Научная статья на тему 'Основы моделирования взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности'

Основы моделирования взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
907
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Громенко Ольга Александровна

В статье рассмотрен подход к моделированию категории «взаимодействие» применительно к взаимодействию таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Дано формальное математическое изложение понятия «взаимодействие». Формальное описание взаимодействующих систем осуществлено на основе концепции «вход-состояние-выход».I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article are examined different points of view of modelling such category as «cooperation» which is applied to cooperation between customs and participants of economic activity during the process of transporting goods and vehicles through the customs border of Russian Federation. Also in this article is given formal mathematical account of meaning of category «cooperation». Formal description of the interacting systems is realized on base of the «entrance status exit».

Текст научной работы на тему «Основы моделирования взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности»

развития не подчиняется требованиям последующих уровней иерархии управления. Наоборот, ме-гасегментирование оказывает влияние на макро-, мезо-, микросегментирование. Чтобы учитывать и прогнозировать этим структурам тенденции развития мегасегментирования, им необходимо анализировать затраты, осуществляемые глобальными торговыми сетями на научно- исследовальские и опытно-конструктурские разработки. То, во что вкладывают глобальные торговые сети миллиарды сегодня, будет предложено потребителю завтра. То, что сегодня воспринимается как новация в управлении, организации, завтра станет привычным свойством действующих торговых сетей. Следовательно, необходимо точно определять этапы, жизненные циклы систем.

Классическим примером данной тенденции развития последних десяти лет является история внедрения товарных штрих-кодов в России. Ясно, кто победил, а кто проиграл в соответствующих сегментах рынка, не воспользовавшись данным конкурентным преимуществом.

В настоящее время разворачивается такая же ситуация с ЕDI-системами, которые вышли за рамки компаний, позволили установить связь с

внешним миром и оптимизировать глобальные цепочки поставок. Россия опять катастрофически отстает от Европы и Америки. Большинство компаний, особенно среди поставщиков, вообще ничего не знают о EDI и развиваются по старым штрих - кодовым информационным технологиям [13]. А это формирует будущие рыночные конкурентные отношения.

Глобальные сети мегасегментов самые грозные в вопросах конкурентных отношений. За последние десять лет они успешно ведут международную экспансию. В течении этого срока они поступательно улучшали и продолжают улучшать методику коммерческой эксплуатации и управления товарными, материальными, финансовыми и информационными ресурсами. В результате глобальные сети, в части использования информационного потенциала, будут продвигать своих на EDI, отказываться от нерадивых в пользу более продвинутых.

В условиях борьбы за повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на потребительском рынке, рассмотренные в статье вопросы сегментирования рынка, могут быть полезны для отечественного ритейла.

СПИСОК ЛИТЕАРТУРЫ

1. Костерин А. Г. Практика сегментирования рынка. СПб.: Питер, 2002.

2. Крофт M. Дж. Сегментирование рынка. СПб.: Питер, 2001.

3. Попов Е. Теория сегментирования рынка// Маркетинг, 1998, №5, с. 3-14

4. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. СПб.: Наука, 1996.

5. Farnfield I. Driving for effective Positioning and Competitive Differentiation // Journal of Brand Management, 1999, Vol.6, № 4, p. 250-257.

6. Carroll C., Lewis P. M. Developing competitive strategies in retailing // Long Range Planing, 1992, Vol. 5, p. 282-288.

7. Энджел Д. Ф., Блэкуэлл Р. Д., Миннард П. У

Поведение потребителей. СПб.: Питер, 1999.

8. Букерель Д. Изучение рынков / Пер.с фр. М.: Экономика, 1993.

9. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.

10. Карпов В. Н. Выбор целевого рынка // Маркетинг. 1994, №3, с. 61-71.

11. Букрев М. Воспоминание о будущем // Торговое оборудование, № 1, с. 37-41.

12. Чкалова О. В. Характеристика розничных торговых предприятий в России и за рубежом // Современная торговля, №10, 2007, с.31-34.

