УДК 338.48:37:172.15
Маржохова М. А.
Marzhokhova M. А.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКЕ
THE METHODOLOGICAL TOOLS OF CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION IN SYSTEM OF ECOLOGICAL TOURISM DEVELOPMENT IN KABARDINO-BALKAR REPUBLIC
Уникальность территорий Кабардино-Бал-карской республики открывает широкие возможности для формирования редких эко-лого-туристских маршрутов. Места дикой природы, еще не слишком поврежденные цивилизацией, а также существенный финансо-во-эко-номически потенциал данных территорий для роста экономики региона определяющие предпосылки к развитию экологического туризма. К тому же, экологический туризм создает благоприятную почву для воспитания трудовых и волевых навыков, позволяет формировать патриотические и эстетические качества, сопутствует развитию экологической культуры и просвещения. Статья посвящена проблемам гражданско-патриотического воспитания молодого поколения в системе эколого-туристской деятельности. Основное внимание уделено понятию «экологический туризм», а также орга-низационно-педагогичес-ким аспектам применения средств экотуризма в формировании экологической культуры, патриотической подготовке современной молодежи. Сформулировано предположение о том, что формирование новой экологической парадигмы станет мощным средством гражданско-патриотического воспитания, включая любовь к природе и необходимости бережного к ней отношения.
The uniqueness of the territories of Kabardino-Balkarian Republic opens up opportunities for the formation of rare ecological tourist routes. Places of wild nature, not yet too corrupted by civilization, as well as a significant financial-economic potential of these areas for economic growth of the region defining the preconditions for the development of ecological tourism. Besides, eco-tourism creates a fertile ground for education employment and volitional skills, allows to create Patriotic and aesthetic qualities, accompanies the development of ecological culture and enlightenment. The article is devoted to problems of civil and Patriotic education of young generation in the system of eco-tourist activities. Focuses on the concept of «ecological tourism», as well as organizational and pedagogical aspects of the use of funds for ecotourism in the formation of ecological culture, Patriotic training of the youth of today. Formulated the assumption that the formation of a new ecological paradigm will be a powerful tool of civil and Patriotic education, including a love of nature and the necessity of careful relationship to it
Ключевые слова: экологический туризм, гражданско-патриотическое воспитание молодежи, особо охраняемые природные территории, эколого-воспитательный туризм, социум, природа, человек.
Key words: ecological tourism, civil and рatriotic education of youth, protected areas, ecological-educative tourism, society, nature, people.
Маржохова Мадина Аслановна -
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик, Тел.: 8 903 497 11 81 E-mail: [email protected]
Marzhokhova Madina Aslanovovna -
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the department of finance, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Tel.: 8 903 497 11 81 E-mail: [email protected]
Введение. Воспитание нового типа личности, готовой к принятию самостоятельных решений, к ответственному управлению своей жизнью и деятельностью, делами общества, к инновациям - вызов современности.
В становление личности такого типа, сочетающей в себе нравственные ценности, политическую и правовую культуру, весомый вклад должны внести учреждения дополнительного образования туристско-краеведчес-кого направления, поскольку их деятельность является наиболее комплексным видом воспитания и наиболее действенным в силу своей гуманности и демократичности, существенным образом способствующей социализации личности.
Важное значение приобретает возможность вовлечения молодого поколения в развитие экотуризма при условии соблюдения следующих принципов [3]:
- экотуризм содействует защите и охране природных ресурсов;
- экотуризм способствует созданию рабочих мест и дополнительному доходу для местных сообществ, а также повышению мотивированности молодежи при решении проблем трудоустройства;
- экотуризм повышает знания и уровень осведомленности о местной культуре в молодежной среде.
Результаты исследования. Экологический туризм в настоящем исследовании рассматривается как альтернатива традиционным подходам гражданско-патриотического воспитания молодежи в процессе развития и организации туризма на особо охраняемых природных территориях.
Природные ресурсы Кабардино-Балкарской Республики характеризуются значительным потенциалом, составляющим предпосылки для динамичного развития экологического туризма: уникальность горных ландшафтов, привлекательность, разнообразие.
