методических программ по разработке новых высокоэффективных образовательных технологий, включая компьютерные технологии, дистанционное обучение;
• централизованное обновление учебно-материальной базы вузов на основе их многоканального финансирования и совместной деятельности вузов и организаций;
• укрепление организующей роли учебно-методических объединений вузов России как научно-методических и учебных центров подготовки специалистов технического профиля.
В данной статье обобщены результаты деятельности вузовской общественности и Министерства образования России в решении лишь двух из
A. ПЕТРОВ, ректор
B. МАНУЙЛОВ, профессор, проректор «МАТИ» - РГТУим. К.Э. Циолковского В. ПРИХОДЬКО, чл.-корр. РАН,ректор И. ФЕДОРОВ, профессор Московский автомобильно-дорожный институт - ГТУ
Высшее техническое образование в России по праву признается одной из наиболее развитых, масштабных и авторитетных областей отечественной образовательной системы, а подготовка научно-технических и инженерных кадров - ключевым фактором социально-экономического развития любой страны. В этой связи разработка системы (подсистемы) элитной подготовки инженерных и научно-технических кадров имеет важное значение для модернизации экономики, науки, техники, технологий, высшей школы и технических вузов РФ.
вышеперечисленных задач - преодоления узкопрофильности подготовки и совершенствования содержания высшего технического образования. Однако это не значит, что по другим направлениям развития системы высшего технического образования работа не проводится. Организована работа по совершенствованию гуманитарного образования в технических вузах, по разработке образовательных программ международного класса, направленных на интеграцию российского технического образования в мировую систему, по созданию экспериментальных учебных планов с целью совершенствования ГОС ВТО и выработки механизма их обновления и т.д.
Методология и организация элитной подготовки
Признаки, определяющие элитарность инженерного вуза
Категории «элитности» и «элитарности», в том числе в системе высшего профессионального образования, обладают как основополагающими общими чертами (необычно высокий профессиональный потенциал, реализованный в выдающихся достижениях в соответствующей профессиональной сфере (области), высокий и устойчивый авторитет; причисление к избранным (лидерам); исключительность), так и явными различиями, обусловленными профессиональной
сферой, характером и объектом деятельности, а также особенностями взаимоотношений потребителя продукта деятельности и творца этого продукта -представителя высшего слоя какой-либо профессиональной сферы.
Такое понимание терминов «элита», «элитность» и «элитарность» является исторически развернутым из коренного лексического их происхождения от французского е1кег - отбирать.
Понятие элитности (элитарности) в образовательной сфере не является новым. Элитные учебные заведения различных уровней образования существовали и функционируют в настоящее время во всех высокоразвитых национальных образовательных системах. В сфере высшего образования всемирно известные вузы, имеющие устойчивый, непререкаемый авторитет, обычно не требуют даже полного официального наименования («Гарвард», «Принстон», «Массачусетсе», «Итон», «Кембридж», «Оксфорд», «Сорбонна»). Сопоставимого уровня мирового (и, естественно, российского) признания достигли и отечественные вузы - Московский и Санкт-Петербургский университеты, а также внушительная группа ведущих технических, медицинских, экономических и педагогических университетов и академий, а также ряд вузов культуры и искусства.
Высшему учебному заведению, претендующему на характеристику элитарного, должны быть присущи следующие признаки:
• высший ранг (например, статус ведущего вуза), утвержденный на государственном уровне (в России - решением Правительства Российской Федерации);
• высокий, устойчивый авторитет в обществе, а также в соответствующих профессиональных сферах, основанный на высоком качестве образовательной, научно-исследовательской, просветительской, культурной деятельности;
• высокий рейтинг в рамках мировой и/или национальной образовательной системы;
• приоритетный спрос на выпускников вуза со стороны мирового и национального рынков интеллектуального труда, обусловленный высоким качеством подготовки научных и профессиональных кадров, представители которых добились значительного признания в обществе и соответствующих профессиональных обастях;
• наличие выдающихся достижений в сферах образования и науки, а также устойчивая ориентация на опережающее развитие содержания обучения по отношению к практике профессиональной деятельности;
• необычно высокие показатели кадрового потенциала, подкрепленные творческими достижениями, активностью и результативностью научно-педагогической и воспитательной деятельности;
• наличие эффективной системы формирования стратегических и оперативных целей и задач, управления качеством всех видов деятельности, обеспечения экономической, технологической и финансовой устойчивости;
• высокий уровень интегрирования с мировой образовательной системой и различными профессиональными сферами международного рынка интеллектуального труда;
• наличие действенных связей с ведущими фирмами, предприятиями и организациями, обеспечивающих высокопродуктивную образовательную, научную, консалтинговую, экспертную, производственную и другую деятельность;
• широкий, высококачественный (по содержанию, обеспечению и сопровождению) спектр образовательных услуг по основным и дополнительным образовательным программам и в инновационной деятельности, а также
устойчивый повышенный спрос на данные услуги и инновации со стороны различных категорий потребителей;
• сформированность высокоразвитой информационной среды и материально-технической базы, обеспечивающих оптимальные и комфортные условия обучения студентов, аспирантов и работы сотрудников;
• повышенные входные требования к абитуриентам;
• наличие высокоразвитого комплекса социально-ориентированных программ, а также комфортной психологической атмосферы.
