Научная статья на тему 'Анализ возможностей Интернет-ресурсов для повышения эффективности образовательного процесса'

Анализ возможностей Интернет-ресурсов для повышения эффективности образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3167
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХ-НОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INTERNET RESOURCES / INFORMATION TECHNOLOGIES / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / DISTANCE LEARNING / CLOUD COMPUTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усманов С. А.

В статье проведен анализ Интернет-ресурсов образовательного назначения и дана краткая характеристика основных возможностей этих ресурсов. Сегодня уже невозможно представить образовательный процесс без использования возможностей Интернет-ресурсов. Современный педагог должен уметь работать с информацией, которая необходима для реализации его профессиональной деятельности, решения его профессиональных задач, обладать навыками сотрудничества с учащимися на базе информационного взаимодействия. Образовательный Интернет-ресурс это целостная, поименованная, взаимосвязанная, единая системно организованная совокупность, которая включает в себя и общеобразовательные формализованные и профессионально значимые знания и средства организационно-методического обеспечения образовательного процесса и средства для их автоматизированного хранения, накопления и обработки. Интернет-ресурсы призваны удовлетворять потребности пользователя в различных аспектах и сферах образовательной деятельности. Нередко определенный ресурс обладает несколькими свойствами такого сложного по составу и функционированию средства, каким является сеть Интернет, позволяющая установить между педагогом и учащимися обратную связь при выполнении самостоятельных работ, рассылать материалы и проводить опросы. Занятия с использованием ресурсов Интернета представляют собой сплав новых информационных технологий с новыми педагогическими технологиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усманов С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF POSSIBILITIES OF INTERNET RESOURCES TO IMPROVE THE EFFICIENCY THE EDUCATIONAL PROCESS

In article the analysis of Internet resources of educational appointment is carried out and the short characteristic of the main opportunities of these resources is given. Today it is already impossible to present educational process without use of opportunities of Internet resources. The modern teacher has to be able to work with information which is necessary for realization of his professional activity, the solution of his professional tasks, to have skills of cooperation with pupils on the basis of information exchange. The educational Internet resource is complete, named, interconnected, uniform systemically organized set which includes both the general education formalized and professionally significant knowledge and means of organizational and methodical ensuring educational process and means for their automated storage, accumulation and processing. Internet resources are designed to satisfy needs of the user for various aspects and spheres of educational activity. Quite often concrete resource includes several properties such difficult at once on structure and functioning of means what the Internet is. Use of the Internet allows to establish between the teacher and pupils feedback when performing independent works, allows to carry out mailing of materials and to conduct surveys. Occupations with use of resources of the Internet represent alloy of new information technologies with new pedagogical technologies.

Текст научной работы на тему «Анализ возможностей Интернет-ресурсов для повышения эффективности образовательного процесса»

RUDN Journal of Informatization in Education 2017 Том 14 № 4 468—474

Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования rtW^m^.m^.rn^fon^ i zat юп-^ ™

DOI 10.22363/2312-8631-2017-14-4-468-474 УДК 372.8

АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

С.А. Усманов

Центр образования ул. им. У.Р. Даудова, 94, Грозный, Чеченская Республика, Россия, 366007

В статье проведен анализ Интернет-ресурсов образовательного назначения и дана краткая характеристика основных возможностей этих ресурсов. Сегодня уже невозможно представить образовательный процесс без использования возможностей Интернет-ресурсов. Современный педагог должен уметь работать с информацией, которая необходима для реализации его профессиональной деятельности, решения его профессиональных задач, обладать навыками сотрудничества с учащимися на базе информационного взаимодействия. Образовательный Интернет-ресурс — это целостная, поименованная, взаимосвязанная, единая системно организованная совокупность, которая включает в себя и общеобразовательные формализованные и профессионально значимые знания и средства организационно-методического обеспечения образовательного процесса и средства для их автоматизированного хранения, накопления и обработки. Интернет-ресурсы призваны удовлетворять потребности пользователя в различных аспектах и сферах образовательной деятельности. Нередко определенный ресурс обладает несколькими свойствами такого сложного по составу и функционированию средства, каким является сеть Интернет, позволяющая установить между педагогом и учащимися обратную связь при выполнении самостоятельных работ, рассылать материалы и проводить опросы. Занятия с использованием ресурсов Интернета представляют собой сплав новых информационных технологий с новыми педагогическими технологиями.

