^ИНЖЕНЕРНОЕОВРАЗОВАНИЕИННОВАЦИИ^ ЦЕЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
A. ПЕТРОВ, профессор, ректор
B. МАНУЙЛОВ, профессор, проректор МАТИ-РГТУ им. К.Э. Циолковского
В. ПРИХОДЬКО, чл.-корр. РАН, ректор В. ЖУРАКОВСКИЙ, профессор Московский автодорожный институт (ГТУ)
Российское высшее профессиональное образование до сих пор относится к числу немногих в мире образовательных систем, способных формировать, воспроизводить и обеспечивать развитие кадрового потенциала по всему социально необходимому спектру профессий.
Между тем рынок труда, как и экономика России в целом, перманентно изменяется, характеризуясь динамической неустойчивостью, а также неоднородностью условий и уровней оплаты труда, в том числе и специалистов с высшим образованием.
Мировой рынок труда специалистов с высшим образованием к началу XXI века характеризуется также состоянием возрастающей конкуренции, т.к. за последние 40 лет численность обучающихся в вузах возросла почти в 6 раз, а численность «рабочих» мест специалистов с высшим образованием - лишь в 1,8 раза [1]- Таким образом, трудоустройство выпускников вузов является глобальной проблемой.
В Российской Федерации в течение последних десяти лет формировался принципиально отличающийся от периода плановой экономики рынок труда. На фоне реструктуризации отечественного промышленного производства произошли коренные изменения механизма трудоустройства - переход от гарантированного трудоустройства выпускников в соответствии с государ-
Концептуальные основания
ственным распределением к их свободному трудоустройству.
В 1994 году более 60% завершивших обучение по программам в области естественных и математических наук имели значительные проблемы при устройстве на работу. Спустя почти десятилетие этот показатель по данной группе специальностей заметно снизился, но до сих пор находится на высоком уровне - 20,7% (для выпускников гуманитарных специальностей -18,1%).
Выпускники технических вузов находятся в гораздо более благоприятной ситуации: лишь около 5% имеют значительные проблемы при поиске работы. Но и в этой области высшего образования отмечаются существенные перепады: 26,2% выпускников металлургических, от 23,5 до 27,3% - электронных и электротехнических и 31,7% -геологических специальностей оказались невостребованными на рынке труда. В целом же спрос (от 70 до 95% по различным направлениям и специальностям) стабильно опережает аналогичные показатели абсолютного большинства других областей ВПО.
Как показывает практика, узаконенным правом на самостоятельное трудоустройство пользуются: в промышленности 16,5%, в строительстве 33,0%, на транспорте 13,2%, в сельском хозяйстве 18,1% молодых специалистов. Так, в Москве сами находят работу лишь
30,9% выпускников вузов, в Санкт-Петербурге - 19,8%, в Северном, ВолгоВятском, Восточно-Сибирском регионах - от 19,8 до 23,6%, в Западно-Сибирском, Северо-Кавказском и Центрально-Черноземном регионах - от 16,9 до 17,5%, в Дальневосточном, Уральском и Поволжском регионах -от 12,8 до 14,8%, в Калининградской области - 2,6% новоиспеченных профессионалов [2].
В условиях рыночной экономики происходит перераспределение «профильных» долей высшего образования. В частности, доля высшего технического образования уменьшилась с 48% в 1985 г. до 30,5% в 2000 г. (в ведущих странах мира этот показатель составляет 14,5-23%). Соответственно возросла подготовка специалистов в областях экономики, управления, юриспруденции и других, в основном гуманитарных направлениях ВПО. Увеличение их численности во многом было обусловлено тягой молодежи к этим профессиям, а не реальными потребностями рынка труда. Поэтому с 2000 г. наблюдается устойчивая тенденция к постепенному повышению доли инженерно-технических специальностей в общем контингенте студентов вузов.
Произошедший в последние годы незначительный, но устойчивый рост экономики вызвал необходимость в притоке кадров (в первую очередь молодых, легче адаптирующихся к новым экономическим условиям) на многие динамично развивающиеся, гибко варьирующие сортамент производимой продукции предприятия. Они занимают на рынке труда высокие конкурентные позиции, привлекательны содержанием труда и уровнем заработной платы специалистов, а потому вправе предъявлять соответствующие требования к личностным и профессиональным качествам работников.
С другой стороны, высшие учебные
заведения работают в условиях неполного финансирования, заработная плата научно-педагогических кадров ниже, чем у квалифицированных рабочих. В результате многие вузы утратили часть кадров ППС молодого и среднего возраста, снизилась привлекательность аспирантуры (показатели ее результативности сократились более чем вдвое), возникли трудноразрешимые проблемы не только с обновлением материально-технической базы, но и библиотечных фондов.