Следует особо подчеркнуть, что элитный вуз и элитная подготовка специалистов - это не одно и то же.
Элитный вуз - образовательное учреждение высокого уровня, обладающее комплексом перечисленных выше качеств и признаков. Но это не означает, что каждый из выпускников такого вуза обязательно станет элитным специалистом. Элитный вуз объективно обладает возможностями элитной подготовки, но они могут быть не использованы, по крайней мере частью обучаемых, по ряду различных причин, в том числе личного характера.
Элитная подготовка - это особая система (или подсистема) образовательно-научного и воспитательного процесса, его организации, обеспечения и реализации. Такая подготовка может быть реализована не только в элитном, а в любом вузе высокого уровня, который может сконцентрировать все необходимые ресурсы на одном или нескольких направлениях высшего профессионального образования для осуществления элитной подготовки в отношении части обучаемых.
Как правило, элитная подготовка сопряжена с более значительными трудовыми, материальными и финансовыми затратами, и тем не менее этот вид подготовки необходим с профессиональ-
ной и социальной точек зрения, а в перспективном плане, как показывает мировой и отечественный опыт экономически целесообразен и эффективен.
Принципы формирования системы элитной подготовки инженерных и научнотехнических кадров
Основополагающими принципами формирования системы (подсистемы) элитной подготовки специалистов являются:
• социально обоснованная необходимость формирования лидеров в любой сфере (области) профессиональной деятельности;
• объективно установленная возможность образовательной системы или конкретного вуза осуществлять организацию и реализацию элитной подготовки специалистов.
Эти принципы соответствуют перманентным глобальным и государственным (национальным) целям, а также целям развития образовательной системы любого масштаба.
Отметим, что во многих странах мира, в том числе и высокоразвитых, используется практика контрактной подготовки, которая не распространяется на всех обучаемых. Она базируется на добровольном взаимодействии работодателя и выпускника вуза, подкрепляется сотрудничеством фирмы (потенциального работодателя), студента (потенциального работника) и вуза («поставщика» специалиста).
На этом основании принципы формирования системы (подсистемы) элитной подготовки специалистов предполагают:
• обеспечение адекватности содержания и качества выпускника программы элитной подготовки требованиям общества (или мирового сообщества) либо отрасли, предприятия или организации;
• добровольность участия в деятельности системы (подсистемы) элитной подготовки обучаемого, обучающего (вуза - поставщика специалиста) и потребителя (общества, предприятия или организации).
При добровольном участии указанных сторон в создании и реализации системы (подсистемы) элитной подготовки важную роль играют гарантии качества подготовки (со стороны обучаемого и вуза) и востребованности элитного выпускника (со стороны общества, профессиональной сферы или ее элемента). Поэтому одним из базовых принципов здесь является гарантированность качества элитной подготовки, подкрепленная высокой востребованностью выпускников со стороны рынка интеллектуального труда на достойных экономических и квалификационных условиях начального этапа профессиональной деятельности.
Формирование личности элитного профессионала предполагает в качестве базового принципа обеспечение совокупности элитных компонентов самой системы (подсистемы), включающей:
□ элитный контингент обучаемых;
□ элитный состав ученых - педагогов - воспитателей;
□ элитную среду взаимодействия и общения на всех этапах и во всех компонентах (включая элитную культурную среду) формирования элитных личностных и профессиональных качеств выпускника;
□ элитные условия методического, информационного и материально-технического обеспечения учебного процесса и научных исследований;
□ достойные экономические условия подготовки элитных специалистов.
