Научная статья на тему 'Финансовое моделирование инновационной инфраструктуры вуза'

Финансовое моделирование инновационной инфраструктуры вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / FINANCIAL MODELING / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВУЗА / INNOVATIVE POTENTIAL OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НОВА / EDUCATIONAL INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Роденкова Татьяна Николаевна

Оценка достаточности и эффективности инвестиций в образовательные новации вузов предполагает проведение комплексного анализа сложных и неопределенных ситуаций, связанных с принятием стратегических и тактических решений ресурсного обеспечения высшей школы. Инструментом, позволяющим алгоритмизировать подобные решения без потери вложенных средств, является финансовая модель инновационной инфраструктуры вуза как образ реального объекта, отражающий его существенные свойства и замещающий его в ходе исследования и управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of sufficiency and effectiveness of investments in educational innovations of higher school implies comprehensive analysis of complicated and uncertain situations connected with strategic and tactical decision-making in the field of resource security of higher educational institutions. The instrument which allows us to use algorithmization of such decisions without wasting the investments is the financial model of innovative infrastructure of educational institution as an image of a real object showing its qualities and replacing it during research and management.

Текст научной работы на тему «Финансовое моделирование инновационной инфраструктуры вуза»

НОВОЕ В ОБРАЗОВАНИИ

Канд. экон. наук Т. Н. Роденкова

ФИНАНСОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВУЗА

Оценка достаточности и эффективности инвестиций в образовательные новации вузов предполагает проведение комплексного анализа сложных и неопределенных ситуаций, связанных с принятием стратегических и тактических решений ресурсного обеспечения высшей школы. Инструментом, позволяющим алгоритмизировать подобные решения без потери вложенных средств, является финансовая модель инновационной инфраструктуры вуза как образ реального объекта, отражающий его существенные свойства и замещающий его в ходе исследования и управления.

Ключевые слова и словосочетания: финансовое моделирование, инновационный потенциал вуза, образовательные новации.

Финансовое моделирование инновационной инфраструктуры -это проектирование своеобразного финансового механизма, функции которого необходимы и достаточны для эффективного управления финансовыми ресурсами в процессе реализации инновационной стратегии вуза. Целесообразность построения финансовой модели инновационной инфраструктуры вуза как подсистемы его организационно-экономического комплекса обусловлена необходимостью повышения инвестиционной привлекательности образовательных новаций.

Финансовая модель инновационной инфраструктуры вуза относится к классу прикладных динамических моделей, которые предполагают количественное решение экономических задач, обусловленных специфическим процессом управления финансированием образовательных новаций. Данная модель ориентирована на изучение и оценку индикаторов результативности инвестиций в образовательные новации, их динамики и взаимосвязи с ключевыми показателями инновационного развития вуза в целом.

Формирование финансовой модели инновационной инфраструктуры вуза включает разработку методологического, методического и информационного обеспечения. Теоретической основой финансового моделирования инновационной инфраструктуры является концепция инвестиционной привлекательности образовательных новаций вузов, позволяющая решать задачи по целесообразности инвестиционной под-

держки и ресурсного обеспечения инновационного развития высшей школы1. В качестве методологического базиса финансового моделирования принята совокупность субъективно нечетких и интервальных методов с различными типами предположений о характере неопределенности, присущей процессу принятия финансовых решений о целесообразности инвестиций в образовательные новации.

Принятый концептуально-методологический базис позволяет соединить инвестиционную и инновационную деятельность в высшей школе в единый процесс, функционирующий на основе следующих закономерностей:

1) внутренняя логика и направленность нововведений формируются логикой развертывания от идеи новшества до его использования. Это, в свою очередь, формирует логику отношений между участниками инновационного процесса в вузах как объектов и субъектов инвестиционных вложений;

2) устойчивость инновационного процесса определяется наличием и функционированием механизмов его самовоспроизводства, ключевыми из которых являются привлечение и трансформация финансовых ресурсов;

3) соотношение параметров воздействия новшества на образовательную среду и обратное влияние последней на само нововведение пропорциональны темпам и объемам инвестиционных вложений при условии целесообразности, прозрачности и эффективности их использования;

4) от динамических характеристик новшеств зависят их конечные результаты и соответственно критерии инвестиционной привлекательности образовательных новаций.

