,6 18,4 16,5 13,9
Источник: www.gks.ru
Таблица 5
Удельный вес продажи зерна сельскохозяйственными организациями по каналам реализации в общем объеме реализации, в %
Каналы реализации Годы
2005 2008 2010
Организации, осуществляющие закупки 5,6 4,5 3
Перерабатывающие организации, организации оптовой торговли, на рынке, через собственную торговую сеть 68,2 80 85,7
Населению через организации общественного питания, в порядке оплаты труда 15,9 11,4 9,2
По бартерным сделкам (обменным операциям) 10,3 4,1 2,1
Источник: www.gks.ru
высокой урожайностью данной культуры (табл. 4) и традиционным ее использованием, как в выпечке хлеба, так и на корм скоту, что обеспечивает культуре гарантированный сбыт.
За двадцатилетний период урожайность зерновых выросла на 16,6%, если сравнивать неблагоприятный 2010 г., и на 44,6%, если взять 2009 г. Рост урожайности зерновых культур связан как с изменением размещения и структуры их посевов в сторону увеличения доли высокоурожайных и интенсивных культур (пшеницы, кукурузы и риса), так и с повышением уровня интенсивности ведения зернового хозяйства. Отдельно следует отметить рост урожайности гречихи более чем в 1,7 раза в 2009 г., что делает ее вполне конкурентоспособной крупяным культурам, завозимым из-за рубежа.
Сокращение посевов отмечается в группе зернофуражных культур - овес и ячмень, что связано с импортом готовой животноводческой продукции и сокращением производства собственной продукции животноводства.
Казалось бы, несмотря на неурожайный 2010 год, в целом отмечается положительная тенденция, но, вступив почти двадцать лет назад в эпоху реформ и перестроек, мы до сих пор не имеем рынка зерна в том виде, как его понимают в остальном мире [2]. За сравнительно небольшой промежуток времени зерновое хозяйство РФ прошло путь от жесткого регулирования государством до его полного невмешательства. Отсутствие единой экономически обоснованной политики развития зернового рынка не позволило ему стать единой динамично функционирующей системой.
Рынок в экономической теории характеризуется как стихийный порядок, проявляющий себя через совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции [4, с. 76]. Функционально рынок зерна делится на рынки продовольственного зерна, фуражного и продуктов переработки зерна, которые можно представить как взаимодействие продавцов и покупателей. В качестве продавцов на рынке действуют производители и перекупщики, покупатели - потребители
и посредники. Каждая из этих групп преследует свою цель, направленную на сохранение и упрочение собственного гомеостаза [6]. Их цели являются своего рода адаптационным механизмом, позволяющим функционировать системе рынка в целом.
Эффективное взаимодействие участников рынка возможно при условиях: выбора оптимальных каналов сбыта; развитой инфраструктуры; наличия достоверной информации о рынке.
В 90-е годы в Российской Федерации была отменена монополия государства на закупки зерна и осуществлен переход к формированию государственных фондов через закупки зерна на конкурсной основе. Сформировались следующие основные каналы сбыта зерна: заготовительные организации; реализация перерабатывающим предприятиям напрямую; организации оптовой торговли; рынки (биржи, ярмарки, колхозные рынки; аукционы); бартерные сделки (табл. 5).
Развитие рыночных отношений привело к изменениям в организации закупок зерна. Доля реализации сельхозпроизводителями через заготовительные организации уменьшается, и в 2010 г. она составила 3%. Более 85% приходится на перерабатывающие организации, организации оптовой торговли и различные рыночные структуры. Бартерные сделки сократились почти в 5 раз.
Выделяют несколько вариантов движения зерна от производителя к потребителю: урожай скупают заранее (по схеме кредитования); скупка идет в момент уборки урожая по безналичному расчету; производитель старается продать хотя бы часть урожая за наличные деньги. Последний вариант всё еще широко распространен в России.