Статус национального парка «Приэльбру-сье» и памятников природы предполагает их
использование не только для туристско-рекреационной деятельности, но и самоидентификации молодого поколения в формате сильной личности с активной гражданской позицией, патриота своей страны. Развитие экотуризма на особо охраняемых территориях предполагает, в том числе реализацию финансового потенциала региона с целью повышения жизненного уровня местного населения.
Разрабатываемая на современном этапе эколого-туристская программа на особо охраняемых природных территориях и организация ежегодных летних экологических лагерей для школьников и студентов, будет содействовать активному их вовлечению в природоохранную деятельность, формированию образовательного контента, нацеленного не только на демонстрацию природных достопримечательностей, но и на решение существующих экологических проблем, связанных с деградацией природных ресурсов.
При разработке стратегических ориентиров развития экологического туризма особое внимание необходимо уделять выбору объектов экотуризма с учетом уникальных свойств, эстетической, культурной, исторической ценности; выбору ярких незабываемых трасс и туристских маршрутов.
Методологический инструментарий направлений развития экологического туризма в целях гражданско-патриотического воспитания молодежи на охраняемых природных территориях включает:
- туристские тропы по великолепным живописным ландшафтам, знакомство с их флорой и фауной, включая конные и велосипедные туристские маршруты;
- организацию экообразовательных туров для школьников и студентов на охраняемых природных территориях;
- фотоохоту на птиц и животных в естественной среде обитания;
- этнографические туры, знакомящие с культурой (в том числе экологической), тра-
дициями (включая традиции природопользования местного населения), обычаями, легендами и мифами;
- исторические туры по местам боевой славы и сражений времен Великой Отечественной Войны.
Экологический туризм в Кабардино-Балкарской Республике следует развивать на следующих охраняемых природных территориях:
- особо охраняемые природные территории, обладающие потенциалом сохранения целостности и естественности экосистем, в том числе заповедники, национальные природные парки;
- горные, геологические, лесные и ботанические заказники, памятники природы;
- экологические коридоры, обеспечивающие свободный биотический обмен существующих особо охраняемых природных территорий, расселение и миграцию видов;
- зоны геостабилизации, буферные или охранные зоны вокруг ключевых территорий и экологических коридоров, защищающие их от неблагоприятных эндогенных и экзогенных внешних и внутренних факторов;
- восстанавливаемые (реставрируемые) антропогенно-природные территории регулируемой хозяйственной деятельности и охраняемые микрозаказники.
Обозначенные территории имеют стратегическое значение не только для сохранения национального достояния, флоры и фауны в окружающей среде, но и составляют резервный фонд для успешной жизнедеятельности будущих поколений.
Эколого-воспитательный туризм региона должен быть ориентирован на повышение экологической культуры школьников и студентов, закрепление учебных программ, а также на проведение научно-исследовательских работ аспирантами, молодыми учеными. Развитие экологического туризма, активного и экстремального отдыха на природе, соответствующей сферы услуг в рамках малого и среднего бизнеса рассматривается в качестве драйверов устойчивого развития региона [1].
Ключевым условием поддержания качества окружающей природной среды, оптимальной для организации отдыха и жизнедеятельности, выступает расширение имеющейся сети охраняемых территорий и охват экотуриз-мом новых категорий особо охраняемых природных территорий посредством совершенст-
вования процессов их планирования и управления ими.
В странах запада, к примеру, в Канаде, экотуризм представлен разветвленной сетью особых природных территорий, порядка 40% которой является охраняемой. На данной территории располагается 34 национальных парка, национальных фаунистических резерватов и более 100 убежищ для птиц.
Развитие экологического туризма неразрывно связано с просвещением, гражданско-патриотическим воспитанием молодежи, которая в процессе познавательной деятельности и формирования экологической культуры и экологического мышления, проникается необходимостью бережного отношения к природе и окружающей среде.
Проблема гражданско-патриотического воспитания молодежи как наиболее уязвимой части общества весьма остро стоит перед государством. В современной ситуации негативных экономических и финансовых явлений в условиях внешних ограничений, проявляется сложность решения проблем молодежи, связанных с выбором жизненного пути, определением ценностных ориентиров, самоидентификацией и самоопределением в обществе, формированием здорового образа жизни.