13. Букреев М. Кто нас научит EDI // Торговое оборудование, № 11, 2006, с. 50-52.

Громенко О.А.

основы моделирования взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности

В процессе таможенного контроля и оформ- щаемых через таможенную границу Российской ления товаров и транспортных средств, переме- Федерации, таможенные органы в той или иной

форме взаимодействуют с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Результативность этого взаимодействия определяет, в конечном счете, эффективность таможенного контроля и успех участников ВЭД. Это обстоятельство обусловливает необходимость рациональной организации их взаимодействия. В интересах такой организации необходимо уметь формировать решения по взаимодействию и прогнозировать их результаты. Формирование решений по взаимодействию должно опираться на соответствующий научно-методический аппарат. Вместе с тем такой аппарат еще не разработан. Формирование методологических основ его разработки составляет цель настоящей статьи.

"Взаимодействие" - одна из наиболее употребляемых и вместе с тем неоднозначных категорий в современной науке. Разнообразие ее определений обусловлено сложностью структуры взаимодействия и трудностью охвата одним определением всего его содержания.

В естественных науках различают физическое, химическое, биологическое, организационное и др. виды взаимодействия.

В гуманитарных науках выделяют психологическое, социальное экономическое и др. виды взаимодействия.

Наиболее общее определение взаимодействия дает философия. В ней взаимодействие рассматривают как категорию отношения. При этом различные философские школы оттеняют те или иные свойства этой категории. Так Э. Кант рассматривает взаимодействие, как отношение, порождающее единство вещей и процессов в целом. Лейбниц и Лотце рассматривают взаимодействие метафизически, сводя его к физическому или химическому взаимодействию различных материальных субстанций. Гегель рассматривает взаимодействие как идеальное отношение, обеспечивающее единство и борьбу противоположностей. Представители диалектического материализма рассматривает взаимодействие как материальное отношение, обеспечивающее единство и борьбу противоположностей.

В психологии взаимодействие представляется как взаимное влияние психического и физического.

В экономике под взаимодействием понимают "участие в общей работе, деятельности, сотрудничество, совместное осуществление операций, сделок".

Таким образом, сущностью взаимодействия является обменный процесс, в ходе которого раз-

решаются противоречия между взаимодействующими сторонами [4].

Взаимодействие в контексте рассматриваемого процесса перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации представляет собой процедуру взаимного согласования действий его участников для повышения эффективности внешней торговли и сокращения издержек для государства и участника.

Цель взаимодействия состоит в согласовании интересов участников процесса перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Субъектами взаимодействия при этом являются:

- участники ВЭД, осуществляющие перемещение указанных товаров (производители, дист-рибьютры, экспедиторы);

- таможенные органы Российской Федерации, осуществляющие контроль, пропуск и таможенное оформление товаров и транспортных средств;

- таможенные органы государств - производителей товаров;

- таможенные органы государств, через территорию которых осуществляется транзит ввозимых в РФ товаров;

- федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области соблюдения требований безопасности ввозимых товаров и условий их применения, установленных международными договорами или законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, о техническом регулировании и иными федеральными законами.

Интересы этих субъектов различны и в ряде случаев противоречат друг другу.

Так, например, участники ВЭД заинтересованы в успешном прохождении товаров через таможенную границу Российской Федерации и минимизации таможенных издержек при их перемещении. В то же время, не все они являются добросовестными участниками ВЭД и в ряде случаев пытаются переместить на территорию России контрабандные и контрафактные товары, товары с истекшими сроками годности, наркотические и психотропные средства и т. п.

Государство в лице таможенных органов заинтересовано как в обеспечении пресечения незаконного перемещения через таможенную границу товаров, так и в создании благоприятных условий для добросовестных участников ВЭД.

