Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ В СИСТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ'

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ В СИСТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРИРОДНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ECOLOGICAL TOURISM / PATRIOTIC EDUCATION / SURROUNDING ENVIRONMENT / ECOLOGICAL THINKING / ECOLOGICAL CULTURE / NATURAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маржохова М. А., Халишхова Л. З.

В статье отмечается негативное воздействие деятельности человека на природную среду, вносящее дисбаланс в систему природа - человек. В тоже время, возникшее в обществе осознание экологических проблем, требует пересмотра экологической парадигмы мира. Сформулировано предположение о том, что нарушенное равновесие в системе природа - человек может быть восстановлено благодаря формированию этой новой экологической парадигмы. Описав наиболее значимые аспекты экологического туризма, авторы приходят к выводам о том, что экологический туризм является одним из наиболее значимых инструментов патриотического воспитания, включающего формирование любви к природе, бережного к ней отношения и защиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маржохова М. А., Халишхова Л. З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL TOURISM IN THE SYSTEM PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH

The article notes the negative impact of human activities on the natural environment, which introduces an imbalance in the system of nature - man. At the same time, the awareness of environmental problems that has arisen in society requires a revision of the ecological paradigm of the world. The assumption is made that the disturbed equilibrium in the nature-human system can be restored through the formation of this new ecological paradigm. Having described the most significant aspects of ecological tourism, the authors come to the conclusion that ecological tourism is one of the most significant tools of patriotic education, including the formation of love for nature, a careful attitude towards it and it’s protection.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ В СИСТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ»

УДК 37:502.12(470.64)

Маржохова М. А., Marzhokhova M. А.

Халишхова Л. З., Khalishkhova L. Z.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ В СИСТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

ECOLOGICAL TOURISM IN THE SYSTEM PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH

В статье отмечается негативное воздействие деятельности человека на природную среду, вносящее дисбаланс в систему природа -человек. В тоже время, возникшее в обществе осознание экологических проблем, требует пересмотра экологической парадигмы мира. Сформулировано предположение о том, что нарушенное равновесие в системе природа -человек может быть восстановлено благодаря формированию этой новой экологической парадигмы. Описав наиболее значимые аспекты экологического туризма, авторы приходят к выводам о том, что экологический туризм является одним из наиболее значимых инструментов патриотического воспитания, включающего формирование любви к природе, бережного к ней отношения и защиты.

Ключевые слова: экологический туризм, патриотическое воспитание, окружающая природная среда, экологическое мышление, экологическая культура, природный потенциал.

The article notes the negative impact of human activities on the natural environment, which introduces an imbalance in the system of nature - man. At the same time, the awareness of environmental problems that has arisen in society requires a revision of the ecological paradigm of the world. The assumption is made that the disturbed equilibrium in the nature-human system can be restored through the formation of this new ecological paradigm. Having described the most significant aspects of ecological tourism, the authors come to the conclusion that ecological tourism is one of the most significant tools of patriotic education, including the formation of love for nature, a careful attitude towards it and it's protection.

Key words: ecological tourism, patriotic education, surrounding environment, ecological thinking, ecological culture, natural potential.

Маржохова Мадина Аслановна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик, Тел.: 8 903 497 11 81 E-mail: [email protected]

Халишхова Лаура Заурбековна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики АПК, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 8 928 721 90 21 E-mail: [email protected]

Marzhokhova Madina Aslanovovna -

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Department of Finance, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Tel.: 8 903 497 11 81 E-mail: [email protected]

Khalishkhova Laura Zaurbekovna -

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Department of Economics of Agriculture, FSBEI HE Kabardino-Balkaria SAU, Nalchik

Tel.: 8 928 721 90 21 E-mail: [email protected]

Введение. На протяжении всей истории человечества в основе его технического развития находится «природопокорительная» деятельность. До сих пор в нашем сознании имеет место лозунг: «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее - наша задача». Новая модель общественного мышления основана на понимании безнравственности данного посыла. Экономическая парадигма сменяется парадигмой экологической

[4].

Осознание экологических проблем, сопровождающих современный этап развития человечества, вызывает необходимость пересмотра системы взаимоотношений человеческого общества с природой и ее глубокой модернизации.

Результаты исследования. Бурная деятельность человека по освоению природных ресурсов принимает угрожающие масштабы. Особенно явно это проявилось в XX веке, когда о глобальной экологии заговорили в научном мире.