Ключевые слова: Интернет-ресурсы, информационные технологии, педагогические технологии, дистанционное обучение, облачные технологии

Интернет-ресурсы несут в себе громадный потенциал образовательных ресурсов (см., например, работы [1—10]). Ресурс — средство позволяющее осуществить реализацию какой-либо деятельности. Интернет-ресурс — это элемент сети Интернет, например, это может быть веб-страница, почтовый сервер или поисковая машина, т.е. информационная система, использующая веб-технологии на уровне представления и передачи данных, которая предназначена для оказания публичных информационных услуг в сети Интернет. Образовательный Интернет-ресурс учебного заведения — это целостная, поименованная, взаимосвязанная, единая системно организованная совокупность, которая включает в себя: общеобразовательные формализованные и профессионально значимые знания; средства организационно-методического обеспечения образовательного процесса; средства для их автоматизированного хранения, накопления и обработки.

Во всемирной паутине сегодня можно найти разнообразные Интернет-ресурсы. Современный педагог сегодня должен быть способен работать с информацией, которая необходима для реализации его профессиональной деятельности, решения его профессиональных задач, обладать навыками сотрудничества со студентами на базе информационного взаимодействия.

Занятия с использованием ресурсов Интернета представляют собой сплав новых информационных технологий с новыми педагогическими технологиями, т.е. приводят к изменению собственной позиции педагога. Он перестает быть источником знаний, а становится тьютором — помощником учащегося в процессе самостоятельного получения информации.

Электронная почта — это технология по пересылке и получению электронных сообщений по распределенной, в том числе глобальной компьютерной сети. По принципу работы и составу элементов электронная почта практически повторяет систему обычной, т.е. бумажной почты, при этом заимствуя как термины письмо, вложение, почта, доставка, конверт, ящик и др., также и характерные особенности — это достаточная надежность, задержки передачи сообщений, простоту использования, и в то же время отсутствие гарантии доставки писем. Любой желающий в настоящее время имеет возможность создать свой электронный бесплатный почтовый ящик. Для этого ему достаточно зарегистрироваться на одном из Интернет-порталов.

Электронная почта позволяет выполнять следующие действия:

— отправка и получение информации в любую точку, где есть доступ к Интернету;

— услуги собственно самой почты — прием и отправка электронных писем, которые отправляются в течение нескольких секунд в любую точку земного шара.

Адресат электронные письма получает в удобное для него самого время. В некоторых сетях, с другой стороны, есть возможность запросить подтверждение о получении письма адресатом. Без электронной почты сегодня уже невозможно себе представить общение со студентами, и, в первую очередь, со студентами заочной формы обучения, так как они задают свои вопросы в удобное для них время после работы. Также педагог может помочь и ответить студенту в решении вопроса в удобное для него время. И общение происходит очень быстро и результативно.

В процессе обучения данная тема представляет большой интерес, поскольку благодаря данному направлению, а именно, использованию электронной почты, представляется возможность быстрого взаимодействия между педагогом и студентом на расстоянии, а это, в свою очередь, очень практично и удобно. Между педагогом и студентом обмен сообщениями средствами электронной почты обеспечивает обратную связь при выполнении студентом курсовых, практических, научных, и даже выпускных квалификационных работ, позволяет осуществлять рассылку материалов и проводить опросы. Если даже электронная почта не дает возможности совместной обработки документов, но все же ее использование позволяет в значительной степени улучшить взаимодействие педагога со студентом.

Очень удобно использовать электронную почту для оперативных ответов на вопросы, которые возникают у студентов в процессе обучения. Электронная по-

чта позволяет эффективнее организовать самостоятельную деятельность студента — можно отредактировать доклад, реферат, проверить его, студенческую научно-исследовательскую работу, научную статью.

Сегодня популярны облачные технологии, предоставляющие доступ к собственным данным. При этом пользователь не должен думать об операционной системе, об аппаратной и программной инфраструктуре, с которыми он работает. Согласно стандарту IEEE, «Облачная обработка данных — это парадигма, в рамках которой информация постоянно хранится на серверах в Интернет, также временно кэшируется на клиентской стороне, например, на персональных компьютерах, смартфонах, ноутбуках, игровых приставках, и т.д.».

