Научная статья на тему 'Методологическое обоснование оценки инвестиционной привлекательности образовательных инноваций высшей школы'

Методологическое обоснование оценки инвестиционной привлекательности образовательных инноваций высшей школы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Роденкова Т. Н.

Создание модели оценки инвестиционной привлекательности образовательных инноваций в целях повышения инновационного потенциала высшего профессионального образования России, учитывающей процессы глобализации и усиления конкуренции в образовательном пространстве, является новым научным направлением, требующим разработки современных концептуальных и методологических подходов. Методологическое обоснование концепции инвестиционной привлекательности образовательных инноваций создает возможность для определения эффективной финансовой стратегии и финансовой политики управления ресурсным обеспечением инновационной траектории развития высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологическое обоснование оценки инвестиционной привлекательности образовательных инноваций высшей школы»

Инновации в образовании

методологическое обоснование оценки

инвестиционной привлекательности образовательных инноваций высшей школы

Создание модели оценки инвестиционной привлекательности образовательных инноваций в целях повышения инновационного потенциала высшего профессионального образования России, учитывающей процессы глобализации и усиления конкуренции в образовательном пространстве, является новым научным направлением, требующим разработки современных концептуальных и методологических подходов. Методологическое обоснование концепции инвестиционной привлекательности образовательных инноваций создает возможность для определения эффективной финансовой стратегии и финансовой политики управления ресурсным обеспечением инновационной траектории развития высшей школы.

В соответствии с динамично меняющимися условиями функционирования рынка труда и процессами глобализации в международном образовательном пространстве сфера высшего профессионального образования вынуждена меняться сама как на макро-, так и на микроуровне. Процессы изменений в таком важнейшем секторе инновационной экономики, как высшая школа, не должны протекать стихийно. С учетом социальной ориентации современной экономической политики их необходимо осуществлять планомерно в рамках продуманной инновационной стратегии высшего профессионального образования, являющейся частью общей инновационной стратегии развития страны. Взвешенный подход к разработке и реализации инновационной стратегии развития высшей школы невозможен без методологического обоснования оценки эффективности финансовых вложений в образовательные новации.

Т.Н. РОДЕНКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и цены» Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова

Сложность обоснования методологических подходов к оценке эффективности инвестиций в образовательные инновации заключается в том, что имеющимися в настоящее время индикаторами трудно оценить инновационный потенциал как высшей школы в целом, так и каждого вуза в отдельности. Необходимо провести структуризацию образовательных нововведений, что даст возможность определить финансовую стратегию развития вуза как главного субъекта, формирующего инновационный потенциал высшей школы.

Стратегия развития Российской Федерации в области науки и инноваций на период до 2015 г. предполагает осуществление взаимодействия в ходе развития высшей школы по важнейшим направлениям инновационных процессов в отечественной экономике, включающим:

1. Обеспечение расширенного воспроизводства знаний. Для выполнения этой задачи необходимо и развитие системы базовых институтов и научного сообщества, и переход на новую парадигму высшего профессионального образования, которая базируется на культурологическом и модульно-компетентностном подходах, формирующих целесообразность вложений в «человеческий капитал». При этом основной принцип развития среды генерации знаний и инновационного потенциала высшей школы состоит в увеличении доли и темпов ее финансового обеспечения в общем объеме финансирования образования.

2. Создание и коммерциализация новых технологий. Этот этап включает две позиции. Первая —

выбор приоритетов инновационного развития и стимулирование концентрации ресурсов на выбранных направлениях. Вторая — развитие инновационной инфраструктуры. С первой позицией напрямую связан переход высшего образования на уровневую систему обучения (бакалавриат, специ-алитет, магистратура) и траекторию непрерывного профессионального образования. Вторая позиция предполагает реализацию новаций вузовского законодательства и институциональные изменения в высшей школе. Если включить в уровневую систему обучения блок «креативности», т. е. набор эффективных программ саморазвития способностей студентов в процессе «обучения действием» (так называемые инновационные образовательные программы), то можно реализовать принцип опережающего обучения в вузе, переориентируясь на траекторию саморазвития раньше, чем это сделают работодатели. Расчет трудоемкости инновационных образовательных программ позволяет рассчитать и объем финансовых ресурсов, необходимых для их реализации. Последнее подтверждается практикой функционирования университетских округов как одного из приоритетных направлений инновационной траектории развития высшей школы.