Предотвращение экологической катастрофы связано с перманентным накоплением знаний об экологических опасностях, изучением сути этих опасностей, осознанием этих опасностей и определением места и роли данного осознания в культуре людей. Любая экологическая и техногенная опасность возникает тогда, когда катастрофически деградирует отношение человека к природным объектам, притупляется чувство ответственности за последствия своей деятельности [4].

Одним из действенных инструментов формирования экологической культуры, в нашем представлении, выступает экологический туризм, способный формировать бережное отношение к природе, прививать навыки и умения взаимодействия с природной средой, содействовать реализации экологических форм деятельности. Этому необходимо обучать и воспитывать.

Процесс обучения выступает органической частью процесса воспитания, формируя духовную основу личности, ее мировоззрение и нравственно-эстетическое восприятие окружающей действительности [1]. В этой связи, процесс формирования экологической культуры тесным образом связан с духовно-нравственным воспитанием посредством общения с природой [3]. Формировать экологическую культуру необходимо в рамках систе-

мы патриотического воспитания, поскольку почитание родной земли, природы, Родины -фундаментальная, духовно-нравственная ценность.

Современная ситуация в стране требует повышения внимания к проблемам патриотизма со стороны всего общества в целом и каждой личности. Следовательно, целью экологического туризма является, в том числе и реализация социального заказа общества на воспитание личности как гражданина и патриота.

О важности патриотического воспитания говорят принимаемые Государственные программы - такие, как «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20062010 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

Важной задачей, решению которой будет способствовать развитие экологического туризма, является гармонизация соотношения экологической выгоды, извлекаемой в результате эксплуатации природных объектов в целях рекреации, и экологической безопасности природных территорий, используемых для отдыха и удовлетворения потребности людей в общении с природой. Мировое сообщество рассматривает экологический туризм как одну из форм устойчивого, бережного природопользования.

В Манильской декларации указывается, что бесконтрольное использование ресурсов неизбежно приводит к «истощению природных богатств или даже к их полному уничтожению [2]. Удовлетворение потребностей экологического туризма не должно наносить ущерб окружающей среде и особенно природным ресурсам, поскольку они являются основным фактором, привлекающим туристов. Все туристские ресурсы являются достоянием человечества».

Экологический туризм, как правило, реализуется на особо охраняемых территориях, имеющих большую историко-культурную и природную ценность, к числу которых принадлежат национальные парки, национальные леса, заповедники, заказники.

Россия располагает существенной ресурсной базой, имея огромные территории с разнообразными природными зонами и ланд-

шафтами. Многие места сохранили свою первозданную чистоту. В стране имеется большое количество заповедников, заказников, национальных парков, в которых располагается много культурных памятников, природных достопримечательностей. Россия славится различными народными праздниками, обычаями, ремеслами, промыслами, своеобразной национальной кухней, гостеприимством.

Стратегической задачей, решение которой планируется реализовать посредством развития экологического туризма, при условии, что он станет одним из основных направлений туристической деятельности, является сохранение экологической чистоты территорий, составляющих природное наследие, нуждающихся в бережном отношении и защите, что выступает, в первую очередь, прерогативой воспитательной деятельности. Следовательно, экологический туризм с одной стороны, рассматривается нами в качестве субъекта воздействия на эмоциональное состояние и чувства потребителей туристского продукта, а с другой - в качестве объекта воспитывающего воздействия. Поэтому вполне очевидно наличие противоречий между вовлечением культурно-исторического и природного потенциала в сферу туризма и деструктивным воздействием туризма на него. Данное противоречие может быть разрешено путем формирования и развития системы воспитательных воздействий на чувства личности через формирование патриотического мировоззрения. Следовательно, патриотическое воспитание в широком смысле возможно только при обеспечении оптимального взаимодействия социальной сферы с окружающей природной средой. Ключевыми элементами воспитательного процесса в экологическом туризме выступают природа, через которую возможно воздействие на чувства личности, и личность, которая может способствовать сохранению и воспроизводству природных ресурсов.

Воспитательный аспект в туризме наделен собственной областью деятельности, которая может быть выражена взаимосвязью: человек (объект) - природа (субъект) воспитания.

Педагогика на современном этапе исходит из того, что процесс воспитания предполагает активное взаимодействие различных субъектов на групповом и индивидуальном уровнях между собой, а также с другими объектами.

Ключевая цель патриотического воспитания состоит в овладении личностью историческим опытом, общечеловеческими ценностями и традициями Отечества. Достижение данной цели возможно путем объединения усилий всех субъектов, в том числе и экологического туризма, способного решать сложные проблемы взаимоотношений человека и природы. Развитие на устойчивой основе предполагает экологизацию, а также гуманизацию сознания и поведения, трансформацию ценностных ориентаций.