Таким образом, в России появилась объективная потребность «встречного движения» предприятий и вузов. Промышленная и образовательная сферы вступают в партнерские рыночные отношения, в них вовлекаются студенты и выпускники.
Одним из элементов модернизации системы образования является рационализация количественных показателей подготовки специалистов каждого конкретного профиля, а основным механизмом - формирование госзаказа на специалистов и развитие целевой контрактной подготовки специалистов (ЦКПС).
Как подсистема высшего профессионального образования ЦКПС характеризуется следующими возможностями:
□ обеспечение конкретного предприятия кадрами заданного качества, устанавливаемого не только государственными образовательными стандартами, но и дополнительными требованиями к уровню подготовки со стороны заказчика;
□ гарантированное трудоустройство после завершения программы на взаимосогласованных условиях профессиональной деятельности и уровне оплаты труда (контракт «предприятие
- обучающийся в режиме ЦКПС»);
□ совмещение периода адаптации молодого инженера к конкретному
производству с периодом освоения специальных дисциплин и дисциплин специализации программы;
□ материальная поддержка обучающихся и работников вуза предприя-тием-заказчиком ЦКПС;
□ привлечение средств предприятий к развитию материально-технической базы вуза;
□ активное влияние передовых предприятий и научных учреждений на развитие содержания программ высшего профессионального образования и др.
Факторы, определяющие развитие сотрудничества вуза и предприятия-заказчика:
□ укрепление личностного и профессионального взаимного доверия сторон;
□ взаимопроникновение идей (научно-технических и др.), опыт плодотворного сотрудничества;
□ экономическая и профильнопрофессиональная целесообразность объединения усилий сторон в проведении научных, технологических, проектно-конструкторских разработок, создающих возможности эффективной взаимовыгодной инновационной деятельности, к которой привлекаются преподаватели, аспиранты, другие сотрудники и студенты вуза совместно с работниками предприятий (организаций) - партнеров;
□ взаимовыгодные «встречные» программы повышения квалификации работников вуза в научно-технической и/или производственной сфере и повышения квалификации работников техносферы в образовательно-академической среде;
□ расширенные возможности развития межотраслевого и международного сотрудничества, особенно при выполнении комплексных программ и проектов;
□ расширенные возможности со-
вместного издания учебной, справочной, научной и научно-технической литературы, публикаций в периодических отраслевых и межотраслевых изданиях;
□ развитие совместных социальноориентированных программ и отдельных мероприятий;
□ формирование имиджа предприятия (организации) и высшего учебного заведения в государстве, обществе, отраслях экономики (в России и за рубежом);
□ укрепление конкурентоспособности выпускников вуза (на рынке труда) и предприятия (на рынке профессионально значимых достижений в областях науки и техники);
□ рациональный (временный или рассчитанный на длительную перспективу) обмен кадрами, вплоть до работников руководящих звеньев;
□ возможности гибкого построения и согласования технической, кадровой и финансово-экономической политики сторон и др.
Основополагающие принципы:
1. Взаимная заинтересованность сегмента рынка труда (в лице отрасли, ведомства, промышленного или другого объединения, предприятия или организации), высшего учебного заведения (группы вузов) и обучаемых (студенческого контингента), обусловленная профессиональными и экономическими мотивациями работодателя и поставщика специалиста, а также личностными, профессиональными и экономическими интересами, запросами, намерениями и предпочтениями будущего специалиста.
2. Соответствие содержания целевой контрактной подготовки специалистов требованиям ГОС ВПО конкретного направления или специальности, а также требованиям (в первую очередь по специализации подготовки)
работодателя, что обеспечивает адекватность качества подготовки выпускника потребностям общества, государства и конкретного работодателя.
3. Добровольность участия в совместной деятельности обучаемого, обучающего (вуза-поставщика) и работодателя (заказчика), подтвержденная договорными (предприятие - вуз) и контрактными (предприятие - студент) условиями, гарантиями качества подготовки (со стороны вуза и студента) и трудоустройства (со стороны работодателя) при согласованном содержании трудовой деятельности и уровне оплаты труда в начальный период. Разумеется, «добровольным» является только «вход» в подсистему ЦКПС, так как после ее формирования все участники связаны договорными обязательствами.
