УДК 339.92 й01: 10.12737/1296
Методологические основы создания экономических объединений государств*
Е. Г. Анисимов, Т. Н. Сауренко
(Российская таможенная академия)
Рассмотрен общий методологический подход к управлению созданием и развитием экономических объединений государств. В основу подхода положено представление их создания в виде целенаправленного развивающегося процесса, движущей силой которого являются диалектическое единство и борьба между необходимостью и возможностью, концептуальным и конструктивным обликами объединения. Структурно процесс представлен в форме ориентированного графа, объединяющего его этапы и подэтапы. Последовательное выполнение задач этих этапов обеспечивает формирование обоснованных решений по созданию и развитию экономических объединений государств. Сложность и многообразие этих задач обусловливает необходимость их формализации. При этом ключевым элементом формализации является формальное представление процедуры сравнительной оценки вариантов объединения государств. Методология сравнительной оценки вариантов их объединения изложена с помощью формального аппарата теории множеств. Ключевые слова: экономические объединения государств, создание, развитие, методологические основы.
Введение. Характерной особенностью современного этапа развития мирового хозяйства является сближение национальных и интернациональных экономических интересов групп государств [1]. Это проявляется в их содействии взаимной торговле путём организации сотрудничества в форме заключения преференциальных торговых соглашений (ПТС), создания зон свободной торговли (ЗСТ), таможенных союзов (ТС), «общих рынков» (ОР), экономических (ЭС) и политических союзов (ПС). Участие государств в том или ином интеграционном образовании предполагает различную степень их сближения. Так, в соответствии с преференциальными торговыми соглашениями, подписавшие их государства предоставляют более благоприятный друг другу режим, не изменяя при этом национальные таможенные тарифы.
Участники зоны свободной торговли обычно ограничиваются частичной отменой количественных ограничений и тарифных барьеров во взаимной торговле, но не затрагивают вопросы торговли с другими государствами.
Участники таможенного союза формируют единую таможенную политику по отношению к другим государствам. В таможенном союзе существует беспошлинная торговля между странами-членами и общий таможенный тариф по отношению к странам, не входящим в него. Поскольку переход к единым таможенным пошлинам существенно влияет на функционирование отраслей национальной экономики, то становится необходимой координация их развития. Она обеспечивается установлением единой номенклатуры товаров, единых ставок таможенного тарифа и унификацией таможенного законодательства участников союза.
Таможенный союз создаёт предпосылки для перехода к более высокому уровню интеграции — общему рынку. В его пределах свободно перемещаются не только товары и услуги, но и факторы производства. Это требует более высокого уровня координации экономической политики.
Следующим уровнем интеграции является экономический союз. Он предусматривает, наряду с общим таможенным тарифом и свободой передвижения товаров и факторов производства, координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях — валютной, бюджетной, денежной. В рамках экономического союза возникает потребность создания органов, наделённых полномочиями по принятию оперативных решений в сфере
* Работа выполнена в рамках инициативной НИР.
экономики государств-участников. Национальные правительства делегируют часть своих полномочий надгосударственным органам.
Наиболее высоким уровнем интеграции является формирование политического союза. Политический союз предусматривает передачу национальными правительствами большей части своих полномочий в отношениях с третьими странами надгосударственным органам.
В целом в основе формирования интеграционных объединений государств лежит тот или иной уровень взаимодействия (табл. 1).
Таблица 1
Уровни взаимодействия интеграционных объединений государств*
Уровни взаимодействия ПТС ЗСТ ТС ОР ЭС ПС
Преференциальные торговые соглашения + + + + + +
Частичная отмена количественных ограничений и тарифных барьеров во взаимной торговле + + - - - -
Полная отмена количественных ограничений и тарифных барьеров во взаимной торговле - - + + + +
Единая таможенная политика по отношению к другим государствам (единство ТНВЭД, таможенного тарифа, запретов и ограничений) - - + + + -
Унификация таможенного законодательства - - + + + +
Наличие межгосударственного органа, наделённого полномочиями в сфере таможенного дела - - + + - +
Наличие межгосударственного координационного органа в сфере макроэкономической политики государств - - - + + +
Наличие межгосударственного органа, наделённого полномочиями принятия оперативных решений в сфере экономики - - - + + +
Унификация налогового, бюджетного и валютного законодательства - - - - + +
Наличие наднационального правительства - - - - - +
Необходимость и возможность установления того или иного уровня взаимодействия государств определяется целым рядом факторов, порождаемых их национальными, религиозными, демографическими, экономическими, политическими, геофизическими и другими особенностями. От корректного учёта этих факторов в существенной мере зависит синергетический экономический эффект интеграции государств. Корректный учёт указанных факторов невозможен без соответствующего научно-методического аппарата обоснования решений по формированию и развитию интеграционных объединений государств. Построение методологических основ такого аппарата является целью настоящей статьи.