Методическим инструментарием построения финансовой модели инновационной инфраструктуры вуза являются методы динамического моделирования нелинейных механизмов, которые характерны для процессов, происходящих в ходе привлечения и трансформации инвестиционных ресурсов в образовательные новации, а также методы системного анализа и оптимизации управленческих решений. Информационное обеспечение финансовой модели инновационной инфраструктуры вуза включает:

- исходные данные в виде основных форм сегментарной финансовой и управленческой отчетности вуза;

- результаты расчетов - финансовый план (прогнозный баланс, бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств) цен-

1 См.: Роденкова Т. Н., Слепов В. А. Эффективность финансирования образовательных новаций и ее экспертная оценка в высшей школе. - М. : Инфра-М, 2009.

тров финансовой ответственности инновационной инфраструктуры вуза;

- рассчитанные на их основе нефинансовые и финансовые показатели, включая аналитические финансовые показатели управления инвестиционными ресурсами;

- текстовые описания финансовой модели инновационной инфраструктуры вуза и готовые отчетные формы оценки результативности инвестиций в инновации.

Руководители подразделений инновационной инфраструктуры вуза играют важную роль как при формировании абстракций, создании финансовой модели и ее интерпретации, так и при реализации решений, что служит залогом успешного применения результатов моделирования в практике управления финансовыми ресурсами инновационной инфраструктуры вуза (рис. 1).

Рис. 1. Процесс формирования финансовой модели руководителями инновационной инфраструктуры вуза

Инновационные и инвестиционные процессы побуждают финансовое руководство вуза децентрализовать управление и рационализировать финансовую структуру вуза так, чтобы одновременно с процессом делегирования полномочий на принятие решений о темпах и уровне финансового обеспечения образовательных новаций определить степень ответственности за финансовые результаты внедрения образовательных новаций. Таким образом, возникает необходимость выделения зон финансовой ответственности за результативность образовательных нововведений, т. е. процесса финансовой структуризации.

Финансовая структуризация инновационной инфраструктуры вуза - это группировка элементов ее организационной структуры в элементы финансовой структуры. Так, в процессе постановки организационно-экономического комплекса инновационной инфраструктуры вуза из одного набора элементов строятся две модели - организационная и финансовая.

Основная задача моделирования финансовой структуры инновационной инфраструктуры вуза состоит в поиске оптимального варианта распределения ответственности и полномочий между руководителями центров финансовой ответственности по управлению доходами и расходами, активами, обязательствами и интеллектуально-информационными ресурсами вуза, а также рядом нефинансовых показателей. Разработка финансовой структуры создает основу для внедрения как системы управленческого учета, внутривузовского бюджетирования, так и эффективной системы мотивации участников реализации инновационной стратегии вуза. Если рассматривать вуз как комплексную систему, включающую совокупность центров финансового учета и отчетности, связанных схемой консолидации финансовой информации, то финансовую модель инновационной инфраструктуры вуза можно идентифицировать как управляющую подсистему этой системы (рис. 2).

Организационная структура вуза

О

Инновационная инфраструктура вуза

Классификация ЦФО по типам

Инновационная и финансовая стратегии развития вуза

Центры финансового учета (ЦФУ)

О-

Центр финансовой ответственности

(ЦФО)

О

Классификация ЦФУ по типам

Центр консолидации инвестиций (ЦКИ)

3

Рис. 2. Финансовая модель инновационной инфраструктуры вуза

С помощью финансовой модели инновационной инфраструктуры вуза возможно решение следующих задач:

- создание условий, гарантирующих баланс интересов инвесторов и всех остальных участников инновационной образовательной деятельности;

- инициирование и ресурсное обеспечение творческого процесса;

- мониторинг, стимулирование и контроль финансового обеспечения разработки и внедрения образовательных новаций;

- взаимодействие внутренних и внешних элементов финансового механизма инновационного развития;

- повышение эффективности образовательной деятельности вуза за счет финансовой и нефинансовой результативности образовательных новаций.