3. Модернизация промышленности на основе инноваций в процессе формирования и реализация совместных с государством, бизнесом, наукой и образованием крупных проектов. В целях модернизации российского образования с расчетом на долгосрочный период предлагается несколько интеграционных моделей партнерства высшей школы с государством и бизнесом и способов их финансирования.

Первая модель — формирование на базе университетов России инновационно-сетевой инфраструктуры, интегрирующей инновации и инвестиции в едином межрегиональном механизме, обеспечивающем управление инновационными проектами на всем жизненном цикле «маркетинг — инвестиции — реализация — реинвестиции». Под руководством Минобрнауки общенациональная сеть университетских инновационно-инвестиционных центров призвана обеспечить комплексное управление научно-образовательным развитием страны на условиях самофинансирования.

Вторая модель — создание учебно-научного инновационного комплекса (УНИК), в котором системообразующим элементом является вуз, в то время как другие элементы (предприятия, научно-исследовательские институты и др.) взаимодействуют с ним на договорных началах. Система

финансирования УНИК связана с перераспределением бюджетных статей и объемов государственных вложений.

Третья модель — взаимодействие науки, промышленности и финансово-кредитных учреждений на основе создания инновационных учебно-научно-производственно-финансовых комплексов (ИУНПФК). Предполагается, что объединение ресурсов должно происходить добровольно с сохранением или утратой хозяйственной и (или) юридической самостоятельности или путем долевого финансирования инновационных проектов. Такое объединение способствует уходу от централизации в финансировании образования, а следовательно — децентрализации управления, регионализации инновационных образовательных процессов и ориентации вузов на местные рынки труда, повышению внимания региональных и местных властей к нуждам системы образования, оптимизации структуры и приоритетов бюджетов различных уровней.

Успешность предлагаемых моделей инновационного взаимодействия высшей школы с государством и бизнесом зависит от уровня достаточности, степени прозрачности и эффективности управления финансовыми ресурсами образовательных инноваций. В свою очередь, координация инновационных процессов, предусмотренных стратегией развития РФ в области науки и инноваций, предполагает следующие принципы финансового обеспечения инновационной траектории развития высшей школы:

1) принцип экономической целесообразности финансовой поддержки, в соответствии с которым образовательные инновации следует рассматривать как объект финансового менеджмента, а также стратегического и тактического финансового планирования, ориентированного на результативность образовательных инноваций;

2) принцип разумной достаточности финансовых ресурсов, который предполагает расчет количественных параметров объемов финансовых ресурсов, соответствующих качественным характеристикам образовательных инноваций;

3) принцип эффективности финансовых вложений как относительной оценки в виде соотношения полученного интегрального эффекта от внедрения образовательных инноваций к затратам на его достижение.

Принцип экономической целесообразности финансовой поддержки образовательных инноваций требует не только идентификации характерных

особенностей инновационной деятельности, но и выявления основных типов образовательных новаций, обеспечивающих инновационное развитие высшей школы в целом. Соблюдение принципа разумной достаточности финансовых ресурсов указывает на необходимость рационализации структуры расходов на образовательные новации, совершенствование методик расчетов потребности в ресурсном обеспечении нововведений и нормативов их финансирования. Третий принцип — эффективности финансовых вложений в образовательные инновации предполагает не только соблюдение традиционного подхода, состоящего в определении количественных и качественных характеристик результатов нововведений, но и разработки технологии распределения ресурсов по каждому из типов образовательных новаций, прозрачности управления финансовыми потоками, внутренней экспертизы рациональности ресурсного обеспечения.