Общая структура методологического аппарата. Методологическую основу рассматриваемого аппарата составляет представление интеграционных объединений государств в виде соответствующих развивающихся систем. Развитие систем любой природы представляет собой протекающий во времени процесс их зарождения, возникновения, становления и трансформации (рис. 1) [2].
Особенность развития интеграционных объединений состоит в целенаправленности. Она проявляется в том, что их зарождение, возникновение, становление и трансформация связаны с осмысленной деятельностью людей и направлены на обеспечение экономического роста государств-участников интеграционного объединения. Целенаправленность создания и развития указанных объединений обеспечивается управлением. Оно представляет собой циклический процесс формирования и оказания правительствами государств управляющих воздействий, направленных на создание интеграционных взаимодействий, обеспечивающих достижение поставленных целей. При этом на этапе зарождения управление состоит в обосновании решений о необходимости и возможности создания того или иного интеграционного объединения. На этапе возникновения
* Знак «плюс» означает наличие взаимодействия; «минус» — его отсутствие.
169
управление состоит в формировании и реализации решений по концептуальному облику интеграционного объединения. На этапе становления управление состоит в формировании и реализации решений, обеспечивающих поэтапное построение интеграционного объединения. На этапе трансформации управление состоит в формировании и реализации решений по переходу на новый уровень интеграции.
Рис. 1. Этапы развития интеграционного объединения государств: З — зарождение; Вз — возникновение;
Ст — становление; Тр — трансформация
С учётом изложенного, развитие интеграционного объединения государств как управляемый процесс может быть представлен в виде ориентированного графа, приведённого на рис. 2.
1. Обоснование необходимости объединения государств.
1.1. Определение потребностей экономического развития государств.
1.2. Выявление неудовлетворённых потребностей.
1.3. Определение принципиально неудовлетворимых без интеграции потребностей.
1.4. Установление наличия проблемной ситуации.
2. Установление возможности требуемого объединения государств.
2.1. Анализ научных основ разрешения выявленной проблемной ситуации.
2.2. Анализ политических возможностей требуемой интеграции государств.
2.3. Анализ экономических возможностей необходимой интеграции государств.
2.4. Анализ наличия организационных основ интеграции государств.
3. Формирование концепции интеграции государств. 3.1. Определение целей, задач и условий интеграции.
€
Рис. 2. Структура процесса развития интеграционного объединения государств
3.2. Определение требуемого для рассматриваемой интеграции уровня взаимодействия государств.
3.3. Выявление изменений в законодательных базах государств, необходимых для установления требуемого уровня их взаимодействия.
3.4. Определение необходимых для интеграции международных договоров. 4. Реализация концепции интеграции государств.
4.1. Формирование решений по изменению законодательной базы государств.
4.2. Формирование проектов международных договоров.
4.3. Внесение необходимых изменений в законодательную базу государств.
4.4. Заключение и ратификация международных договоров.
Как видно из рисунка в управлении развитием интеграционного объединения государств выделяются четыре этапа:
1) обоснование необходимости объединения государств;
2) установление возможности требуемого объединения государств;
3) формирование концепции интеграции государств;
4) реализация концепции интеграции государств.
Каждый из этих этапов, в свою очередь, разделён на четыре подэтапа, содержание задач которых приведено на рис. 2.
Взаимосвязь задач, решаемых на каждом из выделенных этапов и подэтапов, отображена на рис. 2 ориентированными дугами графа. Причём сплошные линии отражают основные, а пунктирные — вспомогательные связи. Эти связи отражают присущее процессу развития объединения государств диалектическое единство и борьбу между необходимостью и возможностью, концептуальным и конструктивным обликами объединения. Они также отражают применяемый при управлении развитием сложных систем кибернетический принцип внешнего дополнения: разрешение противоречия двух последовательных этапов (подэтапов) возможно только путём возврата во внешние по отношению к ним этапы (подэтапы).
Перечень этапов и подэтапов графа отражает необходимый состав методик для управления созданием и развитием интеграционных объединений государств (рис. 2). Взаимоподчиненность этапов и подэтапов отражает взаимосвязи отдельных методик по входным и выходным параметрам.
