Борис КАБЫЛИНСКИЙ
МОДЕЛЬ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗРЕШЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Статья посвящена специфике разрешения политических конфликтов в современной России. Рассматриваются основные тенденции и закономерности эволюции его технологий, приводится характеристика национальной модели разрешения политических конфликтов и перспективы ее развития.
The article is devoted to the specificity of political conflicts solving in the modern Russia. Main tendencies and regularities of evolution in its technologies are considered; characteristic of national model of political conflicts solving and prospects of its development are given.
Ключевые слова:
политический конфликт, модель разрешения политических конфликтов в современной России, технологии разрешения политических конфликтов; political conflict, model of political conflicts solving in modern Russia, technologies of political conflicts solving.
Разрешение политических конфликтов в современной России можно разделить на 2 основных этапа. 1- й этап — разреше -ние конфликтов в кризисно -реформируемом социуме. 2 - й этап — регулирующее воздействие на политические конфликты в относительно стабильной современной российской политической системе. Политические конфликты и их разрешение на каждом из этих этапов имеют свою характерную специфику.
Политические конфликты на 1 - м этапе развития современной российской государственности нередко принимали форму полити ческого кризиса, что проявлялось в борьбе исполнительной и за -конодательной властей, особенно в 1992—1993 гг., отставках главы кабинета министров или самого кабинета, угрозах президента рас пустить Государственную думу и встречных мерах по инициации процедуры импичмента и т.д. Особо следует отметить открытое вооруженное противодействие федерального центра сепаратист ской и экстремистской активности на Северном Кавказе, массо -вые протесты российского населения ввиду неудовлетворительных социально экономических условий жизни и конфликт ценностей, в ходе которого во время выборов президента РФ в 1996 г. фактиче -ски решался вопрос о том, будет ли в России развиваться демокра -тия или произойдет разворот в обратном направлении, к советской политической системе.
Политические конфликты на современном этапе разви -тия российской государственности частично воспроизводятся теми же факторами, что и в кризисно реформируемом социуме. Серьезные проблемы сохраняются в социальной сфере. Так, рос -сияне склонны винить власть в некачественных условиях жизни, в частности в наличии проблем в сфере здравоохранения (67 % россиян считают, что ответственность за некачественное меди цинское обслуживание лежит на федеральной власти)1. Прецедент в городе Пикалево наглядно продемонстрировал конфликтный
1 Горшков М.К., Тихонова Н.Е., Мареева С.В. Роль социальной политики в повышении конкурентоспособности России на международной арене // Россия в глобальных процессах: поиски перспективы / отв. ред. М.К. Горшков . — М. : ИС РАН, 2008, с. 20-21.
КАБЫЛИНСКИЙ
Борис
Васильевич —
аспирант
философского
факультета Санкт-
Петербургского
государственного
университета
boris_kаbytinskiy@
mail.ru
потенциал социальной напряженности в современной России: недовольство рабочих условиями жизни и оплатой труда проявилось в виде недоверия политиче скому руководству регионального уровня и предъявления требований к высшему руководству страны принять меры для урегулирования ситуации1. Конфликты между субъектами и центром федерации в современной России частично утратили актуальность во многом благодаря кон струированию в стране вертикали власти. Отметим, что во взаимоотношениях субъ -ектов РФ периодически возникают очаги конфликтного напряжения, например, политические элиты Санкт - Петербурга и Ленинградской области вели длительную напряженную борьбу за объединение в один субъект2. Напротив, логика разви -тия межпартийной борьбы в современной России вполне предсказуема3, в значи -тельной степени контролируется правя щей властью и редко принимает форму острого конфликта в Государственной думе, во многом благодаря успешной практике применения лоббистских тех нологий4. Отдельно следует отметить принципиально новые виды полити ческих конфликтов, не актуальные для кризисно реформируемого социума, но угрожающие стабильности современной России: это конфликты, возникаю
щие вследствие «цветных революций»5. В результате применения технологий информационно- психологической войны в некогда братских отношениях России и Украины, России и Грузии воз -никла конфликтность, а на территории российского государства периодически актуализируется конфликт политических культур, наиболее ярким проявлением
1 Выжутович В. Пикалевский синдром // Российская газета, 2009, 10 июня, с. 3.