Финансовая модель показывает взаимодействие таких основных элементов финансовой структуры вуза, как центры финансовой ответственности (ЦФО), центры финансового учета (ЦФУ), центры консолидации инвестиций (ЦКИ).

Центр финансовой ответственности - это либо вуз в целом, либо его самостоятельное структурное подразделение, во главе которого стоит ректор (проректор, директор), осуществляющий операции, имеющие конечной целью обеспечение финансовой устойчивости вуза, и способное оказывать непосредственное воздействие на доходность образовательных программ. Его мотивация зависит от финансовых результатов деятельности. ЦФО - элемент финансовой структуры, который выполняет хозяйственные операции в соответствии со своим бюджетом и обладает для этого необходимыми ресурсами.

Центр финансового учета - структурное подразделение вуза, которое занимается определенным направлением деятельности или выполняет определенные функции и способно оказывать непосредственное воздействие на эффективность этого направления деятельности. ЦФУ является элементарным объектом финансовой структуры и находится на более низком, чем ЦФО, уровне детализации финансовых и нефинансовых отчетов вуза.

В процессе финансового моделирования инновационной инфраструктуры вуза, как правило, выделяются следующие типы ЦФУ:

1. Центр доходов (факультет) - структурное подразделение или группа подразделений вуза, руководители которых отвечают одновременно как за доходы, так и за затраты своего подразделения. Они принимают решения по количеству потребляемых ресурсов и размеру ожидаемого дохода. Критерием оценки деятельности такого центра ответственности служит размер превышения доходов над расходами при условии соответствия образовательной деятельности установленным количественным и качественным характеристикам.

2. Центр затрат (функциональные службы вуза) - структурное подразделение, в котором имеется возможность организовывать нормирование, планирование и учет издержек по организации основных направлений деятельности вуза с целью наблюдения, контроля и управления ресурсами, а также оценки их использования. Критериями оценки деятельности такого центра служат целевое использование ресурсов и их экономия при соблюдении качественных параметров образовательной деятельности.

3. Центр инвестиций (центр инновационного развития образовательной деятельности вуза) - структурное подразделение, которое непосредственно связано с разработкой и внедрением образовательных новаций. Руководитель центра инвестиций несет полную ответственность за принимаемые инвестиционные решения, т. е. распределяет выделенные администрацией предприятия средства по отдельным инвестиционно-инновационным проектам.

Центр консолидации инвестиций представляет собой совокупность двух и более центров финансового учета для построения консолидированной финансовой отчетности по формированию и использованию инвестиционных ресурсов (например, бизнес-инкубатор вуза). Центр консолидации инвестиций может иметь статус ЦФО.

По нашему мнению, помимо перечисленных в финансовой модели основных элементов инновационной инфраструктуры вуза можно выделить еще три центра ответственности:

1. Центр нормативных затрат на образовательные новации (ЦнЗ), руководитель которого отвечает за целевое использование ресурсов и соблюдение нормативов затрат на разработку и внедрение образовательных новаций.

2. Центр управленческих затрат на образовательные новации (ЦуЗ), руководитель которого ответственен за соблюдение уровня управленческих расходов, запланированных в бюджете расходов на образовательные новации.

3. Центр доходов по образовательным новациям (ЦДн). В качестве таких центров можно выделить подразделения, осуществляющие маркетинговые исследования и оценку финансовой и нефинансовой результативности образовательных новаций. Руководитель центра несет ответственность за ресурсное обеспечение и инвестиционную привлекательность образовательных новаций.

Организационным каркасом инновационной инфраструктуры вуза может служить матрично-сетевая структура управления творческими коллективами как центров персональной профессиональной ответственности за результативность финансового обеспечения процессов разработки и реализации образовательных новаций (рис. 3).

Финансовая модель инновационной инфраструктуры вуза позволяет учитывать динамический характер образовательных новаций, требующий своевременного и адекватного изменения финансовой и организационной инфраструктуры.

Организационная и финансовая компоненты инновационной инфраструктуры вуза тесно взаимосвязаны. В рамках реализации инновационной стратегии развития вуза главным является повышение инвестиционной привлекательности образовательных новаций. С этих позиций организационная структура в определенном смысле должна подчиняться финансовой, быть способом достижения целей, которые стоят перед руководством вуза. В этом случае целесообразность и критерии выделения центров финансового учета должны соответствовать инновационной стратегии, главная задача которой - разрабатывать, внедрять и развивать новые направления образовательной деятельности, обеспечивающие прирост инновационного потенциала вуза.