Концепция организации и развития экологического туризма включает активное отношение организаторов и туристов к сохранению и возрождению окружающей среды. Как правило, экологический туризм формируется и развивается на основе использования чисто внешних атрибутов наследия: красоты архитектурных памятников, экзотичности фольклора и необычности быта народов, сохранивших богатые традиции. Данные атрибуты дают неограниченные возможности для разработки и внедрения многообразных социокультурных и природоохранных видов и форм деятельности.

В связи с этим, экотуризм в малых городах может создать ощутимые эффекты и положительное воздействие на решение социально-экономических проблем российской «глубинки», а также способствовать возрождению национальной культуры, народных промыслов, улучшению ситуации, связанной с занятостью населения, позитивному влиянию на моральное состояние населения и воспитание патриотических чувств местного населения и туристов.

В последнее время особую популярность приобретают сельские поселения, использование которых в качестве мест отдыха достигает столь существенных масштабов, что данное явление не может не учитываться в рамках анализа современной ситуации в сельской местности, в ходе оценки перспектив ее развития, для туристов. То есть экологический туризм, в первую очередь, ориентирован на граждан Российской Федерации, так как каждый ее регион располагает достаточным спектром объектов природного и культурно-исторического характера.

Россия - страна богатейших историко-культурных ценностей, сохранение которых прививает любовь к «малой» Родине и стране

в целом. Необходимо заметить, что туристов привлекают не только памятники старины или тёплое море, но и уникальные природные комплексы, среди которых стоит отметить Сибирскую тайгу, Крайний Север, среднерусское раздолье, Горный комплекс Юга России с высочайшим пиком Европы.

Развитие экологического туризма способно обеспечить экологическую защиту регионов. Погружение в природную среду, осознание ее хрупкости и незащищенности вызывает у туристов стремление к бережному отношению к ее красотам и прелестям, флоре и фауне, сохранению ее для следующих поколений, что способствует формированию нравственных и патриотических качеств личности.

Природа есть внешний мир, а чувства, потребности, стремления, мысли есть внутренний мир личности. Объединяясь в процессе экологического туризма, они способны влиять на развитие человека, формировать патриотические чувства личности.

Область применения результатов: система воспитания ценностных и патриотических установок молодого поколения Кабардино-Балкарской республики и России.

Выводы. Таким образом, каждый турист, осознавая заложенные в природе возможности воздействия на эмоциональные, эстетические чувства, субъективно перерабатывает их и выражает в конкретной реакции, которая проявляется в осуществлении практических действий, направленных на сбережение окружающей природной среды.

В условиях свободного времяпровождения, отсутствия служебной субординации, трудовой, учебной дисциплины и других ограничивающих факторов человек полностью ощущает свободу и новизну окружающего его мира, что снимает физическое, психологическое и интеллектуальное напряжение, способствует восстановлению сил посредством разнообразных форм рационального досуга в сфере экологического туризма.

Человека по природе привлекают путешествия, новые впечатления, здоровый отдых. Люди заинтересованы в самовыражении и самоудовлетворении, познавая новое в окружающей среде, насыщаясь положительными эмоциями от общения с природой. Такое общество стремится хранить и защищать то, что доставляет радость и эстетическое наслаждение.

Литература

1. Асташкина Н.В. Воспитание современного специалиста как индивидуальности // Ректор вуза. 2008. №7. С. 37-42.

2. Манильская декларация по мировому туризму (Филиппины, 1980) // Правовое регулирование в туризме: нормативные правовые акты. 2004. С. 321-325.

3. Никандров Н. Православные ценности и воспитание в современной России // Ректор вуза. 2008. №8. С. 65-70.

4. Петрушков А.Н. Экологический туризм в системе патриотического воспитания // Вестник МГУКИ. 2009. №2(28). С. 166-169.

Referenses

1. Astashkina N.V. Vospitanie sovremenno-go spetsialista kak individualnosti // Rektor vu-za. 2008. №7. S. 37-42.

2. Manilskaya deklaratsiya po mirovomu tu-rizmu (Fillipiny, 1980) // Pravovoe regulirova-nie v turizme: normativnye pravovye akty. 2004. S. 321-325.

3. Nikandrov N. Pravoslavnie tsennosti i vospitanie v sovremennoji Rossii // Rektor vuza. 2008. №8. S. 65-70.

4. Petrushkov A.N. Ekologicheskij turizm v sisteme patrioticheskogo vospitaniya // Vestnik MGUKI. 2009. №2(28). S. 166-169.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.