Снижение таможенных издержек участников ВЭД, достигается уменьшением времени на таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых товаров. При фиксированных средствах и методах это достигается снижением объемов контроля. Снижение объемов контроля в некоторой мере выгодно и для государства, поскольку ведет к снижению собственных затрат таможенных органов. Вместе с тем при этом возрастает риск незаконного перемещения недобросовестными участниками ВЭД товаров через таможенную границу Российской Федерации. Это, в свою очередь, ведет к возрастанию потенциальных угроз личности, обществу и государству в целом. Разрешение указанного противоречия достигается взаимным согласованием действий заинтересованных субъектов, то есть их взаимодействием.

Взаимодействие осуществляется путем реализации тех или иных установленных форм. Например, формами взаимодействия являются:

- предварительное информирование;

- электронное декларирование;

- установление объемов контроля по группам товаров;

- проведение контроля методами постаудита;

- обмен информацией между таможенными органами различных государств об объемах и результатах таможенного контроля конкретных партий перемещаемых товаров и т. п.

Рассмотренные подходы к определению категории "взаимодействие" отражают специфику областей применения. Однако они недостаточно конструктивны, не позволяют непосредственно оценивать уровень взаимодействия и прогнозировать его последствия. Вместе с тем такая оценка и прогноз являются в прагматическом смысле наиболее важными. Введение необходимой меры и прогноз результатов взаимодействия опираются на его формализацию. В интересах формализации категории "взаимодействие" необходимо выделить его обязательные атрибуты. Такими атрибутами являются:

- наличие не менее двух реальных физических объектов (систем);

- наличие физических или информационных связей между этими системами;

- осуществление процесса материального, энергетического или информационного обмена между выделенными системами.

Каждую из взаимодействующих систем можно описать исходя из концепции "вход - состояние -выход" [1], лежащей в основе теории сложных ди-

намических систем. При этом формально система представляется в виде множества:

0,. = {X, Б, У, Т}, г = 1,2, ...I, (1) где X - множество входных воздействий системы;

Б - множество состояний системы; У - множество

1 - 1

выходных воздействий системы; Т - множество моментов времени; г - номер системы; I - количество взаимодействующих систем.

Центральное место в этой концепции занимает понятие "состояние" Под ним понимается набор данных о рассматриваемой системе в каждый момент времени t = t0, достаточный для определения ее поведения для всех t > t0. Состояние каждой г-й из взаимодействующих систем формально представляет собой вектор:

* (X) еБ (/=1,2,..Л Xо еТ.

Входные воздействия системы порождаются воздействием внешней среды - м> (Х), взаимодействующими системами - у(Х) (/ = 1,2, ..., I, у Ф г) и собственным управлением - и(X). Следовательно, множество X входных воздействий г-й системы представляет собой объединение множеств воздействий внешней среды - W, взаимодействующих систем - У и собственных управляющих воздействий рассматриваемой системы - и , то есть:

X = ^ и^' ии. (2)

В свою очередь, множество У воздействий со стороны взаимодействующих систем представляет собой подмножество объединения их выходных множеств, то есть:

7'' е и^, 1 *(3)

1=1

Поведение г-й системы заключается в изменении ее состояния * е Б (внутренний аспект поведения) и выходных параметров у.е У (внешний аспект поведения) с течением времени Хе Т вследствие воздействия входных параметров х еХ. Формально оно описывается отображениями:

О1: {Х„ЗД,Т}-^ ' = 1,2,...,/, (4)

О2: {Х1^,У1,Т}-7 ' = 1,2,...,/. (5)

Исходя из (1)-(5), необходимыми условиями взаимодействия являются

I > 1, УФ0. (6)

В рассмотренной модели взаимодействие представлено как взаимное влияние поведения систем. Если это влияние представимо в виде некоторых достаточно гладких функциональных зависимостей:

= *ДWÍ, УР ир *Х},

i = 1, 2, ..., I, j = 1, 2, ..., I, j Ф i, t < i (7)

У = Уг {W'i, У] ,Ui, Si (to ),t } i, j = 1,2,...,I,i Ф j,to < t,

(8)

то уровень взаимодействия г-й и ]-й систем в каждый момент времени X может быть охарактеризован величинами:

д^ _ , У} и А (о),(}

дУ 1 дУ] '