Неустойчивая и сложная социально-экономическая среда, ее динамичность и неопределенность проецируются на психодинамическое состояние молодого поколения. Проблемы трудоустройства, нестабильное финансовое положение служат предпосылками деви-антного поведения, выбора негативных способов проведения свободного времени, в рамках которого молодежь получает доступные возможности неблагоприятной самореализации. При этом некоторые слои молодого поколения утрачивают социальные ориентиры.
Глобальные техногенные изменения природной среды вызвали существенные изменения деятельностных ориентиров молодежи, многие представители которой включаются в участие в неформальных движениях экологической направленности.
По оценкам Всемирной торговой организации, в настоящее время наиболее перспективным рыночным сегментом, растущим опережающими темпами, признан экологический туризм. Кабардино-Балкарская Республика благодаря своему уникальному природному и
культурному потенциалу наделена основаниями для развития данного вида туризма. Экологический туризм, согласно определению, принятому Всемирной торговой организацией, включает все формы природного туризма, при которых основной мотивацией туристов является приобщение к природе, наблюдение и самосовершенствование.
Манильская декларация по мировому туризму (ноябрь, 1980) содержит тезис о том, что туризм в силу своего влияния на физическое и психическое состояние людей выступает фактором, влияющим на рост трудовой активности, личного и общественного благосостояния и, в конечном итоге, на социальное равновесие [2].
Начало XXI века может быть охарактеризовано активной ориентацией на гуманитарную и гуманистическую направленность в развитии общества. В тоже время бурный рост технических систем и сооружений, масштабная эксплуатация природных ресурсов; глобальное потепление климата, резкое сокращение площади лесов, техногенные катастрофы привели к глобальной экологической опасности. Мировое сообщество приблизилось к пониманию всеобщности и необратимости разрушительного характера антропогенного воздействия на окружающую среду, что позволяет осознать всю значимость и ценность современного мира, необходимость соблюдения единства природных и культурных основ существования на Земле, а также изменения общественного сознания и жизнедеятельности; осмысления современных проблем экологии.
Экологический туризм сочетает в себе адаптацию к окружающей среде посредством исследования, посещения природных объектов при соблюдении норм экологической безопасности. В Манильской декларации отмечается, что бесконтрольное использование ресурсов может привести к «истощению природных богатств или даже к их полному уничтожению. Удовлетворение туристских потребностей не должно наносить ущерб окружающей среде и в особенности природным ресурсам, являющимся основным фактором, привлекающим туристов, а также историческим и культурным местам. Все туристские ресурсы являются достоянием человечества» [2].
Главная цель экологического туризма состоит в гармонизации отношений между поддержанием экологической безопасности при-
родных территорий, вовлекаемых в процесс использования для удовлетворения потребностей людей в контактах с природой и экологических выгод, получаемых от рекреации. Мировое сообщество в последнее время рассматривает экологический туризм как один из методов гражданско-патриотического воспитания молодежи в формате социально-культурной деятельности. Экологический туризм в мировой практике реализуется, как правило, на особо охраняемых территориях, характеризующихся значительной историко-культурной и природной ценностью, таких как национальные леса, национальные парки, заповедники, заказники.
Кабардино-Балкарская Республика, располагающая достаточно мощной ресурсной базой, выступает регионом с разнообразными живописными природными зонами и ландшафтами. Многие территории в силу трудно-доступности сохранили свой первозданный вид. Рекреационный потенциал республики представлен национальным парком, заповедниками, заказниками, культурными памятниками, природными достопримечательностями и разнообразием народных праздников, обычаев, ремесел, промыслов, своеобразной национальной кухней.
Важнейшей стратегической задачей, стоящей перед республикой, является развитие экологического туризма, с трансформацией данного направления в одно из доходообра-зующих для экономики региона при сохранении экологической чистоты территорий, составляющих ее природное наследие, являющееся национальным достоянием. При этом важно понимать: природные ресурсы, ландшафты необходимо не только осваивать, но и защищать, что является прерогативой воспитательной деятельности.
