Т.Н. Сауренко, Е.Г. Анисимов
МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМАЛИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ ТАМОЖЕННЫХ СОЮЗОВ Аннотация
В статье на методологическом уровне формализовано понятие взаимодействия государств-участников таможенных союзов. Приведены необходимые и достаточные условия взаимодействия. Дано формальное представление обобщенного показателя достижения целей взаимодействия.
Annotation
The article on the methodological level, formalized the concept of the interaction of the Customs Union. Necessary and sufficient conditions for interaction. We give a formal representation of the generalized indicator achieving interoperability.
Ключевые слова
Таможенный союз, взаимодействие, методология, формализация, необходимые и достаточные условия.
2012 № 3
Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
Key words
A customs union, the interaction of the methodology, the formalization of the necessary and sufficient conditions.
Таможенный союз (ТС) представляет собой объединение государств, характеризующееся установлением: общей таможенной границы; единой ТН ВЭД; единого таможенного тарифа; единого таможенного законодательства;
свободного перемещения товаров между участниками союза;
единой системы запретов и ограничений на перемещение товаров через таможенную границу.
Координация действий государств
- участников ТС в таможенной сфере возлагается на межгосударственный ор-ган( например, Комиссию ТС), наделенный соответствующими полномочиями.
Цель создания ТС заключается в повышении темпов экономического развития государств за счет синергетического эффекта, обусловленного их взаимодействием в сфере внешней торговли с третьими странами. При этом взаимодействие состоит в формировании и реализации таможенной политики, обеспечивающей согласование интересов государств ТС. Величина синергетического эффекта определяется экономической ситуацией в мире в целом, текущим экономическим состоянием каждого из государств ТС и эффективностью их взаимодействия. Следовательно, именно взаимодействие является инструментом достижения цели ТС. Обеспечение эффективного взаимодействия требует учета большого количества факторов, характеризующих экономическую ситуацию в мире и в государствах ТС. Такой учет возможен только за счет формализации функционирования ТС в мировой экономической системе. Формирование методологических основ такой формализации составляет цель настоящей статьи.
В интересах формализации окружение государств ТС надо представить в виде множества 7 ={ 2і } внешних факторов, влияющих на функционирование каждого ,-го государства ТС.
Функционирование каждого из государств ТС формально можно описать исходя из концепции "вход - состояние -выход " [1], лежащей в основе теории сложных динамических систем. При этом формально каждое из этих государств представляется в виде множества
&,={Х, £, Т,, Т}, і=1,2,...ї, (1)
где і- идентификатор государства
ТС;
8, - множество состояний і-го государства ТС;
У, - множество выходных характеристик і-го государства ТС;
Т- множество моментов времени;
I- количество государств ТС.
Центральное место в этой концепции занимает понятие "состояние ". Под ним понимается набор параметров, характеризующих экономическую ситуацию в рассматриваемом государстве в каждый момент времени і = і о, достаточный для определения ее изменения в будущем для всех і>0.
Входные воздействия системы Хі в каждый момент времени і порождаются воздействием внешней среды - г,(і), взаимодействующими государствами ТС -у(і) (/=1,2,..„I, / Ф і) и собственным управлением (национальной экономической политикой) - и,(і). Следовательно, множество Хі входных воздействий і-й системы представляет собой объединение множеств воздействий внешней среды - 7, взаимодействующих систем
- Т и собственных управляющих воздействий рассматриваемой системы -иг-, то есть
X, = 7 и Т и и,. (2)
В свою очередь, множество Т воздействий со стороны взаимодействующих систем представляет собой подмножество объединения их выходных множеств, то есть
I
Т' <= и Т,. ] * ' (3)
у=1
Функционирование '-го государства ТС заключается в изменении его состояния Ь'еЗ' (внутренний аспект
функционирования) и выходных параметров у, еУг (внешний аспект функционирования) с течением времени *еТ вследствие воздействия входных параметров хгеХ. Формально оно описывается отображениями:
О,: {Хг,Бг,Т}->Бг ' = 1,2,...,I, (4)
О2: {Х1,Б1,Т}------> Т г = 1,2,..., I .