Подготовка научно-технических кадров традиционно осуществляется в условиях многоэтапного (многоступенчатого) отбора и поэтому не требу-
ет каких-либо принципиальных новаций в рассматриваемом аспекте, за исключением повышения требований на каждом из этапов конкурсного отбора: абитуриентов, бакалавров на продолжение элитного образования, дипломированных специалистов и магистров
- в аспирантуру, кандидатов наук - в докторантуру.
Отбор в системе элитной инженерной подготовки менее очевиден и не характеризуется строго определенными установившимися этапами. Однако принцип многоэтапности («каскадно-сти») отбора необходим и в этом случае, что обусловливает:
■ конкурсный и профессиональноориентированный отбор абитуриентов (учебная контрактация);
■ конкурсный отбор после двух лет обучения (по уровню основной части фундаментальной подготовки);
■ конкурсный отбор после трех лет обучения (по уровню общепрофессиональной подготовки) с предварительной профессиональной контрактацией;
■ конкурсный отбор после четырех лет обучения (по уровню профессиональной подготовки) с разрывом или продолжением предварительного контракта и определением специализации;
■ конкурсный отбор на специализации и оформление профессионального контракта.
Таким образом, система контрактации обучаемого по программе элитной подготовки имеет вид (по годам): 2+2+(1-2)+3, где третий этап (1-2 года) определяется полным сроком реализации программы (пять, пять с половиной или шесть лет подготовки дипломированного специалиста), а четвертый этап -обязательством выпускника работать по контракту на предприятии - заказчике специалиста.
Выпускники программ элитной подготовки - «штучный товар» рынка ин-
теллектуального труда, поэтому еще одним принципом рассматриваемой системы (подсистемы) является принцип повышенной индивидуализации содержания и «траектории» подготовки инженерных и научно-технических кадров, а следовательно, и соответствующих этому процессу научно-образовательных или производственнообразовательных программ ВПО.
Перспективные требования к инженеру XXI века
Исходными данными для разработки программ элитной подготовки инженерных и научно-технических кадров являются входные требования рынка интеллектуального труда, установленные для конкретной сферы (области) профессиональной деятельности либо для ее конкретного элемента (отрасли, фирмы, предприятия или организации).
В последнее десятилетие под эгидой ЮНЕСКО разработаны требования к инженеру XXI века. Эти требования созданы наиболее авторитетными международными организациями -FEANI (Европа) и ABET (Северная Америка), а также национальными профессионально-общественными организациями (ассоциациями инженерного образования, ассоциациями и обществами инженеров и др.). В интегрированном виде перспективные требования к инженеру XXI века выглядят следующим образом:
• устойчивое, осознанное и позитивное отношение к своей профессии, избранной сфере деятельности, стремление к постоянному личностному и профессиональному совершенствованию и развитию своего интеллектуального потенциала;
• высокая профессиональная компетентность, овладение всей совокупностью необходимых в трудовой дея-
тельности фундаментальных и специальных знаний и практических навыков;
• владение методами моделирования, прогнозирования и проектирования, а также методами исследований и испытаний, необходимыми для создания новых интеллектуальных ценностей и материальной продукции;
• развитая способность творческого подхода к решению профессиональных задач, умение ориентироваться в нестандартных условиях и нештатных ситуациях, анализировать возникающие проблемы, самостоятельно разрабатывать и реализовать план необходимых действий;
• владение методами технико-экономического анализа производства с целью его рационализации, оптимизации и реновации, а также методами экологического обеспечения производства и инженерной защиты окружающей среды;
• понимание тенденций и основных направлений развития техники и технологии, научно-технического прогресса в целом, его влияния на окружающую природную среду, жизнедеятельность человека и общества, а также глобальные (планетарные) процессы в мире;
• высокая коммуникативная готовность к работе в профессиональной (производственной, научно-технической, информационной) и социальной среде;
• осознанная личная гражданская и профессиональная ответственность за результаты своей деятельности;
• целостность мировоззрения, ориентация на здоровый образ жизни личности специалиста, как представителя относящейся к интеллигенции социально-профессиональной группы и т.п.
Подсистемы элитной подготовки могут быть двух видов:
• «открытая» подсистема, которая
обеспечивает подготовку элитных специалистов без наличия конкретного заказчика и поэтому без заключения контрактов о трудоустройстве выпускника;
• «адресная» подсистема, которая организует подготовку элитных специалистов определенного профиля и в соответствии с повышенными требованиями, устанавливаемыми заказчиком этих специалистов.