Увеличение доли рыночной торговли зерном создало предпосылки развития биржевой торговли в стране. Зерно - типичный биржевой товар: оно хорошо хранится, удобно для транспортировки, размер продаваемой или покупаемой партии ничем не ограничен, процедуры проверки его качества и соответствия стандартам сравнительно просты, спрос на него устойчив. Поэтому биржевая торговля зерном имеет большие преимущества перед другими формами организации рынка зерна.
Прозводство З+
Добавочное производство З +
Цена З
Резерв мощностей ХрЗ
Пищевая Пр
Мощности ППр
Рис. 1. Влияние факторов цены и мощностей пищевой промышленности на увеличение производства зерна
В России по состоянию на 2012 г. функционирует ряд специализированных зерновых бирж (Южно-Русская зерновая биржа, Московская зерновая биржа и др.). Однако основной объём биржевой торговли зерном сосредоточен в Объединённой зерновой компании, использующей для этой цели инфраструктуру Московской межбанковской валютной биржи. По оценкам экспертов, доля биржевой торговли в обороте зерна, производимого и потребляемого в России, существенно меньше, чем это имеет место за рубежом.
Опираясь на вышеизложенные факты, можем сказать, что государственное регулирование рынка зерна должно быть направлено на создание условий для повышения эффективности производства, внедрение современных технологий возделывания зерновых культур, создание рыночной и информационной инфраструктуры, снижение диспаритета цен АПК и промышленности, разработку и использование инструментов привлечения инвестиций в сельское хозяйство, слаженного взаимодействия всех субъектов рынка.
Однако в настоящее время регулирование рынка зерна сведено к мерам правового и административного воздействия, не подкрепленным инструментальными средствами, позволяющими оценить последствия тех или иных мероприятий для субъектов рынка. Отсутствие таких инструментальных средств объясняется тем, что теория рынка зерна в её современном состоянии не предлагает теоретического описания происходящих на нём процессов, приводящего к конкретным количественным оценкам.
Экономические системы, будучи нерефлексными, предполагают в процессе исследования многовариантный подход к постановке целей и определению стратегий субъектов рынка. Его следует осуществлять в несколько этапов, переходя от упрощенных моделей отдельных субъектов и моделей их парного взаимодействия по принципу «причина - следствие - обратная связь» к более сложным. В качестве метода его осуществления предлагается использовать многоэтапный компьютерный имитационный эксперимент, который позволит выявить и сформулировать стратегии каждого участника зернового рынка, определить их выгодность и влияние на развитие рынка в целом. Взаимодействие субъектов рынка, следуя методологии системной динамики, можно отразить посредством причинно-следственных диаграмм с петлями обратной связи.
Петли обратной связи могут быть как положительными, то есть приводящими к росту параметров системы, так и отрицательными, сдерживающими ее развитие. Их совокупность определяет поведение системы в целом. Множество петель положительной обратной связи вызывают усиленное развитие системы в целом, возникают «циклы роста», называемые иногда «акселераторами роста» [1, 3].
К акселераторам роста внутреннего рынка зерна следует относить положительные петли, которые способствуют росту производства продукции и увеличению рыночной доли на внешнем рынке. Таковыми являются: снижение издержек производства, реализации и хранения продукции, рост цены на продукцию в связи с увеличением мирового спроса, увеличение мощностей перерабатывающей промышленности, наращивание инфраструктуры, увеличение и модернизация мощностей хранения. Наибольший эффект в развитии рынка зерна может быть достигнут при таком сочетании петель обратной связи, в котором акселераторы будут создавать синергизм. Формируется механизм возрастающей доходности посредством применения причинно-следственных диаграмм обратной связи. Они позволяют всесторонне проанализировать зерновой рынок как сложную систему с траекторией, зависящей от предыстории, и находить причины блокировки ее развития в настоящем.
В частности, в результате проводимых экспериментов удалось установить, что не все позитивные петли обратной связи, способствующие росту производства зерна, совместимы. Так, увеличение закупочной цены на зерно может приводить как к росту производства, так и к его снижению, если оно войдет в конфликт со стратегией лидерства на рынке в результате захвата максимальной доли влияния, что влечет за собой снижение издержек производства и необходимость снижения цены для достижения поставленной цели.