(5)
Отображение (4) характеризует изменение состояния '-го государства таможенного союза, а отображение (5) -изменение его выходных параметров.
Исходя из (1) - (5), необходимыми условиями взаимодействия являются
1>1,Т*0. (6)
Соотношение (6) отражает то обстоятельство, что взаимодействие предполагает наличие нескольких взаимосвязанных государств.
В рассмотренной модели (1) - (6) взаимодействие представлено как взаимное влияние поведения систем. Если это влияние представимо в виде некоторых достаточно гладких функциональных зависимостей:
. = .&'■,Уу Щ,. (ШЬ ', у = l,2,•••,^ ^ 1
(7)
у{ = Уг {г', У у , иг, . (to), *},
', у = I, ' * *0 < t, (8)
то уровень взаимодействия '-й и 1й систем в каждый момент времени * может быть охарактеризован величинами:
дЬ' дь' {г', уу, щ, . (to).t} . ■*■,<,
=---------- ------------, у = 1,2,...,I, г * у, ^ < t
дУу дУу
(9)
дУ = дущ,.адл, ',у=1Х.! '*.,*0<*
дУу дУу
(10)
Если при этом выполняется хотя бы одно из условий:
дь
' > 0, и у = 1,2,. .., 1, ' * j, (11)
дУу ду'
> 0, г,у = 1,2,...,I, ' * у, (12)
дУу
то между рассматриваемыми государствами установлено взаимодействие.
Соотношения (6), (11), (12) отражают необходимые и достаточные условия взаимодействия в целом. Вместе с тем для практики наиболее важным является целенаправленное взаимодействие. Целенаправленность взаимодействию придает управление. Следовательно, необходимыми условиями для осуществления целенаправленного взаимодействия являются:
1>1, Т*0, иг*0. (13)
Ф о р мирова ние решений по управлению поведением (функционированием) системы (1), описывающей эволюцию государств, в общем случае может быть представлено отображением:
Оъ:{2г, Тг, Бг, Т, р}--> и , (14)
где Р' - множество целей, которые должны быть достигнуты в результате функционирования -й системы.
Отображение (14) представляет собой алгоритм, который каждому набору условий (гг е2, Уу^Т, ь, еЗг, рг еР , *еТ) ставит в соответствие некоторое решение Щ' еиг из множества допустимых. Реализация этого решения приводит к некоторому результату, прогнозирование которого при выработке решения может быть в обобщенном виде представлено отображениями:
О4: {и,2'., Т',З, Т,р.}->З ' = 1,2,.„,I,
(15)
О5 : {/,,г,, У‘,Б,, Т,р}->Т і = 1,2,...,I.
(16)
Отображения (15), (16) представляют собой модель, связывающую вариант и, є/ решения с ожидаемыми результатами si(і > і0) єБ,, у (і > і0) єУ, эволюции рассматриваемого ,-го государства таможенного союза. При этом качество выбранного варианта и, є/ определяется степенью достижения целей. Оценка качества в общем виде представляет собой отображение
О5: {/,7,Т,Б, Т,р}---------Щ і=\2,...і,
(17)
где Е, - упорядоченное по степени предпочтения множество оценок достижения поставленных целей р, єР ,..
В совокупности отображения (15)
- (17) представляют собой модель для оценивания эффективности функционирования -й из взаимодействующих систем.
При моделировании процесса функционирования взаимодействующих систем (1) оценка достижения целей, то есть процедура формирования отображения (15), формально сводится к проверке выполнения некоторых целевых соотношений следующего вида:
Нг (и г, * і , У/ , ^ , Р г, І) = 0 (иг, *1 , У/ , ^ , Рг, І) > 0 >,
О г (и г, ^ , У/ , ^ , Рг, І) —^ ЄХІГ
і/=1,2,...,і, (18)
где Н (.) - вектор требований типа равенств;
G (.) - вектор требований типа неравенств;
О (.) - вектор экстремальных требований.
Если условия (18) в принципе выполнимы, то добиться их реального вы-
полнения можно только путем изменения результатов процесса функционирования -й из взаимодействующих государств за счет соответствующего подбора элементов решения щ еи г.
