УДК 37:502.12(470.64)
Маржохова М. А., Marzhokhova M. А.
Халишхова Л. З., Khalishkhova L. Z.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТРОП
FORMATION OF ENVIRONMENTAL CULTURE THROUGH DEVELOPMENT
OF ENVIRONMENTAL TROPHY
В статье поднимаются вопросы партнерской образовательно-просветительской деятельности различных учреждений сферы образования, культуры и просвещения. Основная функция данных учреждений состоит в отслеживании и учете интересов и потребностей молодежи, в целях эффективного и качественного выполнения социального заказа общества. Один из существенных компонентов данного социального заказа — формирование экологической культуры населения. А наиболее значимый инструмент формирования и развития экологической культуры по представлению авторов — это использование экологических троп в образовательном пространстве.
Ключевые слова: экологическая культура, окружающая природная среда, экологическая тропа, эколого-патриотическое воспитание, экология, прикладная экология, социальная экология.
The article raises issues of partner educational and educational activities of various educational, cultural and educational institutions. The main function of these institutions is to monitor and take into account the interests and needs of young people, in order to effectively and fulfill qualitatively the social order of society. One of the essential components of this social order is the formation of an ecological culture of the population. And the most significant tool for the formation and development of ecological culture on the submission of authors is the use of ecological paths in the educational space.
Key words: ecological culture, surrounding environment, ecological path, ecological and patriotic education, ecology, applied ecology, social ecology.
Маржохова Мадина Аслановна -
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик, Тел.: 8 903 497 11 81 E-mail: [email protected]
Халишхова Лаура Заурбековна -
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики АПК, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 8 928 721 90 21 E-mail: [email protected]
Marzhokhova Madina Aslanovovna -
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Department of Finance, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Tel.: 8 903 497 11 81 E-mail: [email protected]
Khalishkhova Laura Zaurbekovna -
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Department of Economics of Agriculture, FSBEI HE Kabardino-Balkaria SAU, Nalchik
Tel.: 8 928 721 90 21 E-mail: [email protected]
Введение. Требования современности, в ской кулыуры здоротого и безопасшго °б-части, касающейся формирования экологиче- Раза жизни, носят общекУльтУРный характер.
Их достижение предусматривает широкое социокультурное партнерство образовательной среды с просветительскими, культурными учреждениями социума. Но реализация такого партнерства существенно тормозится как из-за их межведомственной разобщенности, так и недостаточной информированности друг о друге.
Современный вуз, выполняя функции просвещения и эстетического воспитания, отслеживая и учитывая интересы и потребности молодежи, ориентирован на выполнение социального заказа общества - формирование экологической культуры населения. Формирование и использование экологических троп в образовательном пространстве региона позволит преодолеть оторванность молодежи от природы.
Результаты исследования. В стенах высшего образовательного учреждения можно изучать такие объекты, которые затруднительно наблюдать в природе или с которыми невозможно встретиться в городской среде. Безусловное достоинство образовательной среды - это экспозиции видов, которые уже невозможно встретить в природе, либо редких и находящихся под охраной видов, ставших таковыми, в результате воздействия человека на природную среду. Работа с подобными экспонатами преследует, в том числе выявление причин исчезновения видов и изыскание возможностей, способствующих ограничению роста числа редких и исчезающих видов.
Деятельность вуза по формированию экологической культуры подрастающего поколения организуется на принципах научности, доступности, системности, целостности, комплексности и опережения.
Работа высшего учебного заведения в рамках создания экологических троп расширяет представления молодых людей о функциональной целостности природы, взаимообусловленности происходящих в ней явлений. Демонстрация природных явлений побуждает к действиям экологической направленности.
В целом, эколого-воспитательную цель вуза в рамках формирования и развития экологических троп можно представить следующим образом:
- знакомство с представителями основных таксономических групп организмов и особенностями их внешнего строения;
- изучение адаптивных свойств живых организмов к различным условиям жизни, а также средств, улучшающих образ жизни, способы защиты от врагов, размножение;
- повышение мотивации в направлении природоохранной деятельности и самообразования молодежи;
- стимулирование и поддержание исследовательской деятельности молодежи.
В рамках сформулированной эколого-вос-питательной цели вуза решаются задачи образовательного учреждения по:
- расширению знаний обучающихся о разнообразии местной флоры и фауны;
- развитию эстетического и патриотического воспитания посредством представления красот природы региона;
- отражению социального заказа общества;
- формированию экологической культуры населения;
- формированию естественно-научного мировоззрения;
- знакомству с механизмами природопользования;
- развитию и саморазвитию экологической грамотности населения.
Объектами изучения в образовательных учреждениях являются: чучела животных, объединенных в биогруппы, в позах, максимально приближенных к естественным, гербарии растений, схемы, фотографии, плакаты, карты, диаграммы, табличные материалы, панорамы, влажные и сухие препараты, видеоматериалы, архивная документация, статьи, орудия запретного лова и охоты, террариумы
[3].