Библиографический список
1. Sterman John Business dynamics: systems thinking and modeling for a complex world, Irwin/ McGraw-Hill, 2000. - 982 p.
2. Алтухов А.И., Нечаев В.И., Трубилин А.И., Карсанов К.Б., Санду А.И. Повышение эффективности производства зерна на основе научно-технического прогресса. - М.: АгриПресс, 2005. - 208 с.
3. Демьянов Н. С. Рынок зерна: оценки и прогнозы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2010. - №2. - С. 62-64
4. Каталевский Д.Ю. Основы имитационного моделирования и системного анализа в управлении: Учебное пособие. - М.: Издательство Московского
университета, 2011. - 304 с.
5. Курс экономической теории / под ред. М.Н. Че-пурина, Е.А. Киселевой. - Киров, 1994. - 624 с.
6. Моисеев Н.Н. Математические задачи системного анализа. - М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1981. - 488 с.
УДК 338.24
Свиридов Николай Никитович Блинов Михаил Владимирович
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ИНСТИТУТЫ В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
В статье освещаются функции институтов и их влияние на эффективность управления муниципальными образованиями.
Ключевые слова: институты, муниципалитеты, эффективность, динамика развития.
В повышении качества жизни возрастающая роль принадлежит первичным звеньям территориального управления -муниципальным образованиям. Неравномерность и значительные различия в социально-экономическом развитии регионов требуют по-новому взглянуть на эту проблему, посмотреть на нее с позиций методологии институционализма, имеющей значительный научный потенциал, который позволяет выявить резервы устойчивой динамики роста экономики и социального развития.
Задача данной статьи, во-первых, выявить специфические черты и характерные особенности формальных и неформальных институтов в системе муниципального управления. Во-вторых, показать дефекты институтов, которые существенно тормозят эффективное использование местного экономического, социального и человеческого капитала. И, наконец, в-третьих, обозначить направления по совершенствованию институциональной среды муниципальных образований.
Совершенно очевидно, что местное самоуправление формирует и региональное гражданское общество. Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя, основополагающим принципом организации власти. Во всём мире вопросам местного самоуправления отводится значительная роль; оно рассматривается как высший уровень управления, неотъемлемый признак гражданского общества.
Основы реформирования местного самоуправления и муниципального управления заложены в Европейской Хартии местного самоуправления. Положения, содержащиеся в этом документе, принятом на Совете Европы в 1990 г., направлены на защиту и усиление независимости местной власти в различных странах Европы. Отметим некоторые из них:
- местное самоуправление является одним из главных фундаментов любого демократического режима;
- оно позволяет управлять эффективно, непосредственно соприкасаясь с населением;
- в основе реформирования местного самоуправления положены принципы демократии и децентрализации;
- компетенция, предоставляемая органам местного самоуправления, может ограничиваться государственными органами только в пределах, установленных законом;
- муниципалитеты имеют право на достаточные собственные ресурсы, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своей компетенции.
Местное самоуправление и муниципальное управление являются важными элементами конституционного строя демократических стран и фактором социально-экономического развития. Местное самоуправление представляет собой ту специфическую «ветвь власти», которая на местном уровне, с одной стороны, участвует в осуществлении задач государства, с другой - наиболее полно учитывает интересы населения. Муниципальные органы власти - это гарант основных демократических ценностей. Они, во-первых, наиболее доступны и отзывчивы для населения; во-вторых, максимально приспособлены использовать ресурсы территории для удовлетворения местных потребностей; в-третьих, могут способствовать укреплению государственной власти на местном уровне, делая её более гибкой и эффективной.
При расширении полномочий регионов происходит непосредственное отчуждение полномочий государства как юридического лица в пользу другого юридического лица, каковым является местный управленческий орган.
Децентрализованное управление не только демократичнее, но и эффективнее централизованного. В книге «Демократия в Америке» А. де Ток-виль в первой половине XIX веке писал, что «правительство, выступающее как единственный гарант и арбитр народного счастья, создаёт лишь иллю-