Алексей АФОНИН
методологический подход
к анализу разновидности
внутриполитических конфликтов
Статья посвящена анализу внутриполитического конфликта как социального противоречия. В статье рассматривается генезис внутриполитических конфликтов, их классификация и перспективы развития в зависимости от условий среды, а также характеристика наиболее значимых для жизнедеятельности общества конфликтов. The article is devoted to the analysis of internal political conflict as а social contradiction. In the article the genesis of internal political conflicts, their classification and prospects of development depending on conditions of environment are given, and also the characteristic of the most significant conflicts for society ability to live is considered.
Ключевые слова:
конфликт, социальный конфликт, внутриполитический конфликт, классовый внутриполитический конфликт, межнациональные конфликтные отношения; conflict, social conflict, internal political conflict, class internal political conflict, international disputed relations.
АФОНИН
Алексей
Игоревич —
доцент кафедры
социальных наук и
государственного
управления
Московского
государственного
областного
университета
Несмотря на актуальность проблем конфликта в общественной практике, на сегодняшний день не выработано единого научного подхода к самому понятию «конфликт» (от лат. соп/1Шш — «столкновение»). По подсчетам российского конфликтолога Д.М. Фельдмана, существуют более семидесяти определений конфликта1. Весьма распространенным подходом к пониманию конфликта стало определение его как высшей ступени развития противоречия. Вместе с тем противоречия, противоположности, различия — это необходимые, но не достаточные характеристики конфликта. Говорить о конфликте можно лишь тогда, когда начинают взаимодействовать силы, являющиеся носителями этого противоречия. Поэтому конфликт — не просто наиболее острая стадия развития противоречия, а наиболее распространенный в общественной практике способ его разрешения.
Социальный конфликт неизбежен и наблюдается во всех сферах жизнедеятельности общества. Политический конфликт — одна из важнейших и наиболее острых разновидностей социального конфликта. Соответственно, и его отличительные черты обусловлены особенностями функционирования политики. Причем в данном случае надо подходить к политике не с точки зрения широкого ее понимания как всех видов деятельности по самостоятельному руководству2. Политика — это сфера деятельности, связанная с отношениями между различного рода социальными субъектами, ее ядром является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.
Противоречия, ведущие к внутриполитической конфронтации, имеют довольно широкий спектр своего социального проявления. Они могут зарождаться и выражаться не только в политической сфере. Дело в том, что объективная противоречивость всех сфер жизнедеятельности общества несет в себе постоянную опасность политического выражения. Обострение же противоречий, ведущих к конкретной внутриполитической конфронтации, чаще всего происходит при быстром социальном развитии, когда у одних со-
1 Фельдман Д.М. Политология конфликта. — М. : ИД «Стратегия», 1998, с. 9.
2 Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения / пер. с нем. — М. : Прогресс, 1990.
201 0'07
ВЛАСТЬ
91
циальных групп появляется шанс значительного обогащения, получения доступа к властным структурам и т.п., в противовес другим группам. Дают о себе знать и противоречия, порожденные резким ростом/спадом народонаселения, развитием процессов урбанизации, миграции населения, бесконтрольным распространением и применением оружия, различием социально-экономического положения индустриальных и сырьевых районов данной страны и др.
Внутриполитическая противоречивость, как правило, не носит антагонистического характера. В обществе практически всегда имеются общие ценности, позволяющие достичь баланса интересов враждующих сторон. Вместе с тем в периоды коренных социально-политических и экономических перемен разрешение приведших к ним противоречий порой носит непримиримый характер. Победа одной стороны обязательно сопровождается сокрушительным поражением другой. Такие конфликты (гражданские войны) носят жесточайший, безжалостный, а то и все-разрушающий характер. Поэтому очень важно не допускать, прежде всего со стороны государственно-властвующих структур, развития противоречий до крайней антагонистической стадии. Упущенные возможности урегулирования агонисти-ческого (неантагонистического) конфликта способствуют его перерастанию в «хронические» формы, а то и в антагонистический конфликт.
Политические противоречия затрагивают основной элемент содержания политического конфликта — интересы его субъектов, которые отражают их отношение к существующему противоречию и конечному результату его разрешения. Именно интересы становятся основной причиной действий субъектов. Политический интерес — это внутренне осознанная и основанная на мировоззренческих принципах, убеждениях движущая сила политического поведения социального субъекта, которая побуждает его к столкновению с противоположной стороной и к конкретным действиям по достижению поставленных целей, выработанных на основе избирательного отношения субъекта конфликта к каким-либо политическим явлениям, событиям, процессам, политической деятельности.
Главной отличительной особенностью
внутриполитического конфликта является борьба за реализацию политического инте -реса, за политическое господство той или иной социальной группы, слоя общества. Конфликт может возникнуть между любыми политическими силами, их организациями (объединениями), а также внутри самих сил и их организаций. Вместе с тем можно выделить наиболее распространенные и наиболее «значимые» для жизнедеятельности всего общества разновидности внутриполитических конфликтов.