(9)

ду( дУг {,yj,ui(t{j ),t}

dyj

ду i

(10)

' j ' J

Модель (1)-(6) описывает все виды взаимодействия. Вместе с тем для практики наиболее важным является целенаправленное взаимодействие. Целенаправленность взаимодействию придает управление. Следовательно, необходимыми условиями для осуществления целенаправленного взаимодействия являются:

I>1, IV0, U f0. (11)

Формирование решений по управлению поведением (функционированием) системы (1) в рамках изложенной схематизации в общем случае может быть представлено отображением:

03:Щ,Yi,Si, Т,Ц}-U, (12)

где Ц. - множество целей, которые должны быть достигнуты в результате функционирования i-й системы.

Отображение (12) представляет собой алгоритм, который каждому набору условий (we Wi, ye Y', s.e S,, ц.е Ц, te T) ставит в соответствие некоторое решение u e U. из множества допустимых. Реализация этого решения приводит к некоторому результату, прогнозирование которого при выработке решения может быть в обобщенном виде представлено отображениями:

О4: U,Yi,St,Т,Ц}->St i = 1,2,...,I, (13)

О5: UW,YiS,Т,Ц}-Y i = 1,2,...,I. (14)

Отображения (13), (14) представляют собой модель, связывающую вариант uie Ui решения с ожидаемыми результатами s.(t > to)eS., y(t > to)e Y. функционирования рассматриваемой i-й системы. При этом качество выбранного варианта u.e U. определяется степенью достижения целей. Оценка качества в общем виде представляет собой отображение

О5 : [Ut ,Wt ,Yi S, T Ц}-> Et (15)

г = 1, 2, ..., I.

где Е . — упорядоченное по степени предпочтения множество оценок достижения поставленных целей ц вЦ....

В совокупности отображения (13)—(15) представляют собой модель для оценивания эффективности функционирования г-й из взаимодействующих систем.

При моделировании процесса функционирования взаимодействующих систем (1) оценка достижения целей, то есть процедура формирования отображения (15), формально сводится к проверке выполнения некоторых целевых соотношений следующего вида [1]:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н (щ, Щ, У1 ,1) _ 0

Gi (Щ, ^, У1, ^ ,ц) > 0

& (Щ, VI, У], ^ 1) еХг

г,] = 1, 2, ..., I, (16)

где Н (.) — вектор требований типа равенств; G (.) — вектор требований типа неравенств; Q (.) — вектор экстремальных требований.

Если условия (16) в принципе выполнимы, то добиться их реального выполнения можно только путем изменения результатов процесса функционирования -й из взаимодействующих систем за счет соответствующего подбора элементов решения и в и.

В рамках рассмотренной структуры задача формирования целесообразного варианта решения по управлению каждой из взаимодействующих систем может быть формально представлена в виде следующей модели выбора:

Определить вариант решения:

и (Ц,У1,^ц)ви (17)

для которого выполняется условие

& (и > ^, У], ^, ц, 1 )——>еХг

при ограничениях

Н(и, Щ, У], ^ ц)_ 0

^ и' ^,У],^ц)> 0.

Представление задачи формирования решений по управлению каждой из взаимодействующих систем в виде соотношений (17)—(18) является обобщенным, но в то же время достаточно содержательным для классификации видов взаимодействия и выбора на этой основе математического аппарата моделирования и методов нахождения решений.

(18)

Без потери общности можно полагать, что I = 2 и каждая из взаимодействующих систем стремиться максимизировать показатели Q(.) в соотношении (16). Тогда варианты взаимодействия систем =1 и =2 можно разделить на четыре группы: содействие, противодействие, нейтралитет и единство. Соответствующие этим группам соотношения между показателями Q1 и Q2 приведены на рис. 1, 2, 3, 4.

При этом в зависимости от размерности к1 вектора Q(.) можно выделить балансные (к=0) и оптимизационные к1>0 модели формирования решений.