4. Гибкость, динамичность и рациональность подсистемы целевой контрактной подготовки специалистов как проявление оптимизации связей рынка труда (и его сегментов) и сферы высшего профессионального образования (и отдельных вузов) в решении социально важных задач развития экономики страны и благосостояния общества и его граждан.
Цели системы:
1. Создание предпосылок воспроизводства и развития кадрового потенциала предприятий (организаций) по численности, профилю и специализации подготовки, соответствующих потребностям производства и научно-технической сферы.
2. Обеспечение реального содействия трудоустройству выпускников на предприятия и в организации, требования и возможности которых адекватны запросам и интересам молодых людей.
3. Реализация гибкого реагирования вуза (в части формирования спектра специализаций подготовки) на потреб-
ности передовых, развивающихся предприятий и организаций.
4. Обеспечение корректировки содержания реализуемых вузами образовательных программ, организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с личностно-профессиональными требованиями заказчиков, адекватными интересам и запросам обучаемых.
5. Сокращение периода адаптации выпускников к условиям и содержанию профессиональной деятельности путем интегрирования части учебного процесса в текущую деятельность предприятия-заказчика (привлечение к преподаванию ведущих специалистов предприятий-заказчиков; частичное использование баз предприятий-заказ-чиков для практической подготовки студентов; формирование заданий курсовых работ, курсовых и дипломных проектов, одновременно соответствующих учебным целям и нуждам реального производства).
6. Достижение для всех участников системы взаимозаинтересованного сотрудничества и взаимовыгодных экономических условий партнерской деятельности.
7. Формирование многостороннего
- научно-технического, профессионально-практического, кадрового, инновационного, социально-ориентированного и др. - и долговременного сотрудничества заказчика и поставщика молодых специалистов.
Задачи системы:
1. Формирование разветвленного, социально и профессионально-ориентированного комплекса мероприятий (государственного заказа, региональных и муниципальных программ развития кадрового потенциала, прямых договоров отраслей, ведомств, предприятий и организаций с вузами) по организации и осуществлению ЦКПС.
2. Развитие соответствующей нормативно-правовой базы.
3. Формирование мониторинговых и маркетинговых служб (федерального, регионального, отраслевого, ведомственного уровней, а также отдельных производственных объединений, предприятий, организаций, вузов) для изучения потребности в кадрах с высшим образованием, специфики требований к ним, возможностей образовательной сферы, позиции конкретных вузов.
4. Создание общей методологии и организационно-методического обеспечения системы целевой контрактной подготовки специалистов.
5. Разработка вариативных моделей целевой подготовки специализированных и элитных кадров, а также повышения квалификации и переподготовки действующих кадров.
6. Проработка планов и программ многоаспектного взаимодействия заказчиков и поставщиков, способствующего совмещению системы ЦКПС с созданием новых материалов, технологий, образцов техники, выполнением фундаментальных исследований, прикладных разработок и инновационных проектов.
7. Создание методических основ и практическое проведение мероприятий по оценке деятельности предприятий, организаций и вузов для выявления тенденций развития, обновления содержания, совершенствования форм, методов и организации деятельности системы ЦКПС.
8. Формирование организационнометодического и информационного обеспечения контроля и управления качеством деятельности системы ЦКПС.
9. Разработка и совершенствование организационно-экономических механизмов взаимодействия потенциальных работодателей (заказчиков) и поставщиков специалистов.
10. Создание системы информирования общества, социальных слоев и групп, граждан, профессиональных сфер о целевой контрактной подготовке кадров.
Виды целевой контрактной подготовки специалистов:
1. Освоение полного объема основной образовательной профессиональной программы (ООПП) с полным возмещением затрат на обучение со стороны заказчика кадров (коммерческая ЦКПС в режиме платного обучения на всех курсах).
2. Освоение части ООПП (ступень магистратуры по определенной программе или специализация в рамках цикла специальных дисциплин инженерной программы) с возмещением затрат на обучение со стороны заказчика.
3. Освоение за счет средств заказчика дополнительных программ (ДП) в режиме параллельного освоения с ООПП (ЦКПС в режиме «адресной» элитной подготовки).
Важно отметить, что целевая контрактная подготовка кадров способна значительно продвинуть развитие системы непрерывного образования (довузовская подготовка - получение высшего профессионального образования -послевузовское образование - дополнительное образование, в том числе повышение квалификации и переподготовка действующих кадров), что обусловлено разнообразием ее моделей.
Литература
1. Всемирная декларация о высшем образовании XXI века: подходы и практические меры // Вестник высшей школы Alma Mater. - 1999. - №3. - С. 29-35.
2. Состояние и развитие высшего и среднего профессионального образования. -М., 2000.