МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
Таким образом, процесс нравственного воспитания предполагает, с одной стороны, формирование у человека необходимых представлений о морали, с другой - воспитание потребности действовать в соответствии с нормами морали.
Важным условием развития ценностного отношения к профессиональной деятельности является нравственная обоснованность выбора профессии, в основе которого лежит не только информированность о ее содержании, контингенте, с которыми предстоит работать, но и сознательное, убежденное желание посвятить себя борьбе с правонарушителями.
Список использованной литературы:
1. Егоров Д.Е., Добровольский В.С. Северин Н.Н., Радоуцкий В.Ю. Методические основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2011. №2. С. 175-178.
2. Северин Н.Н. Управление физической подготовкой личного состава подразделений государственной противопожарной службы МЧС России с учетом особенностей профессиональной деятельности. Автореферат дис. канд. пед. наук / Военный институт физической культуры. Санкт-Петербург, 2005.
3. Северин Н.Н., Дамаев Е.В.Педагогическая технология формирования профессионализма у сотрудников ГПС МЧС России // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. №10 (80). С. 166-170.
4. Северин Н.Н., Масаева Т.В. Модель профессионально-коммуникативной подготовки руководителей ГПС МЧС России // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. №11 (81). С. 137-142.
5. Исмагилова Ю.С. Психолого-педагогические детерминанты формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России: Автореф. дис. канд. псих. наук. Тамбов, 2010. 25 с.
6. Северин Н.Н., Москвин Н.В. Технология педагогического руководства самообразованием сотрудников ГПС МЧС России // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. №9 (79). С. 118-124.
7. Северин Н.Н. Педагогическая оценка форм управления процессом профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России России // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. №2. 2012. С. 215-218.
© В.Ю. Радоуцкий, Ю.В. Ветрова, А.И. Кудинова, 2015
УДК 796
В.Г. Шаптала
д.т.н, профессор кафедры защиты в чрезвычайных ситуациях
В.Ю. Радоуцкий
к.т.н, профессор кафедры защиты в чрезвычайных ситуациях
Ю.В. Ветрова
к.т.н, доцент кафедры защиты в чрезвычайных ситуациях Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова
г. Белгород, Российская Федерация
МЕТОДОЛОГИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Аннотация.
Проведен анализ стадий развития чрезвычайных ситуаций и модель перерастания опасных явлений в чрезвычайные ситуации, а также определены требования к модели развития чрезвычайных ситуаций.
Ключевые слова.
Модель, чрезвычайная ситуация, опасные явления, управление, этап.
36
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
Опасные явления, происходящие в природе, техносфере и обществе, формирует негативные факторы, которые могут вызвать чрезвычайные ситуации (ЧС) в учреждениях высшего профессионального образования (ВПО) [1, с. 79].
Опасные явления
Негативное влияние
Природные Опасные воздействия Территория
Техногенные Учреждения Население
ВПО Общество
Социальные ЧС
Государство
Рисунок 1 - Модель перерастания опасных явлений в чрезвычайные ситуации
Динамика развития ЧС показана на рисунке 2 [2, с. 34].
о
о
К Si
1)
&
03
Он
О
С
Рисунок 2 - Стадии развития чрезвычайных ситуаций
На предварительной стадии So накапливаются отклонения от нормального состояния ВУЗа, формируются предпосылки возникновения ЧС. На первой стадии Si происходит инициирование опасного события вызывающего ЧС. Чрезвычайная ситуация возникает и начинает развиваться, оказывая губительное воздействие на студентов, преподавателей, сотрудников ВУЗа, его инфраструктуру и окружающую среду. Развитие ЧС на первом этапе обычно носит стремительный лавинообразный процесс, приводящий к резкому ухудшению состояния ВУЗа и катастрофическим последствиям как для самого учреждения, так и его окружения.
На втором этапе S2 начинается локализация ЧС и ликвидация ее последствий, приводящие к обеспечению поражающего действия ЧС. На третей стадии S3 осуществляется ликвидация долговременных последствий ЧС и переход ВУЗа на обычный режим функционирования.
Чрезвычайные ситуации в ВУЗе как объект управления имеет ряд специфических особенностей [3, с. 108]:
- для максимального сокращения людских и материальных потерь решения должны приниматься в сжатые сроки;
- неопределенность параметров развития ЧС и предстоящих аварийно-спасательных и восстановительных работ;
37
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
- большой объем и недостаточная точность информации о состояния объекта;
- сложность процессов, характеризующих ЧС.
Отсюда следуют требования к моделям развития ЧС и моделям процессов управления в условиях ЧС [4, c. 21]:
- модели должны отображать слабоструктурированные и трудно формализуемые процессы развития ЧС и управления их ликвидацией;
- следует обеспечить возможность моделирования взаимосвязанных процессов различной природы;
- модели должны отражать пространственно-временные аспекты развития ЧС;
- необходимо формализовать и учесть в моделях знания и опыт экспертов по ликвидации ЧС. Трудность задачи моделирования ЧС связана с тем, что характер развития каждой опасной ситуации
сугубо индивидуален, происходит в условиях неопределенности, когда не известны ни масштабы бедствия, ни сложность предстоящих аварийно-спасательных работ, ни объем необходимых сил и средств. Сложным вопросом остается также оперативное распределение ограниченных ресурсов между отдельными направлениями восстановительных работ.
Список использованной литературы:
8. Добровольский B.C., Овечкин А.Н., Павлов А.А. Модель оценки состояния и подготовки образовательных учреждений к террористическим проявлениям. М.: Минобрнауки России, 2005, 244 с.
9. Белов П. Г. Моделирование опасных процессов в техносфере. Киев, КМУГА, 1999 г.
10. Павленко А.В., Ковалева Е.Г., Радоуцкий В.Ю. Анализ подходов к оценке риска // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. №3. 2015. С. 106-109.
11. . Шаптала В.Г., Радоуцкий В.Ю., Шаптала В.В. Основы моделирования чрезвычайных ситуаций. Уч. пособ. для студентов ВУЗОВ по направлению 280100 «Безопасность жизнедеятельности», специальности 280103 «Защита в чрезвычайных ситуациях». БГТУ им. В.Г. Шухова. Белгород, 2010.
© В.Г. Шаптала, В.Ю. Радоуцкий, Ю.В. Ветрова, 2015
УДК 004.8
Н.Н. Шарипова
старший научный сотрудник НИИ Физики и Прикладной математики Института Естественных наук
Уральский федеральный университет
Э.А. Завадская старший научный сотрудник НИИ Физики и Прикладной математики Института Естественных наук
Уральский федеральный университет г. Екатеринбург, Российская Федерация
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕРТНОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ПОДБОРА ОПТИМАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ПРОЕКТИРУЕМЫХ БЛОКОВ ВСТРАИВАЕМОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация
Статья посвящена вопросам реализации экспертной системы для поддержки процесса проектирования встраиваемых систем. Описаны возможности системы, ее структура, принципы связи по данным ЭС и интегрированного хранилища, а также интерфейс с пользователем.
Ключевые слова
Искусственный интеллект, экспертная система, проектирование встраиваемых систем.
38