_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
Список использованной литературы:
1. Шаптала В.Г., Радоуцкий В.Ю., Ветрова Ю.В. Мониторинг, прогнозирование, моделирование и оценка рисков чрезвычайных ситуаций в системе высшего профессионального образования. Белгород, 2012.
2. Радоуцкий В.Ю., Шаптала В.Г. Оптимальное распределение сил и средств, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2013. № 1. С. 138-139.
3. Ковалева Е.Г., Радоуцкий В.Ю., Северин Н.Н. Концептуальные основы, определяющие эффективное функционирование системы профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России // Вестник БГТУ им. ВГ. Шухова. 2012. № 1. С. 190-194.
4. Шаптала В.В., Ветрова Ю.В., Шаптала В.Г., Радоуцкий В.Ю. Оценка риска чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и пожаров. Учебное пособие / Белгород, 2011.
© Е. Г. Ковалева, Н. Н. Северин, С.А. Ермоленко, 2016
УДК 504
Латкин Матвей Алексеевич
д-р техн. наук, профессор БГТУ им. В.Г. Шухова, Кеменов Сергей Анатольевич доцент БГТУ им. В.Г. Шухова, Фурманов Игорь Васильевич аспирант БГТУ им. В.Г. Шухова, г. Белгород, РФ E-mail: [email protected]
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РИСКА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ И КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ
Аннотация
Рассмотрены подходы к прогнозированию чрезвычайных ситуаций на основе следующих методик оценки рисков: статистической, теорико-вероятностой, эвристичесой.
Ключевые слова Чрезвычайная ситуация, риск, опасность, ущерб, прогнозирование.
После идентификации опасностей, т.е. выявления принципиально-возможных рисков, необходимо оценить их возможность (вероятность), уровень и последствия. Основным методом анализа рисков является вероятностный метод. На его основе в зависимости от имеющейся исходной информации могут применяться следующие методики оценки рисков [1, c. 34]:
- статистическая, когда в качестве вероятностей неблагоприятных событий используются их относительные частоты, определяемые по имеющимся статистическим данным;
- теоретико-вероятностная, используемая для оценки рисков от редких событий, по которым статистика практически отсутствует;
- эвристическая, основанная на методе экспертных оценок и применяемая при оценке комплексных рисков, когда отсутствуют не только статистические данные, ни и математические модели.
Методы прогнозирования ЧС наиболее развиты применительно к опасным природным явлениям, благодаря функционированию общегосударственной системы мониторинга за предвестниками стихийных бедствий и катастроф. В настоящее время получили развитие следующие подходы к прогнозированию чрезвычайных ситуаций [2, с.41]:
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
1. Вероятностно-статистический подход, основанный на представлении опасных природных явлений при аварии техногенного характера как пуассоновского потока случайных событий;
2. Вероятностно-детерминированный подход основан на выявлении закономерностей развития природных явлений, в частности, их цикличности, что позволяет использовать подход для целей средне- и долгосрочного прогнозирования;
3. Для краткосрочного прогнозирования неблагоприятных природных явлений или аварий на технических объектах используется детерминировано-вероятностный подход (с учетом предвестников и оперативной информации о развитии природного явления или состоянии технического объекта).
Комплексное применение этих подходов позволяет получить более объективную и точную оценку рисков, что является необходимой предпосылкой принятия обоснованных решений в области безопасности [3, с.26].
Количественные методы оценки и прогнозирования рисков впервые были разработаны в области финансов и страхования в связи со стремлением к снижению степени риска и возможных финансовых потерь. В связи с этим под риском чаще всего понимается возможная опасность потерь (прежде всего человеческих, а уже затем материальных), связанных с явлениями природы или спецификой человеческой деятельности. При этом опасность рассматривается как объективно существующая возможность негативного воздействия на общество, личность, окружающую среду, в результате которого им может быть причинен ущерб - человеческий, социальный, экономический, экологический. При оценке размеров ущерба различают прямой, косвенный и полный ущерб [4, с. 186].
Опасность характеризуется не только вероятностью (относительной частотой) наступления кризисной или чрезвычайной ситуации, но и тяжестью ее последствий. Поэтому простейшая количественная характеристика риска R может быть представлена в виде произведения вероятности Р наступления неблагоприятного события на величину ожидаемого ущерба У:
R = ^-У.(1)
Количественная мера риска (1) согласуется с интуитивным представлением о нем и позволяет разделить процедуру оценки риска на два независимых этапа:
- определение вероятностей неблагоприятных исходов;
- определение сопровождающих эти исходы ущербов.
Необходимой предпосылкой математического описания рисков, возникающих производственной деятельности, является их общая характеристика и, в частности, классификация [5, с.65].
По причинам, порождающим риски, их можно разделить на террористические, природные (землетрясения, наводнения, подтопления, смерчи, бури и т.д.), техногенные, экологические, социально-экономические и медико-биологические.
С точки зрения анализа рисков и управления безопасностью образовательных учреждений важными являются следующие понятия:
- индивидуальный риск;
- потенциальный территориальный риск;
- социальный риск;
- коллективный риск, характеризующийся числом погибших и пострадавших в результате возможных чрезвычайных ситуаций;
- приемлемый риск - уровень риска, с которым общество в целом готово примириться ради получения определенных благ или выгод;
- неприемлемый риск;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
- пренебрежимый риск - уровень индивидуального риска, не вызывающий беспокойство людей и не приводящий к ухудшению качества жизни населения.
Если учебное заведение находится в близи опасного промышленного объекта или в зоне повышенного техногенного загрязнения окружающей среды, то необходимо рассматривать потенциальный территориальный риск, который выражается в виде полей рисков смерти или рисков заболеваний:
R = P( x, y) (7)
где x, y - декартовы координаты.