Открытая подсистема элитной подготовки специалистов
«Открытая» подсистема элитной подготовки, которая строится на базе перспективных требований к инженеру XXI века, предусматривает разработку следующего комплекта документов:
• программы элитной подготовки;
• решения ученого совета вуза об открытии, методическом, организационном и нормативно-правовом обеспечении каждой конкретной программы элитной подготовки;
• приказа ректора о формировании отборочной комиссии;
• программы (вопросника) собеседования отборочной комиссии со студентами первого курса;
• протокола отборочной комиссии;
• оформления договора «вуз - студент»;
• приказа ректора о формировании группы элитной подготовки;
• характеристики выпускника программы элитной подготовки.
Группу элитной подготовки «открытой» подсистемы целесообразно формировать по окончании первого семестра, когда пройден период первичной адаптации обучаемых к вузовскому учебному процессу. Возможно и формирование группы в первый семестр, если вуз активно работает с об-
щеобразовательными учреждениями и располагает достаточным количеством информации об уровне подготовки и личностных качествах абитуриентов. Такие группы могут быть открыты по одному, нескольким или по всем направлениям (специальностям) подготовки, реализуемым высшим учебным заведением. Как правило, инициатором формирования элитной группы «открытого» типа является выпускающая кафедра, которая выносит предложение, основаниями для которого являются:
• высокий уровень вступительных испытаний, подтвержденный не менее высокими результатами сдачи экзаменов и зачетов сессии первого семестра студентами закрепленного за этой выпускающей кафедрой направления (специальности), а также наличие определенных личностных качеств студентов (высокий уровень общей культуры, широкий круг интересов, высокий уровень личностно-профессиональных намерений, подтвержденный творческими и др. достижениями на довузовском этапе), в целом соответствующих требованию элитной подсистемы - обучения элитного контингента;
• наличие методической, информационной и материально-технической базы, а также кадрового состава (по согласованию с другими кафедрами, участвующими в подготовке студентов по данному направлению или специальности), в совокупности соответствующих требованиям элитной подсистемы - элитной среды и элитных условий обучения;
• финансовые возможности для восполнения дополнительных затрат на элитную подготовку, соответствующую требованиям элитной подсистемы - элитным условиям обеспечения преподавателей и обучаемых (дополнительные средства на «открытую» подсистему элитной подготовки могут
быть привлечены из различных источников финансирования - фонда попечителей вуза, регионального и/ или муниципального фонда поддержки творческой молодежи, от спонсоров и т.д.).
При наличии перечисленных выше оснований для создания подсистемы элитной подготовки выпускающая кафедра совместно с другими кафедра-ми-партнерами и учебным управлением вуза разрабатывает программу элитной подготовки по данному направлению (специальности).
Как правило, программа «открытой» подсистемы элитной подготовки специалистов представляет собой совокупность:
• основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования;
• отдельных дополнительных дисциплин или дополнительного цикла дисциплин;
• дополнительной образовательной программы (дополнительные образовательные услуги обеспечиваются за счет привлеченных средств из вышеуказанных фондов и/или за счет средств обучаемых, предусмотренных договором «вуз - студент»).
Адресная - целевая контрактная подготовка элитных специалистов
Адресная подсистема непосредственно связана с целевой контрактной подготовкой специалистов (ЦКПС).
Как известно, она реализуется на основе интегрированных научно-образовательных и производственно-образовательных программ ВПО. Элитная подготовка специалистов, как правило, осуществляется по программам, интегрирующим образовательную, научноисследовательскую и инновационную деятельность обучаемых.
Такая модель ЦКПС ориентирова-
на прежде всего на обеспечение кадрами научно-производственных объединений, профильных (отраслевых) научно-исследовательских организаций (институтов), технопарков и других инновационных структур.
Программа, предусматривающая совмещение чисто академической деятельности с научно-исследовательской работой, созданием новых (товарных) объектов - материалов, технологий, конструкций, проектных решений и др., а также с выполнением студентами (или профессиональной группой, в которую входят студенты) промоутерской деятельности, может быть рассчитана на полный цикл обучения и на заключительный этап (1 -2 года) освоения ООПП.
Ясно, что процессы формирования групп ЦКПС в обоих случаях должны различаться. Если создается и реализуется программа полного цикла, отбор необходимо осуществлять еще на довузовском этапе. В этом случае группа ЦКПС формируется, как правило, из выпускников профильных средних школ, гимназий, колледжей, средних специальных учебных заведений. Такие абитуриенты должны обладать, помимо высокого уровня общеобразовательной подготовки, навыками технического творчества и другой творческой деятельности. Вуз (а иногда и заказчики элитных кадров) должны осуществлять поиск и отбор молодежи, обладающей вышеуказанными качествами, в том числе выполняя так называемый «внешний» маркетинг.