Движение по этапам и подэтапам от вершины (1.1) до вершины (1.4) отражает последовательность действий каждого цикла управления созданием и развитием интеграционных объединений государств.
Ключевым элементом каждого цикла управления развитием интеграционных объединений государств является формирование, уточнение и реализация решений по его концептуальному облику. Их формирование сводится к выбору из множества возможных вариантов интеграции некоторых подмножеств, обеспечивающих достижение целей интеграции государств. Вследствие большого количества вариантов интеграции обоснованный выбор наиболее рационального из них не представляется возможным без формализации.
Формализация указанной процедуры выбора предполагает:
- установление и представление в измеримой форме целей интеграции государств;
- формирование альтернативных вариантов решений по их интеграции;
- сравнение вариантов по степени достижения целей (по эффективности) и выбор целесообразного решения.
Формирование решений по интеграции государств в рамках изложенной процедуры в общем случае может быть представлено отображением:
О: (Я,Т, Z)^V, (1)
где Я — множество ресурсов интегрирующихся государств; Z — множество целей, которые должны быть достигнуты в результате интеграции; Т — множество моментов времени (этапов); V — множество возможных (допустимых) вариантов решений по интеграции.
Отображение (1) представляет собой алгоритм, который каждому набору условий (г е Я, z е Z, t еТ) ставит в соответствие некоторое решение Vе Vиз множества V возможных (допустимых) вариантов интеграции государств. Реализация этого решения приводит к некоторому результату, прогнозирование которого при выработке решения может быть в обобщённом виде представлено отображением
О2: (Я, Т, V) ^ 5 . (2)
Отображение (2) представляет собой модель, связывающую вариант V е V решения с ожидаемыми результатами > £0 )е 5 использования ресурсов г еЯ государств в интеграционном объединении. При этом качество выбранного варианта V е Vопределяется степенью достижения целей интеграции.
Оценка качества в общем виде представляет собой отображение
О3: (Я, 5, Т, V) ^ Е , (3)
где Е — упорядоченное по степени предпочтения множество оценок достижения поставленных целей г еZ.
Отображения (2) и (3) представляют собой модель для оценивания эффективности решений по интеграции государств. Последовательное применение соотношений (1)—(3) обеспечивает формализацию процедуры сравнительной оценки вариантов интеграции государств.
В совокупности ориентированный граф на рис. 2 и соотношения (1)—(3) отражают на методологическом уровне процедуру создания и управления развитием экономических объединений государств, опирающуюся на принцип рационального выбора [3]. Конструктивное представление соотношений (1)—(3) может опираться на математический аппарат теории кооперативных игр [4].
Реализация указанной процедуры предполагает стремление органов государственной власти объединяющихся государств осуществить рациональный выбор и наличие в их распоряжении инструментария для формирования и сравнения по ожидаемым последствиям возможных вариантов интеграции. Вместе с тем в настоящее время этот инструментарий находится на этапе зарождения. Конструктивное представление отображений (1)—(3) отсутствует. Органы государственной власти объединяющихся государств вырабатывают решения по развитию интеграции, опираясь на интуицию и предшествующий опыт. Интеграция государств развивается путём проб и ошибок и связана с существенными издержками. Ярким примером этому является Европейский союз (ЕС). Его истоки относятся к началу 1950-х годов [1]. Отдельные его элементы применительно к угольной и металлургической отраслям промышленности содержались в Договоре о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС, 1951 г.). Секторальный характер имеет и Договор о Европейском сообществе по атомной энергии (Евратом, 1957 г.). На принципиально новый уровень вопрос о создании ЕС был поднят подписанием в 1957 г. в Риме Договора о Европейском экономическом сообществе (ЕЭС, с 1992 г. официальное название — Европейское сообщество). С этого момента и до настоящего времени развитие Европейского союза происходит в виде последовательного перехода от низших к высшим ступеням интеграции, что обусловлено объективной необходимостью преодоления противоречий, возникающих в форме локальных или глобальных кризисов на предыдущих этапах интеграции. Причиной кризисных явлений явилось то, что каждое из госу-
дарств Европейского союза стремилось достичь национальных целей, которые в определённые периоды не совпадали с интегративными целями союза в целом. Инструменты согласования целей либо отсутствовали, либо были инерционными и не обеспечивали своевременной реакции на рассогласование. Отсутствие решений в одинаковой степени полезных для любого отрезка времени всем участникам экономического объединения государств является констатирующим фактом. Оперативное согласование целей возможно на пути усиления интеграции, создания не межгосударственных, а надгосударственных органов, наделённых большим объёмом функций принятия решений в сфере экономического взаимодействия государств. Именно по этому пути и идёт Европейский союз. Однако отсутствие инструментария для формирования рациональных решений привело к тому, что его движение по пути интеграции сопряжено с преодолением кризисных явлений. Если такой инструментарий не получит необходимого развития, то интенсивно развивающееся в настоящее время Евразийское экономическое сообщество будет наталкиваться на проблемы, аналогичные проблемам Европейского союза.