Оценка эффективности финансовых вложений в образовательные инновации осложняется тройственным характером образовательной деятельности. Это связано с тем, что сама образовательная деятельность имеет и социальную, и экономическую, и интеллектуально-творческую, т. е. инновационную направленность. Социальная составляющая образовательной деятельности ориентирована на повышение «социокультурной» результативности обучения, выражающейся в ускорении продвижения личности и общества по пути познания. В свою очередь социальная природа образовательных новаций, имеющих стратегическую ценность для инвесторов, влияет на экономические отношения в сфере образования, определяя механизмы и технологии преобразования ресурсов в новое «нематериальное» качество — интеллектуально-инновационный потенциал вуза. В то время как инновационная составляющая усиливает технологический характер образовательной деятельности, так как управление инновациями предполагает сложную взаимосвязь различных технологических процессов, связанных с генерацией и распространением новых знаний.

В силу тройственной природы образование не является только частным благом, не может быть объектом «купли-продажи», а стоимость образования не является чисто рыночной категорией. Эта особенность хотя и усложняет формализацию оценки эффективности финансирования образовательных инноваций, но и объясняет значимость полноценного ресурсного обеспечения инновационной образовательной деятельности.

Выявленные особенности инновационной деятельности в сфере образования вызывают необходимость классифицировать нововведения по признакам, координирующим потоки ресурсного обеспечения образовательных новаций вуза, к которым можно отнести:

• принадлежность новаций к прогрессивной или регрессивной направленности инновационного развития вуза, которая определяется его миссией и обеспечивается финансовой стратегией его развития;

• характер влияния на участников инновационной образовательной деятельности, повышающий или снижающий инновационный потенциал вуза, что определяется системой стимулов и мотивов, финансовое обеспечение которых осуществляется на основе системы управленческого учета и внутривузовского бюджетирования;

• соответствие инноваций балансу интересов субъектов — инвесторов образовательных инноваций, характеризующееся позитивным или негативным социально-экономическим результатом, объективно определяемым на основе прозрачности управления финансовыми потоками высшей школы.

Трем выделенным признакам соответствуют три базовых параметра определения уровня экономической целесообразности ресурсного обеспечения образовательных инноваций, позволяющих также установить приоритеты финансовой поддержки и варианты инновационного развития образовательной деятельности вузов (табл. 1).

Правильный выбор параметров, устанавливающих приоритеты финансовой поддержки инновационной образовательной деятельности вуза, вызывает необходимость использования системы критериев для конкурсного отбора и балльно-рейтинговой оценки образовательных инноваций, а также для более рационального определения порядка и объема финансовых вложений. Инвестор образовательных новаций может выбрать приоритетные нововведения и определить целесообразность вложения в них денежных средств, присваивая бальную оценку каждому из критериев инвестиционной привлекательности. В таком случае возникает необходимость обеспечить наиболее оптимальное соотношение между указанными параметрами на основе количественного измерения результативности образовательных новаций не только на уровне вуза и его структурных подразделений, но и на уровне нововведений в

Таблица 1

Параметры приоритетов финансовой поддержки образовательных новаций

Параметр Приоритеты финансовой поддержки

1-й вариант инновационного развития 2-й вариант инновационного развития

Траектория инновационного развития вуза Прогрессивная стратегия развития Регрессивная стратегия развития

Направленность образовательных инноваций Инновации, повышающие инновационный потенциал вуза Инновации, снижающие инновационный потенциал вуза

Социально-экономическая целесообразность образовательных инноваций Инновации, соответствующие целям и задачам инвесторов Инновации, несоответствующие целям и задачам инвесторов

рамках отдельной специальности, учебного курса, учебной программы. Экспертиза инвестиционной привлекательности образовательных инноваций позволила установить определенный рейтинг критериев выбора приоритетов финансовой поддержки образовательных новаций.