В рамках рассмотренной структуры задача формирования целесообразного варианта решения по управлению каждой из взаимодействующих систем может быть формально представлена в виде следующей модели выбора: Определить вариант решения
Щг ( ^ , У у , . , Рг , *) е и , (19) для которого выполняется условие
о, (и', г,, У у, 5, Р ,, *) —ех*г (20)
при ограничениях Нг (щ г , ^ , У у , 5 г , Р г , *) = 0
(и', гг , У у , . , Рг , 0 ^ 0 (21)
Представление задачи формирования решений по управлению каждой из взаимодействующих систем в виде соотношений (19) - (21) является обобщенным, но в то же время достаточно содержательным для классификации видов взаимодействия и выбора на этой основе математического аппарата моделирования и методов нахождения решений.
Без потери общности можно полагать, что I =2 и каждое из взаимодействующих государств стремится максимизировать показатели 0(.) в соотношении (20). Тогда варианты взаимодействия государств '=1 и г=2 можно разделить на четыре группы: содействие, противодействие, нейтралитет и единство. Соответствующие этим группам соотношения между показателями О и
02 приведены на рис. 1, 2, 3, 4 [1].
4o
Рис. 1. Взаимозависимость эф- Рис. 2 Взаимозависимость эффек-
фективности систем при взаимо- тивности систем при взаимодей-
действии в форме единства ствии в форме нейтралитета
Рис. 3. Взаимозависимость эффективности систем при взаимодействии в форме содействия
Рис. 4. Взаимозависимость эффективности систем при взаимодействии в форме противодействия
Основной формой взаимодействия государств-участников таможенных
союзов является содействие. Оно проявляется в стремлении государств обеспечить согласованное увеличение соответствующих им показателей (2o) при ограничениях (21). Вследствие неполного совпадения интересов государств-участников таможенных союзов формирование выбора управляющих воздей-
ствий (19), реализующих взаимодействие в форме содействия, сводится к задаче поиска парето-оптимальных решений [2]. Эта задача может быть упрощена путем свертки показателей (19). Один из возможных вариантов такой свертки состоит в следующем:
1) определяются величины
2^1 \ г? I? у ] ? I? г I? ; . т /г\г\\
Чг=^~------------------, I = 1,2,...,/,(22)
Ог(иг’2г,У]^г,Рг, О
((7, (»,, г,., , р;, 0 - максимально
возможное значение показателя (19) в сложившейся экономической обстановке) показателей степени достижения целей каждого /'-го государства таможенного союза при значении
О, {и,, г,-, у}, 5,., р1,0 показателя (19);
2) формируется свертка показателей
И'= 0-111(1-90
г=1
При этом соотношение (19) принимает вид
Щщ,
(23)
и задача определения оптимальных управляющих воздействий, обеспечивающих реализацию взаимодействия государств в рамках таможенных союзов, сводится к задаче однокритериальной оптимизации.
В целом полученные соотношения (1-23) определяют общую методологию формализации взаимодействия государств, интегрированных в таможенные союзы.
Библиографический список
1.Громенко, О.А. Формализация взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности / О.А. Громенко, А.П. Бойко // Вестник МГОУ. Серия «Экономика».
- №3. - 2008. - М. : Изд-во МГОУ. - 11 с.
2.Анисимов, В.Г. Модели и методы ре-
шения задач управления инновационными проектами: монография / В.Г. Анисимов, Е.Г. Анисимов, Ю.В. Ведерников, В.В. Матросов, А.Я. Черныш. -М.: Изд-во Российской таможенной
академии, 2009. - 92 с.
Bibliographic list
1.Gromenko, О. The formalization of cooperation between the customs authorities and participants of foreign economic activity / O. Gromenko, A. Boyko // Journal of MGOU. A series of "Economics." - № 3. -2008. - Moscow: Izd MGOU. - 11 p.
2.Anisimov, E. Models and methods for solving problems of innovative projects: a monograph / V. Anisimov, E. Anisimov, J. Vedernikov, V. Matrosov, A. Chemysh. -М.: Publishing house of the Russian Customs Academy, 2009. - 92 p.