Идея облачных технологий состоит в том, что для работы со своими данными достаточно иметь выход в Интернет. Все основное располагается в Интернете, и то, что вам нужно, получаете там. А вот по форме доступа: платно, или бесплатно — это будет зависеть от ваших запросов. Для применения облачных технологий в учебном процессе можно организовать совместную работу сотрудников над документами, например, над годовым планом или образовательной программой. Такой масштабный документ создается силами педагогов и администрации, которые ответственны за какие-либо направления, таких как социальный педагог, педагог-психолог или ответственный за здоровьесберегательные технологии. Каждый отвечает за какую-либо часть документа, но может дополнять или комментировать информацию и в других блоках.

Другой пример — это файл, в который должны вносить сведения все кураторы курсов с информацией о своих студентах. В локальной сети при попытке работы с такими документами возникает проблема, которая связана с тем, что одновременно работать с одним и тем же документом на разных компьютерах невозможно. Появляется множество копий одного и того же документа, которые потом надо объединить в один документ.

В облачных технологиях для совместной работы необходимо поместить или создать документ в облачное хранилище и предоставить доступ к нему тем, у кого есть ссылка или по адресам электронной почты.

Можно организовать совместную деятельность студентов. Структура деятельности такова: студенты получают темы проектов и подразделяются на группы. В каждой группе распределяются обязанности.

Интернет-ресурсы эффективно используются для организации дистанционного обучения. Для начала работы с сервисом надо иметь всего лишь компьютер, который подключен к сети Интернет, также это может быть и мобильное устройство, такое как планшет или смартфон. Процесс создания документа на таких устройствах не очень удобен, но вносить какие-либо изменения легко.

Облачные хранилища представляют следующие сервис-провайдеры:

— Box.net — облачное хранилище данных, возможность просматривать с мобильного телефона и редактировать;

— Dropbox — облачное хранилище данных, синхронизация данных через программу клиент, возможность совместной работы, кроссплатформенный сервис;

— Syncplicity — программный комплекс для синхронизации данных в крос-сплатформенных средах;

— SugarSync — облачное хранилище данных, коммерческое;

— OpenDrive — хранилище с возможностью платного скачивания информации;

— ДискGoogle — бесплатный онлайн-офис с встроенным хранилищем, замена GoogleDocs;

—YandexDisk — бесплатное облачное хранилище данных, замена Яндекс.народ;

— Windows Live SkyDrive.

Информационные и коммуникационные технологии являются результативным средством повышения эффективности обучения путем решения целого ряда задач:

1) повышения информационно-коммуникационной культуры участников образовательного процесса;

2) увеличения учебного времени без внесения изменений в учебные планы;

3) обеспечения гибкости хода управления учебным процессом;

4) качественного изменения контроля за деятельностью студентов;

5) повышения мотивации студентов к обучению.

Самый распространенный Интернет-ресурс на занятиях в образовательных учреждениях — сайт. Сайты удобны в использовании и широко применяются всеми педагогами, которые имеют доступ к Интернету в кабинете. Много ссылок в поисковых сайтах на образовательные сайты по различным предметам: биологии, математике, химии, географии, физике, русскому языку, информатике, литературе, для начального образования. Здесь можно найти интересные проекты занятий в текстовом формате, в форме флипчартов, в форме презентаций, которые можно использовать при подготовке к внеклассному мероприятию или занятию.

Сайты педагогов по информатике — это сайты, которые предназначены в роли информационного и методического средства для педагогов и студентов образовательных учреждений. Главная задача этого ресурса — оказание посильной помощи педагогам информатики в их повседневном нелегком труде. Все, кто занимается и интересуется информатикой найдет здесь для себя полезную информацию — методические, нормативные и организационные документы, дидактический материал, учебные пособия, обзоры программного обеспечения и многое другое.

Веб-сайт — совокупность веб-страниц с повторяющимся дизайном, которые объединены по смыслу, физически и навигационно находящихся на едином сервере. К наиболее популярным сегодня образовательным сайтам можно отнести сайты, с такими электронными адресами, как http://www.ychitel.com, http:// inf.1september.ru, http://comp-science.hut.ru, http://www.ipo.spb.ru/journal и др.