В процессе финансового моделирования целесообразно использовать аналитические показатели, характеризующие эффективность функционирования инновационной инфраструктуры вуза в части управления его инвестиционными ресурсами (таблица).

Центр инновационного развития

Рис. 3. Организационный каркас финансовой модели инновационной инфраструктуры вуза

Финансовые показатели результативности управления инвестиционными ресурсами вуза

Наименование показателя

Методика расчета

1

2

1. Показатели динамики общих доходов вуза

Прирост доходов вуза за счет притока внешних инвестиций на образовательные новации, %

А - Оп

- ■ 100,

А

где Б, - доходы вуза за прогнозируемый период, млн. руб. в год; Б0 - доходы вуза за базовый год, млн. руб. в год

Прирост доходов вуза на одного студента за счет притока внешних инвестиций на образовательные новации, %

а, / г, - а,/г,

0

■100,

Ао/го

где - число студентов на конец прогнозируемого года; г0 - число студентов на конец базового года

2. Показатели динамики внебюджетных доходов вуза

Прирост внебюджетных доходов вуза за счет притока негосударственных инвестиций на образовательные новации, %

^_

■■100,

где - внебюджетные доходы за прогнозируемый период, млн. руб. в год; S0 - внебюджетные доходы за базовый год, млн. руб. в год

Прирост внебюджетных доходов на одного студента вуза за счет притока негосударственных инвестиций на образовательные новации, %

/ г, V г

0

$ о/ го

■ 100

3. Показатели динамики внебюджетных доходов вуза, получаемых за счет платных инновационных образовательных программ

Прирост внебюджетных доходов вуза, получаемых за счет платных инновационных образовательных программ, %

/, - /о /П

-■100,

где /, - объем внебюджетных доходов, получаемых за счет платного обучения, за прогнозируемый период, млн. руб. в год; /0 - объем внебюджетных доходов, получаемых за счет платного обучения, за базовый год, млн. руб. в год

Изменение доли доходов, получаемых за счет платных инновационных образовательных программ обучения, во внебюджетных доходах вуза, %

(/, /-/о/$о)-100

О к о н ч а н и е т а б л.

1 2

4. Показатели финансовой устойчивости инновационного развития образовательной деятельности вуза

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наличие собственных оборотных средств для разработки и внедрения образовательных новаций СОС = ВС - НА - У, где СОС - собственные оборотные средства; ВС - величина внебюджетных средств; НА - величина нефинансовых активов; У - убытки

Общая величина основных источников формирования запасов и затрат для ресурсного обеспечения образовательных новаций ВИ = СОС + КЗ, где ВИ - источники формирования запасов и затрат; КЗ - кредиторская задолженность

Излишек или недостаток собственных оборотных средств ЦИР для ресурсного обеспечения образовательных новаций Фсос = СОС - МЗ, где Фсос - излишек или недостаток собственных оборотных средств; МЗ - сумма материальных запасов для ресурсного обеспечения образовательных новаций

Анализ относительных изменений показателей за несколько лет, а также выявление однонаправленных векторов изменений их количественных значений обнаруживает позитивные или негативные тенденции в динамике финансовой результативности использования инвестиционных ресурсов вуза. При этом особое внимание следует обратить на формирование отрицательного финансового результата по доходам и расходам, связанного с увеличением издержек на разработку и реализацию образовательных новаций; рост отдельных видов затрат на одного обучающегося по типам и видам образовательных новаций, в том числе по платным инновационным образовательным программам; существенные отклонения фактических показателей от плановых, предусмотренных бюджетом доходов и расходов и бюджетом движения денежных средств вуза; финансовые результаты отдельных центров ответственности инновационной инфраструктуры вуза.

В рамках финансовой модели эффективность функционирования инновационной инфраструктуры вуза как управляющей подсистемы должна быть выражена через показатели результативности образовательных новаций как управляемой подсистемы. В таком случае встает вопрос: какими именно нововведениями наиболее целесообразно изменить текущую образовательную деятельность, чтобы обеспечить эффективность финансовых вложений в образовательные новации?