В связи с этим представляется актуальной дальнейшая конструктивная формализация соотношений (1)—(3). Это необходимо сделать в целях разработки инструментария для формирования и сравнения по ожидаемым последствиям возможных вариантов экономической интеграции государств. Их формализация обеспечит согласование объективной необходимости экономического объединения государств и сознательного целеполагания в основанном на принципе рационального выбора механизме управления этим процессом.
Выводы. Таким образом, для формирования и сравнения по ожидаемым последствиям возможных вариантов интеграции в распоряжении органов государственной власти объединяющихся государств целесообразно иметь необходимый инструментарий, и этот инструментарий должен получить дальнейшее развитие, необходимое для принятия рациональных решений и преодоления кризисных явлений в процессе движения по пути к интеграции. Библиографический список
1. История возникновения и признаки таможенных союзов [Электрон. ресурс] / Таможенная стоимость. Информационно-аналитический портал — Режим доступа : http://www.tsmi.ru/ show_ left.php?b=4&pp=1#ogl (дата обращения : 01.09.2012).
2. Анисимов, В. Г. Методы оптимизации в управлении развитием военно-технических систем / В. Г. Анисимов [и др.]. — Москва : ВАГШ, 2004. — 280 с.
3. Рациональный выбор в политике и управлении / под ред. Л. В. Сморгунова. — Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 1998. — 240 с.
4. Применение математических методов при проведении диссертационных исследований : учебник / В. Г. Анисимов [и др.]. — Москва : Изд. Рос. тамож. акад., 2011. — 514 с.
Материал поступил в редакцию 9.08.2012.
References
1. Istoriya vozniknoveniya i priznaki tamozhennykh soyuzov. [History and characteristics of customs unions.] Tamozhennaya stoimost. Informatsionno-analiticheskiy portal. [Customs value. Information and Analytical Portal.] Available at : http://www.tsmi.ru/show_left.php?b=4&pp=1#ogl (accessed : 01.09.12) (in Russian).
2. Anisimov, V. G., Anisimov, E. G., Afanasyev, V. A., Yeroshchuk, Y. V. Metody optimizatsii v up-ravlenii razvitiyem voyenno-tekhnicheskikh sistem. [Optimization methods in military-technical systems development management.] Moscow : VAGSh, 2004, 280 p. (in Russian).
3. Smorgunov, L. V., ed. Ratsionalnyy vybor v politike i upravlenii. [Rational choice in politics and administration.] Sankt-Peterburg : Izdatelstvo Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 1998, 240 p. (in Russian).
4. Anisimov, V. G., et al. Primeneniye matematicheskikh metodov pri provedenii dissertatsion-nykh issledovaniy : uchebnik. [Application of mathematical methods in conducting dissertation research : textbook.] Moscow : Izdatelstvo Rossiyskoy tamozhennoy akademii, 2011, 514 p. (in Russian).
METHODOLOGICAL BASIS FOR CREATION OF ECONOMIC UNIONS*
E. G. Anisimov, T. N. Saurenko
(Russian Customs Academy)
A general methodological approach to the management of the creation and development of economic associations is considered. It is based on their representation in the form of a focused and evolving process whose driving force is the dialectical unity and struggle between the need and the opportunity, between the conceptual and constructive layouts of the association. Structurally, the process is presented in the form of a directed graph integrating its steps and sub-steps. Consistent implementation of the tasks of these steps ensures the generation of justified decisions on the creation and development of economic associations. The complexity and diversity of these problems calls for their formalization. At that, a key formalization element is a formal representation of the comparative evaluation procedure for the options of the state associations. The comparative evaluation methodology for the variants of their unification is described through the formal apparatus of the theory of sets. Keywords: economic associations of states, creation, development, methodological foundation.
* The research is done within the frame of the independent R&D.
174