Информационно-образовательные порталы — это крупные Интернет-ресурсы, которые представляют собой совокупность связанных сайтов по вопросам образования. Портал — это комплекс узлов или сетевой узел, которые единый доступ к информационным ресурсам, направленным на определенную аудиторию. С технологической точки зрения портал — это многоуровневое системное объединение сервисов и ресурсов в Интернете, или комплекс сайтов, которые работают на базе единых стандартов обмена информацией и единой базы данных.

Портал, кроме того, дает возможность сформировать единое образовательное пространство, а также позволяет распределять образовательные ресурсы и успешно осуществлять совместные образовательные программы.

Таким образом, образовательные Интернет-ресурсы призваны удовлетворять потребности пользователя в различных аспектах и сферах образовательной деятельности. Нередко определенный ресурс включает сразу несколько свойств в себя такого сложного по составу и функционированию средства, каким является сеть Интернет. Вероятно, эти свойства, находят применение в системе образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[1] Абдуразаков М.М., Сурхаев М.А., Симонова И.Н. Возможности информационно-коммуникационной образовательной среды для достижения новых образовательных результатов // Информатика и образование. 2012. № 1. С. 58—60.

[2] Гришанова Т.В. Применение облачных технологий в образовании // Вестник образовательного консорциума «Среднерусский университет». Серия: Информационные технологии. 2015. № 6. С. 22—25.

[3] Емельянова О.А. Применение облачных технологий в образовании // Молодой ученый. 2014. № 3. С. 907—909.

[4] Еськов А.В., Ефимова Г.В. Информационные технологии в образовании // Материалы VI Всероссийской научно-практ. конф. Саратов: Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, 2014. С. 75—80.

[5] Корнилов В.С. Теоретические основы информатизации прикладного математического образования: монография. Воронеж: Научная книга, 2011. 140 с.

[6] Лобанова Е.В. Дидактическое проектирование информационно-образовательной среды высшего учебного заведения: дисс. ... д-ра пед. наук. М., 2004. 314 с.

[7] Никифоров О.А., Глухих В.Р., Левкин Г.Г. Тенденции применения облачных технологий в образовательном процессе // Инновационная экономика и общество. 2015. № 1 (7). С. 80—86.

[8] Сурхаев М.А. Новые требования к образовательному процессу в условиях становления информационного общества // Стандарты и мониторинг в образовании. 2008. № 1. С. 35— 37.

[9] Сурхаев М.А. Умения, необходимые учителю для работы в образовательной среде, основанной на средствах ИКТ // Стандарты и мониторинг в образовании. 2008. № 6. С. 50— 51

[10] Филатова Л.О. Информатизация образования: новые возможности реализации преемственности обучения в школе и вузе // Информатика и образование. 2004. № 7. С. 118.

© Усманов С.А., 2017

История статьи:

Дата поступления в редакцию: 20 июня 2017 Дата принятия к печати: 28 июля 2017

Для цитирования:

Усманов С.А. Анализ возможностей Интернет-ресурсов для повышения эффективности образовательного процесса // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2017. Т. 14. № 4. С. 468-474. Б01 10.22363/2312-8631-201714-4-468-474

Сведения об авторе:

Усманов Сайдмагомед Рамазанович, директор Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования» г. Грозный Чеченской Республики. Контактная информация: е-шаП: Said_7usmanov@mail.ru

THE ANALYSIS OF POSSIBILITIES OF INTERNET RESOURCES TO IMPROVE THE EFFICIENCY THE EDUCATIONAL PROCESS

S.A. Usmanov

State budgetary educational Institution "Center of education" Ulica im U.R. Daudova, 94, Grozny, Chechen Republic, Russia, 366007

In article the analysis of Internet resources of educational appointment is carried out and the short characteristic of the main opportunities of these resources is given. Today it is already impossible to present educational process without use of opportunities of Internet resources. The modern teacher has to be able to work with information which is necessary for realization of his professional activity, the solution of his professional tasks, to have skills of cooperation with pupils on the basis of information exchange. The educational Internet resource is complete, named, interconnected, uniform systemically organized set which includes both the general education formalized and professionally significant knowledge and means of organizational and methodical ensuring educational process and means for their automated storage, accumulation and processing. Internet resources are designed to satisfy needs of the user for various aspects and spheres of educational activity. Quite often concrete resource includes several properties such difficult at once on structure and functioning of means what the Internet is. Use of the Internet allows to establish between the teacher and pupils feedback when performing independent works, allows to carry out mailing of materials and to conduct surveys. Occupations with use of resources of the Internet represent alloy of new information technologies with new pedagogical technologies.