Наша точка зрения сводится к тому, что экологический туризм является субъектом воздействия на эмоциональный фон потребителей туристского продукта, и в тоже время выступает объектом воспитательных воздействий. Здесь кроется противоречие между использованием значительного культурно-исторического и природного потенциала и разрушительным антропогенным воздействием туризма на этот потенциал.
Наиболее результативная мера по устранению выявленного противоречия состоит, по нашему мнению, в воспитательном воздейст-
вии на поведение и мотивацию личности, формирование патриотического мировоззрения. В данном контексте реализация патриотического воспитания возможна при коэво-люционном взаимодействии социальной среды и окружающей природы.
Основными участниками обозначенного воспитательного процесса в туризме являются природа, воздействующая на личностный рост индивидуума, а также сам индивидуум, стремящийся к сохранению и воспроизводству природных ресурсов. В экотуризме воспитательный аспект имеет собственную область деятельности, которую можно выразить следующим образом: индивидуум (объект) -природа (субъект) воспитания.
В современной науке выработана установка, согласно которой, процесс гражданско-патриотического воспитания состоит не просто во взаимодействии субъектов на индивидуальном и групповом уровнях, но и в активных контактах с другими объектами.
Область применения результатов: развитие и совершенствование системы граж-данско-патриотического воспитания молодого поколения Кабардино-Балкарской республики и России на базе реализации потенциала экологического туризма.
Выводы. Ключевая целевая установка системы гражданско-патриотического воспитания в данном контексте сводится к овладению общечеловеческими ценностями, исто-
Литература
1. Апажев А.К., Маржохова М.А., Халиш-хова Л.З. Феномен устойчивости экономико-экологического развития аграрных территорий: монография. Нальчик: Принт Центр, 2015. 135 с.
2. Манильская декларация по мировому туризму (Филиппины, 1980 г.) // Правовое регулирование в туризме: нормативные правовые акты. М.: Советский спорт, 2004. С. 321-325.
3. Чибилева В.П., Филимонова И.Ю. Значение экологического туризма в формировании экологической культуры студентов и школьников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Том 17. №5. С. 57-62.
рическим опытом и патриотическими традициями той территории, на которой обитает и развивается индивидуум. Реализация целей и задач гражданско-патриотического воспитания обеспечивается совместными усилиями всех субъектов, одним из которых является экологический туризм, способный решать сложные проблемы коэволюции социума, природы и человека. Устойчивое развитие региона предполагает экологизацию и гуманизацию сознания и поведения, изменение ценностных ориентиров.
Таким образом, механизм формирования гармоничной и сбалансированной системы гражданско-патриотического воспитания основан на устранении следующих противоречий:
- недостаточное использование в системе гражданско-патриотического воспитания потенциальных возможностей экологического туризма и нарастающие потребности общества в усилении патриотических основ в формировании личностных качеств молодежи;
- недоработанность организационно-педагогических условий использования потенциала экологического туризма и его значительные возможности;
- недостаточная подготовка специалистов сферы туризма к решению задач гражданско-патриотического воспитания молодежи средствами экологического туризма и высокая востребованность их реализации.
Referenses
1. Apazhev A.K., Marzhohova M.A., Halish-khova L.Z. Fenomen ustojchivosti ehkonomiko-ehkologicheskogo razvitiya agrarnyh territory: monografiya. Nal'chik: Print Centr, 2015. 135 s.
2. Manil'skaya deklaraciya po mirovomu tu-rizmu (Filippiny, 1980 g.) // Pravovoe reguliro-vanie v turizme: normativnye pravovye akty. M.: Sovetskij sport, 2004. S. 321-325.
3. Chibileva V.P., Filimonova I.Yu. Zna-chenie ehkologicheskogo turizma v formirovanii ehkologicheskoj kul'tury studentov i shkol'nikov // Izvestiya Samarskogo nauchno-go centra Ros-sijskoj akademii nauk. 2015. Tom 17. №5. S. 5762.