Научная статья на тему 'Методологические вопросы развития качества услуг жизнеобеспечения в составе кластера'

Методологические вопросы развития качества услуг жизнеобеспечения в составе кластера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / СИСТЕМА / ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ / РЕЗЕРВ / КАЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савин К. Н.

В статье рассмотрены проблемы и основные факторы развития управления качеством кластера процессов жизнеобеспечения посредством объединения сетей поставщиков жилищно-коммунальных услуг, их производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой в единую систему с целью достижения удовлетворенности всех заинтересованных сторон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические вопросы развития качества услуг жизнеобеспечения в составе кластера»



УДК 338.2:004

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВА УСЛУГ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ В СОСТАВЕ КЛАСТЕРА*

К. Н. САВИН,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономического анализа и качества E-mail: [email protected] Тамбовский государственный технический университет

В статье рассмотрены проблемы и основные факторы развития управления качеством кластера процессов жизнеобеспечения посредством объединения сетей поставщиков жилищно-коммунальныхуслуг, их производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой в единую систему с целью достижения удовлетворенности всех заинтересованных сторон.

Ключевые слова: кластер, система, жизнеобеспечение, резерв, качество.

Под кластером в экономике принято понимать сконцентрированную на некоторой территории группу взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом [2].

Природа кластера такова, что в нем могут быть задействованы организации различные и по формам собственности, и по видам хозяйственной деятельности. Внутри сетевой структуры кластера возникают экономические отношения между субъ-

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «Финансы и кредит» при Тамбовском государственном техническом университете.

ектами различной формы собственности: частными, государственными и муниципальными.

Кластер жизнеобеспечения определяется автором как жилищно-коммунальный комплекс (хозяйство), сформированный на базе территориальной концентрации сетей поставщиков жилищно-коммунальных услуг, их производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой.

Предприятия и организации жилищно-коммунального комплекса, которые включены в сети или кластер, имеют более полную и ритмичную загрузку производственных мощностей и, как следствие, увеличение общего объема производства в регионе, получают устойчивых партнеров, с которыми согласованы принципы ценообразования. Рынки сбыта становятся предсказуемыми. Это в свою очередь позволяет планировать объемы выпускаемой продукции, ведет к финансовой устойчивости целой группы предприятий и организаций, ориентированных на определенный сегмент рынка, так как в кластере обеспечивается прозрачность вклада каждого предприятия в стоимость конечного продукта. Каждое из входящих в него предприятий становится понятным для инвестора, т. е. удовлетворяетуслови-ям инвестиционной привлекательности.

Конъюнктура рынка жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) выделяет следующие этапы реформирования и развития кластера жизнеобеспечения:

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жебРЪЯ WWP/tTCMieM

- этап децентрализации (формирование качества ЖКУ);

- приватизационный этап (обеспечение качества ЖКУ);

- социальный этап (контроль качества ЖКУ);

- институционально-программный этап (программно-целевое управление качеством ЖКУ);

- институционально-кластерный этап (разработка и внедрение систем качества жилищно-коммунального комплекса).

На современном этапе рыночной экономики происходит активное развитие принципов и методов управления качеством, обеспечивающих совершенствование управления качеством продукции, услуг и организацией в целом. В этих условиях механизмы управления качеством претерпевают значительные изменения, связанные со спецификой и конкретными условиями деятельности организаций. Качество в настоящее время стало стратегией многих организаций и рассматривается как основная составляющая конкурентного преимущества продукции и услуг.

Однако с переходом на рыночные отношения в России по-прежнему остается пренебрежительное отношение к проблеме качества. По мнению автора, основными причинами такого явления можно считать следующие:

- многие руководители предприятий не адаптировались к рыночным условиям, нет правильных, четко направленных действий по решению проблем в области качества;

- недостаточный опыт у российских предприятий по созданию и развитию системы менеджмента качества;

- отсутствие или слабое управление затратами на качество продукции в самой системе менеджмента качества;

- снижение роли государства, законодательных и исполнительных органов в создании условий для решения этой важной проблемы;

- отсутствие национальной программы по достижению высокого уровня качества. Проблемы кластерного формирования системы менеджмента качества в любой отрасли народного хозяйства в последние годы становятся все актуальнее. Перемены в обществе и экономике заставляют руководителей предприятий все больше внимания уделять изучению рынка, подбору персонала и другим вопросам, составляющим достаточно большой круг управленческих проблем. Сегодня качество — это единственная возможность добиться успеха в мире высокой конкуренции [1].

Жилищно-коммунальное хозяйство является важнейшей сферой социально-экономической структуры общества. Качество ее функционирования на базе равноправного существования в данной сфере всех форм собственности позволяет создать поле качества экономических отношений собственников услуг ЖКХ и создать сетевую среду для реализации принципов социально ориентированной рыночной экономики.

Противоречия между существующей системой ЖКХ и требованиями рыночной экономики отображаются также в том, что у предприятий жилищно-коммунального хозяйства отсутствует экономическая заинтересованность в повышении качества услуг в соответствии с запросами потребителей в отношении объема, режима потребления получаемых услуг. Неподготовленность предприятий ЖКХ к работе в системе рыночных отношений объясняется также тем, что в настоящий момент их экономические интересы не требуют повышения качества функционирования на всех уровнях управления, что особо наглядно проявляется в существовании в их деятельности до сих пор затратных (в основном трансакционных) тенденций.