2 Современный федерализм: российские проблемы в сравнительной перспективе. Труды Всероссийской научно практической конферен ции с международным участием. Санкт- Петербург, 21-22 ноября 2008 г. / под ред. Ю.Н. Солонина, Л.В. Сморгунова. — СПб. : Изд-во СПбГУ, 2008, с. 270.
3 Добрынина Е.П. Российское общество и власть накануне выборов // Политические иссле дования, 2012, № 1, с. 162.
4 Павроз А.В. Группы интересов и лоббизм в по -литике. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006, с. 102—103.
5 Манойло А.В. «Зеленая революция» в Иране: практика применения западных технологий цветных революций в исламском мире // Национальная
безопасность, 2009, № 5.
которого является так называемая «рево -люция белых ленточек».
Разрешение политических конфликтов в кризисно реформируемом социуме и в современной России отличается, по нашему мнению, несистемным, спон танным характером реагирования на возникающие угрозы на 1- м этапе и применением специальных технологий в рамках формирующейся националь ной модели разрешения политических конфликтов — на современном. В ходе разрешения политического кризиса в 1992—1993 гг. применялся совокупный инструментарий, в частности проведе ние всенародного референдума 25 апреля 1993 г.; попытки обоюдной дискредитации противника и завоевания поддержки населения; использование юридического инструментария, в т.ч. законодательный запрет КПСС и подготовка проекта новой Конституции, а также силовые меры — разгон Верховного совета и т.д. Но принятые меры по разрешению дан ного политического конфликта нельзя оценить как технологию, применяемую в рамках определенной модели, ввиду не последовательности, противоречивости и недостаточной взаимосвязи между эле ментами принятого комплекса мер регу лирующего воздействия.
Появление универсальных закономер ностей в практике разрешения политиче ских конфликтов в современной России позволяет выдвинуть гипотезу о формиро вании национальной модели разрешения конфликтов.
Модель разрешения политических кон -фликтов в современной России имеет следующую специфику. Во первых, дан ная модель претендует на повсеместное аксиологическое признание на россий ском политическом пространстве консер вативных ценностей6, в первую очередь стабильности. Во вторых, приоритетным требованием к модели конфликторазре шения в современной России является успешное применение превентивных технологий разрешения политических
6 Черняк Т.В. Социальное партнерство как механизм государственного регулирования социально-трудовых конфликтов. Тезисы докладов и выступлений на II Международном конгрессе конфликтологов «Современная конфликтология: пути и средства содействия развитию демократии, культуры мира и согласия». Санкт-Петербург, 30 сентября — 2 ноября 2004 г. — СПб., 2004, с. 199-200.
конфликтов. В -третьих, существует тяго -тение к силовым методам, причем высо -кие технологии освоены в недостаточной степени, особенно в сфере управления конструктивным потенциалом кон -
фликта. В четвертых, предел применения технологий, качественно новых по отно шению к силовым методам, определяется особенностями национального ментали тета, политической традицией, опытом конфликторазрешения в транзитивном обществе. В пятых, существующей модели свойственна недостаточная цельность и продуманность применяемых технологий, некоторая противоречивость, наличие в ней зачастую взаимоисключающих тен денций.
Практика применения технологий раз -решения политических конфликтов в современной России ориентирована на претворение в жизнь основных прин -ципов модели конфликторазрешения. Фактически партийная борьба в совре-менной России часто является закамуфли рованной борьбой лоббистов1. В большей степени развиты технологии предупре ждения эволюционистских политических конфликтов, т.е. технологии воздействия на условия жизни населения с целью предотвращения проявлений протест ных настроений в политической сфере. В основном данные технологии сводятся к реализации социальной политики — сово -купности идеологических представлений гражданского общества и государства о целях социального развития и мер, на правленных на достижение этих целей2. Основные принципы социальной поли -тики реализуются такими институтами, как социальное партнерство и социальная работа.
Инновационные технологии разреше -ния политических конфликтов развива ются в России достаточно медленно, хотя следует отметить попытки преодоления отчуждения институтов гражданского общества от процесса принятия полити ческих решений за счет активного диалога власти с лидерами мнений и управления
1 Современный федерализм: российские про блемы в сравнительной перспективе. Труды Всероссийской научно практической конферен ции с международным участием. Санкт- Петербург, 21—22 ноября 2008 г. / под ред. Ю.Н. Солонина, Л.В. Сморгунова. — СПб. : Изд-во СПбГУ, 2008, с. 64.