Целесообразность образовательных инноваций предполагает их социально-экономическую значимость как для развития инновационного потенциала общества в целом, так и для высшей школы и каждого вуза в отдельности. Уровень функциональности устанавливает соответствие формы воплощения образовательных новаций их содержанию. Креативность характеризует творческий потенциал новаций, а степень адаптивности — влияние на изменение инновационной траектории развития образовательной деятельности. Управляемость нововведений означает способность соответствовать поставленным целям и задачам. В свою очередь, скорость распространения новов-

ведений выражает актуальность образовательных новаций. Результативность нововведения является количественным критерием его инвестиционной привлекательности (табл. 2).

Первое место в рейтинге инвестиционной привлекательности имеют образовательные новации с высокой степенью их социально-экономической и технологической целесообразности, соответствующей объективному характеру самого процесса накопления и обновления знаний, их материализации, отражающей стратегическое развитие инновационной экономики и инновационного потенциала высшей школы, а значит, и приоритетность ресурсного обеспечения.

Второе место в рейтинге занимает функциональность образовательных новаций, социальный аспект которых является целеполагающим, а экономический и технологический — формообразующими, обеспечивающими наилучшее достижение цели через использование адекватных ей способов, методов и

Критерии конкурсного отбора образовательных инноваций вуза для первоочередного финансирования

Таблица 2

№ п/п Критерий Виды инноваций

1 Целесообразность 1. Нововведения, направленные на реализацию новой парадигмы профессионального образования. 2. Нововведения, дестимулирующие реализацию новой парадигмы

2 Функциональность 1. Нововведения, способствующие адекватной реализации творческой инициативы. 2. Нововведения, выявляющие несоответствие его формы содержанию

3 Креативность 1. Нововведения, обладающие высокой степенью новизны и когнитивности. 2. Нововведения, имеющие низкую степень новизны и когнитивности

4 Адаптивность 1. Нововведения, развивающие инновационную направленность образовательной деятельности. 2. Нововведения, препятствующие развитию инновационной образовательной деятельности

5 Управляемость 1. Нововведения, технология реализации которых приводит к поэтапному подтверждению их целесообразности. 2. Нововведения, этапы реализации которых трудно поддаются контролю

6 Скорость распространения 1. Нововведения, имеющие практически неограниченную способность к «размножению». 2. Нововведения, имеющие ограниченную пространственную разверстку

7 Результативность 1. Нововведения — конструктивные, предназначенные для расширенного воспроизводства. 2. Нововведения — деконструктивные, не предназначенные для расширенного воспроизводства.

средств осуществления. Инвестиционная привлекательность таких инноваций выражается в поддержке и стимулировании развития ценностных приоритетов высшего профессионального образования.

Третье место принадлежит нововведениям с высокой степенью креативности и когнитивности, которые характеризуются двумя основными индикаторами: уровнем творческой трансформации знания и оптимальным набором профессиональных умений и навыков для эффективного приложения этого знания. При этом прирост знаний и умений компенсирует ограниченность других видов ресурсов, а степень профессионализма определяет способы их использования. Таким образом, выгодность накопления знания, реализуемого в профессиональных умениях и навыках, определяемая через адекватные формы максимально целесообразного использования имеющихся ресурсов, становится очевидна всем участникам инвестиционного процесса.

Четвертое место в рейтинге инвестиционной привлекательности занимает степень адаптивности нововведений. Данный критерий устанавливает соответствие новации природе образовательной деятельности, ее способности стимулировать развитие интеллектуально-инновационного потенциала всех участников с четко установленной ответственностью за результаты их деятельности. Введение данного критерия предполагает гарантированное финансовое обеспечение, позволяющее прогнозировать и планировать финансовую ситуацию и обеспечивать финансовую устойчивость инновационного развития высшей школы.

Управляемость образовательных новаций, занимающая пятое место в рейтинге, предполагает поиск рациональных структурных соотношений финансового обеспечения, выбор эффективных альтернативных вариантов сочетания различных источников финансирования и формирования системы контроллинга использования финансовых средств.