Потенциальный территориальный риск представляет собой индивидуальный риск в каждой точке некоторой территории (местности).
Социальный риск представляет собой количественную зависимость вероятности (относительной частоты) чрезвычайных событий от числа смертельно травмированных или пострадавших людей (F-N зависимость или кривая). Социальный риск позволяет оценить опасность природных, техногенных и других чрезвычайных ситуаций для населения данной территории.
Особенностью экологического риска является его неравномерное распределение по территории, подвергшейся воздействию вредных факторов. Кроме того, загрязнение окружающей среды может зависеть от времени. Рассмотрим две крайние возможности этой зависимости: кратковременное воздействие сильнодействующего фактора и длительное многолетнее воздействие вредных факторов малой интенсивности [6, с.153].
При залповом выбросе вредного вещества риск поражения населения зависит не только от мощности выброса, но и от метеорологического состояния атмосферы, рельефа местности, структуры и плотности застройки.
При количественной оценке величины перечисленных выше рисков следует отдельно рассматривать различные группы населения, выделяя их по половозрастному, профессиональному и другим признакам.
Сбор и обработка необходимых для этого больших массивов статистических данных должны проводиться с использованием специальных информационных технологий на базе современной вычислительной техники.
Список использованной литературы:
1. Шаптала В.Г. Основы моделирования чрезвычайных ситуаций. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 280100 "Безопасность жизнедеятельности", специальности 280103 "Защита в чрезвычайных ситуациях": Федеральное агентство по образованию, Белгородский гос. технологический ун-т им. В. Г. Шухова. Белгород, 2010.
2. Шаптала В.В., Ветрова Ю.В., Шаптала В.Г., Радоуцкий В.Ю. Оценка риска чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и пожаров. Учебное пособие / Белгород, 2011.
3. Шаптала В.Г., Радоуцкий В.Ю., Шульженко В.Н., Ветрова Ю.В. Основные положения обеспечения безопасности учреждений высшего профессионального образования. Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2010. № 3. С. 186-187.
4. Егоров Д.Е., Радоуцкий В.Ю., Шаптала В.Г. Оптимизация распределения средств на предупреждение чрезвычайных ситуаций в высших учебных заведениях Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2011. № 3. С. 91-93.
5. Ковалева Е.Г., Радоуцкий В.Ю., Северин Н.Н. Концептуальные основы, определяющие эффективное функционирование системы профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России. Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2012. № 1. С. 190-194.
6. Ветрова Ю.В., Радоуцкий В.Ю., Шаптала В.Г. Экологический риск в образовательных учреждениях // Вестник БГТУ им. ВГ. Шухова. 2010. № 4. С. 152-154.
© М.А Латкин, С.А. Кеменов, И. В. Фурманов, 2016
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
УДК 519.8
Мартыненко Юлия Вячеславовна
канд. физ.-мат. наук, доцент УлГУ г. Ульяновск, РФ E-mail: [email protected]
ПРОВЕДЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСА
Аннотация
В работе предлагается методика по нахождению числовой оценки качества Интернет-ресурса, позволяющая учитывать факторы качества в соответствии с их важностью для данного типа ресурса и целей проведения исследования. Теоретической основой выбран метод анализа иерархий.
Ключевые слова
Качество Интернет-ресурса. Метод анализа иерархий. Экспертные оценки.
На сегодняшний день общепризнанным является тот факт, что мы живем в эпоху формирования информационного общества. Это стадия развития общества и экономики, для которой характерен ряд явлений, имеющих большое влияние во всех сферах человеческой деятельности. В их числе создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворения их потребностей в информационных продуктах и услугах.
Однако такая «информационная свобода» породила также целый ряд проблем. Так, актуален вопрос защиты пользователей от нежелательной для них информации. Большое внимание уделяется защите конфиденциальной информации от несанкционированного доступа. Данная работа посвящена проблеме оценки качества размещаемых в сети Интернет информационных ресурсов.
Сформулируем сущность этой проблемы. В сети Интернет пользователь может найти ресурсы практически по любой тематике, будь то научная, рабочая, развлекательная или иная деятельность. При этом число подходящих ресурсов настолько велико, что пользователь не в состоянии изучить их в полном объеме. Ему приходится делать выбор, руководствуясь своими первыми впечатлениями. Поэтому разработчики ресурса вынуждены следить за тем, чтобы это первое впечатление было благоприятным.
Однако пользователя нужно не только привлечь, но и удержать, чтобы он возвращался к данному ресурсу снова и снова. А это можно сделать, только создав качественный ресурс, удовлетворяющий определенным потребностям пользователя. Таким образом, если мы хотим, чтобы наш Интернет-ресурс был востребован, мы должны обеспечить его качество. Сложность заключается в том, что само понятие качества в отношении Интернет-ресурса является неопределенным и многозначным. То, что важно для одного вида ресурса, для другого может быть не востребовано. Например, яркое, нестандартное оформление может привлекать пользователей развлекательного сайта, но оно совершенно неуместно для сайта официальной государственной структуры.
Понятие качества Интернет-ресурса довольно емкое. Оно вбирает в себя множество таких параметров, как своевременность, наглядность и доступность, значимость, авторитетность, актуальность, популярность, информоемкость, достоверность, информативность и т.д.
При этом не все характеристики будут важны для оценки конкретного типа Интернет-ресурса. Например, для образовательного ресурса достоверность и уникальность размещаемой на нем информации может играть более важную роль, чем удобство работы с этой информацией.
Таким образом, проблема оценки качества Интернет-ресурса сложна и многогранна. При разработке методики оценивания следует вначале четко определить цель, чтобы в соответствии с нею выбирать значимые параметры и характеристики.
В данной работе предлагаются рекомендации по определению оценки качества Интернет-ресурса, удовлетворяющие условиям: