ным спрашивать возраст, особенно у женщин »[4].
В-пятых, на практических занятиях по риторике делового общения используются самые разнообразные средства обучения (видео-, кинофрагменты, раздаточный изобразительный материал и т.д.), которые методически адаптируются для решения задач по обучению студентов умению эффективно общаться.
Таким образом, практические занятия по риторике делового общения строятся на организации преподавателем самого процесса делового общения, его анализе и моделировании различных ситуаций. Восточная мудрость гласит: «Знать, чтобы уметь». Уметь строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодей-
ствии с другими людьми, должен учиться этому ежедневно. Польский пианист И.Я. Падеревский однажды выразился так: «Если я не упражняюсь один день, то это замечаю я, если не упражняюсь в течение двух дней, то это замечают мои критики, если я пропускаю три дня, то это замечает публика». Может быть, это и преувеличение, но слова пианиста справедливы и для делового человека: постоянное упражнение — секрет успеха.
Литература
1. Атватер И. Я вас слушаю... Советы ру-
ководителю, как правильно слушать собеседника. - СПб, 2000.
2. Штемманн П., Венцель М. Секреты пре-
успевающего менеджера. - М., 1998.
3. Уткин Э.А. Этика бизнеса. Учебник для
вузов. — М., 1998. - С. 209-210.
4. Буров В.Г., Семенас А.Л. Общение с ки-
тайскими партнерами // Ведение переговоров: Междисциплинарный подход. - М., 1998. - С. 93.
В. Мануйлов, профессор Модели формирования
«МАТИ» — РГТУим. К.Э. Циолковского ГОТОВНОСТИ К И. ФЕДОРОВ, профессор •->
Московский автомобильно-дорожный ИННОВаЦИОННОИ
институт (ГТУ) деЯТеЛЬНОСТИ
Инновационная деятельность направлена на введение неких значимых изменений в практику путем реализации новых идей и методов. Ее результатом является инновационный продукт - материальный или интеллектуальный «образец», являющийся результатом системы деятельности или конкретного, как правило, многостадийного процесса воплощения новой идеи или метода в практику.
Инновационная деятельность заключается не только в создании и освоении в практике различных новшеств, но и в их продвижении на рынок, т.е. она является одним из важнейших условий экономического роста и повышения уровня (качества) жизни, динамичного развития экономики в целом и конкурентоспособности конкретных отраслей и предприятий.
Таким образом, обеспечение готов-
ности к инновационной деятельности современных кадров является одним из решающих факторов успеха предприятия, отрасли, региона, государства и общества в целом. С учетом сформулированных выше определений можно считать, что эта деятельность имеет комплексный характер и должна быть структурирована. В развернутом виде она может быть представлена следующим образом:
• информационный анализ рынка, потребностей, требований, запросов, ожиданий потребителей;
• интерактивные маркетинговые исследования;
• бенч-маркетинг;
• стратегическое планирование конкретной инновационной деятельности (крупного проекта или группы сопряженных инновационных проектов);
• поисковые исследования;
• систематизированные прикладные научные исследования;
• опытно-конструкторские разработки;
• инновационные материаловед-ческие и технологические разработки;
• экспериментальное производство;
• оценка качества и управление качеством;
• подготовка производства инновационного продукта;
• производство инновационного продукта;
• рыночное продвижение инновационного продукта;
• послепродажный сервис эксплуатации инновационного продукта.
Отметим особо, что почти все элементы спектра инновационной деятельности должны быть сопряжены с использованием высоких информационных технологий.
В итоге можно констатировать, что готовность к инновационной деятельности означает совокупную готовность
к научно-исследовательской работе, конструкторской и технологической, информационно-аналитической и информационно-технической, организационно-производственной, экономической, маркетинговой, промоутерс-кой, сервисной и, конечно, к управленческой деятельности, включая менеджмент качества.
С некоторой долей условности можно выделить укрупненные «блоки» деятельности в инновационно-технической сфере: исследовательский (от идеи до опытного образца); производственный (от проектных стадий до выпуска инновационного продукта); информационно-аналитический; маркетинговый; сервисный; экономико-управленческий.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод: для обеспечения формирования готовности выпускника инженерной программы к инновационной деятельности необходимы инновационные процессы, в той или иной степени существенно изменяющие (организационно, методически, педагогически, технологически) образовательный процесс.
Важнейшим требованием к выпускнику вуза является обеспечение его профессиональной компетентности. В традиционном понимании это определяется накоплением знаний, а также практических навыков и умений, перечень которых зафиксирован в соответствующем ГОС ВПО РФ.
Учитывая, что инженерная деятельность в условиях динамично развивающихся потребностей личности, рынка труда, сфер экономики, общества, государства должна быть инновационной, традиционное (казалось бы, незыблемое) толкование инженерной компетентности коренным образом изменяется. Компетентность — сформированное ядро знаний, навыков и умений фундаментального и специаль-
ного («профильного») характера плюс сформированное творческое инженерное мышление.
Такая трактовка профессиональной компетентности уже обусловила существенные изменения в подходах к реализации образовательного процесса.
Формирование творческого профессионального потенциала выпускника инженерного вуза требует изменений структуры и содержания образовательных программ, использования (в числе других) новых педагогических методов и технологий, а также новых критериев оценки поступающих на обучение и обучающихся.
В 90-х годах прошлого века в США создан Совет по творческому обучению (СТО), который координирует выполнение федеральных программ по разработке и продвижению методик преподавания, нацеленных на «профильно-творческую» подготовку. Базовым вузом объявлен MIT (Массачусетский технологический институт), работающий в режиме постоянного сотрудничества с центрами творческой подготовки, созданными при крупнейших фирмах — Ford, General Electric, General Motors, United States Steel, IBM, United States Rubber и др.
Патентное ведомство США сформировало программу («Проект XL») обучения навыкам технического творчества и патентному делу. Колледж Барнаба (Колумбийский университет) выполняет программу исследований связанных с техническим творчеством психологических факторов.
В России также активно развиваются исследования в рассматриваемом направлении, итогом которых явилось формирование основ теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
В теории инноваций сформированы структуры «творческой» и «плановой» деятельности в техносфере.
Структура «творческой» инженер-
ной деятельности:
• мотивация;
• целеполагание;
• сбор информации;
• рождение новых идей;
• формирование образа нового продукта;
• конструктивное воплощение нового продукта.
Структура «плановой» деятельности:
• маркетинг;
• скорректированное с учетом запросов и ожиданий потребителей конструктивное решение;
• технологическое воплощение нового продукта;
• продвижение нового продукта на рынок;
• сервисная поддержка инновационного продукта.
Американский исследователь Дж. Диксон сформулировал развернутую характеристику требуемых качеств инженера: изобретательность; умение проводить инженерный анализ объекта, процесса или системы с использованием научных и технических принципов; технические знания; широкая специализация; математическое мастерство - умение применять мощный математический аппарат для решения технических задач; умение принимать решения в условиях неопределенности, но при полном и всестороннем учете всех существенных фактов; знание технологии производства — понимание возможностей и ограничений как прежних, так и новых технологий; умение передавать информацию о полученных результатах (способность выражать свои мысли ясно, четко, убедительно -в устной, письменной и графической формах) [1].
Исходя из структуры требуемых качеств технического специалиста, инженерное мышление опирается на высокоразвитое воображение и представляет собой совокупность логического,
наглядного, творческого, теоретического, пространственного и технического мышления, т.е. по существу является системным.
Целенаправленное формирование системного мышления, а следовательно, и готовности выпускника программы инженерного образования к инновационной деятельности, может быть осуществлено различными путями, однако существует некая общность возможных организационных схем, которая характеризуется следующими элементами:
• Включение студентов в поэтапно усложняющуюся и разнообразную по содержанию и типам решаемых задач поисковую деятельность.
• Целенаправленное, непрерывное
развитие системного мышления в ходе выполнения академических и творческих заданий путем обеспечения освоения основных операторов мыслительной деятельности — анализа, синтеза, сравнения, развертывания и свертывания информации, абстрагирования, ассоциаций, воображения, выявления и устранения технических противоречий. Этот процесс целесообразно сопровождать исследованиями психологических характеристик обучающихся с целью индивидуализации необходимых педагогических коррекционных воздействий (рис. 1).
• Реструктуризация содержания, методического и технологического обеспечения основной профессиональной образовательной программы
Рис. 1. Общая структура исследования и развития профессионально-творческих
качеств обучающегося
путем введения в нее дополнительных дисциплин или дополнительного цикла дисциплин, ориентированных на профессионально-творческое развитие обучающихся, а также, при необходимости, «комбинации» основной и дополнительной программ.
• Системное обучение студентов законам развития техники с целью овладения ими алгоритмом решения изобретательских задач (АРИЗ).
• Сквозная творческая подготовка при изучении всех дисциплин образовательной программы.
• Погружение обучающегося в профессионально-творческую среду, включая работу обучающегося с той или иной периодичностью в малых профессионально-творческих группах.
Различие в построениях традиционного и инновационного образовательных процессов можно представить одним, но весьма показательным примером. Для традиционного характерны задачи, условия которых можно считать исчерпывающими, достоверными и не содержащими противоречий. Такие задачи имеют детерминированное и единственное решение. Для инновационного образовательного процесса, ориентированного на профессионально-творческую подготовку, характерны, наоборот, нетрадиционные задачи с избыточными или недостаточными, противоречивыми, а иногда и намеренно недостоверными исходными данными, которые имеют множественные и вероятностные решения.
В программу инновационной направленности необходимо включать обучение методам интенсивного анализа, в первую очередь «прямого» (взаимное стимулирование позитивных идей) и «обратного» (поиск недостатков) мозгового штурма. Кроме того, необходимо обучать методу «случайного импульса», когда воздействие на си-
стему происходит изнутри и она «выходит из равновесия» при ее анализе. Важное значение имеет еще один частный метод системного анализа - метод «многоточечного входа в систему». Очевидная точка входа в систему определяется укоренившимися представлениями, т.е. сложившейся и кажущейся единственной моделью. Множество точек входа формирует спектр моделей, идей, а значит, и решений.
Процесс формирования инновационной готовности будущего специалиста базируется на ряде принципов: непрерывность; партнерство (студент — студент, студент — преподаватель, студент — профессиональный исследователь); поэтапность; повышенная индивидуальность подготовки; сознательное управление творческими процессами; саморегуляция; системность.
При разработке инновационноориентированных образовательных программ инженерного образования необходимо предусматривать:
• «интеллектуальные разминки» (проблемное, относительно несложное задание на 5-7 минут) перед лекционными и практическими занятиями;
• лабораторно-расчетные работы по генерированию новых идей;
• занятия с применением методов интенсивного системного анализа;
• единую и сквозную систему творческих индивидуальных заданий;
• курсовые задания в виде ситуационных и деловых игр;
• зачеты и экзамены в виде «эвристических бесед»;
• дипломное проектирование на патентоспособном уровне [2].
Практическая реализация профессионально-творческой подготовки обучаемых в высших учебных заведениях весьма проблематична без многоаспектной партнерской деятельности с инновационными, предпочтительно высокоразвитыми структурами.
Поэтому, с нашей точки зрения, для подготовки инженеров исследователь-ско-инновационного профиля наиболее рационально использовать целевые интегрированные научно-инновационно-образовательные программы (НИОП), когда специалисты-инноваторы готовятся в интересах конкретных работодателей.
Такая модель ориентирована на обеспечение кадрами научно-производственных и производственных объединений, профильных (отраслевых) научно-исследовательских организаций (институтов), технопарков и других инновационных структур.
Программа, предусматривающая совмещение чисто академических аспектов с научно-исследовательской работой, созданием новых (товарных) объектов — материалов, технологий, конструкций, проектных решений и др., а также с выполнением студентами (или профессиональной группой, в которую входят студенты) промоутерской деятельности, может быть рассчитана:
• на полный цикл обучения;
• на заключительный этап (1-2 года) освоения программы высшего образования.
Ясно, что формирование групп обучающихся в обоих случаях должно различаться. Если создается и реализуется программа полного цикла, отбор приходится осуществлять на довузовском этапе. Как правило, в этом случае группа формируется из выпускников профильных средних школ, гимназий, колледжей, средних специальных учебных заведений. Такие абитуриенты должны обладать, помимо высокого уровня общеобразовательной подготовки, навыками творческой деятельности. Вуз (а иногда и заказчики кадров) должен осуществлять поиск и отбор молодежи, обладающей требуемыми качествами, в том числе выполняя так называемый «внешний» маркетинг.
Если же группа формируется на некотором промежуточном этапе, вуз ориентируется на уровень академической успеваемости студентов, их склонности, интересы, готовность к научноисследовательской и инновационной деятельности, проводит отбор студентов, выполняя функции, свойственные «внутреннему» маркетингу.
Интегрированная образовательная программа для рассматриваемой модели характеризуется следующими признаками:
• Программа опирается на основные параметры и требования ГОС по соответствующей специальности или направлению, включает в нормативных объемах все установленные стандартом обязательные дисциплины циклов ГСЭ, ЕН, ОПД, СД.
• В программу вводятся (как вузовский компонент ГОС) дисциплины, способствующие развитию подготовки обучаемого к исследовательской и инновационной деятельности. В качестве примера приведем возможный перечень, который в каждой конкретной программе может дополняться другими курсами, отражающими специализацию и специфику области будущей профессиональной деятельности: «Психология творчества», «Основы маркетинга», «Основы рекламного дела», «Психология бизнеса», «Методология научного исследования», «Методы математического и компьютерного моделирования», «Теория принятия решений», «Основы управления качеством», «Основы патентной деятельности».
• Недельная загрузка студента академическими занятиями должна планомерно снижаться от 27-30 часов в 1-м семестре до 10-6 часов в 9-11-м семестрах.
Соответственно до общей, предусмотренной ГОС недельной загрузки от семестра к семестру должна нарастать загрузка студента исследовательской
Данные о производстве
Рис. 2. Схема взаимодействия вуза с научно-технической сферой при реализации интегрированной программы образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности студентов
работой, а с 7-8 семестров — и инновационной деятельностью.
• Вместо производственных практик в программе рассматриваемого типа предусматриваются научно-исследовательские практики, включая преддипломную, как периоды, в которые студент занимается только научно-исследовательской (инновационной) деятельностью.
• Все курсовые задания, работы и проекты, предусмотренные этой интегрированной программой, носят творческий характер, т.е. формируют
«сквозную цепь» ориентации подготовки на профессионально-творческую деятельность.
• Итоговая государственная квалификационная аттестация выпускников программы предусматривает государственный экзамен по циклам подготовки и защиту дипломной работы по теме научных исследований или инновационной разработке. Тема формируется и утверждается руководством вуза и научной организации (инновационной структуры); в состав ГАК входят не менее трех представителей заказчика
Рис. 3. Организационная схема разработки и реализации интегрированной программы образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности студентов
творческих кадров, в том числе председатель ГАК - один из руководителей организации-заказчика.
Формирование и реализация НИОП должны предусматривать:
• добровольно принимаемые или взаимно инициируемые решения руководящих органов вуза (Ученый совет) и организации-заказчика (НТС, Совет директоров и др.);
• заключение соглашения сторон о разработке, реализации, всестороннем обеспечении, сопровождении и поддержке интегрированной программы;
• отбор студентов и оформление по устанавливаемой заказчиком форме контрактов «студент - заказчик специалиста», определяющих условия обучения, качество работы и учебы в академический период, параметры занятости и условия материальной поддержки студента в период обучения, гарантии трудоустройства, минималь-
ный срок работы по контракту (трудовому договору), условия оплаты труда в срок действия первого контракта (не менее трех лет);
• взаимодействие сторон на всех этапах разработки и реализации интегрированной программы.
Схема примерной организации инновационной деятельности студентов представлена на рис. 2, организационная схема формирования и реализации интегрированной программы образовательной, научной и инновационной деятельности студентов — на рис. 3.
Литература
1. Диксон Дж. Р. Проектирование систем:
изобретательство, анализ и принятие решений /Пер. с англ. - М., 1969.
2. Зиновкина М.М. Инженерное мышление
(теория и инновационные образовательные технологии). - М., 1998.
ПЕРЕЧЕНЬ
периодических научных изданий, рекомендованных ВАК
Минобразования РФ для публикации результатов диссертационных исследований (на
соискание ученой степени доктора наук)*
...18. Альма Матер (Вест- ... 344. Народное образование
ник высшей школы) ... 368. Общественные науки
... 96. Вопросы истории и современность
... 103. Вопросы психологии ... 385. Педагогика
... 105. Вопросы философии ... 441. Психологическая на-
... 112. Высшее образование ука и образование
в России ...510. Социологические ис-
... 238. Известия Россий- следования
ской академии образования ... 512. Социология образо-
... 251. Информатика и об- вания
разование ... 610. Человек
* Из бюллетеня ВАК Минобразования РФ.