На наш взгляд, к такой категории нововведений относятся разра-

ботка и внедрение инновационных образовательных программ (ИОП). Для моделирования процесса управления финансовыми ресурсами ИОП следует использовать метод динамического моделирования нелинейных процессов. Для этого финансовая модель ИОП представляется в виде «черного ящика» с выходным параметром (целью) и входными параметрами. Представление финансовой модели инновационной образовательной программы в виде «черного ящика» говорит о том, что на данном этапе неизвестны промежуточные переменные и математические зависимости, связывающие входные, внутренние (промежуточные) и выходные параметры модели (рис. 4).

Стоимость ИОП

Постоянные из-

Переменные издерж- Финансовая

Налоговые отчисле- модель ИОП

Инвестиции

Время

Величина активов

Рис. 4. Финансовая модель ИОП в виде «черного ящика»

В качестве входных параметров финансовой модели ИОП наряду с традиционными, такими, как стоимость образовательной программы, постоянные и переменные издержки, обязательные налоговые отчисления, необходимо использовать и параметры, отражающие специфику инновационной деятельности, - инвестиции и время. Это связано с тем, что процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время.

В качестве выходного параметра эффективности инвестиционных вложений в инновационные образовательные программы мы выбрали величину активов центра консолидации инвестиций, отвечающего за

разработку и реализацию ИОП, как количественную характеристику роста инновационно-интеллектуального потенциала вуза.

На этапе формализации финансовой модели ИОП необходимо представить структуру влияния компонент финансовых ресурсов друг на друга, основываясь на простых математических зависимостях, понятных любому финансисту. Как показывает опыт, удобнее всего это делать при помощи так называемой диаграммы влияния, которая строится сверху, от компоненты цели (выходной параметр), и затем последовательно разбивается на составляющие компоненты (рис. 5).

Рис. 5. Диаграмма влияния процесса движения финансовых ресурсов на выходной параметр инновационно-инвестиционного процесса

В нижнем ряду оказываются компоненты системы, которые являются входными параметрами финансовой модели ИОП. Компоненты, которые находятся на диаграмме между входными и выходными параметрами, составляют содержимое «черного ящика» модели. Располагая

структурной связью между входными и выходным параметрами, можно перейти к математическим зависимостям, отражающим выявленные связи.

Сформированные алгоритмы моделирования основных параметров и процессов финансового обеспечения образовательных новаций можно использовать в качестве основного математического инструмента определения эффективности взаимодействия финансовой и инновационной стратегии вуза в процессе разработки и реализации инновационных образовательных программ.

В целом финансовое моделирование инвестиционно-инновационных процессов в высшей школе является инструментом, позволяющим не только алгоритмизировать данный процесс, но и исследовать источники и направления использования инвестиций в высшее профессиональное образование, имитировать прогнозные денежные потоки, соответствующие целям и задачам инновационной стратегии развития вузов, а также вести непрерывную аналитическую работу, предусматривая различные сценарии финансового обеспечения разработки и реализации образовательных новаций.

Список литературы

1. Беляков С. А. Модернизация образования в России: совершенствование управления. - М. : МАКС Пресс, 2009.

2. Давыдов Д. В. Интервальная модель оценки инвестиционных проектов. - Воронеж : Изд-во ВГУ, 2007.

3. Прогноз развития высшего образования в России: 2009-2011 гг. / под ред. Т. Л. Клячко. - М. : МАКС Пресс, 2009.

4. Роденкова Т. Н., Климова А. А. Анализ инвестиционной привлекательности образовательных программ высшей школы // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2010. -№ 4 (34).

5. Роденкова Т. Н., Слепов В. А. Эффективность финансирования образовательных новаций и ее экспертная оценка в высшей школе. -М. : Инфра-М, 2009.

6. Российское образование: тенденции и вызовы : сборник статей и аналитических докладов. - М. : Издательство «Дело» АНХ, 2009.

7. Cookson C. Universities Drive Biotech Advancement // The Financial Times. - 2007. - 6 May.

8. www.gazeta.ru/social/2010/11/113436635.shtml

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.