Деятельность молодых людей в вузе может быть организована в рамках следующих этапов:
1-ый этап - ознакомительный, включающий знакомство с историей родного края, изготовление маршрутных карт, экспонатов, стендов, макетов в сотрудничестве со специалистами - экологами, этнографами, географами, историками, биологами и др.;
2-ой этап - тематический обзор, подразумевающий изучение экологической ситуации в регионе по определенным направлениям;
3-ий этап - завершающий, его функция состоит в налаживании обратных связей с посетителями экологических троп, выявлении пристрастий посетителей в целях совершенствования деятельности молодых экологов и
контроле знаний обучающихся при помощи специальных дидактических заданий.
Воспитательная и просветительская работа вузов будет более результативной, если эффективно налаживать тесные связи с учреждениями сферы образования различных типов и уровней, заповедными территориями, общественными экологическими организациями, средствами массовой информации, социальными институтами региона [1]. Это позволит разнообразить формы работы с молодежью, в том числе:
- сочетать экскурсии по экологическим тропам с природоохранной деятельностью в районах особо охраняемых природных территорий и заповедников;
- проводить тематические экскурсии по экотропам, сочетая их с лекциями, проводимыми учеными, работниками заповедников, представителями общественных экологических организаций;
- использовать экспонаты заповедного мира для проведения тематических олимпиад по биологии и экологии;
- предоставлять обучающимся дидактические задания для самостоятельной работы в вузе;
- разрабатывать и активнее применять игровую методику, согласно профессиональным предпочтениям обучающихся;
- сочетать экскурсии с контролем знаний обучающихся.
На базе вуза необходимо создавать разнообразные формы работы с обучающимися. Это, прежде всего, экскурсии по эологиче-ским тропам, целью которых является:
- знакомство с биоразнообразием региона;
- изучение влияния факторов среды на организмы;
- рассмотрение взаимоотношений между организмами, на примерах, представленных в экосистеме биогрупп;
- знакомство с редкими и охраняемыми видами и работой природоохранных организаций.
Развитие экологических троп ориентировано на:
- знакомство с разнообразием флоры и фауны региона;
- обнаружение негативного антропогенного воздействия на окружающую среду и выявление его причин;
- изучение сезонных изменений в природе;
- установление объектов, нуждающихся в охране.
К реализации рекомендуется следующая примерная тематика экскурсий по экологическим тропам Кабардино-Балкарской Республики: «Биогеоценоз рек Терек, Малка»; «Флора и фауна пойменного луга в районах сред-неравнинных территорий КБР»; «Растительный мир на территории Национального парка «Приэльбрусье»»; «Жизнь животных весной»; «Воздействие деятельности человека на экосистемы в окружении заповедных территорий».
Целью тематических лекций, конференций, выставок является:
- знакомство с работой сотрудников заповедников и другими природоохранными мероприятиями;
- совместное обсуждение экологических проблем региона, страны;
- знакомство с работой ученых по экологическим проблемам.
Указанные выше мероприятия могут быть реализованы в рамках следующей примерной тематики: «Кабардино-Балкарский государственный заповедник»; «Экологические проблемы Кабардино-Балкарской Республики»; «Деятельность общественных экологических организаций в регионе».
Целью организации самостоятельной работы обучающихся в вузе является:
- самоконтроль знаний;
- подготовка к олимпиадам, конференциям, экологической практике.
Для стимулирования такой работы обучающимся следует предложить самостоятельно исследовать:
- орнитофауну Кабардино-Балкарской Республики;
- особенности экосистем Кабардино-Балкарской Республики;
- сезонные изменения в природе региона;
- редкие, исчезающие виды и представители местной флоры и фауны.
Тематические выставки следует проводить с целью демонстрации творческих работ обучающихся, молодых ученых (плакатов, эссе, фотографий природоохранных объектов).
Следовательно, формирование экологической культуры связано с модернизацией общероссийского образовательного пространства в контексте приобщения к проблемам сохранения природных, в том числе уникаль-
ных объектов. Научно обоснованное формирование и оформление экологических троп на территориях рекреационных комплексов и в туристских дестинациях позволяет научному и образовательному сообществу эффективно организовать процесс формирования экологической культуры в молодежной среде.
Научно обоснованное оборудование экологической тропы с применением ГИС-техно-логий позволяет использовать экскурсии для ознакомления подрастающего поколения с новым материалом, закрепления пройденного, воспитания у обучающихся рационального, бережного отношения к окружающей среде, выявления нового в привычных природных объектах.
Экологическая тропа рассматривается в настоящем исследовании как один из важнейших компонентов экологически сбалансированной среды. В образовательных учреждениях экотропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции.