2 Холостова Е.И. Социальная политика. — М., 2001, с. 20—21.
информационным фоном при использо вании новейших технологий. В первую очередь, это интернет-технологии, т.е. создание и тиражирование информации в рамках персонального контента (блоги, микроблоги, чаты, форумы, сайты) и рассылка ее сторонникам или в адрес политико административных структур; участие в блогах, чатах, форумах и теле конференциях некоммерческих организа ций, органов и представителей публичной власти и т.д.3
Перспективный облик модели и со -ответствующих технологий разрешения политических конфликтов в совре менной России представляется возмож ным спрогнозировать следующим образом. Во первых, эволюция интернет технологий будет способствовать раз решению политических конфликтов в современной России. При этом повы шение степени участия граждан в разре шении политических конфликтов за счет активности в виртуальном политическом пространстве маловероятно. Наивысшие показатели идентификационных пред почтений россиян относятся к сфере частных, а не публичных отношений: близость с семьей (89,2%), с друзьями (83,9%). Готовность участвовать в реше нии публичных дел выражает лишь 6,2% опрошенных, нести ответственность за происходящее в стране и обществе -9,7%4. Во - вторых, модель разрешения внутриполитических конфликтов в со временной России может развиваться, не повторяя опыт других цивилизаций и культур, но двигаясь в собственном на правлении, как это происходит в сфере разрешения международных конфлик тов5. В третьих, темпы внедрения инно вационных технологий конфликторазре шения в современной России не могут быть высокими. В четвертых, неизбежно освоение качественно новых технологий с целью обеспечения национальной бе зопасности России. В 2004, 2006, 2007 гг. 34% респондентов неизменно подтверж-
3 Войнов Д.А. Становление интернет-диалога как формы участия граждан в политической жизни России : автореф. дис. ... к.полит.н. — М. : РАГС, 2007, с. 16.
4 Вершинин М.С. Электронная демократия: российские перспективы // Информационное общество, 2002, вып. 1, с. 17—18.
5 Манойло А.В. Ценностные основы управления конфликтами: российская модель // Мир и политика, 01.05.2012, с. 4—5.
дали свое желание видеть страну в каче стве мировой сверхдержавы1. В феврале 2008 г. уже более половины (51%) россиян заявили, что сегодня от Д.А. Медведева ожидают, в первую очередь, усилий по закреплению за Россией статуса великой державы2. Оправдать надежды населения для правительства современной России фактически означает необходимость освоить и применять информационно политические технологии, особенно для укрепления международного политиче ского имиджа российского государства и противодействия попыткам разжечь на территории России конфликт политиче ских культур. В -пятых, намечается актуализация в российском политическом процессе конструктивных конфликтов и становление практики управления ими. Как отметил В.В. Путин, реактивные формы вступления в конфликт и участия в нем должны уступать место активным формам конфликтного взаимодействия, инициируемым самим населением, в т.ч. «между разными интересами уровней власти — порою остроконфликтными. Это касается как споров федеральных и
1 Россия — великая держава? // Пресс -выпуск ВЦИОМ, 2007, № 616, 24 янв.
2 Хамраев В. Россияне готовы к двоевластию //
Коммерсантъ, 2008, 15 февр.
региональных органов власти между со -бой, так и споров о различных способах устройства местного самоуправления»3. Можно спрогнозировать перспективу развития в современной России органи заций, специализирующихся на разреше -нии политических конфликтов, и внедре -ния в политический процесс практики арбитража и иных форм посредничества.
Модернизация технологий разрешения политических конфликтов может быть эф -фективной только в случае соответствия принимаемых мер национальной специ фике модели разрешения конфликтов. Не менее важное условие эффективной модернизации технологий разрешения политических конфликтов — применение комплексного подхода, подразумевающее изменение системного, функционального и адаптационного характера в существую щей практике конфликторазрешения. Совершенствование технологий разреше ния политических конфликтов — важное условие стабильного экономического и социально -политического развития со -временной России.
3 Послание Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию РФ // Российская газета, 2007, № 90, 27 апр.