Шестое место в рейтинге принадлежит скорости распространения образовательных новаций, стимулирование которой определяется возможностью взаимодополнения и свободного перелива денежных средств и иных инвестиционных ресурсов по направлениям инновационной образовательной деятельности.

Седьмое место в рейтинге инвестиционной привлекательности занимает результативность нововведений, так как любая модель финансирования должна предусматривать способы количественного соизмерения ресурсов и результатов по каждому

направлению деятельности каждого структурного звена системы.

Инновационная траектория развития образовательной деятельности высшей школы меняет приоритеты ее финансового обеспечения — первостепенным становится инвестирование в инновации, и только затем финансирование текущей деятельности. Это и определяет основные задачи системы оценки эффективности вложений в образовательные новации.

1. Для оценки факторов, определяющих результативность нововведений, необходима дезагрегированная оценка этих результатов в разрезе отдельных инвесторов.

2. Система показателей эффективности должна быть пригодна и для оценки результатов текущей образовательной деятельности, и для прогнозирования финансовых потоков от внедрения нововведений, а также прозрачна для инвесторов.

3. Необходимо не только оценивать прошлое и прогнозировать будущее, но также мотивировать и вознаграждать сотрудников, обеспечивающих инвестиционную привлекательность образовательных инноваций. Завершенность новшества, или степень реализации его потенциала в образовательной деятельности, зависит от того, насколько успешно протекают все стадии инновационно-инвестиционного процесса с учетом всех выявленных критериев инвестиционной привлекательности образовательных новаций. Отсюда возникает необходимость сравнительного анализа процессного и системного подходов к оценке эффективности вложений в образовательные новации.

Как известно, в основе оценки деятельности, ориентированной на процессы, лежит принцип регулирования последовательности операций (конкретных действий, необходимых для выполнения определенной работы). В то же время организационная структура предполагает разделение организационной системы на подсистемы, одновременно объединяя цели, задачи, ресурсы и функции отдельных структурных подразделений. С позиции процессного подхода трансформацию идеи в образовательную инновацию можно представить следующим образом (рис. 1).

Одновременно возникает параллельный процесс трансформации ресурсов в инновации: «инвестиции — ресурсы — инновация», так как процесс реализации инноваций напрямую зависит от инвестиций (рис. 2.)

Разработка

1—► идеи

Как любой метод процессный подход имеет свои преимущества и ограничения, которые устанавливают границы его использования в практике инновационной образовательной деятельности. Возможности использования данного подхода к оценке эффективности вложений в образовательные новации заключаются в следующем:

1) данный подход представляет интерес как для инвесторов в образовательные новации, так и для их разработчиков и менеджмента вуза в целом;

2) ориентация на процессы увеличивает прозрачность процедур планирования, анализа, мониторинга и контроля финансовых вложений в образовательные новации;

3) процессно-ориентиро-ванный подход создает единый базис для оптимизации всех видов ресурсов в процессе разработки и внедрения новаций;

4) процессное управление стимулирует всех исполнителей на достижение конечных результатов инновационной образовательной деятельности;

5) внедрение процессного подхода позволяет снизить характерные для линейно-функциональной структуры издержки, вызываемые потерей времени на передачу результатов деятельности между структурными подразделениями вуза;

6) подход позволяет проводить параллельную оценку количественных и качественных эффектов от финансовых вложений в образовательные новации, способствуя выявлению взаимозависимостей между этими эффектами;

7) индикаторы эффективности, разработанные в рамках процессно-ориентированного подхода, могут стать основой контроллинга инновационной образовательной деятельности вуза (ИОД). Вопрос об управлении ресурсами на всех стадиях от разработки до реализации инноваций на-

Процесс «идея - разработка - инновация»

Образовательная деятельность

Разработка программы реализации

Рис. 1. Процесс трансформации инновационной идеи в образовательную инновацию

Инновация Образова-

4* тельная деятельность

Рис. 2. Процесс трансформации инвестиций в инновации

столько важен для оценки эффективности финансовых вложений, что управление технологической составляющей образовательных новаций сливается с управлением финансово-хозяйственной и образовательной деятельностью вуза, объединяясь в единый процессно-ориентированный подход. Данный подход решает задачу синхронизации управления инновационной образовательной деятельностью с управлением ресурсами вуза в целом (рис. 3.)