Key words: Internet resources, information technologies, pedagogical technologies, distance learning, cloud computing

REFERENCES

[1] Abdurazakov M.M., Surkhayev M.A., Simonova I.N. Vozmozhnosti informacionno-kommunikacionnoj obrazovatel'noj sredy dlja dostizhenija novyh obrazovatel'nyh rezul'tatov [Possibilities of the information and communication educational environment for achievement of new educational results]. Informatika iobrazovanie [Informatics and education]. 2012. No. 1. Pp. 58—60.

[2] Grishanova T.V. Primenenie oblachnyh tehnologijv obrazovanii [Application of a cloud computing in education]. Vestnik obrazovatel'nogo konsorciuma «Srednerusskij universitet». Serija: Informacionnye tehnologii [Bulletin of educational consortium the Central Russian university. "Informacionnye tehnologii" series]. 2015. No. 6. Pp. 22—25.

[3] Yfemelyanova O.A. Primenenie oblachnyh tehnologij vobrazovanii [Application of a cloud computing in education]. Molodoj uchenyj [The Young scientist]. 2014. No. 3. Pp. 907—909.

[4] Eskov A.V, Yefimova G.V. Informacionnye tehnologii v obrazovanii [Information technologies in education]. Materialy VI Vserossijskojnauchno-prakticheskojkonferencii [Materials VI of the All-Russian scientific and practical conference]. Saratov: Saratovskij gosudarstvennyj universitet imeni N.G. Chernyshevskogo, 2014. Pp. 75—80.

[5] Korniliv V.S. Teoreticheskie osnovy informatizaciiprikladnogo matematicheskogo obrazovanija [Theoretical fundamentals of Informatization of mathematical education]: monografija. Voronezh: Nauchnaja kniga, 2011. 140 p.

[6] Lobanova E.V. Didakticheskoe proektirovanie informacionno-obrazovatel'noj sredy vysshego uchebnogo zavedenija [Didactic design of the information and education environment of a higher educational institution.]: diss. ... d-ra ped. nauk. M., 2004. 314 p.

[7] Nikiforov O.A., DeafVR., Levkin G.G. Tendencii primenenijaoblachnyhtehnologijvobrazovatel'nom processe [Tendencies of application of a cloud computing in educational process]. Innovacionnaja jekonomika i obshhestvo [Innovative economy and society]. 2015. No. 1 (7). Pp. 80—86.

[8] Surkhayev M.A. Novye trebovanija k obrazovatel'nomu processu v uslovijah stanovlenija informacionnogo obshhestva [New requirements to educational process in the conditions of formation of information society]. Standarty imonitoringvobrazovanii [Standards and monitoring in education]. 2008. No. 1. Pp. 35—37.

[9] Surkhayev M.A. Umenija, neobhodimye uchitelju dlja raboty v obrazovatel'noj srede, osnovannoj na sredstvah IKT [The abilities necessary for the teacher for work in the educational environment based on means of ICT]. Standarty i monitoring v obrazovanii [Standards and monitoring in education]. 2008. No. 6. Pp. 50—51.

[10] Filatova L.O. Informatizacija obrazovanija: novye vozmozhnosti realizacii preemstvennosti obuchenija v shkole i vuze [Education informatization: new opportunities of realization of continuity of training at school and higher education institution]. Informatika i obrazovanie [Informatics and education]. 2004. No. 7. Pp. 118.

Article history:

Received: 20 June, 2017 Accepted: 28 Jule, 2017

For citation:

Usmanov S.A. (2017). Analysis of possibilities of Internet resources to improve the efficiency of the educational process. RUDN Journal of Informatization of Education, 14 (4), 468—474. DOI 10.22363/2312-8631-2017-14-4-468-474

Bio Note:

Usmanov SaidmagomedRamazanovich, director of state budget educational institution «education Center» ofthe city ofGrozny ofthe Chechen Republic. Contact information: e-mail: Said_7usmanov@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.