Вопросы повышения качества услуг жилищно-коммунального хозяйства, поиск резервов, возможности контроля рассматриваются на государственном уровне, на уровне профессиональных объединений. Контроль за качеством услуг ЖКХ становится общественно значимым, причем проведение международных конференций по реализации стратегии TQM (Total Quality Management — глобальный менеджмент качества) на базе открытых международных стандартов качества товаров, продукции и услуг ИСО 9000 и ИСО 14000 дает представление о том, что в настоящее время задача поиска резервов повышения качества услуг является актуальной для зарубежных организаций и отечественного жилищно-коммунального хозяйства.

Как показывает практика, во многих городах России началась активная стадия по агитации граждан по вступлению в товарищества собственников жилья. Товарищества (кластеры) преподносятся агитаторами как некая панацея от старой развалившейся государственной системы управления жилыми домами. Сегодня уже есть примеры, когда создаются несколько товариществ в одном доме и, наоборот, несколько домов в одном товариществе. Причина — полнейший информационный вакуум у населения и отсутствие знаний нормативно-методической базы реформирования жилищно-коммунального хозяйства специалистами на местах [3].

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жебРЪЯ Ъ'ПРАХЖ'иХА

17

Организационное совершенствование кластера жизнеобеспечения должно происходить в следующих четырех направлениях:

- интеграция принципов TQM с методом экономного производства и концепцией «производство точно в срок»;

- внедрение систем менеджмента качества в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000;

- совершенствование бизнес-процессов путем самооценки с использованием критериев, содержащихся в моделях делового совершенства;

- применение статистических методов для управления качеством в сочетании с методологией «Шесть сигм».

Современный подход к управлению качеством кластера жизнеобеспечения предполагает объединение всех перечисленных направлений организационного совершенствования в единую систему в целях достижения желаемых результатов для всех заинтересованных сторон.

Предприятия и организации жилищно-коммунального хозяйства, объединяющиеся в кластеры, могут рассчитывать на серьезные положительные результаты.

Это, во-первых, увеличение масштабов и расширение области деятельности. Результатом сотрудничества предприятий жилищно-коммунального хозяйства, работающих на одном сегменте рынка и связанных в технологической цепи, выгодным является обмен информацией о потребителях, что вызываетрасшире-ние клиентской базы и рост масштабов производства. Кроме того, сотрудничающие предприятия и организации ЖКХ имеютвозможность использовать навыки, приемы и технологии друг друга. Следовательно, возможности фирмы могут быть значительно расширены, если удастся достичь синергии между различными технологическими культурами.

Во-вторых, разделение издержек и рисков. В настоящее время затраты на проведение исследований и внедрение инноваций растут достаточно быстро и выходят за пределы возможностей одного предприятия. Сотрудничество в рамках такого объединения может помочь разделить высокие затраты и риски инноваций между участниками сети.

В-третьих, повышение способностей к обучению. Сотрудничество в рамках сети повышает

Список литературы

возможности каждого предприятия получать информацию о новых технологиях, методах создания новых технологий и о том, как технологии могут влиять на существующий бизнес. Это может помочь предприятиям в адаптации их организационной структуры к новым условиям.

В-четвертых, повышение способности справляться со сложностями. Многие важные технологические явления достаточно сложны для восприятия персоналом предприятий, включая при этом широкий диапазон научных и коммерческих знаний. Это создает потребность в сотрудничестве между фирмами, работающими в различных областях знаний. Близкая интеграция между ними помогает преодолевать эти проблемы за счет дополнения и специализации друг друга.

В-пятых, гибкость и эффективность. Определяя накладные расходы и планируемые объемы производства, жилищно-коммунальное хозяйство (одно или несколько), интегрированное в сеть, иногда сталкивается с необходимостью быстрого перераспределения свободных средств. Эту возможность может предоставить образованная вокруг него (них) сеть предприятий (поставщики, посредники, дистрибьюторы и т.д.). Сети также облегчают взаимодействие между большими и малыми фирмами, увязывая ресурсные преимущества первых с поведенческими преимуществами или творческими возможностями последних.

В-шестых, скорость. В рамках сети можно объединить ресурсы, соответствующие решению определенной проблемы и тем самым ускорить процесс ее разрешения. С другой стороны, это может быть затруднительно для одной фирмы. Например, быстрое занятие определенной ниши рынка может зависеть от надежности внешних поставщиков. В рамках сети эта проблема решается быстрее и проще.

И, в-седьмых, эффективность и привлечение инвестиций. В рамках межрегиональных сетей интернационализация положительных достижений через сотрудничество может привести к повышению эффективности и увеличению общих расходов. В случае кластера эти преимущества усиливаются за счет включения в число его участников организаций из разных областей знаний, а также за счет более тесной взаимозависимости и связей между ними.

1. Адлер Ю. П. Восемь принципов, которые меняют мир // Стандарты и качество. 2001. № 5—6.

2. Портер М.Э. Конкуренция / пер. с англ. М.: Вильяме, 2001.

3. Савин К.Н. Формирование и развитие регионального кластера качества процессов жизнеобеспечения. М.: Экономика. 2009.

18

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жебРЪЯ -wnPAKM-UXA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.