Особо острый и напряженный характер носят классовые внутриполитические конфликты, возникающие между общественными классами с непримиримо противоположными интересами. Наиболее радикальной формой данной разновидности конфликта является переворот — действия тех или иных субъектов политики, в результате которых государственная власть переходит к другим социально-политическим силам. В рамках этой формы различаются:
а) «социально-классовый переворот» — действия, в результате которых государственная власть переходит к противоположному по своим политико-идеологическим убеждениям классу (социальной группе), влекущие за собой коренные изменения во всех сферах жизни общества;
б) «государственный переворот» — действия, способствующие переходу государственной власти к другим политическим силам, не преследующим цели коренных социально-экономических и политических изменений во всем обществе. В Чили, например, за период с 1894 по 1924 г. в результате государственных переворотов произошло более 100 смен правительства1.
Кроме того, как социально-классовый, так и государственный перевороты могут осуществляться различными методами. Восстание — открытое массовое, зачастую вооруженное выступление против сущест-вующейгосударственнойвласти.Восстание может быть кратковременным (классический пример — вооруженные события октября 1917 г. в России) и долговременным (например, крестьянские восстания под предводительством И.И. Болотникова в 1606-1607 гг., Е.И.Пугачева в 1773— 1775 гг. и др.). Партизанское движение —
1 Грант Н. Конфликты XX века. Иллюстрированная история : альбом / пер. с англ. — М.: Физкультура и спорт, 1995, с. 136.
также, как правило, вооруженная борьба, ведущаяся на территории, занятой противником, и проявляющаяся в форме ведения отдельных боевых действий, саботажа, диверсий и т.п.
Свои особенности имеют конфликты, возникающие внутри самих властных структур, т.е. между ветвями власти. Так, например, в разрешении конфликтов всегда активно действующим субъектом являются государственные структуры. Вторая особенность заключается в использовании преимущественно легальных методов и средств как в ведении и разрешении конфликтов, так и в их последующей легитимации. Примером может служить Беловежское соглашение 8 декабря 1991 г. (не конституционное по тем временам), которое было впоследствии ратифицировано парламентами государств — участников соглашения, а также вооруженный разгон Верховного Совета России в октябре 1993 г., закрепленный затем конституционным путем. Третья особенность заключается в том, что, формально развиваясь внутри государственных структур, этот тип конфликта в той или иной степени затрагивает и гражданское общество.
В особую группу внутриполитических конфликтов выделяются межнациональные, межэтнические конфликтные отношения. Их выделение связано с многообразием, сложностью, а порой и запутанностью их происхождения, типологией, характером протекания, способами урегулирования и предотвращения. Исторический опыт подтверждает, что именно этот тип конфликтов в многонациональных государствах (на любой стадии социально-экономической зрелости) по своим масштабам, продолжительности и интенсивности даже превосходил классовые и иные типы социальных конфликтов.
Конфликты этой группы имеют ряд разновидностей. Сепаратистские конфликты развязываются в целях суверенизации национальных новообразований, выхода из-под контроля центра-метрополии. Примерами таких конфликтов являются: длительная борьба Ирландии за отделение от Англии, российско-чеченский конфликт, грузино-абхазо-осетинский конфликт, армяно-азербайджанский конфликт по поводу Нагорного Карабаха, сербско-
албанский конфликт в Югославии, вооруженные акции албанцев в Македонии и др. Целями расовых конфликтов являются ограничение или лишение гражданских политических и социально-экономических прав той или иной расы, нации, этнической группы, а порой и полное их уничтожение.
В особую группу можно выделить конфликты, возникающие на религиозной основе. Во все времена, даже в светских государствах, религия играла огромную роль, всемерно влияя не только на духовную сферу жизнедеятельности общества, но и на отношения внутри гражданского общества, на отношения «государство — гражданское общество», на отношения внутри самой государственной власти.
Конфликтогенность религиозной сферы усугубляется существованием и функционированием различных мировых религиозных конфессий. Последние имеют различные подходы к теологическому объяснению конфликтов и применению насилия. Даже среди одного этноса наблюдается различие в конфессиональной самоидентификации. Так, 88% адыгов считают себя «просто мусульманами» (процент верующих от общего числа населения), а 11% — «мусульманами-суннитами», среди черкесов это соотношение составляет 94:4, кабардинцев — 86:13, карачаевцев — 80:20, аварцев — 56:36, даргинцев — 50:48, чеченцев — 43:52, ингушей — 41:53, лезгин — 48:52!.
Конкретное наполнение структурных элементов внутриполитического конфликта определяет их классификационное разнообразие. Так, внутриполитический конфликт, при использовании его субъектами цивилизованных мирных методов и средств борьбы, в конечном итоге ведет к дальнейшему прогрессивному развитию всех общественных отношений. В соответствии с этим важнейшей задачей современной социально-политической науки является анализ основных методов и средств не столько ведения конфликта, сколько его урегулирования и разрешения.
1 Малашенко А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа // Московский центр Карнеги. - М. : Гендальф, 2001, с. 81.