Организация работы на экологической тропе с молодыми людьми способствует решению совокупности взаимосвязанных задач обучения, воспитания и развития:
- формирование комплекса необходимых научных знаний в области экологии, легкодоступных для понимания молодыми людьми, в целях выработки осознанно-рационального отношения к природе;
- развитие познавательного интереса к окружающей природной среде;
- формирование первоначальных умений и навыков научно обоснованного, экологически грамотного и безопасного для природных объектов поведения молодого поколения;
- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
- формирование умений и навыков наблюдений за объектами и явлениями;
- разработка системы ценностных ориентиров в целях самоидентификации личности как части природы;
- освоение норм поведения по отношению к окружающей природной среде, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать
ей помощь, а также навыков природоохранной и средозащитной деятельности;
- формирование умений диагностировать и прогнозировать последствия антропогенного воздействия на окружающую среду.
Результаты проводимых исследований показывают, что эмоциональное отношение молодых людей к объектам природы, знакомство с представителями флоры и фауны, уход за ними играют большую воспитательную роль в формировании практических навыков взаимодействия с окружающей средой.
Знания, умения, навыки обучающихся должны базироваться на достоверной информации об окружающей среде. Только на такой основе информация будет личностно значимой и трансформируется в природоохранную деятельность молодого человека.
При формировании экологической культуры в системе образования необходимо принимать во внимание наличие разнообразия направлений экологии: биоэкология, прикладная экология и социальная экология [2].
Составляющими биоэкологии являются живая и неживая природа. Объектом изучения биоэкологии являются специфические особенности животных и растений, их разнообразие, ареал распространения; зависимость от особенностей среды обитания внешнего вида живых организмов, их приспосабливае-мость к окружающей среде и пр.
Элементами прикладной экологии являются поведенческие аспекты индивидуума в окружающей среде; основы бережного к ней отношения; вопросы экономии и охраны природных ресурсов; основы заповедного дела; изучение редких и исчезающих видов и представителей флоры и фауны исследуемых рекреационных территорий и т.д.
Элементами социальной экологии являются люди и окружающая среда; рациональный подход к использованию природных ресурсов; направления воздействия человека на природу; взаимосвязь между человеческим здоровьем и качеством окружающей среды; направления человеческой деятельности в целях повышения качества окружающей природной среды.
Повышение уровня экологической культуры способствует формированию у молодежи определенной системы ценностей, представления о человеке как о части природы, понимания зависимости человеческого здоровья
от состояния природной среды, желания и умения действовать. При этом развитие экологических троп содействует взращиванию в сознании молодых людей понимания необходимости разумного потребления и экономного использования природных ресурсов.
Работа на экологической тропе тесно связана с развитием положительного эмоционального фона у молодого поколения, умения удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, замечать красоту окружающего мира. Для экологии характерна высокая степень интеграции, поэтому в процессе формирования экологической культуры у молодежи активизируются элементы географических, исторических знаний, искусства.
Весьма важным представляется формирование у молодежи осознанной потребности в самостоятельном изучении окружающей природной среды. Реализовать эту задачу можно при создании и освоении экологических троп, когда молодой человек исследует окружающий мир, самостоятельно выделяет связи и зависимости, существующие в природе в процессе наблюдения за объектами, явлениями неживой и живой природы, активного взаимодействия с ними.
Область применения результатов: система воспитания ценностных и патриотических установок молодого поколения Кабардино-Балкарской республики и России.
Выводы. Таким образом, проводимые исследования показывают, что формирование и развитие экологических троп позволяет молодым людям:
- знакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, непосредственно участвуя в них;
- изучать живые объекты в их естественном природном окружении;
- получать навыки разнообразных экологических исследований;
- осознать общую связь живых организмов с внешней средой, наблюдая за их развитием и влиянием друг на друга.
Деятельность по формированию экологической культуры посредством развития экологических троп позволяет решать практические задачи и проблемы рационального природопользования, дает возможность реализовать потенциал туристских дестинаций, рекреационных комплексов, уникальных природных объектов и ландшафтов.
Литература
1. Лыкова Т.Р. Патриотическое воспитание в процессе культурно-познавательного туризма // Культура и образование. 2014. №10. С 16-20.
2. Петрушков А.Н. Экологический туризм в системе патриотического воспитания // Вестник МГУКИ. 2009. №2(28). С. 166-169.
3. Чибилева В.П., Филимонова И.Ю. Значение экологического туризма в формировании экологической культуры студентов и школьников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Том 17. №5. С. 57-62.
КеГегеп8е8
1. Lykova T.P. Patrioticheskoe vospitanie v protsesse kulturno-poznavatelnogo turizma // Kultura i obrazovanie. 2014. №10. S. 16-20.
2. Petrushkov A.N. Ekologicheskij turizm v sisteme patrioticheskogo vospitaniya // Vestnik MGUKI. 2009. №2(28). S. 166-169.
3. Chibileva V.P., Filimonova I.Yu. Znache-nie ecologicheskogo turizma v formirovanii eco-logicheskoj kultury studentov i shkolnikov // Ь-veztiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiskoj akademii nauk. 2015. Тот 17. №5. S. 57-62.