Если же группа ЦКПС формируется на некотором промежуточном этапе, вуз ориентируется на уровень академической успеваемости студентов, их склонности, интересы, готовность к научно-исследовательской и инновационной деятельности, проводит отбор студентов, выполняя функции, свойственные «внутреннему» маркетингу.
Интегрированная образовательная
программа для рассматриваемой модели характеризуется следующими признаками.
• Программа опирается на основные параметры и требования ГОС ВПО по соответствующей специальности или направлению, включает (в нормативных объемах) все установленные стандартом обязательные дисциплины всех циклов (ГСЭ, ЕН, ОПД, СД).
• В программу вводятся (как вузовский компонент ГОС) дисциплины, способствующие развитию подготовки обучаемого к научно-исследовательской и инновационной деятельности. В качестве примера приведем возможный перечень дисциплин, который в каждой конкретной программе, естественно, должен дополняться другими курсами, отражающими специализацию и специфику области будущей профессиональной деятельности: «Психология творчества», «Основы маркетинга», «Основы рекламного дела», «Психология бизнеса», «Методология научного исследования», «Методы математического и компьютерного моделирования», «Теория принятия решений», «Основы управления качеством» и др.
• Недельная загрузка студента академическими занятиями от семестра к семестру должна снижаться: 1-й семестр
- 27-30 часов; 2-й - 25-27 часов; 3-й - 2224 часа; 4-й - 19-21 час; 5-й - 17-18 часов; 6-й - 14-16 часов; 7 и 8 семестры - 12-14 час; 9-11-й семестры - 6-10 час.
Соответственно до общей недельной нагрузки, предусмотренной ГОС ВПО, от семестра к семестру должна нарастать загрузка студента исследовательской работой, а с 7 - 8 семестра
- и инновационной деятельностью.
• Вместо производственных практик в программе данного типа предусматриваются научно-исследовательские практики, включая преддипломную
- как периоды, в которые студент за-
нимается только научно-исследовательской (инновационной) деятельностью.
• Все курсовые задания, работы и проекты, предусматриваемые такой интегрированной программой, носят творческий характер, т.е. формируют «сквозную цепь» ориентации подготовки на профессионально-творческую деятельность.
• Итоговая государственная квалификационная аттестация выпускников программы предусматривает государственный экзамен по циклам подготовки и защиту дипломной работы по теме научных исследований или инновационной разработке, которая формируется и утверждается руководством вуза и научной организации (инновационной структуры). В состав ГАК входят не менее трех представителей заказчика творческих кадров, в том числе председатель ГАК - один из руководителей организации-заказчика.
Формирование и реализация программы адресной модели элитной подготовки специалистов должны предусматривать:
• добровольно принимаемые или взаимно инициируемые решения руководящих органов вуза (Ученый совет) и организации-заказчика (НТС, совет директоров и др.);
• заключение соглашения сторон о разработке, реализации, всестороннем обеспечении, сопровождении и поддержке интегрированной программы;
• отбор студентов и оформление контрактов о ЦКПС «студент - заказчик специалиста» (по форме, устанавливаемой заказчиком), определяющих условия обучения, качество работы и учебы в академический период, параметры занятости и условия материальной поддержки студента в период обучения, гарантии трудоустройства, минимальный срок работы по контракту
(трудовому договору), условия оплаты труда в срок действия первого контракта (не менее трех лет);
• взаимодействие сторон на всех этапах разработки и реализации интегрированной программы.
Примерная схема организации инновационной деятельности студентов представлена на рис. 1 (приложение), организационная схема формирования и реализации интегрированной программы образовательной, научной и инновационной деятельности студентов - на рис. 2.
Формат статьи не позволяет наряду с методологическими проблемами детально рассмотреть все организационные и методические вопросы, связан-
ные с формированием системы элитной подготовки специалистов. В полном объеме эти вопросы проанализированы в работах [1, 2], где представлены комплекты методических документов, необходимых для формирования открытой и адресной подсистем подготовки элитных специалистов в области техники и технологии.
Литература
1. Элитная подготовка в инженерном вузе/
В.Ф. Мануйлов и др. - М., 2000.
2. Целевая контрактная подготовка по ин-
тегрированным образовательно-производственным программам / В.Ф. Мануйлов и др. - М., 2002.
Приложение
Первичная предпроектная
Данные о производстве
Рис. 1. Схема взаимодействия вуза с научно-технической сферой
Рис. 2. Организационная схема