В балансных моделях оценивание эффективности не имеет большого значения, поскольку приемлемым считается любое решение по управлению взаимодействующими системами, обеспечивающее при заданной уровне надежности таможенного контроля баланс задач и имеющихся ресурсов.

Ключевое значение оценивание эффективности приобретает в оптимизационных моделях, поскольку в них решение формируется на основе сравнения возможных вариантов по ожидаемой эффективности. Модели этого класса в настоящее время уже частично разработаны, но не нашли

О,

02

о1

дОэ

1 = 0

О2

Рис. 1. Взаимозависимость эффективности систем при взаимодействии в форме единства

Рис. 2. Взаимозависимость эффективности систем при взаимодействии в форме нейтралитета

Рис. 3. Взаим°зависим°стъ эффектвн°сти систем Рис. 4. Взаимозависимость эффективности систем

при взаимодействии в форме ^действия при взаимодействии в форме противодействия

широкого применения в практике управления таможенными органами. Вместе с тем, будущее за ними, поскольку характерный для современных условий дефицит ресурсов объективно обусловливает необходимость их рационального использования.

При к1 = 1 оптимизационная модель решения соответствующей задачи будет однокритериаль-ной, а при к1 > 1 — многокритериальной.

В зависимости от размерностей к2 и к3 векторов Н(.) и С(.), соответственно, различают класс моделей безусловной оптимизации (к2 = k3 =0) и класс моделей условий оптимизации (к2 + k3 > 0).

Размерность т вектора и в и. ресурсов определяет классы скалярных (т = 1) и векторных (т>1) моделей.

Введение в существующих методиках расчетов понятий "стоимость ресурсов" направлено на приведение модели принятия решений к скалярному виду и, следовательно, к ее существенному упрощению.

В зависимости от учета или не учета параметров Хв Т различают динамические (многоэтапные Х> 1) и статические (одноэтапные t=\) модели.

По наличию в составе вектора хвХ компонентов, характеризующих противодействие таможенных органов и участников ВЭД, можно выделить модели с учетом и без учета противодействия. При этом в зависимости от способа учета противодействия различаются односторонние и двусторонние игровые модели.

По степени детерминированности элементов и связей в соотношениях (17)—(18) различают

детерминированные модели, стохастические модели, а также модели выбора решений в условиях неопределенности.

Все эти особенности находят отражение в средствах математического описания моделей и методах поиска решений. Так, в классе линейных балансных статических моделей используется формальный язык линейной алгебры.

Для класса линейных или нелинейных динамических моделей с непрерывной функцией времени используются, соответственно, линейные или нелинейные дифференциальные уравнения.

Формализация задач принятия решений в виде односторонней статической модели без учета фактора времени обычно приводит к различным типам детерминированных или стохастических одноэтапных задач математического программирования, а в случае учета времени - к многоэтапным (динамическим) задачам математического программирования или краевым и вариационным задачам оптимизации [2].

Формализация задач принятия решений в виде двусторонней модели может быть осуществлена в классе игровых моделей [3], которые также могут быть статическими или динамическими, дискретными или непрерывными, линейными или нелинейными и т. п.

Таким образом, моделирование в интересах формирования решений по управлению взаимодействующими системами может осуществляться различными способами. Целесообразность того или иного из них определяется сущностью моделируемой задачи и условиями, в которых осуществляется ее решение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анисимов В.Г., Анисимов Е.Г., Босов Д.Б.

Введение в теорию эффективности инвестиционных процессов. М.: МПГУ, 2006. 92 с.

2. Анисимов В.Г., Анисимов Е.Г., Ботвин Г.А. Инвестиционный анализ в условиях неопределенности. СПб.: СПГПУ, 2006. 288 с.

3. Нейман ДЖ. фон, Моргенштерн О. Теория игр

и экономическое поведение. / Пер. с англ. / Под ред. и с доп. Н.Н. Воробьева. М.: Наука, 1970. 707 с.

4. Громенко О.А. Основы теории взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности // Сборник материалов международной научно-практической конференции. М.: РИО РТА, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.