Однако процессный подход, как правило, тесно взаимосвязан с системным подходом к управлению инновационной деятельностью вуза. Чтобы быть управляемой, образовательная организация должна иметь обособленные структурные подразделения, которые выполняют необходимые управленческие функции: планирование, анализ, контроль и стимулирование инновационной деятельности. В таком случае появляется новая подсистема управления образовательными новациями — инновационная инфраструктура вуза и новый объект управления — его инновационный потенциал.

В рамках системного похода интеллектуально-инновационный потенциал вуза можно рассматри-

Управление ресурсами

Ресурсы

Информационные

Материальные

Финансовые

Управление ИОД вуза

Стратегическое и оперативное руководство

Планирование Анализ Мониторинг Контроль

Управление персоналом

Рис. 3. Процессно-ориентированный подход к управлению ресурсным обеспечением образовательных инноваций

вать как реальную способность системы управления использовать информационные, материальные и финансовые ресурсы для организации непрерывного интеллектуально-инновационного процесса. Ключевую роль в воспроизводстве интеллектуально-инновационного процесса играет кадровый потенциал вуза. Именно он создает систему постоянного генерирования и обновления знаний, умений, навыков, выполняя разнообразные функции образовательной деятельности. Эффективность такой системы определяется не только стратегией инновационного развития, но и созданием дополнительных организационных структур, позволяющих и обучаемым, и обучающим легче приобретать новые знания и овладевать новыми навыками через обучение действием в соответствующей информационно-пространственной среде. Приоритетность инвестиций в образовательные новации стимулируют процесс генерации и обновления знаний, которые в случае трансформации их в нематериальные активы сами могут выступать в роли дополнительного источника ресурсного обеспечения высшей школы.

Таким образом, развитие методологии оценки инвестиционной привлекательности финансовых вложений в образовательные инновации на основе теории систем и процессно-ориентированного подхода к формированию интеллектуально-инновационного потенциала высшей школы требует не только учета тройственного характера образовательной деятельности, но и классификации нововведений в соответствии с параметрами их привлекательности

для инвесторов, определения принципов и критериев конкурсного отбора образовательных инноваций для первоочередного финансирования. Выявленные в процессе проведенного исследования методологические подходы обеспечивают инвесторов методическим инструментарием построения финансовой модели инновационной инфраструктуры развития образовательной деятельности вузов, применяя которые он будет уверен не только в целевом и рациональном использовании финансовых вложений, но и в результативности инновационной траектории развития образовательной деятельности высшей школы.

Литература

1. Российская Федерация. Федеральная программа «Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 г.», Межведомственная комиссия по научно-инновационной политике, февраль 2006.

2. Агранович М. Л., Озерова Н. Б., Беляков С. А., Клячко Т. Л. Система финансирования образования. Анализ эффективности / Под ред. С. А. Белякова. М.: Технопечать, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Герасимов Г. И. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы (социологический аспект). — Ростов н/Д: Изд-тво НМД «Логос», 1999.

4. Менеджмент процессов / Под ред. Й. Беккера, Л. Вилкова, В. Таратухина, М. Кугелера, М. Роземанна; Пер. с нем. — М.: Эксмо, 2007.

5. Маршал В. Мейер. Оценка эффективности бизнеса / Маршал В. Мейер; Пер. с англ. О. А. Корсунский. М.: ООО «Вершина», 2004.

6. Рамперсад К. Хьюберт. Универсальная система показателей деятельности: как достигать результатов, сохраняя целостность; Пер. с англ. / Рамперсад К. Хьюберт; Изд 2-е. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

7. Инновации в Российском профессиональном образовании: Сб. науч. статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции. М.: Юридический институт МИИТа, 2007. Вып. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.